"Родительская суббота"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Родительская суббота"
Автор: Иванова Мария Владимировна

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 2 «Солнышко»Программа дополнительного образования детско-родительского клуба выходного дня "Мы вместе"Борзя - 2024 годВоспитание - очень сложное и ответственное дело. Для получения хороших результатов недостаточно одной любви к детям. Ребенка надо уметь воспитывать, а для этого нужны специальные знания. Начало правильного воспитания нельзя откладывать на более поздний срок, оно должно начинаться с первых дней.Для более плодотворного общения между педагогами и родителями в нашем ДОУ создан детско-родительский клуб выходного дня "Мы вместе», для родителей детей.Целью создания клуба " Мы вместе " послужило развитие в ДОУ перспективных форм сотрудничества с родителями, которые предполагают подключение их к активному участию в педагогической жизни детского сада и налаживанию в полной мере возможности семейного воспитания, а для этого родители не должны жалеть ни времени, ни энергии на постоянное повышение своего образовательного и культурного уровня.Клуб является дополнительным компонентом воспитательного процесса, где родители и дети могут получить знания и развить свои умения, чтобы в дальнейшем можно было детям легко адаптироваться в детском саду, а родителям объединить свои усилия и обеспечить малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в дальнейшем в детском саду и дома.Основными принципами работы клуба являются добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики.Участие родителей в жизни ребенка не только дома, но и в детском саду поможет им:
  • преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка;
  • относиться к ребенку как к равному;
  • понять, что не допустимо сравнивать его с другими детьми: если он что-то сегодня сделал лучше, чем вчера, нужно радоваться его личностному росту;
  • знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их;
  • проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовыми к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей;
  • установить хорошие, доверительные отношения с ребенком.
  • Задачами клуба являются:
  • Социально нравственное развитие ребенка, как основа формирования личности. Приобретение опыта общения со сверстниками и взрослыми в процессе разнообразных игр и занятий.
  • Использование новых организационных способов привлечения родителей неорганизованных детей к сотрудничеству с детским садом.
  • Оказание квалифицированной консультативной и практической помощи родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания, развития и адаптации к ДОУ.
  • Выработка единого стиля общения с ребенком в ДОУ и семье.
  •  Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.
  • Условия работы клуба:
  • заседания клуба по согласованию с родителями детей, проводится 2 – 3 встречи в месяц;
  • работа клуба проводится согласно годового плана клуба;
  • тематика заседаний должна касаться детей и их проблем и родителей и их проблем в воспитании своих детей;
  • формы общения могут быть разными: наглядные, вербальные, игровые, показательные, конкурсы, праздники, соревнования и др.;
  • Клуб выходного дня Мы вместе "" создавался для детей и их родителей, с целью создания условий для индивидуализации личности ребенка. Дети посещали клуб вместе с мамой или другим близким человеком. Организация работы строилась на основе ведущих видов детской деятельности: игровой и с учетом индивидуальных, личностных особенностей, возможностей и интересов каждого ребенка.После создания клуба родители стали понимать, что задача воспитания детей - это задача семьи, а педагоги детского сада - их помощники, союзники. Для того, чтобы родители сотрудничали с детским садом, необходимо полное взаимопонимание, взаимоуважение и взаимное доверие (на развитие этих качеств и направлена деятельность клуба). А педагоги детского сада должны быть помощниками, друзьями и просто людьми, которые смогут выслушать родителя и, если надо, дать совет. Только совместно с родителями мы сможем решать все трудности и проблемы, преодолевать неудачи, создавать благоприятные условия для обучения детей.Таким образом, с деятельностью клуба происходит расширение сети имеющихся творческих объединений и вовлечение родителей и детей в совместную активную деятельность.Итогом работы является положительная динамика в развитии детских видов деятельности, особенно в движениях детей, речевом общении и сенсорных представлениях, успешная адаптация детей к условиям детского сада.Предложенная программа детско-родительских отношений клуба выходного дня Мы вместе "" является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий. Она может применяться в дошкольных учреждениях.  ПРОГРАММА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА ВЫХОДНОГО ДНЯ " Мы вместе  "
  • Пояснительная записка
  • Актуальность
  • Новизна
  • Необходимость введения программы
  • Цели и задачи программы
  • Направления
  • Принципы
  • Методы и приемы
  • Этапы
  • Специфика клуба
  • Формы организации
  • Ожидаемый результат
  • Итоги работы
  • Учебный план(1 год)
  • Учебный план (2 год)
  • План работы детско-родительского клуба «Мы вместе "(1 год)
  • План работы детско-родительского клуба " Мы вместе  "(2 год)
  • ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКААктуальность. Проблема взаимодействия детского сада с семьей всегда была актуальной, а в настоящее время она приобрела особый смысл в связи с падением рождаемости и изменением структуры семьи. Анализ состояния современных семей показал, что состав семьи не превышает четырех человек. Большинство российских семей воспитывает одного ребенка, а остальные родственники проживают чаще отдельно от молодой семьи. В таких семейных условиях дети не могут приобрести достаточный социальный опыт, научиться общению, умению уступать, уважать интересы других людей. У молодых семей, несмотря на широкую пропаганду дошкольного образования, нет достаточного представления о проживании ребенка в детском саду, об имеющихся там условиях воспитания и обучения. Созданный при ДОУ детско-родительский клуб выходного дня "" Мы вместе» поможет родителям на практике преодолевать барьер недоверия к детскому саду. Проводимые педагогами занятия с детьми дают педагогам возможность установить психологический контакт с семьей ребенка и узнать особенности развития и воспитания ребенка.Новизна. Отсутствие образовательных программ для родителей, снижение тиражей специализированных научно-популярных изданий создало информационный вакуум, в котором оказалось большинство семей, воспитывающих детей-дошкольников. В этой ситуации единственным источником педагогических знаний для родителей станет детско-родительский клуб выходного дня Мы вместе "" на базе детского сада. Необходимость введения данной программы обусловлена запросами родителей, проведения анкетирования. Отличительной чертой данной программы является характер проведения занятий. Каждое занятие включает в себя игры, направленные на развитие речи, внимания, памяти, и др. Игры и упражнения предыдущих занятий повторяются на последующих, что способствует лучшему закреплению пройденного материала.Данная Программа имеет цель: Гармоничное развитие личности ребенка в процессе предметно-игровой деятельности.В ходе достижения цели решаются следующие задачи:1. Социально нравственное развитие ребенка, как основа формирования личности. Приобретение опыта общения со сверстниками и взрослыми в процессе разнообразных игр и занятий.2. Использование новых организационных способов привлечения родителей неорганизованных детей к сотрудничеству с детским садом.3.Оказание квалифицированной консультативной и практической помощи родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания, развития и адаптации к ДОУ.4. Выработка единого стиля общения с ребенком в ДОУ и семье.6. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.Родительский клуб - необходимая социальная площадка на пути решения проблем в семейном воспитании, укреплении детско-родительских отношений. Изучение родительских запросов выявило необходимость деятельности клуба в 3 направлениях.Обучение родителей; Ведущие формы обучения в условиях клуба - беседы, деловые игры, консультации, тренинги.Обучение детей; Игры, игровые упражнения, развлекательные мероприятия, спортивные праздники и развлечения, занятия.Консультирование родителей. Оно направлено на достижение глубокого, объективного понимания родителями проблем ребенка, его личности в целом; определение своей воспитательной стратегии в общении с ним и способов взаимодействия с другими участниками воспитательного процесса.Использовалось консультирование двух типов:Педагогическое (по вопросам, касающимся освоения программы, индивидуального образовательного маршрута ребенка, способов дополнительного образования);Медицинское (по вопросам, касающимся здоровья детей, индивидуальных особенностей ребенка)Консультирование родителей строилось на принципах:
  • Создания доверительных отношений;
  • Взаимоуважения;
  • Компетентности;
  • Качественной организации консультаций.
  • Методы и приемы, используемые в программе:
  • Организационные;
  • Наглядные (показ педагога, пример, наблюдение, рассматривание);
  • Словесные (убеждение, поощрение, беседа, объяснение, художественное слово);
  • Практические (разъяснение, повторение, показ действий, самостоятельное выполнение).
  • Логические.
  • Мотивационные (убеждение, поощрение, похвала).
  • Определили основные этапы развития взаимодействия с семьей и выбор наиболее предпочтительной формы общения семьи со специалистами.
  • 1 этап: Изучение семьи ребенка, детско-родительских отношений, деятельности педагогов
  • 2 этап: Создание программы сотрудничества (выбор содержания, форм взаимодействия с семьей ребенка).
  • 3 этап: Реализация программы сотрудничества
  • 4 этап: Анализ полученных результатов
  • Одной из задач в работе клуба «Мы вместе» является - социализация ребенка раннего возраста с последующей подготовкой к дошкольному учреждению. В целом у ребенка и родителей, прошедшего такую подготовку формируется устойчивый положительный образ дошкольного учреждения, что влияет на успешную адаптацию. Дети, пришедшие в детский сад после посещения клуба выходного дня, более организованы, обладают более развитой предметной деятельностью, высокой познавательной активностью, по сравнению с домашними детьми, могут разнообразнее и сосредоточеннее действовать с игрушками на протяжении достаточно продолжительного времени. Они с удовольствием совместно с взрослым берутся за решение предметных задач: собирать пирамидку, строить домик и т.д. Малыши, посещавшие клуб " Мы вместе ", обладают хорошо развитыми коммуникативными навыками. Они легко вступают в контакт, в случае необходимости обращаются за помощью и достаточно быстро налаживают отношения с детьми, эти качества отмечали воспитатели, проводившие наблюдения за детьми в группах. Так же хочется отметить, что родители этих детей менее тревожны относительно того, что ребенок идет в детский сад. У них складывается позитивное отношение, как к педагогам, так и к детскому учреждению в целом.Специфика клуба в том, что работа в нем осуществляется с учетом психологического возраста ребенка, т.к. это позволит педагогам активнее развивать всех детей (не только обычных, но и "продвинутых", способных, одаренных).Формы организации детской деятельности могут быть различными, но чтобы средства для достижения воспитательно-оздоровительных задач оставались игровыми. Наиболее целесообразно использовать различные дидактические, развивающие игры, занимательные упражнения, игры-эксперименты с материалами и др. по всем направлениям деятельности детей, обеспечивая реализацию выбранного программного содержания. При этом нужно придерживаться главного направления в работе с детьми, развития речевой активности каждого ребенка в процессе разнообразной деятельности.Ожидаемый результат:
  • Овладение некоторыми приемами взаимодействия с ребенком.
  • Умение замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка.
  • Умение уважать желание и возможности ребенка.
  • Представление ребенка об окружающем мире.
  • Накопление сенсорного опыта.
  • Становление речи ребенка.
  • Развитие мелкой и крупной моторики.
  • Итогом работы является положительная динамика в развитии детских видов деятельности, особенно в движениях детей, речевом общении и сенсорных представлениях.Занимаясь в клубе " Мы вместе ", разовьются способности ребенка, родители научатся совместной с ним деятельности, построению позитивных отношений, наполненных теплотой и вниманием. Результативность проведенных занятий будет отслежена повторным анкетированием.Предложенная программа детско-родительских отношений клуба выходного дня " Мы вместе " является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий.Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 2 «Солнышко»Программа дополнительного образования детско-родительского клуба выходного дня "Удивительная суббота"Борзя- 2024 год«Воспитывая детей,нынешние родители воспитываютбудущую историю нашей страны,а значит — и историю мира.Макаренко А. С.Главная задача коллектива детского сада и родителей ребенка состоит в том, что-бы современный ребенок достойно развивался и воспитывался как личность, нужно наитеснейшее взаимодействие детского сада и родителей ребенка. В соответствии с государственным образовательным стандартам дошкольного образования от 17.10.2013 года No 1155 именно родители имеют преимущественное право на воспитание детей и именно близкие родственники обязаны заложить основы нравственного, духовного, физического и интеллектуального развития. Поэтому, в современных условиях весьма актуально создание клубов выходного дня в детском саду.В чем выражается актуальностьДетский сад совместно с родителями выполняют функции по обучению, социализации и воспитанию ребенка. Однако используемые методы существенно отличаются. В таких условиях необходима организация взаимодействия между детским садом и родителями.Родительский клуб является идеальным форматом, в рамках которого можно выстраивать отношения с детьми, решать вместе возникающие проблемы.Взаимодействия образовательного учреждения с семьей ребенка является одним из ключевых направлений работы. В данном случае, педагоги обязаны сформировать единое пространство, в рамках которого ребенок будет развиваться. Важно, чтобы семья и детский сад не существовали отдельно, а активно взаимодействовали друг с другом.Поскольку и родители, и детский сад заинтересованы в том, чтобы ребенок был подготовлен к школе, адаптирован к современному обществу, был успешен в жизни, был умен и нравственно развит, воспитание детей должно быть совместным. Для достижения таких целей следует вовлечь родителей в целенаправленную работу по образованию детей и изменить отношение работников детского сада к семье ребенка, повысив ее значимость.В чем преимущества клубаСоздание клуба выходного дня «Увлекательная суббота» позволит вовлечь в образование и воспитание детей родителей и педагогов. Преимущества данного формата заключаются в следующем:• Общее взаимодействие позволит преодолеть недоверие между родителями и работниками детского сада. Общение станет более открытым и продуктивным;• Проходят совместные походы в парк, библиотеку, прогулки и иные подобные мероприятия. Участие в них педагогов, родителей и детей позволит наладить должный контакт, создать доверительные отношения;• К работе клуба приглашаются специалисты, которые помогут выявить проблемы, найти пути их решения и помогут преодолеть такие проблемы.В работе клубов выходного дня участвуют дети, родители, педагоги детского сада и специалисты.Результатом работы клуба становится формирование единого подхода к воспитанию и развитию ребенка, воспитательные навыки родителей обогащаются, исчезает недоверие к детскому саду.Этапы развития взаимодействия с семьейТакое развитие происходит в несколько этапов. Сначала, изучается семья, особенности отношений между детьми и родителями. На основе изучения выстраивается программа взаимной работы. После ее реализации выполняется анализ для объективной оценки, выявления недостатков.Цель работы клуба выходного дня:Индивидуальный подход к каждому ребенку, его всестороннее развитие, построение индивидуального маршрута в соответствии со способностями ребенка.Чтобы достичь эту цель, ставим следующие задачи:1. Нравственное и духовное развитие, умение договариваться со сверстниками и взрослыми, приобретая жизненный опыт посредством культурных практик и при участии в различных мероприятиях.2. Использование интерактивных методов и средств взаимодействия родителей с детским садом.3. Ответы на вопросы и консультации для родителей по вопросам адаптации ребенка к условиям ДОУ и иным организационным, воспитательным и образовательным вопросам.4. Найти тот наилучший единственный стиль воспитания и обучения ребенка, применимый в семье и в детском саду.6. Активизировать и приумножать воспитательные навыки и умения родителей, поддержать их в уверенности в личных способностях и умениях по обучению и воспитанию ребенка.Фундаментальные принципы работы нашего клуба• добровольное начало, • компетентность в предлагаемых темах, • обязательное неукоснительное следование педагогической этике.Содержание работы клуба.Дети приходят в клуб вместе с мамой или ближайшим родственником. Программа нашего клуба выходного дня рассчитана, как правило, на 12 месяцев, каждая встреча длится примерно 40 - 60 минут. Воспитатели группы разрабатывают программу мероприятий самостоятельно или совместно со специалистом детского сада. Беседы с родителями, комплексно-тематической план и рабочая программа педагогов указывают содержание и направление по подготовке тем для клуба выходного дня.Особенность клуба в том, что деятельность в нем осуществляется с учетом не только психологического возраста ребенка, но и его психофизическому развитию и запросам родителей. Такие нововведения помогают педагогам качественно развивать всех детей (не только среднестатистических, но и "продвинутых", способных, одаренных, гиперактивных и т. п.). Формы по организации детской деятельности могут быть различными: это и экскурсии, и практические мастерские, и прогулки по городу, и многое другое.Так, например, Учебный план на 1 год:Название темы Общее количество занятий1.Кружок «Весёлый язычок».2. Творческая мастерская "Шерстяная ниточка (вязание) ".3. Творческая мастерская "Бисероплетение".4. Кружок «Здоровячок».5. Первые шажки в театр "Нас ждут сказки".6. Круглый стол " Нашим ручкам нет покоя-мастерим без перебоя"7. Закрытие клуба " "Играем вместе". Выставка работ.Длительность одного занятия: Примерно, 30 - 60 минут.Основные этапы развития взаимодействия с семьей• 1 этап: Знакомство, трехстороннее взаимодействие: детский сад, родители, дети• 2 этап: Создание плана взаимодействия с семьей ребенка для получения более эффективного результата).• 3 этап: Реализация намеченных планов• 4 этап: рефлексия, анализ конечного продуктаОжидаемый результат:Итогом работы является тесное сотрудничество с семьями воспитанников.Занимаясь в клубе, ребенок увидит, что воспитатели и мамы, папы и другие родственники дружелюбно относятся друг к другу: играют, гуляют, разговаривают, вместе проводят время. Ребенок будет без слез расставаться с родителями на будних днях, будет доверять педагогу, легче пройдет адаптация к условиям детского сада Ребенок увидит, что все позитивно настроены, отношения наполнены радостью, вниманием, теплотой.Предложенная программа детско-родительских отношений клуба выходного дня "Увлекательная суббота" является вариативной, интерактивной, то есть при возникновении необходимости может быть проведена корректировка содержания и форм совместной деятельности педагогов, родителей, детей и специалистов.РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционной образовательной деятельности у детей старшего дошкольного возрастав условиях логопункта(ФГОС)на 2024 - 2025 учебный годБорзя - 2024Пояснительная  записка.Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании”. Содержание рабочей программы соответствует федеральным государственным требованиям, устанавливаемым в соответствии с п. 2 ст. 7 Закона Российской Федерации “Об образовании”, образовательным стандартам и требованиям; целям и задачам образовательной программы учреждения.В основе создания этой программы использован опыт работы на дошкольном логопункте, подкреплённый современными коррекционно-развивающими программами Министерства Образования РФ, научно-методическими рекомендациями, инструктивными письмами, представленными в библиографии. В частности // “Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием” Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, “Программа логопедической работы по преодолению фонетико фонематического недоразвития у детей” Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной,”Программа логопедической работы по предолению общего недоразвития речи у детей” Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой“Программа коррекционно разивающей работы для детей с онрН.В.Нищевой.Данные программы  рассчитаны на работу в условиях логопедических групп специального детского сада,  в связи с чем,  не совсем подходят для использования на логопедическом пункте  общеразвивающего детского сада и не предполагают использование новых методов, приёмов, технологий, не учитывают клинических особенностей детей, что  является  необходимым.        Этим и обусловлена значимость написания  рабочей программы, применение  которой поможет детям с нарушением речевого развития  осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно, то  есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех  трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в детском саду.Основной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к успешному овладению письменной формой речи.Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации.В  МДОУ  № 2 «Солнышко» осуществляется коррекция нарушений речи в условиях логопедического пункта. В связи с тем, что в общеобразовательных дошкольных учреждениях возросло количество детей с нарушениями речи, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи, такими как, общее недоразвитие речи, возникла необходимость введения на логопедическом пункте при МДОУ № 2 специализированных программ по коррекции данных нарушений. Исходя из этого, логопедическую деятельность необходимо адаптировать к условиям работы на логопедическом пункте при массовом детском саде.        В нашем дошкольном образовательном учреждении реализуется программа “Детство”. Эта программа не рассчитана на дошкольников.Детей с речевыми нарушениями   рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности  затрудняют  успешное  овладение ими  учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети  с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям  детей.Согласно нормативам “Санитарно-эпидимиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПин 2.4.1.1249-03”, утверждённых Главным государственным врачом Российской Федерации, а также опыта функционирования дошкольных логопедических пунктов, показывает, что следует уменьшить количество подгрупповых занятий, и увеличить время на индивидуальную работу. Учитывая требования к организации режима дня и учебных занятий максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки не должен превышать нормы допустимые СанПинами (п.2.12.7)В соответствии СанПинами продолжительность занятий 6-го года жизни 25 минут, с детьми 7-го года жизни 30 минут.Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь.В процессе коррекционного обучения детей логопатов решаются следующиезадачи:- раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;- преодоление недостатков в речевом развитии;- воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;- подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;- формирование навыков учебной деятельности;- осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников,   сотрудниками ДОУ и специалистами детской поликлиники, медицинских учреждений.Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда.Январь, февраля – обследование детей, заполнение речевых карт, оформление документации.Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ФН, ФФН, ОНР-III -IVур.р.( 6- 7-го года жизни, разделено на 3 периода обучения )I период:Март, апрель, май - 12 недель; 12 занятий-1 занятия в неделю (12часов)II период: Июнь, июль, август - 12 недель; 12занятий – 1 занятия в неделю ( 12 часов)III период: Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь - 16 недель; 16 занятий – 1 занятия в неделю ( 16 часов )- звукопроизношение + связная речьВсего 40 занятий в год (40 часов)С декабря – повторение пройденного материалаФорма организации обучения – подгрупповая и индивидуальная. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 5 человек, периодичность занятий – 1 раз в неделю, 30 минут для детей подготовительного возраста, 25 минут для детей старшего возраста.Продолжительность занятий с детьми:ФН – от 3 до 6 месяцев;ФФН и ФН– 1 годОНР-III-IV ур.р. – 1-2 года.Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка.Индивидуальные занятия.Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 20 - 30 минут.ФН – 1 раз в неделю;ФФН – 1 раз в неделю;ОНР-III-IV ур.р – 1 раз в неделю.ЗаключениеДанная программа доступна к применению на дошкольном логопедическом пункте. С её помощью у дошкольников сформируется полноценная фонетическая система языка, разовьётся фонематическое восприятие, навыки звукослогового анализа и синтеза, автоматизируются слухопроизносительные умения и навыки, сформируется связная монологическая речь на базе правильно произносимых звуков.Таким образом, дети будут подготовлены к успешному обучению в школе, в чём и заключается главная цель данной программы.Учебно - тематическое планированиеМетодическое обеспечениеНеобходимым условием реализации программы является наличие в дошкольном учреждении магнитофона, компьютера, также возможность педагога использовать технические средства обучения.Занятия по каждой теме проводятся в игровой форме:“Путешествие в Звукоград”, “Звуки заблудились”, “Буратино в стране знаний”, “Телеграф”, “Перевёртыши”, “Словесный сад”, “Слоговые шары” и др.Лексические игры и дидактические игры: “Путешествие солнечного лучика”, “Помоги Незнайке исправить ошибки”, “Телефон”, “В гостях у Федоры”, “Цветик-семицветик”, “В стране волшебника Гудвина”, “Фантазёры” и др.Направления коррекционно-развивающей работы:- формирование полноценных произносительных навыков;- развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;- развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;- обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;- воспитания умений правильно составлять простое и сложное распространённое предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;- развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определённой коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых в произношении фонем;- формирование подготовки к обучению грамоте и овладению элементами грамотыОсновная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции.На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребёнок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.Основная цель подгрупповых занятий – воспитание навыков коллективной работы. На этих занятиях дети должны научиться адекватно, оценивать качество речевых высказываний сверстников. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения.Важной в методическом аспекте особенностью индивидуальных и подгрупповых занятий является то, что они готовят детей к усвоению более сложного фонетического и лексико-грамматического материала на занятиях в группе.Содержание логопедической работы на логопункте по преодолениюФН, ФФН, ОНР-III ур.р. у детей 6- 7-го года жизни.                Планируемые результаты логопедической работы:- правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;чётко дифференцировать все изученные звуки;- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;-находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;-различать понятия “звук”, “твёрдый звук”, “мягкий звук”, “глухой звук”, “звонкий звук”, “слог”, “предложение” на практическом уровне;- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;- производить элементарный звуковой анализ и синтез;- овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.Формы и средства организации образовательной деятельностиОрганизация деятельности логопеда, воспитателей и других специалистов в течение года определяется поставленными задачами рабочей программы. Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября, с 15 по 31 мая.  Логопедические  подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября.Данная программа разработана для реализации в условиях логопедического пункта детского сада общеразвивающего вида, то есть в сетке занятий  не предусмотрено  специального времени для проведения фронтальной деятельности  учителя – логопеда. Основную  нагрузку несёт  индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа,  которая  проводится   1  раз в неделю с каждым ребёнком.Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей.Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка.Развитие речи (воспитатели).Развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия  на занятиях по развитию речи, а также в свободной деятельности  (различные  дидактические, подвижные игры для развития речи).Расширение и активизация словарного запаса детей. Рассказывание и чтение воспитателем художественной литературы, рассматривание  детьми  картин и беседы по вопросам.  Заучивание программных стихотворений. Развитие монологической речи осуществляется  при составлении рассказов – описаний, рассказов по картине и серии картин, пересказов знакомых сказок.Проведение  повседневного наблюдения  за состоянием речевой деятельности детей, осуществление   контроля  над правильным использованием поставленных или исправленных звуков, отработанных  на занятиях грамматических форм по рекомендациям логопеда в тетрадях взаимодействия.Развитие познавательных интересов детей в ходе занятий, экскурсий, игр, а также в свободной деятельности.При организации образовательной деятельности  прослеживаются приоритеты в работе учителя-логопеда и воспитателей:Приоритеты учителя-логопеда: -  звукопроизношение;-  фонематические процессы;-  языковой анализ;        Приоритеты воспитателей:-  моторный праксис;-  психологическая база речи;- обогащение и активизация словаря; Взаимодействие с родителями (или лицами, их заменяющими)После проведения логопедического обследования  логопед  предоставляет  родителям (или лицам, их заменяющим) полную и подробную информацию о речевых  и  неречевых нарушениях, выявленных у ребёнка. Далее  учитель – логопед подробно разъясняет индивидуальную коррекционно-развивающую программу, предназначенную для занятий с ребёнком и делает акцент на необходимости совместной, согласованной работы педагогов детского сада и родителей.Программа предусматривает:- активное участие во всех мероприятиях, проводимых для  родителей  в детском саду (открытые занятия, обучающие занятия – практикумы, подгрупповые и индивидуальные  консультации, праздники, в том числе логопедические, родительские собрания и т.д.);- помощь ребёнку в выполнении заданий, в оформлении логопедической тетради, дидактического материала для занятий дома;- игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка, систематические занятия с ребёнком  дома по закреплению изученного на логопедических занятиях материала, по  автоматизации поставленных звуков и введению их в речь;- создание положительного эмоционального настроя на логопедические занятия,  формирование интереса ребёнка  к собственной речи  и желания научиться говорить правильно.В работе с детьми опираемся на методологические  подходы развивающего обучения:- необычное начало занятия;- присутствие на занятии “духа открытия”;- удержание взрослым паузы для “включения” мыслительных процессов детей;- предусмотренность при подготовке к проведению занятия вариативности ответов детей;- не оставление без внимания ни одного ответа;- развитие речи в любых формах деятельности;- учёт возможностей и терпимое отношение к затруднениям детей;- обучение видению многовариативности выполнения задания;- поддержка у детей ощущения успешности.РЕЧЕВАЯ КАРТА1. Фамилия, имя ребёнка_____________________________________________ _____________2. Возраст _________________________________________________________3. Дата зачисления в группу____________________________________________________________№группы__________________________________________________________4. Домашний адрес_____________________________________________________________5. Фамилия, имя, отчество родителей, место работы, должность:Мать________________________________________________________________________________________________________________________________Отец________________________________________________________________________________________________________________________________6. Краткие анамнестические данные:Как протекали беременность и роды?_____________________________________________________________Когда закричал?____________________________________________________Как протекало  физическое развитие:стал держать головку___________________ сидеть_______________________вставать___________________________ ходить_________________________Какие заболевания перенёс от года?______________________________________________________________Речевое развитие ребёнка: гуление_____________ лепет__________________первые слова ___________________речь фразой _________________________Не прерывалось ли речевое развитие (если прерывалось, то по какой причине, как долго длилось, с какими последствиями) ____________________________________________________________________________________________________________________________________Как быстро наращивался словарный запас? __________________________________________________________________7. Слух ______________8. Зрение ____________9. Интеллект ___________10. Речевая среда и социальные условия: ___________________________________________________________________________________________________________________________________Обращались ли ранее к логопеду? Как долго длились занятия? ____________________________________________________________________________________________________________________________________их результативность_________________________________________________Как сам ребёнок относится к речевому дефекту? ____________________________________________________________________________________________________________________________________11. Общее звучание речи: темп ______________________________________голос _____________________________________________________________разборчивость______________________дыхание ________________________12. Обследование артикуляционного аппарата:                                        подвижность языка______________________________прикус_________________________строение нёба ______________________ зубов __________________________состояние подъязычной уздечки __________________ губы _______________13. Состояние общей и мелкой моторики (координированность движений, состояние тонкой моторики, какой рукой предпочитает работать ребёнок)_____________________________________________________________________________________________________________________________14. Общее развитие ребёнка:а) счёт прямой ______________________ обратный ______________________счётные операции: __________________________________________________б) выделение четвёртого лишнего _____________________________________15. Обследование понимания речи:а) выполнение инструкций___________________________________________б) понимание значения предлогов_____________________________________в) понимание числа ____________ рода ___________ падежа ______________16. Звукопроизношение.Гласные: А__________ У _________ О __________Ы _________ Э _________Согласные: С ___________ СЬ __________ З _____________ ЗЬ ____________ Ц _________Ш _____________Ж ___________ Щ ___________ Ч __________Л __________ЛЬ __________ Р ___________ РЬ __________ Й _____________Повтори предложения:У сома усы. ________________________________________________________Зоя сушит шубу.____________________________________________________У Зины жёлтый зонтик. ______________________________________________Девочки и мальчики скачут, как зайчики._________________________________________________________________________________________________Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока._________________________________________________________________________________________________У Любы болят зубы._________________________________________________На дубе белка.______________________________________________________Пять котят есть хотят._______________________________________________Майя и Юля поют.__________________________________________________У клоуна была балалайка.____________________________________________У коровы острые рога._______________________________________________17. Фонематическое восприятиеа) выделение звука из ряда звуков:“т” - м, п, т, к, д, т, н, к, п ,т___________________________________________“п” - та, ма, па, та, ка, да, та __________________________________________“к” - мак, паук, там, дом, кот, крот ____________________________________б) повторение серии слогов и слов:та-да-та ________________________ да-та-та __________________________ка-га-га ________________________ га-га-ка ___________________________па-ба-па________________________ ба-ба-па___________________________кот-год-кот__________________ том-ком-гном __________________________том-дом-ком____________________ мак-бак-так ________________________в) дифференциация звуков:С – З __________________Ж – З ____________ Щ – СЬ __________________С – Ш_________________Ч – ТЬ ____________Л – Р _____________________Ш – Ж________________ Ц – С ______________ Ч – Ц ___________________Ц – ТЬ __________________Ч – С _____________ П – Б __________________Т – Д ___________________ К - Х ____________ К – Г ___________________18. Анализ звукового состава словаа) выделение первого звука в слове:Алик _________________утка _______________город ____________________Оля __________________эхо ________________волк _____________________Ира __________________окна _______________ банка ___________________б) выделение последнего звука в слове:пух ____________ луна ___________ кот ___________ шары ______________сок _____________мука ___________руки __________ нос ________________19. Произношение слов сложного слогового состава:аквариум ____________________фрукты _______________________________милиционер ______________________ велосипед ________________________строительство ____________________ велосипедист _____________________Космонавт управляет космическим кораблём._____________________________________________________________________________________________ Саше понравился пластмассовый кораблик.______________________________________________________________________________________________Мотоциклист едет на мотоцикле.________________________________________________________________________________________________________Зайчиха с зайчатами пьют чай с печеньем. ________________________________________________________________________________________________20. Состояние словаря:1. Предметный словарь:а) объяснение значения слов:холодильник _______________________________________________________пылесос ___________________________________________________________б) показ и называние частей предметов:Чайник: донышко __________________Стул: сиденье ____________________носик _____________________________ спинка ________________________крышка ___________________________ ножки _________________________ручка _____________________________в) уровень обобщений:Свитер, платье, шорты, юбка, колготки ________________________________Сапоги, туфли, тапочки, валенки ______________________________________Блюдце, сковорода, ложка, тарелка____________________________________Помидор, репа, морковь, капуста ______________________________________Яблоко, персик, груша, лимон ________________________________________Кошка, собака, волк, ёж _____________________________________________Голубь, утка, воробей, ворона ________________________________________Шкаф, стол, кресло, тумбочка ________________________________________Автобус, электричка, трамвай, самолёт ________________________________г) Назови, какие ты знаешь?овощи_____________________________________________________________фрукты ___________________________________________________________одежда ___________________________________________________________обувь _____________________________________________________________мебель ____________________________________________________________времена года _______________________________________________________месяцы ___________________________________________________________транспорт _________________________________________________________дикие животные ____________________________________________________домашние животные ________________________________________________птицы ____________________________________________________________цветы_____________________________________________________________деревья ___________________________________________________________грибы _____________________________________________________________ягоды _____________________________________________________________профессии _________________________________________________________2. Словарь признаков:а) подбор прилагательных к существительным:лимон – какой? _____________________________________________________платье – какое? _____________________________________________________лиса – какая? ______________________________________________________б) подбор антонимовширокий _______________ длинный _____________ высокий _____________весёлый ________________светлый _____________больной ______________прямой _________________ сухой _____________ холодный ______________в) образование прилагательных от имён существительных:Ручка из пластмассы __________________Сумка из кожи _________________Матрёшка из дерева __________________Стакан из стекла ________________Сок из клюквы ______________________ Шуба из меха __________________г) образование притяжательных прилагательных:Чей хвост? ___________________ Чья голова? __________________________3.Глагольный словарь:а) Что делает?повар _________________________ учительница ________________________врач _________________________почтальон ____________________________б) Кто как голос подаёт?кошка ___________________ собака________________ гусь _______________утка ____________________ петух ________________ мышь ______________корова _________________лягушка ______________свинья _______________ 21. Обследование грамматического строя речи:а) образование множественного числа существительных и родительного падежа существительных множественного числа:                б) образование уменьшительно-ласкательной формы:дом__________________ ёлка __________________Женя _________________стул_________________гриб __________________ Костя _________________в) согласование прилагательных с существительными в роде:синие брюки _____________________красные туфли ____________________синий мяч ______________________ красный зонт ______________________синяя ваза ______________________красная лампочка ___________________синее перо _____________________ красное яблоко _____________________г) согласование существительных с числительными:д) Кто у кого детёныш?у кошки _______________у собаки _____________ у свиньи ______________у медведя _______________у зайца ______________у лисы________________у коровы _______________у лошади ____________у мыши _______________у лягушки _________________ у курицы________________________________е) предложно-падежные формы: ______________________________________22. Обследование связной речи:а) составление рассказа по картинке_____________________________________________________________________________________________________б) составление рассказа по серии картин _________________________________________________________________________________________________23. Логопедическое заключение: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Отчет о работе логопедического пунктаЖурнал движения воспитанников на логопедическом пункте.        ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫПО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮПланирование индивидуальной  логопедической  работы(нужное отметить +)c ________________________________1. Формирование правильного звукопроизношения.Логопедический массаж;развивать подвижность артикуляционного аппарата;постановка и коррекция звуков:группа свистящих – С, СЬ, З, ЗЬ, Цгруппа шипящих – Ш, Ж, Ч, Щгруппа сонорных – Л, ЛЬ, Р, РЬгубно-губные – П, Б, М + мягк.губно-зубные – Т, Д, Н + мягк.заднеязычные – К, Г, Х + мягк.Другие __________________________автоматизировать звуки в слогах, словах, предложениях, связном тексте.2. Формирование фонематического восприятия:определять звуки (гласные, согласные, твердые-мягкие, глухие-звонкие);определять наличие и отсутствие звука, место звука в слове.3. Формирование фонематического слуха    4. Работа над слоговой структурой слова.5. Развитие грамматического строя речисловообразование;словоизменение.6. Развитие лексической стороны речирасширять предметный словарь;расширять словарь признаков;расширять глагольный словарь.7. Формирование связной речиформировать умение составлять рассказ по картинке;формировать умение составлять рассказ по серии картин;формировать умение составлять пересказ;формировать умение составлять рассказ - описание.8. Развитие психических процессов, моторики, интеллектуальной деятельности:развивать зрительное внимание, память, восприятие, мышление;развивать мелкую и артикуляционную моторику.  Литература1.Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.- М.:МГОПИ,19932.Г.А.Каше, Т.Б.Филичева. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи.-М.:Просвещение,19783.Г.В.Чиркина. Коррекция нарушений речи.-М.: Просвещение, 20094.Н.В.нищева. Программа коррекционно развивающей работы для детей с онр.5.З.Е.Агранович. Сборник домашних заданий для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с онр.-С.П.: Детство-Пресс,20026.О.И.Крупенчук.Научите меня говорить правильно.-С.П.:Литера,20017.Е.А.Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов.-М.:Владос,20028.Е.В.кузнецова. Обучение грамоте детей с нарушениями речи.-М.:ТЦ,19999.А.В.Ястребова. Как помочь детям с недостатками речевого развития.-М.:АРКТИ,199910.Р.А.Кирьянова. Комплексная диагностика детей, имеющих нарушения речи.-С.П.:КАРО,200211В.И.Руденко .домашний логопед.-Ростов на Дону:феникс,200212.Г.С.Швайко .Игровые упражнения для развития речи.-М.:просвещение,198813З.Е.агранович. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей.-С.П.:Детство-Пресс,200514.Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием.-М.:ГНОМ и Д,200015.В.В.Коноваленко .Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе ФФН.-ГНОМ,200516.Н.В.Курдвановская .Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет.-М.:Сфера,2007