"Рабочая программа по домоводству 11 класс"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Рабочая программа по домоводству 11 класс"
Автор: Иванова Людмила Васильевна
Рабочая программа по домоводству
11 класс
Домоводство
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета Домоводство разработана в соответствии с:
-Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации;
-Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями в развитии II вариант обучения;
-Учебным планом.
Общая характеристика предмета
Обучение ребенка с умственной отсталостью, с ТМНР ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни.
Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками не только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах.
Программа по домоводству включает следующие разделы: Покупки, Уход за вещами, Обращение с кухонным инвентарем, Приготовление пищи, Уборка помещения и Уборка территории.
Цель обучения
Цель обучения – повышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности.
Основные задачи:
формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами;
освоение действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок, уборке помещения и территории, уходу за вещами.
Освоенные действия ребенок может в последующем применять как в быту, так и в трудовой деятельности. Так, например, занятия по уборке помещений и территории актуальны для формирования бытовой деятельности детей и перспективны для получения в будущем работы в качестве дворника или уборщицы.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа в соответствии с учебным планом ГБОУ школы № 607 на2023-2024учебный год рассчитана на204часов (исходя из 34 учебных недель в году), 6 часов в неделю. Возможно уменьшение количества часов на изучение некоторых разделов программы в зависимости от выпадения уроков на праздничные дни за счет уроков повторения.
Содержание учебного предмета
Покупки.Продовольственные и промтоварные магазины. Сожетно-ролевая игра Покупки в магазине
Ориентация в расположении отделов магазина, кассы и др. Нахождение нужного товара в магазине. Соблюдение последовательности действий при взвешивании товара и расчёте на кассе. Складывание продуктов в сумку. Раскладывание продуктов в места хранения.
Обращение с кухонным инвентарем.
Обращение с посудой. Закрепление умений различать предметы посуды для сервировки стола, для приготовления пищи, кухонных принадлежностей. Соблюдение последовательности действий при мытье и сушке посуды: очищение посуды от остатков пищи, замачивание посуды, намыливание посуды моющим средством, чистка посуды, ополаскивание, сушка.
Обращение с бытовыми приборами. Различение бытовых приборов по назначению (блендер, миксер, тостер, электрический чайник, комбайн, холодильник и др.). Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором. Соблюдение последовательности действий при пользовании электробытовым прибором. Мытье бытовых приборов. Хранение посуды и бытовых приборов.
Сервировка стола. Соблюдение последовательности действий при сервировке стола: накрывание стола скатертью, расстановка посуды, раскладывание столовых приборов, раскладывание салфеток, расстановка солонок и ваз, подача блюд.
Приготовление пищи.Продукты питания. Узнавание (различение) мясных продуктов, готовых к употреблению (колбаса, ветчина) и требующих обработки (приготовления) (мясо (свинина, говядина, баранина, птица), сосиска, сарделька, котлета, фарш). Знакомство со способами обработки (приготовления) мясных продуктов. Знание (соблюдение) правил хранения мясных продуктов. Узнавание (различение) рыбных продуктов, готовых к употреблению (крабовые палочки, консервы, рыба (копченая, соленая, вяленая) и требующих обработки (приготовления) (мясо (филе рыбы, краб, креветка), рыбная котлета, рыбный фарш). Знакомство со способами обработки (приготовления) рыбных продуктов. Знание (соблюдение) правил хранения рыбных продуктов.
Приготовление блюда.
Подготовка к приготовлению блюда. Знание (соблюдение) правил гигиены при приготовлении пищи. Выбор продуктов, необходимых для приготовления блюда. Выбор инвентаря, необходимого для приготовления блюда. Обработка продуктов. Мытье продуктов. Чистка овощей. Резание ножом. Нарезание продуктов кубиками (кольцами, полукольцами). Натирание продуктов на тёрке.
Соблюдение последовательности действий при жарке продукта: включение электрической плиты, наливание масла, выкладывание продукта на сковороду, постановка сковороды на конфорку, установка таймера на определенное время, перемешивание/переворачивание продукта, выключение электрической плиты, снимание продукта. Поддержание чистоты рабочего места в процессе приготовления пищи.
Соблюдение последовательности действий при приготовлении котлет: выбор продуктов (полуфабрикат, масло растительное), выбор кухонного инвентаря (сковорода, лопатка, тарелки), наливание масла в сковороду, выкладывание котлет на сковороду, включение плиты, постановка сковороды на конфорку, переворачивание котлет, выключение электрической плиты, снимание котлет.
Соблюдение последовательности действий при приготовлении салата: выбор продуктов (вареный картофель, морковь, кукуруза, соленый огурец, лук, масло растительное, соль, зелень), выбор кухонного инвентаря (салатница, ложка, нож, доска, открывалка, тарелки), очистка вареных овощей, открывание банок (кукуруза, огурцы), нарезка овощей кубиками, нарезка зелени, добавление соли, растительного масла, перемешивание продуктов.
Уход за вещами.
1. Уход за обувью.
Уход за обувью. Соблюдение последовательности действий при мытье обуви: намачивание и отжимание тряпки, протирание обуви влажной тряпкой, протирание обуви сухой тряпкой. Просушивание обуви. Соблюдение последовательности действий при чистке обуви: открывание тюбика с кремом, нанесение крема на ботинок, распределение крема по всей поверхности ботинка, натирание поверхности ботинка, закрывание тюбика с кремом.
2. Уход за одеждой.
Чистка верхней одежды при помощи щетки.
Ручная стирка. Соблюдение последовательности действий при ручной стирке.
Машинная стирка. Соблюдение последовательности действий при машинной стирке
Глажение утюгом. Соблюдение последовательности действий при глажении белья. Складывание белья и одежды. Вывешивание одежды на плечики. Чистка одежды.
Уборка помещения.
Уборка мебели.Соблюдение последовательности действий при мытье поверхностей мебели.
Уборка пола.Сметание мусора на полу в определенное место. Заметание мусора на совок. Соблюдение последовательности действий при подметании, мытье пола. Уборка с помощью пылесоса. Различение основных частей пылесоса. Подготовка пылесоса к работе. Чистка поверхности пылесосом. Соблюдение последовательности действий при уборке пылесосом: подготовка пылесоса к работе, установка регулятора мощности, включение (вставление вилки в розетку; нажатие кнопки), чистка поверхности, выключение (поворот рычага; нажатие кнопки; вынимание вилки из розетки), отсоединение съемных деталей пылесоса.
Мытье стекла (зеркала).Соблюдение последовательности действий при мытье окна. Правила безопасного использования специальных средств, спреев, для мытья окон и зеркал.
Уборка территории.Уборка бытового мусора. Подметание территории. Сгребание травы и листьев. Уборка снега: сгребание, перебрасывание снега. Уход за уборочным инвентарем, правила его хранения.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Основным ожидаемым результатом освоения обучающимся Программы по 2-му варианту является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
В соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения АООП, Программа направлена на формирование 2-х групп результатов:
- личностных, включающих сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции, личностные качества;
- предметных, включающих освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания и его применению.
Результаты освоения программы рассматриваются как возможные (примерные) и соразмерные с индивидуальными возможностями и специфическими образовательными потребностями обучающихся.
Личностные результаты обучения домоводству:
основы персональной идентичности, осознание себя как Я;
работа в коллективе (ученик – ученик);
слушание и понимание инструкции педагога;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
обращение за помощью и принятие помощи педагога;
социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности;
владение правилами поведения в учебной ситуации;
уважительное отношение к окружающим: взрослым, детям.
Возможные предметные результаты
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
- Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с выполнением повседневных дел дома.
- Умение выполнять доступные бытовые виды работ: приготовление пищи, уборка, стирка, глажение, чистка одежды, обуви, сервировка стола, др.
- Умение соблюдать технологические процессы в хозяйственно-бытовой деятельности: стирка, уборка, работа на кухне, др.
- Умение соблюдать гигиенические и санитарные правила хранения домашних вещей, продуктов, химических средств бытового назначения.
- Умение использовать в домашнем хозяйстве бытовую технику, химические средства, инструменты, соблюдая правила безопасности.
Тематическое планирование по предмету
№
Наименование разделов
Количество часов
1.
Покупки
45
2.
Обращение с кухонным инвентарем
41
3.
Приготовление пищи
87
4.
Уход за вещами
36
5.
Уборка помещения
26
6.
Уборка территории
22
7.
Повторение
15
Итого
272