Подготовка обучающихся 11-х классов к ЕГЭ по русскому языку
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Подготовка обучающихся 11-х классов к ЕГЭ по русскому языку
Автор: Захарова Наталья Владимировна
1. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук1) квАртал 2) окружИт 3) Оптовый 4) прозорлИва 5) донИзу2. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук 1) укрЕпит 2) сливОвый 3) лОктей 4) бухгАлтеров 5) прИнял3. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук 1) мЕстностей 2) газопрОвод 3) сОрит 4) плодоносИть 5) мозаИчный4. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову паронимНе так легко было найти выход из ЗАТРУДНЁННОГО положения, в котором мы все оказались.В ИГОРНОМ зале казино было уже много людей.В процессе реформы хозяйственной системы Китая КОРЕННЫЕ перемены затронули и рынок страхования.Несмотря на учёную степень, мой собеседник оказался редкостным НЕВЕЖДОЙ, мало что знающим в области науки.Вот БОЛОТИСТАЯ речонка, никак не знаешь, где перейти.5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову паронимЭто совершенно невоспитанный молодой человек, грубый, абсолютный НЕВЕЖА.Я был наказан за ПРОСТУПОК, совершённый неделю назад.ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ горный пейзаж вызывал восхищение.БЛАГОДАРНОЕ письмо было торжественно вручено директору школы.Сергей был из породы УДАЧЛИВЫХ людей, которым всё давалось легко.6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это словоСудьба подарила нам бесплатно этот безоблачно-яркий день, и мы стоим на снежной вершине Альп.7. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив употреблённое неверно словоДля каждого человека в самых трудных обстоятельствах главное - сохранить твёрдость духа, то есть совершить победу над самим собой.8. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильноподнялся более ВЫШЕ ПОЕЗЖАЙ вперёд ЧЕТВЕРО саней ПОПРОБУЕМ решить нет ВРЕМЕНИ9. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильнопара шерстяных НОСКОВ более ПРОСТО ПОЕЗЖАЙ к лесу с ШЕСТИСТАМИ рублями НАДЕТЬ перчатки10. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильнов ПЯТИСТАХ метрах отсюда варка МАКАРОН ЗАЖЖЁТСЯ огонь песни ЦЫГАНЕЙ без ПОГОН11. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИА) нарушение в построении предложения с причастным оборотомБ) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных формВ) нарушение в построении предложения с несогласованным приложениемГ) нарушение связи между подлежащим и сказуемымД) неправильное употребление имени числительногоПРЕДЛОЖЕНИЯ1) В апрельских номерах журнала «Нового мира» были опубликованы стихи молодого талантливого поэта.2) Фруктоза — это одно из веществ, получаемая из ягод и фруктов.3) Сразу по приезде в Юрьевец туристы обратят внимание на колокольню Георгия Победоносца.4) Солдаты, выполнявшие долг перед Родиной, провели в степи без еды и воды четыре суток.5) Бабушка вяжет шарф и подарила его своему внуку.6) Этот камерный зал, использующийся сейчас преимущественно в учебных целях, до ноября 2007 года назывался Белым залом.7) Все, кто побывал в Долине гейзеров, понимает, почему её считают одним из чудес света.8) Художественная речь, которая принципиально отличается от официально-деловой и научной, по ряду признаков сближается с публицистической.9) Первыми, кто пришёл на избирательный участок для голосования, были мои соседи, пенсионеры.12. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква1) интелл..гентный, словосоч..тание, непов..новение2) попл..вок, ур..внять (в правах), пог..рельцы3) переж..вывать (пищу), ш..лковый (платок), деш..вая (вещь)4) отр..слевой, подр..стковый, к..морка5) опп..нировать, укр..щать (льва), хл..потливый13. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква1) сж..маться, пер..одическая (печать), обв..нение2) гр..бная (регата), созр..вать, просв..щение3) расч..тливый, ож..говый (центр), подш..рсток4) (украшать) миш..рой, ж..рнальный (столик), ж..ри5) иниц..ативный, ц..плячий, оц..нкованное (корыто)14. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква 1) пр..восходный, пр..норовиться, пр..клонить (колени)2) на..бровный, по..рыть (нору), по..метить3) пр..чудливый, пр..града, пр..видение4) не..быточный, не..деланный, ..даюсь5) по..скать, с..грать, роз..ск15. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква1) не..хваченный (переписью), р..зместить, п..дметать;2) раз..ёмный, под..ём, об..ект;3) не..жатый, бе..дорожье, бе..заботно;4) под..скать, сверх..нтересный, вз..мать;5) пр..обретатель, пр..чудливый, пр..ходящий (домой).16. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква 1) пропол..шь (грядку), невид..мый2) (они) маж..тся (кремом), огнедыш..щий3) пил..шь, мысл..мый4) (ветер) перемен..тся, движ..мый5) отыщ..шь, подстрел..нный (хищник)17. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква1) клянч..щий (конфету), (дети) плач..т2) замет..шь, немысл..мые (последствия)3) (в) колыш..щейся (ржи), защебеч..т (птицы)4) выгон..шь, освеща..мый5) выкидыва..шь, обиж..нныйОтветы: 1-24 2-45 3-145 4- затруднительного 5-благодарственное 6-бесплатно 7-одержать/усилие 8-высоко 9-шестьюстами 10-цыган 11-25174 12-35 13-12 14-24 15-25 16-345 17-235 Практикум по заданию 13 ЕГЭВспомнить: правописание НЕ с различными частями речи Устная работа с полным объяснением1. В партии товара (НЕ)ДОСТАВАЛО несколько упаковок.2. Ничем (НЕ)ИНТЕРЕСУЯСЬ, Наталья равнодушно смотрела на чернеющее небо, на бушующий океан.3. Художник предпочитал очень (НЕ)ЯРКИЕ, пастельные тона.4. Уже (НЕ)РАССЧИТЫВАЯ даже на ничью, шахматист передвинул коня.5. Из-за травмы спортсмен, любимец болельщиков, (НЕ)ДОБЕЖАЛ до финиша.6. Оршанский (НЕ)ДОЕДАЛ, одевался весьма скромно.7. Я имел в виду (НЕ)КОНКРЕТНО вас, а вообще всех людей.8. Эта юная актриса, нисколько (НЕ)ПРЕТЕНДОВАВШАЯ на всемирную известность, покорила всех.9. (НЕ)СМОТРЯ на дождь, мы продолжали идти.10. Никем (НЕ)СДЕРЖИВАЕМЫЙ камень быстро покатился по склону вниз.11. Эта коробка (НЕ)МЕНЬШЕ той, но значительно легче.12. Он широко раскрытыми глазами смотрел на (НЕ)ОБРАЩАВШИХ на него внимания товарищей. 13. Внизу шумела речка, (НЕ)ШИРОКАЯ, но быстрая.14. Остановились на привале, так и (НЕ)ДОЖДАВШИСЬ темноты.15. (НЕ)ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ картина предстала перед нашим взором.Оформление записей в тетради для конспектовПравописание глаголов с приставкой –НЕДО-НЕДО: без приставки –НЕ глагол не имеет смысла: Он недоедал из-за бедности (Он доедал – значение слова меняется). Она недосмотрела за ребёнком (Она досмотрела – значение слова меняется). МОЖНО: приставку –НЕДО заменить приставкой –ПЕРЕ: недоварить суп – переварить суп, недовесить товар – перевесить товар, недооценить врага – переоценить врага. - НЕ ДО: глаголы обозначают незаконченное действие – НЕ ДОБЕЖАТЬ до финиша, НЕ ДОСМОТРЕТЬ фильм Правописание «НЕСМОТРЯ НА»- НЕСМОТРЯ НА – можно заменить «ВОПРЕКИ» Несмотря на дождь, мы пошли гулять (Вопреки дождю мы пошли гулять). - НЕ СМОТРЯ НА – можно заменить «НЕ ГЛЯДЯ»: НЕ смотря на дорогу, он мог вести машину хорошо (Не глядя на дорогу, он мог вести машину хорошо). Правописание НЕ с именами существительными Слитно:- если слово без НЕ не употребляется: ненависть, неразбериха, недоумение- если слово можно заменить синонимом без НЕ: неправда (ложь), несчастье (горе); однако при наличии союза А НЕ пишется раздельно: НЕ правда, а ложь - если есть приставка НЕДО-: недоработка, недосмотр, недоделка.ЗАПОМНИТЬ: Негде, некуда, неоткуда, незачем, невдалеке, невдомек, невзначай, невмоготу, невмочь, невпопад, невтерпеж, некстати, неспроста, нехотяНикто, ничто, никакой, ничей, некто, нечто, некоторый, несколько, некого, нечего. НО: ни с кем ЗАПОМНИТЬ:Не готов, не должен, не намерен, не обязан, не рад, не склонен НЕ КТО… , КАК НЕ ЧТО….., КАК Выпишите номера рядов, в которых НЕ со словом пишется раздельно1. Деду Вадиму довелось прожить большую и весьма (НЕ)ЛЁГКУЮ жизнь.2. Даже укравшего не называют вором, пока факт воровства (НЕ)ДОКАЗАН в суде. 3. Григорий вздрогнул и, (НЕ)ДОУМЕВАЯ, поднял на отца глаза.4. Эта комната только кажется большой, а так она ничуть (НЕ)ПРОСТОРНЕЕ нашей. 5. В зале было (НЕ)УБРАНО, некоторые столы и стулья оказались сломаны.6. Условия контракта были совершенно (НЕ)ВЫГОДНЫМИ, однако Николай всё же подписал его.7. Над головой хрипло орали (НЕ)ВИДИМЫЕ за листьями птицы.8. Его гений мог работать только над чем-нибудь (НЕ)ИЗВЕСТНЫМ человечеству.9. Группе учёных предстояло отправиться на ещё (НЕ)ИССЛЕДОВАННЫЙ участок острова.10. Это был (НЕ)КТО иной, как мой друг Борька.11. В Мещёрском крае можно встретить никогда (НЕ)КОШЕННЫЕ луга.12. Щёки у неё были круглые и красные, а губы (НЕ)ЕСТЕСТВЕННО алые.13. Было совершенно (НЕ)ЯСНО, почему они так долго смотрят на этот простой рисунок.14. Почему-то нас он сразу (НЕ)ВЗЛЮБИЛ.15. (НЕ)ЗАЧЕМ думать о плохом: всё будет хорошо.Работа над сочинением-рассуждением ЕГЭ(1)Однажды я ехал в электричке. (2)Сидевшая рядом со мной у окна скромно одетая сдержанная женщина открыла томик Чехова. (3)Дорога предстояла длинная, книжки я не захватил, люди вокруг были чужие, я стал думать о работе. (4)И тем же тоном, каким спрашивают, например: «Вы не знаете, скоро ли мы приедем?» — я неожиданно для себя и тем более для соседки спросил её:- Простите, вы не знаете, что такое счастье?(5)Женщина с томиком Чехова в руках оказалась замечательной собеседницей. (6)Она не стала спрашивать меня, отчего я задал такой странный вопрос, не стала с ходу отвечать, она прикрыла книгу и долго молчала, посматривая в окно, - думала. (7)Наконец, когда я совсем уже решил, что она забыла о вопросе, она повернулась ко мне и сказала...(8)Вернёмся к её ответу позже. (9)Спросим себя: что такое счастье? (10)Что кроется за этим словом?(11)В каждой стране есть свой Главный педагог - народ и есть Главный учебник - язык. (12)Я не должен объяснять, что такое счастье, я должен смиренно спросить об этом наш язык — в нём всё есть, из него всё поймёшь, прислушиваясь к слову в сегодняшней нашей речи. (13)Народная мысль содержится не только в пословицах и поговорках, в народной мудрости, но и в распространённых, обычных фразах и оборотах речи. (14)Поищем: с какими другими словами сочетается интересующее нас понятие, почему так можно сказать, а так нельзя. (15)Это никогда не бывает случайным.(16)Мы говорим: «счастливая доля», «счастливый случай», «счастливая судьба», «счастье привалило», «вытянул счастливый билет».(17)Самые деятельные, всего достигшие своим трудом люди говорят: «Мне выпало счастье, мне дано счастье...»(18)Счастье - фортуна, судьба, о которой мы ничего не знаем, и если его нет, то говорят: «Такая уж у меня судьба», «Видно, мне так на роду написано».(19)Но мы не раз ещё столкнёмся с законом духовной жизни: всё, что есть в человеке, возникает из двух встречных движений, из двух сил: из движения, направленного от мира к человеку, и движения от человека к миру. (20)Противоположные эти силы, встречаясь в одной точке, не уничтожаются, а складываются. (21)Но если встреча не происходит, то обеих сил словно и не было. (22)Предположим, человеку нет удачи ни в чём, несчастья преследуют его, и выпала ему, быть может, от рождения тяжёлая доля. (23)Не всякий сумеет победить судьбу. (24)Но сильный человек умеет использовать самый незаметный шанс, который, конечно, есть в жизни каждого: он побеждает судьбу. (25)Вернее, не судьбу, а трудности, которые посланы ему судьбой. (26)И если нет собственного стремления победить, стремления к счастью, то хоть озолоти его — счастья не будет. (27)У него нет веры в жизнь, воля его сломлена. (28)Говорят: «нашёл своё счастье», «добыл счастье», «достиг счастья» и даже «украл чужое счастье». (29)Язык требует действия: нашёл, поймал, добыл, достиг, вырвал у судьбы своё счастье, всякий человек - кузнец своего счастья.(30)Человек должен стремиться к счастью. (31)Неукротимое, неудержимое, жгучее желание счастья... (32)Счастье не вещь, и не склад вещей, и не положение, и не денежное состояние, а состояние души, возникающее при достижении сильно желаемого. (33)Счастье - это благословенное состояние, благодать.(34)Что же, однако, сказала о счастье женщина в электричке? (35)Позже выяснилось, что она научный сотрудник, специалист в области химии белков. (36)После долгого обдумывания моего вопроса она сказала:- Я не могу дать определения счастья. (37)Вот учёный! (38)Учёный не тот, кто всё знает, а тот, кто точно знает, чего он не знает. (39)Но, может быть, так? (40)У человека есть духовные стремления: когда они удовлетворяются, он чувствует себя счастливым. (41)Похоже на правду?Симон Львович Соловейчик (1930–1996) - публицист, педагог, философ. Главный труд его жизни - книга «Педагогика для всех», в которой он изложил принципы воспитания Свободного Человека.Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Можно ли добыть счастье?»