" Фольклор как часть патриотического воспитания"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: " Фольклор как часть патриотического воспитания"
Автор: Анна Владимировна Зотова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 42УтверждаюЗаведующий МБДОУдетский сад № 42 Н.М. КалининаПриказ № от 30.08.2024 г. Проект «На вольном, на синем, на Тихом Дону».РазработалаЗотова А.В.воспитательг. Новочеркасск2024 г Проект на тему: «На вольном, на синем, на тихом Дону» направлен на приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре, обычаям и традициям донского края.Автор проекта: воспитатель Зотова А.В.Участники проекта: Родители, дети, воспитатель, представители казачества. Вид проекта:Информационно-творческийПознавательныйГрупповойПатриотическийДолгосрочныйСрок реализации: с 1 сентября 2024г. по 31мая 2025г.База реализации: МБДОУ д/c №42Актуальность темы: Как известно, народ, который не помнит своих корней, не имеет своей культуры, перестаёт существовать. В последнее время обращение к народным истокам, декоративно - прикладному и фольклорному искусству стало предметом пристального внимания педагогов и воспитателей детских садов, стало традиционным для использования в практике нравственно - патриотического воспитания детей. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны, узнать традиции и обычаи своих корней. В настоящее время чрезвычайно много информации дети получают из зарубежных мультфильмов и кинофильмов, компьютерных игр. Дети быстро воспринимают всё, увлекаются героями и получают зачастую поток вредной информации, которая не воспитывает чувства патриотизма, а наоборот, отдаляет от культуры и традиций своей Родины. Россия - многонациональное государство, рядом с нами проживает огромное количество народностей. Но самой близкой для нас, является казачество. Которое мы можем подробно рассмотреть и ощутить на себе самобытность этой народности, проживая в столице донского казачества, нашем родном городе - Новочеркасске.Проблема: Необходимость обращения к истокам национальной культуры с целью возрождения традиций народа для воспитания истинного гражданина, любящего свою Родину.Цель: Развитие патриотических чувств у дошкольников посредством приобщения их к истории, быту и культуре донского казачества, зарождение в их сознании чувства любви к Родине, принадлежности к великому народу.Задачи:1. Развитие познавательной активности детей.2. Закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, личности,способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.3. Ознакомление детей с культурными традициями и бытом казачества (жилище, костюм, предметы быта);4. Создание условий по оказанию помощи семье в раскрытии индивидуальности ребенка через включение его в культуру и историю собственного народа.5. Укрепление здоровья детей средствами физкультуры и спорта.6. Воспитание положительных качеств личности, сохраняя индивидуальность каждого ребенка;7. Способствовать формированию у детей чувства любви к Родине, интереса и уважения к людям, которые живут рядом;8. Развивать познавательный интерес к народному творчеству, песням, играм, и традициям казаков;9. Создание условий для приобщения детей к истории и культуре казаков, реализации их личностного потенциала, социализации;10. Обобщить знания детей об истории родного края, культуры казаков и представить полученные результаты в процессе совместной деятельности со всеми участниками образовательного процесса.Гипотеза: приобщение детей к истокам народных традиций является эффективным средством развития познавательной активности, творческого мышления, становления духовно-нравственной, гармоничной личности.Предполагаемый результат:Педагог: Повышение педагогической компетентности в вопросах воспитания у детей патриотизма и любви к родине.Дети: Дети проявляют интерес к изучению материалов по патриотическому воспитанию, активно отвечают на вопросы и задают их сами, с большим желанием выполняют задания творческого характера, участвуют в народных играх. У воспитанников появился интерес к историческому прошлому, желание знакомиться с жизнью донских казаков. У мальчиков появилось желание походить на казаков. Дети демонстрируют знания об обычаях и традициях казачества, могут отвечать на вопросы, объяснить значение таких слов, как «казак», «курень», «атаман» и др. Пополнение активного и пассивного словаря детей, способствует формированию наглядно-образного мышления детей. Через участие в народных играх и состязаниях между детьми улучшились дружеские взаимоотношения, дети стали более сдержанными, научились принимать условия игры, уступать друг другу, поддерживать товарищей. Детям нравятся строевые песни казаков, они с интересом слушают их и поют от души.Родители: Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах значимости истории Родного края в воспитании детей. Активное содействие родителей в мероприятиях ДОУ и группы.Формы реализации проекта:ИграБеседы с детьми Изучение фольклора ТанцыФланкировкаХудожественно-эстетическая деятельностьПоисково-информационная деятельность совместно с родителямиИнформационный лист, памятки, рекомендацииСовместный досуг с родителямиОформление информации для родителей в родительском уголкеКонсультации для родителейПерспектива: Трансляция опыта на разных уровнях.Содержание проектной деятельностиПодготовительный этап. Срок 2 сентября - 1 октября.Цель: Формирование устойчивого интереса к тематике проекта.2.практический этап.Срок: с 4 октября по 30 апреля.Цель: Формирование знаний, умений, навыков.Заключительный(презентационный) этап. Срок: с 2 мая по 27 маяЦель: Самореализация всех участников проекта.Используемая литература:Заседателева Л. Б. Казачество как социально историческое и этнографическое явление в истории России. М., 1974;Казачьи пословицы и поговорки .Астапенко Г. Быт, обычаи, обрядыи праздники донских казаков17 – 20 веков. – Батайск, 2002.Аксенова М., Ананьева Е. Куклы мира. – М., 2007Дайн Г. Игрушечных дел мастера. – М., 1994Коноплева Н. Вторая жизнь вещей. – М., 1993Не от скуки – на все руки. – М., 1994Обряды и праздники на Дону: очерки, статьи, рекомендации. – Ростов-на-Дону, 1979.Рогачева Л. Куколки. Двенадцать историй для девочек, которые верят, что куклы живые. – Ростов-на-Дону, 2009Юрина Н. Игрушки. – М., 1999