Рабочая программа учебной дисциплины "Основы безопасности и защиты Родины "
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа учебной дисциплины "Основы безопасности и защиты Родины "
Автор: Ракина Татьяна Васильевна
Министерство образования и науки Республики Коми
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Сыктывкарский торгово-экономический колледж
(ГАПОУ СТЭК)
Рабочая программа
учебной дисциплины
Основы безопасности и защиты Родины
(наименование дисциплины в соответствии с ФГОС)
для студентов, обучающихся по специальности/рабочей профессии
38.02.08 Торговое дело
(код, наименование специальности/профессии)
Базовый
(уровень подготовки: базовый, углубленный)
Сыктывкар 2024
Разработчики
ФИО
Квалификационная категория
Должность
1
Ракина Татьяна Васильевна
Высшая
преподаватель
Рассмотрена на заседании предметно-цикловой комиссии
Протокол № _____от ____.____.______
Председатель ПЦК_____________Главатских Г.В.
Рекомендована Методическим советом ГАПОУ СТЭК
Протокол № _____от ____.____.______
Председатель совета_______________Дорошенко В.Н.
Содержание
Пояснительная записка
Общая характеристика учебной дисциплины
Место учебной дисциплины в учебном плане
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Тематическое планирование и содержание учебной дисциплины
Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Рекомендуемая литература
Примерные темы для рефератов, индивидуальных проектов
Пояснительная записка
Программа общеобразовательной учебной дисциплины Основы безопасности и защиты Родины предназначена для изучения основ безопасности и защиты Родины в государственном автономном профессиональном образовательном учреждении Сыктывкарский торгово-экономический колледж (ГАПОУ СТЭК), реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.
Программа разработана в соответствии ФГОС среднего общего образования, на основе требований Федеральной образовательной программы среднего общего образования, с учетом Концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования, ФГОС СПО.
Цель освоения общеобразовательной дисциплины: формирование в части овладения содержанием общеобразовательной дисциплины Основы безопасности и защиты Родины, формирование ценностей, освоение знаний и умений, обеспечивающих готовность к выполнению Конституционного долга по защите Отечества и достижение базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности.
Задачи освоения образовательной дисциплины (в соответствии с требованиями ФГОС СОО, ориентацией на результаты ФГОС СПО) включают в себя овладение основами военной подготовки и формирование у обучающихся базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности в соответствии с современными потребностями личности, общества и государства, что предполагает:
- применение принципов и правил безопасного поведения в повседневной жизни на основе понимания необходимости ведения здорового образа жизни, причин и механизмов возникновения и развития различных опасных и чрезвычайных ситуаций, готовности к применению необходимых средств и действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- формирование ценностей, овладение знаниями и умениями, которые обеспечивают готовность к военной службе, исполнению долга по защите Отечества;
- формирование активной жизненной позиции, осознанное понимание значимости личного и группового безопасного поведения в интересах благополучия и устойчивого развития личности, общества и государства;
- знание и понимание роли личности, общества и государства в решении задач обеспечения национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы безопасности и защиты Родины
В основе учебной дисциплины Основы безопасности и защиты Родины лежит установка на формирование у обучаемых системы базовых понятий основ безопасности жизнедеятельности, а также формирование ценностей, освоение знаний и умений, обеспечивающих готовность к выполнению конституционного долга по защите Отечества и достижение базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности, что способствует выработке у выпускников умений распознавать угрозы, снижать риски развития опасных ситуаций, избегать их, самостоятельно принимать обоснованные решение в экстремальных условиях, грамотно вести себя при возникновении чрезвычайных ситуаций. Такой подход содействует воспитанию личности безопасного типа, закреплению навыков, позволяющих обеспечивать благополучие человека, созданию условий устойчивого развития общества и государства.
Подходы к изучению ОБЗР учитывают современные вызовы и угрозы. ОБЗР входит в предметную область Основы безопасности и защиты Родины, является обязательным для изучения на уровне среднего общего образования.
При освоении специальности 38.02.08 Торговое дело основы безопасности и защиты Родины изучаются на профильном уровне ФГОС среднего общего образования.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на профильном уровне ориентированы преимущественно на подготовку к последующему профессиональному образованию, развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоением основ наук, систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету.
Основными содержательными модулями (тематическими линиями) рабочей программы, обеспечивающих системность и непрерывность изучения предмета на уровнях основного общего и среднего общего образования, являются: безопасное и устойчивое развитие личности, общества, государства; основы военной подготовки; культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе; безопасность в быту; безопасность в транспорте; безопасность в общественных местах; безопасность в природной среде; основы медицинских знаний, оказание первой помощи; безопасность в социуме; безопасность в информационном пространстве; основы противодействия экстремизму и терроризму.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины Основы безопасности и защиты Родины завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачёта в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ППССЗ с получением среднего общего образования.
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная дисциплина Основы безопасности и защиты Родины является учебным предметом обязательной предметной области Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности ФГОС среднего общего образования.
В ГАПОУ СТЭК, реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППССЗ на базе основного общего образования, учебная дисциплина Основы безопасности и защиты Родины изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ППССЗ по специальности 38.02.08 Торговое дело с получением среднего общего образования.
Синхронизация предметных, личностных и метапредметных результатов с общими и профессиональными компетенциями
Наименование ОК, ПК согласно
ФГОС СПО
Наименование личностных результатов
согласно ФГОС СОО
Наименование метапредметных результатов
согласно ФГОС СОО
Наименование предметных результатов
согласно ФГОС СОО
ОК 1 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к
различным контекстам;
готовность к взаимодействию с обществом и государством в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения;
самостоятельно определять актуальные проблемные вопросы безопасности личности, общества и государства, обосновывать их приоритет и всесторонне анализировать, разрабатывать алгоритмы их возможного решения в различных ситуациях;
знание задач и основных принципов организации единой системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, прав и обязанностей гражданина в этой области; прав и обязанностей гражданина в области гражданской обороны; знание о действиях по сигналам гражданской обороны.
Сформированность представлений о ценности безопасного поведения для личности, общества, государства. знание правил безопасного поведения и способов их применения в собственном поведении.
ОК 2 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и
информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
понимание научно-практических основ учебного предмета ОБЖ, осознание его значения для безопасной и продуктивной жизнедеятельности человека, общества и государства;
владеть навыками самостоятельного поиска, сбора, обобщения и анализа различных видов информации из источников разных типов при обеспечении условий информационной безопасности личности;
владеть навыками по предотвращению рисков, профилактике угроз и защите от опасностей цифровой среды;
сформированность представлений о применении беспилотных летательных аппаратов и морских беспилотных аппаратов; понимание о возможностях применения современных достижений научнотехнического прогресса в условиях современного боя.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России.
самостоятельное осуществление познавательной деятельности, выявление проблемы, постановка и формулирование собственных задач в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
знание основ законодательства Российской Федерации, обеспечивающие национальную безопасность и защиту населения от внешних и внутренних угроз; сформированность представлений о государственной политике в области обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера.
Сформированность необходимого уровня военных знаний как фактора построения профессиональной траектории, в том числе в образовательных организациях, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечении законности и правопорядка.
ОК 4 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
сформированность чувства ответственности перед Родиной, идейная убежденность и готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу;
готовность противостоять идеологии экстремизма и терроризма, национализма и ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
владеть приемами безопасного межличностного и группового общения; безопасно действовать по избеганию конфликтных ситуаций;
распознавать вербальные и невербальные средства общения; понимать значение социальных знаков; определять признаки деструктивного общения;
знание основ безопасного, конструктивного общения, умение различать опасные явления в социальном взаимодействии, в том числе криминального характера; умение предупреждать опасные явления и противодействовать им
ОК 6 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на
основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации
межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
осознание духовных ценностей российского народа и российского воинства;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
расширять познания в области безопасности жизнедеятельности на основе личных предпочтений и за счет привлечения научно-практических знаний других предметных областей; повышать образовательный и культурный уровень.
сформированность представлений о роли России в современном мире; угрозах военного характера; роли Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении защиты государства; знание положений Общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации.
Сформированность нетерпимости к проявлениям насилия в социальном взаимодействии; знания о способах безопасного поведения в цифровой среде; умение применять их на практике; умение распознавать опасности в цифровой среде (в том числе криминального характера, опасности вовлечения в деструктивную деятельность) и противодействовать им;
ОК 7 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об
изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных
ситуациях;
сформированность ценности безопасного поведения, осознанного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности других людей, общества и государства;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их;
определять цели действий применительно к заданной (смоделированной) ситуации, выбирать способы их достижения с учетом самостоятельно выделенных критериев в парадигме безопасной жизнедеятельности, оценивать риски возможных последствий для реализации риск-ориентированного поведения;
сформированность представлений о боевых свойствах и поражающем действии оружия массового поражения, а также способах защиты от него;
Сформированность представлений о возможных источниках опасности в различных ситуациях (в быту, транспорте, общественных местах, в природной среде, в социуме, в цифровой среде); владение основными способами предупреждения опасных ситуаций; знание порядка действий в чрезвычайных ситуациях.
ОК 8 Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в
процессе
профессиональной
деятельности
и
поддержания
необходимого
уровня
физической
подготовленности;
сформированность ценности безопасного поведения, осознанного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности других людей, общества и государства;
знание приемов оказания первой помощи и готовность применять их в случае необходимости;
использовать приемы рефлексии для анализа и оценки образовательной ситуации, выбора оптимального решения;
владение основами медицинских знаний: владение приемами оказания первой помощи при неотложных состояниях; сформированность представлений об инфекционных и неинфекционных заболеваниях, способах профилактики; сформированность представлений о здоровом образе жизни и его роли в сохранении психического и физического здоровья, негативного отношения к вредным привычкам; знания о необходимых действиях при чрезвычайных ситуациях биологосоциального и военного характера; умение применять табельные и подручные средства для само- и взаимопомощи;
ПК 3.1. Осуществлять сопровождение базы данных инфокоммуникационных систем и (или) их составляющих, в том числе с использованием цифровых и информационных технологий.
сформированность ценности безопасного поведения, осознанного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности других людей, общества и государства;
планировать и осуществлять учебные действия в условиях дефицита информации, необходимой для решения стоящей задачи;
сформированность нетерпимости к проявлениям насилия в социальном взаимодействии; знания о способах безопасного поведения в цифровой среде; умение применять их на практике; умение распознавать опасности в цифровой среде (в том числе криминального характера, опасности вовлечения в деструктивную деятельность) и противодействовать им;
Междисциплинарный подход к отбору содержания общеобразовательной дисциплины с учетом профессиональной 38.02.08 Торговое дело
Предметное содержание ОД
Образовательные
результаты
Наименование
дисциплин
Взаимодействие личности, государства и общества в реализации национальных приоритетов;
характеризовать роль личности, общества и государства в достижении стратегических национальных приоритетов, объяснять значение их реализации в обеспечении комплексной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, приводить примеры;
Безопасность жизнедеятельности
Порядок действий при угрозе возникновения пожара в различных общественных местах, на объектах с массовым пребыванием людей
планировать и организовывать выполнение эвакуационных мероприятий на объекте экономики.
ПМ 01. Организация и осуществление торговой деятельности
Военно-учебные заведения и военно-учебные центры.
иметь представление о военно-учетных специальностях;
История России (Россия – моя история)
Практическая подготовка при реализации дисциплины Основы безопасности и защиты Родины организуется путем проведения практических занятий, практикумов, предусматривающих участие обучающихся в выполнении отдельных элементов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью, а также может включать в себя отдельные лекции, семинары, мастер-классы, которые предусматривают передачу обучающимся учебной информации необходимой для последующего выполнения работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
всего учебных занятий
68
практические занятия
20
в том числе:
форме практической подготовки
24
Промежуточная аттестация в форме
ДЗ
Тематический план и содержание учебной дисциплины
Основы безопасности и защиты Родины
Наименование дисциплины
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала; практические занятия
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Безопасное и устойчивое развитие личности, общества, государства
Тема 1.1.
Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении национальной безопасности
Содержание учебного материала
2
1
Российская Федерация в современном мире. Правовая основа обеспечения национальной безопасности. Роль правоохранительных органов и специальных служб в обеспечении национальной безопасности
Роль Российской Федерации в обеспечении устойчивости международного положения и опасности, связанные с ним. Роль Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации и Росгвардии России в обеспечении национальной безопасности.
2
1
Тема 1.2.
Роль личности, общества и государства в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Содержание учебного материала
2
2
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), структура, режимы функционирования. Оборона страны как обязательное условие мирного социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечение ее военной безопасности.
Назначение, основные задачи и структуру единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Угрозы военной безопасности Российской Федерации. Роль Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности
2
1
Раздел №2 Основы военной подготовки
Тема 2.1.
Строевые приемы и движение без оружия, виды тактических действий войск
(тактическая подготовка)
Содержание учебного материала
4
3
Строевые приёмы. Основы общевойскового боя. Оборона, её задачи и принципы. Виды боевых действий. Наступление: задачи и способы.
Движение строевым и походным шагом, движение бегом, с изменением скорости движения, повороты в движении. Виды манёвра. Походный, предбоевой и боевой порядок действия подразделений.
2
2
Практические занятия, в т.ч. в форме практической подготовки
4
Выработка алгоритма действий военнослужащего в бою, выполнение строевых приемов в движении без оружия
2
3
Тема 2.2.
Виды, назначение и тактико-технические характеристики современного стрелкового оружия
(огневая подготовка)
Содержание учебного материала
5
Назначение и тактикотехнические характеристики современных видов стрелкового оружия (АК-12, ПЯ, ПЛ). Способы удержания оружия и правильность прицеливания.
Правила безопасного обращения с оружием. Характерные конструктивные особенности образцов стрелкового оружия. Способы удержания оружия и правильность прицеливания
2
1
Практические занятия, в т.ч. в форме практической подготовки
6
Неполная разборка-сборка автомата АК-74
2
3
Тема 2.3.
Основы технической подготовки и связи
Содержание учебного материала
4
7
Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) – эффективное средство в условиях военных действий. Тактикотехнические характеристики переносных радиостанций.
Способы боевого применения БПЛА, АНПА, БЭК, способы ведения разведки местности. Назначение радиосвязи, виды, предназначение, тактико-технические характеристики современных переносных радиостанций.
2
1
Практические занятия, в т.ч. в форме практической подготовки
8
Решение ситуационных задач Использование БПЛА, АНПА, БЭК
2
3
Тема 2.4.
Свойства местности и их применение в военном деле, инженерная подготовка
Содержание учебного материала
2
9
Местность как элемент боевой обстановки. Шанцевый инструмент, его назначение, применение и сбережение.
Тактические свойства местности, основные ее разновидности и влияние на боевые действия войск. Назначение, размеры и последовательность оборудования окопа для стрелка
2
1
Тема 2.5.
Оружие массового поражения (радиационная, химическая, биологическая защита)
Содержание учебного материала
4
10
Оружие массового поражения. История его развития, примеры применения. Его роль в современном бою.
Поражающие факторы ядерных взрывов. Отравляющие вещества, их назначение и классификация. Внешние признаки применения бактериологического (биологического) оружия. Зажигательное оружие и способы защиты от него.
2
2
Практические занятия, в т.ч. в форме практической подготовки
11
Алгоритм действий при применении противником оружия массового поражения
2
3
Тема 2.6.
Военномедицинская подготовка. Тактическая медицина
Содержание учебного материала
4
12
Первая помощь на поле боя. Условные зоны оказания первой помощи.
Виды боевых ранений и опасность их получения. Характеристика особенностей красной, желтой и зеленой зон. Состав и назначение средств оказания первой помощи.
2
13
Алгоритм действий в различных зонах оказания первой помощи.
2
3
Тема 2.7.
Особенности прохождения военной службы по призыву и по контракту. Военно-учебные заведения и военноучебные центры
Содержание учебного материала
2
14
Особенности прохождения службы по призыву. Военно-учебные заведение и военно-учебные центры
Особенности прохождения военной службы по призыву и по контракту. Порядок подготовки офицерских кадров
2
2
Раздел № 3 Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе
Тема 3.1.
Современные представления о культуре безопасности
Содержание учебного материала
2
15
Общие принципы (правила) безопасного поведения. Влияние действий и поступков человека на его безопасность и благополучие.
Понятие культура безопасности, его значение в жизни человека, общества, государства. Понятие опасность, безопасность, риск (угроза), опасная ситуация, чрезвычайная ситуация, виктимность, виктимное поведение, безопасное поведение. Действия, позволяющие избежать опасности
2
2
Радел № 4 Безопасность в быту
Тема 4.1.
Источники опасности в быту и в местах общего пользования
Содержание учебного материала
4
16
Источники опасности в быту, их классификация. Общие правила безопасного поведения. Правила безопасного поведения в местах общего пользования.
Первая помощь, порядок действий в экстренных случаях. Правила безопасного поведения в ситуациях, связанных с опасностью получить травму (спортивные занятия, использование различных инструментов, стремянок, лестниц и другое).
2
2
Практические занятия, в т.ч. в форме практической подготовки
17
Алгоритм первой помощи при бытовых травмах, ожогах, порядок проведения сердечно-легочной реанимации
2
3
Раздел № 5 Безопасность на транспорте
Тема 5.1.
Безопасность дорожного движения
Содержание учебного материала
2
18
История появления правил дорожного движения. Безопасность пешехода в разных условиях Основные источники опасности в метро, на железнодорожном транспорте, на водном транспорте, на авиационном транспорте.
Взаимосвязь безопасности водителя и пассажира. Правила безопасного поведения при поездке в легковом автомобиле, автобусе. Ответственность водителя и ответственность пассажира.
2
2
Раздел № 6 Безопасность в общественных местах
Тема 6.1.
Безопасность в общественных местах.
Содержание учебного материала
2
19
Общественные места и их классификация. Правила безопасного поведения при проявлении агрессии. Криминальные ситуации в общественных местах.
Опасности в общественных местах социально-психологического характера (возникновение толпы и давки; проявление агрессии; криминальные ситуации; случаи, когда потерялся человек). Порядок действий при попадании в опасную ситуацию.
2
2
Тема 6.2.
Действия при пожаре, обрушении конструкций, угрозе или совершении террористического акта
Содержание учебного материала
6
20
Порядок действий при угрозе возникновения пожара в различных общественных местах, на объектах с массовым пребыванием людей
Меры безопасности и порядок действий при угрозе обрушения зданий и отдельных конструкций, в условиях совершения террористического акта
2
2
Практические занятия, в т.ч. в форме практической подготовки
21
Использование первичных средств пожаротушения
2
3
22
Планирование и организация выполнения эвакуационных мероприятий на объекте экономики.
2
3
Раздел № 7 Безопасность в природной среде
Тема 7.1.
Отдых на природе. Выживание в автономных условиях
Содержание учебного материала
2
23
Источники опасности в природной среде и опасности в автономных условиях. Общие правила безопасности в походе.
Основные правила безопасного поведения в лесу, в горах, на водоемах. Ориентирование на местности. Порядок действий в случаях, когда человек потерялся в природной среде. Сооружение убежища. Первая помощь при перегреве, переохлаждении и отморожении.
2
2
Тема 7.2.
Природные чрезвычайные ситуации
Содержание учебного материала
4
24
Природные чрезвычайные ситуации. Общие правила поведения в природных чрезвычайных ситуациях. Природные пожары. Опасные геологические явления и процессы
Правила безопасного поведения. Последствия природных пожаров для людей и окружающей среды. Последствия чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными геологическими явлениями и процессами
2
2
25
Чрезвычайные ситуации, вызванные опасными гидрологическими и метеорологическими явлениями и процессами.
Правила безопасного поведения. Последствия чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными гидрологическими и метеорологическими явлениями и процессами
2
2
Тема 7.3.
Экологическая грамотность и разумное природопользование
Содержание учебного материала
2
26
Влияние деятельности человека на природную среду. Чрезвычайные ситуации экологического характера
Причины и источники загрязнения Мирового океана, почвы, атмосферы. Экологическая грамотность и разумное природопользование
2
2
Раздел № 8 Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи
Тема 8.1.
Факторы, влияющие на здоровье человека.
Здоровый образ жизни
Содержание учебного материала
8
27
Составляющие здорового образа жизни. Психическое здоровье и психологическое благополучие
Понятия здоровье, охрана здоровья, здоровый образ жизни, лечение, профилактика. Меры, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья
2
2
28
Инфекционные и неинфекционные заболевания.
Самые распространенные неинфекционные заболевания. Меры профилактики и защиты. Роль вакцинации. Признаки угрожающих жизни и здоровью состояний, требующие вызова скорой медицинской помощи (инсульт, сердечный приступ, острая боль в животе, эпилепсия и др.)
2
2
29
Первая помощь. История возникновения скорой медицинской помощи и первой помощи
Алгоритм первой помощи. Оказание первой помощи в сложных случаях. Действия при прибытии скорой медицинской помощи
2
2
Практические занятия, в т.ч. в форме практической подготовки
30
Алгоритм оказания первой медицинской помощи в различных условиях (травмы глаза, сложные кровотечения, первая помощь с использованием подручных средств, первая помощь при нескольких травмах одновременно)
2
3
Раздел № 9 Безопасность в социуме
Тема 9.1.
Межличностное общение, общение в группе
Содержание учебного материала
4
31
Межличностное общение, общение в группе, межгрупповое общение. Конфликты в межличностном общении; конфликты в малой группе.
Психологические характеристики группы и особенности взаимодействия в группе. Факторы, способствующие и препятствующие эскалации конфликта. Способы поведения в конфликте.
2
2
Практические занятия, в т.ч. в форме практической подготовки
32
Решение ситуационных задач Выработка навыков конструктивного общения
2
3
Раздел № 10 Безопасность в информационном пространстве
Тема 10.1.
Опасности, связанные с использованием программного обеспечения и коммуникацией в цифровой среде
Содержание учебного материала
2
33
Влияние цифровой среды на жизнь человека. Правила безопасного поведения в цифровой среде. Поведенческие опасности в цифровой среде и их причины
Понятия цифровая среда, цифровой след. Виды вредоносного программного обеспечения, его цели, принципы работы. Правила и инструменты для распознавания фейковых текстов и изображений
2
2
Раздел № 11 Основы противодействия экстремизму и терроризму
Тема 11.1
Экстремизм и терроризм как угроза устойчивого развития общества
Содержание учебного материала
2
34
Экстремизм и терроризм как угроза устойчивого развития общества. Формы совершения террористических актов. Правовые основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации.
Предупреждение и противодействие вовлечению в экстремистскую и террористическую деятельность. Правила поведения и порядок действий при угрозе или совершении террористического акта, проведении контртеррористической операции. Права и обязанности граждан и общественных организаций в области противодействия экстремизму и терроризму
2
2
Всего
68
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Содержание обучения
Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)
Раздел 1. Безопасное и устойчивое развитие личности, общества, государства
Тема 1.1.
Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении национальной безопасности
правовая основа обеспечения национальной безопасности; принципы обеспечения национальной безопасности; реализация национальных приоритетов как условие обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации; роль правоохранительных органов и специальных служб в обеспечении национальной безопасности;
Тема 1.2.
Роль личности, общества и государства в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), структура, режимы функционирования; территориальный и функциональный принцип организации РСЧС, ее задачи и примеры их решения; права и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций; задачи гражданской обороны; права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны; Россия в современном мире, оборона как обязательное условие мирного социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечение ее военной безопасности; роль Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности.
Раздел №2 Основы военной подготовки
Тема 2.1.
Строевые приемы и движение без оружия, виды тактических действий войск
(тактическая подготовка)
движение строевым шагом, движение бегом, походным шагом, движение с изменением скорости движения, повороты в движении, выполнение воинского приветствия на месте и в движении; основы общевойскового боя; основные понятия общевойскового боя (бой, удар, огонь, маневр); виды маневра; походный, предбоевой и боевой порядок действия подразделений; оборона, ее задачи и принципы;
Тема 2.2.
Виды, назначение и тактико-технические характеристики современного стрелкового оружия
(огневая подготовка)
наступление, задачи и способы; требования курса стрельб по организации, порядку и мерам безопасности во время стрельб и тренировок; правила безопасного обращения с оружием; изучение условий выполнения упражнения начальных стрельб из стрелкового оружия; способы удержания оружия и правильность прицеливания; назначение и тактико-технические характеристики современных видов стрелкового оружия (автомат Калашникова АК-12, пистолет Ярыгина, пистолет Лебедева); перспективы и тенденции развития современного стрелкового оружия;
Тема 2.3.
Основы технической подготовки и связи
история возникновения и развития робототехнических комплексов; виды, предназначение, тактико-технические характеристики и общее устройство беспилотных летательных аппаратов (далее – БПЛА); конструктивные особенности БПЛА квадрокоптерного типа; история возникновения и развития радиосвязи; радиосвязь, назначение и основные требования; предназначение, общее устройство и тактико-технические характеристики переносных радиостанций;
Тема 2.4.
Свойства местности и их применение в военном деле, инженерная подготовка
местность как элемент боевой обстановки; тактические свойства местности, основные ее разновидности и влияние на боевые действия войск, сезонные изменения тактических свойств местности; шанцевый инструмент, его назначение, применение и сбережение; порядок оборудования позиции отделения; назначение, размеры и последовательность оборудования окопа для стрелка;
Тема 2.5.
Оружие массового поражения (радиационная, химическая, биологическая защита)
понятие оружия массового поражения, история его развития, примеры применения, его роль в современном бою; поражающие факторы ядерных взрывов; отравляющие вещества, их назначение и классификация; внешние признаки применения бактериологического (биологического) оружия; зажигательное оружие и способы защиты от него;
Тема 2.6.
Военно-медицинская подготовка. Тактическая медицина
состав и назначение штатных и подручных средств первой помощи; виды боевых ранений и опасность их получения; алгоритм оказания первой помощи при различных состояниях; условные зоны оказания первой помощи; характеристика особенностей красной, желтой и зеленой зон; объем мероприятий первой помощи в красной, желтой и зеленой зонах; порядок выполнения мероприятий первой помощи в красной, желтой и зеленой зонах;
Тема 2.7.
Особенности прохождения военной службы по призыву и по контракту. Военно-учебные заведения и военноучебные центры
особенности прохождения службы по призыву, освоение военно-учетных специальностей; особенности прохождения службы по контракту; организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; военно-учебные заведения и военно-учебные центры
Раздел № 3 Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе
Тема 3.1.
Современные представления о культуре безопасности
понятие культура безопасности, его значение в жизни человека, общества, государства; соотношение понятий опасность, безопасность, риск (угроза); соотношение понятий опасная ситуация, чрезвычайная ситуация; общие принципы (правила) безопасного поведения; индивидуальный, групповой, общественно-государственный уровень решения задачи обеспечения безопасности; понятия виктимность, виктимное поведение, безопасное поведение; влияние действий и поступков человека на его безопасность и благополучие; действия, позволяющие предвидеть опасность; действия, позволяющие избежать опасности; действия в опасной и чрезвычайной ситуациях; риск-ориентированное мышление как основа обеспечения безопасности; риск-ориентированный подход к обеспечению безопасности личности, общества, государства.
Радел № 4 Безопасность в быту
Тема 4.1.
Источники опасности в быту и в местах общего пользования
источники опасности в быту, их классификация; общие правила безопасного поведения; защита прав потребителя; правила безопасного поведения при осуществлении покупок в Интернете; причины и профилактика бытовых отравлений, первая помощь, порядок действий в экстренных случаях; предупреждение бытовых травм; правила безопасного поведения в ситуациях, связанных с опасностью получить травму (спортивные занятия, использование различных инструментов, стремянок, лестниц и другое), первая помощь при ушибах переломах, кровотечениях; основные правила безопасного поведения при обращении с газовыми и электрическими приборами; последствия электротравмы; порядок проведения сердечно-легочной реанимации; основные правила пожарной безопасности в быту; термические и химические ожоги, первая помощь при ожогах; правила безопасного поведения в местах общего пользования (подъезд, лифт, придомовая территория, детская площадка, площадка для выгула собак и других); коммуникация с соседями; меры по предупреждению преступлений; аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения; правила безопасного поведения в ситуации аварии на коммунальной системе; порядок вызова аварийных служб и взаимодействия с ними; действия в экстренных случаях.
Раздел № 5 Безопасность на транспорте
Тема 5.1.
Безопасность дорожного движения
история появления правил дорожного движения и причины их изменчивости; риск-ориентированный подход к обеспечению безопасности на транспорте; безопасность пешехода в разных условиях (движение по обочине; движение в темное время суток; движение с использованием средств индивидуальной мобильности); взаимосвязь безопасности водителя и пассажира; правила безопасного поведения при поездке в легковом автомобиле, автобусе; ответственность водителя, ответственность пассажира; представления о знаниях и навыках, необходимых водителю; порядок действий при дорожно-транспортных происшествиях разного характера (при отсутствии пострадавших; с одним или несколькими пострадавшими; при опасности возгорания; с большим количеством участников); основные источники опасности в метро, правила безопасного поведения, порядок действий при возникновении опасных или чрезвычайных ситуаций; основные источники опасности на железнодорожном транспорте, правила безопасного поведения, порядок действий при возникновении опасных и чрезвычайных ситуаций; основные источники опасности на водном транспорте, правила безопасного поведения, порядок действий при возникновении опасной и чрезвычайной ситуации; основные источники опасности на авиационном транспорте, правила безопасного поведения, порядок действий при возникновении опасной, чрезвычайной ситуации
Раздел № 6 Безопасность в общественных местах
Тема 6.1.
Безопасность в общественных местах.
общественные места и их классификация; основные источники опасности в общественных местах закрытого и открытого типа, общие правила безопасного поведения; опасности в общественных местах социально-психологического характера (возникновение толпы и давки; проявление агрессии; криминогенные ситуации; случаи, когда потерялся человек); порядок действий при риске возникновения или возникновении толпы, давки; эмоциональное заражение в толпе, способы самопомощи, правила безопасного поведения при попадании в агрессивную и паническую толпу; правила безопасного поведения при проявлении агрессии; криминогенные ситуации в общественных местах, правила безопасного поведения, порядок действия при попадании в опасную ситуацию; порядок действий в случаях, когда потерялся человек (ребенок; взрослый; пожилой человек; человек с ментальными расстройствами); порядок действий в ситуации, если вы обнаружили потерявшегося человека;
Тема 6.2.
Действия при пожаре, обрушении конструкций, угрозе или совершении террористического акта
порядок действий при угрозе возникновения пожара в различных общественных местах, на объектах с массовым пребыванием людей (медицинские и образовательные организации, культурные, торгово-развлекательные учреждения и другие); меры безопасности и порядок действий при угрозе обрушения зданий и отдельных конструкций; меры безопасности и порядок поведения при угрозе, в случае террористического акта.
Раздел № 7 Безопасность в природной среде
Тема 7.1.
Отдых на природе. Выживание в автономных условиях
отдых на природе, источники опасности в природной среде; основные правила безопасного поведения в лесу, в горах, на водоемах; общие правила безопасности в походе; особенности обеспечения безопасности в лыжном походе; особенности обеспечения безопасности в водном походе; особенности обеспечения безопасности в горном походе; ориентирование на местности; карты, традиционные и современные средства навигации (компас, GPS); порядок действий в случаях, когда человек потерялся в природной среде; источники опасности в автономных условия; сооружение убежища, получение воды и питания; способы защиты от перегрева и переохлаждения в разных природных условиях, первая помощь при перегревании, переохлаждении и отморожении;
Тема 7.2.
Природные чрезвычайные ситуации
природные чрезвычайные ситуации; общие правила поведения в природных чрезвычайных ситуациях (предвидеть; избежать опасности; действовать: прекратить или минимизировать воздействие опасных факторов; дождаться помощи); природные пожары, возможности прогнозирования и предупреждения; правила безопасного поведения, последствия природных пожаров для людей и окружающей среды; природные чрезвычайные ситуации, вызванные опасными геологическими явлениями и процессами: землетрясения, извержение вулканов, оползни, камнепады; возможности прогнозирования, предупреждения, смягчения последствий, правила безопасного поведения, последствия природных чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными геологическими явлениями и процессами; природные чрезвычайные ситуации, вызванные опасными гидрологическими явлениями и процессами: паводки, половодья, цунами, сели, лавины; возможности прогнозирования, предупреждения, смягчения последствий, правила безопасного поведения, последствия природных чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными гидрологическими явлениями и процессами;
Тема 7.3.
Экологическая грамотность и разумное природопользование
влияние деятельности человека на природную среду; причины и источники загрязнения Мирового океана, рек, почвы, космоса; чрезвычайные ситуации экологического характера, возможности прогнозирования, предупреждения, смягчения последствий; экологическая грамотность и разумное природопользование.
Раздел № 8 Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи
Тема 8.1.
Факторы, влияющие на здоровье человека.
Здоровый образ жизни
понятия здоровье, охрана здоровья, здоровый образ жизни, лечение, профилактика; биологические, социально-экономические, экологические (геофизические), психологические факторы, влияющие на здоровье человека; составляющие здорового образа жизни: сон, питание, физическая активность, психологическое благополучие; общие представления об инфекционных заболеваниях; механизм распространения и способы передачи инфекционных заболеваний; чрезвычайные ситуации биолого-социального характера, меры профилактики и защиты; роль вакцинации, национальный календарь профилактических прививок; вакцинация по эпидемиологическим показаниям; значение изобретения вакцины для человечества; неинфекционные заболевания, самые распространенные неинфекционные заболевания; факторы риска возникновения сердечно-сосудистых заболеваний; факторы риска возникновения онкологических заболеваний; факторы риска возникновения заболеваний дыхательной системы; факторы риска возникновения эндокринных заболеваний; меры профилактики неинфекционных заболеваний; роль диспансеризации в профилактике неинфекционных заболеваний; признаки угрожающих жизни и здоровью состояний, требующие вызова скорой медицинской помощи (инсульт, сердечный приступ, острая боль в животе, эпилепсия и другие); психическое здоровье и психологическое благополучие; критерии психического здоровья и психологического благополучия; основные факторы, влияющие на психическое здоровье и психологическое благополучие; основные направления сохранения и укрепления психического здоровья (раннее выявление психических расстройств; минимизация влияния хронического стресса: оптимизация условий жизни, работы, учебы; профилактика злоупотребления алкоголя и употребления наркотических средств; помощь людям, перенесшим психотравмирующую ситуацию); меры, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья; первая помощь, история возникновения скорой медицинской помощи и первой помощи; состояния, при которых оказывается первая помощь; мероприятия по оказанию первой помощи; алгоритм первой помощи; оказание первой помощи в сложных случаях (травмы глаза; сложные кровотечения; первая помощь с использованием подручных средств; первая помощь при нескольких травмах одновременно); действия при прибытии скорой медицинской помощи
Раздел № 9 Безопасность в социуме
Тема 9.1.
Межличностное общение, общение в группе
определение понятия общение; навыки конструктивного общения; общие представления о понятиях социальная группа, большая группа, малая группа; межличностное общение, общение в группе, межгрупповое общение (взаимодействие); особенности общения в группе; психологические характеристики группы и особенности взаимодействия в группе; групповые нормы и ценности; коллектив как социальная группа; психологические закономерности в группе; понятие конфликт, стадии развития конфликта; конфликты в межличностном общении, конфликты в малой группе; факторы, способствующие и препятствующие эскалации конфликта; способы поведения в конфликте; деструктивное и агрессивное поведение; конструктивное поведение в конфликте; роль регуляции эмоций при разрешении конфликта, способы саморегуляции; способы разрешения конфликтных ситуаций; основные формы участия третьей стороны в процессе урегулирования и разрешения конфликта; ведение переговоров при разрешении конфликта; опасные проявления конфликтов (буллинг, насилие); способы противодействия буллингу и проявлению насилия; способы психологического воздействия; психологическое влияние в малой группе; положительные и отрицательные стороны конформизма; эмпатия и уважение к партнеру (партнерам) по общению как основа коммуникации; убеждающая коммуникация; манипуляция в общении, цели, технологии и способы противодействия; психологическое влияние на большие группы; способы воздействия на большую группу: заражение; убеждение; внушение; подражание; деструктивные и псевдопсихологические технологии; противодействие вовлечению молодежи в противозаконную и антиобщественную деятельность.
Раздел № 10 Безопасность в информационном пространстве
Тема 10.1.
Опасности, связанные с использованием программного обеспечения и коммуникацией в цифровой среде
понятия цифровая среда, цифровой след; влияние цифровой среды на жизнь человека; приватность, персональные данные; цифровая зависимость, ее признаки и последствия; опасности и риски цифровой среды, их источники; правила безопасного поведения в цифровой среде; вредоносное программное обеспечение; виды вредоносного программного обеспечения, его цели, принципы работы; правила защиты от вредоносного программного обеспечения; кража персональных данных, паролей; мошенничество, фишинг, правила защиты от мошенников; правила безопасного использования устройств и программ; поведенческие опасности в цифровой среде и их причины; опасные персоны, имитация близких социальных отношений; неосмотрительное поведение и коммуникация в Интернете как угроза для будущей жизни и карьеры; травля в Интернете, методы защиты от травли; деструктивные сообщества и деструктивный контент в цифровой среде, их признаки; механизмы вовлечения в деструктивные сообщества; вербовка, манипуляция, воронки вовлечения; радикализация деструктива; профилактика и противодействие вовлечению в деструктивные сообщества; правила коммуникации в цифровой среде; достоверность информации в цифровой среде; источники информации, проверка на достоверность; информационный пузырь, манипуляция сознанием, пропаганда; фальшивые аккаунты, вредные советчики, манипуляторы; понятие фейк, цели и виды, распространение фейков; правила и инструменты для распознавания фейковых текстов и изображений; понятие прав человека в цифровой среде, их защита; ответственность за действия в Интернете; запрещенный контент; защита прав в цифровом пространстве.
Раздел № 11 Основы противодействия экстремизму и терроризму
Тема 11.1
Экстремизм и терроризм как угроза устойчивого развития общества
экстремизм и терроризм как угроза устойчивого развития общества; понятия экстремизм и терроризм, их взаимосвязь; варианты проявления экстремизма, возможные последствия; преступления террористической направленности, их цель, причины, последствия; опасность вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность: способы и признаки; предупреждение и противодействие вовлечению в экстремистскую и террористическую деятельность; формы террористических актов; уровни террористической угрозы; правила поведения и порядок действий при угрозе или в случае террористического акта, проведении контртеррористической операции; правовые основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации; основы государственной системы противодействия экстремизму и терроризму, ее цели, задачи, принципы; права и обязанности граждан и общественных организаций в области противодействия экстремизму и терроризму.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы безопасности и защиты Родины
Для освоения программы учебной дисциплины Основы безопасности и защиты Родины в ГАПОУ СТЭК имеется в наличии:
кабинет Безопасности жизнедеятельности, оборудованный мультимедийной установкой;
библиотека;
читальный зал с выходом в сеть Интернет;
компьютерный класс с выходом в сеть Интернет.
Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
На занятиях используется мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по основам безопасности и защиты Родины, видеоматериалы, создавать презентации и иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины Основы безопасности и защиты Родины входят:
рабочее место преподавателя;
рабочие места по количеству обучающихся, не менее 38;
наглядные пособия (плакаты, брошюры, таблицы в области обеспечения безопасной жизнедеятельности населения);
информационно-коммуникативные средства;
экранно-звуковые пособия;
мультимедийный проектор;
имитаторы ранений и поражений;
образцы средств первой медицинской помощи: индивидуальный перевязочный пакет ИПП-1; жгут кровоостанавливающий; аптечка индивидуальная АИ-2; комплект противоожоговый; индивидуальный противохимический пакет ИПП-11; сумка санитарная; носилки плащевые;
образцы средств индивидуальной защиты (СИЗ): противогаз ГП-5,ГП-5 респиратор Р-2, общевойсковой защитный костюм и оборудования: общевойсковой прибор химической разведки, компас-азимут; дозиметр бытовой (индикатор радиоактивности);
образцы средств пожаротушения (СП);
макет автомата Калашникова;
библиотечный фонд
Портал детской безопасности МЧС России СПАС Экстрим -
Электронная образовательная среда колледжа
Электронно-библиотечной системы (ЭБС) www.book.ru
В библиотечный фонд входят учебники, обеспечивающие освоение учебной дисциплины Основы безопасности и защиты Родины рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППССЗ на базе основного общего образования.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Тебенькова Е.А. Основы безопасности и защиты Родины :учебник / Е.А. Тебенькова, И.Н. Семёнов. – Москва : КНОРУС, 2025.-224 с.
Сидоров А.И. Безопасность жизнедеятельности и основы военной подготовки: учебное пособие / коллектив авторов ; под общ. ред. А.И. Сидорова. – Москва : КНОРУС, 2024. – 384 с.
Дополнительная литература
Колесниченко П.Л. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности для специальностей Защита в чрезвычайных ситуациях, Пожарная безопасность : учебник / П.Л. Колесниченко – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : КНОРУС, 2024. – 180 с.
Литвиненко В.И. Защита войск от оружия массового поражения : учебное пособие / В.И. Литвиненко, А.А. Герасимов. – Москва : КНОРУС, 2024. – 278 с.
Литвиненко В.И. Основы информационной безопасности : учебное пособие / В.И. Литвиненко, Е.С. Козлов. – Москва : КНОРУС, 2024. – 200с.
Микрюков В.Ю. Основы безопасности жизнедеятельности + Приложение: дополнительные материалы : учебник / В.Ю. Микрюков. –Москва : КНОРУС, 2024. – 304с.
Аполлонский С.М. Экологическая безопасность: учебник / С.М. Аполлонский. – Москва : КНОРУС, 2024. – 368с.
Данилина М.В. практикум по основам безопасности жизнедеятельности : учебное пособие / М.В. Данилина. – Москва : РУСАЙНС, 2021. – 308 с.
Максимов Н.А. Основы военной подготовки : учебник / Н.А. Максимов. – Москва : КНОРУС, 2024. – 292 с.
Интернет-ресурсы
Информационно-поисковая система Консультант Плюс
Электронно-библиотечная система -
Справочная правовая система Гарант
Научная электронная библиотека -
Портал детской безопасности МЧС России СПАС Экстрим -
Виртуальный интерактивный обучающий комплекс Пожарно-техническая выставка https://вдпо.рф/article/69
Примерные темы рефератов (докладов)
Здоровье и здоровый образ жизни.
Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их профилактика.
Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека.
Техносфера как источник негативных факторов.
Здоровый образ жизни — необходимое условие сохранности репродуктивного здоровья.
Чрезвычайные ситуации природного характера
Чрезвычайные ситуации техногенного характера
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны.
Современные средства поражения и их поражающие факторы.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах чрезвычайных ситуаций.
Инженерная защита населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Терроризм. Правила безопасного поведения.
Вооруженные Силы России.
Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации. Виды Вооруженных Сил Российской Федерации.
Воинская обязанность. Воинский учет.
Призыв на военную службу.
Альтернативная гражданская служба.
Качества личности военнослужащего как защитника Отечества.
Воинская дисциплина и ответственность.
Боевые традиции Вооруженных Сил России.
Патриотизм и верность воинскому долгу — основные качества защитника Отечества.
Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Символы воинской чести.
Общие правила оказания первой помощи.
Правила первой помощи при ушибах, вывихах, растяжениях, ранениях.
Признаки жизни.
Первая помощь при травмах различных областей тела.
Первая помощь при проникающих ранениях грудной и брюшной полости, черепа.
Первая помощь при сотрясениях и ушибах головного мозга.
Первая помощь при переломах.
Первая помощь при электротравмах и повреждении молнией.
Виды повязок.
Первая помощь при наружных кровотечениях.
Первая помощь при капиллярном кровотечении.
Первая помощь при артериальном кровотечении.
Правила наложения жгута и закрутки.
Первая помощь при венозном кровотечении.
Первая помощь при ожогах.
Первая помощь при воздействии низких температур.
Первая помощь при попадании инородных тел в верхние дыхательные пути.
Первая помощь при отравлениях.
Признаки обморока.
Острое и хроническое отравление.
Первая помощь при отсутствии кровообращения (остановке сердца).
Инфекционные болезни, их классификация.
Основные средства планирования семьи.
Духовность и здоровье семьи.
Факторы, влияющие на здоровье ребенка.
Примерный перечень
вопросов и заданий для проведения промежуточной аттестации
Что включает в себя правовая основа обеспечения национальной безопасности?
Какая роль правоохранительных органов и специальных служб в обеспечении национальной безопасности?
Перечислите основные режимы функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Какова роль Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности?
Перечислите основные правила безопасного обращения с оружием.
Какие существуют способы удержания оружия и правильность прицеливания?
На чём основываются конструктивные особенности БПЛА квадрокоптерного типа?
Основное назначение радиосвязи в вооруженных сила РФ?
Перечислите тактические свойства местности.
Какие существуют размеры и последовательность оборудования окопа для стрелка?
Какие бывают виды боевых ранений и в чём опасность их получения?
Какие существуют условные зоны оказания первой помощи?
В чём заключается характеристика особенностей красной, желтой и зеленой зон?
Дайте определение понятиям понятия виктимность, виктимное поведение, безопасное поведение.
Перечислите основные правила безопасного поведения при обращении с газовыми и электрическими приборами.
В чём заключаются основные правила безопасного поведения в местах общего пользования (подъезд, лифт, придомовая территория, детская площадка, площадка для выгула собак и других)?
Перечислите правила безопасного поведения при поездке в легковом автомобиле, автобусе.
В чём заключается ответственность водителя и ответственность пассажира?
Какие существуют источники опасности на авиационном транспорте?
Основные правила безопасного поведения при проявлении агрессии. Перечислите.
Порядок действий в ситуации, если вы обнаружили потерявшегося человека? Перечислите.
Какие существуют меры безопасности и порядок действий при угрозе обрушения зданий и отдельных конструкций?
Как правильно ориентироваться на местности?
Как соорудить убежище? Получить воду и питание в автономных условиях?
Причины и источники загрязнения Мирового океана, рек, почвы, космоса?
Какая роль вакцинации для человека?
Значение изобретения вакцины для человечества?
Перечислите основные действия при прибытии скорой медицинской помощи
Какие существуют критерии психического здоровья и психологического благополучия?
Основные направления сохранения и укрепления психического здоровья.
Сформулируйте определение понятия общение.
Какие существуют особенности общения в группе?
Перечислите стадии развития конфликта.
В чём заключается цифровая зависимость, ее признаки и последствия?
Какие бывают виды вредоносного программного обеспечения?
Сформулируйте понятие мошенничество, фишинг.
Сформулируйте понятие фейк, его цели и виды.
Кто несёт ответственность за действия в Интернете?
Сформулируйте понятия экстремизм и терроризм.
Перечислите правила поведения и порядок действий при угрозе или в случае террористического акта.