Формирование способов сотрудничества в совместной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование способов сотрудничества в совместной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Автор: Кривоносова Анастасия Сергеевна
Формирование способов сотрудничества в совместной деятельности у детейстаршего дошкольного возраста (из опыта работы)Развитие коммуникативных способностей дошкольников - одно изприоритетных направлений дошкольной педагогике на сегодняшний день.Коммуникативный компонент – важнейшая составляющая позитивной успешнойсоциализации подрастающего поколения. При составлении программы и планаучебной работы, мы прежде всего учитывали особенности общения детейстаршего дошкольного возраста, для обеспечения их непосредственного иконтактного общения.Чтобы сформировать коммуникативные умения, ребенку необходимы такиекачества, как доброжелательность, открытость, способность слушать и слышатьсобеседника, выражать свои чувства, а кроме того, способность мирно исправедливо разрешать споры и конфликты, соблюдать нормы речевого этикета,сотрудничать в различных видах деятельности.Если коммуникативные умения у ребенка сформированы, можно говоритьо том, что сформирована социально адаптированная личность. Основнымисредствами для ее формирования, которые мы используем в своей работе,являются сюжетно-ролевая игра («Пассажиры автобуса», «Семья», «Военныйштаб» и т.д.) проблемные ситуации («Последняя конфета», «Телевизионнаяпрограмма», «Кто первый?»), совместная продуктивная деятельность(коллективная аппликация, групповое панно, строительная площадка), традициидетского коллектива («Именинник», «Любимые игрушки», «Фото друзей»).Мы разработали несколько блоков программы по развитию успешногосотрудничества в совместной деятельности детей старшего дошкольноговозраста:1. «Хорошего дня»2. «Дружная команда»3. «Улыбнемся миру»4. «Я и мои друзья»5. «Из какой ты семьи»6. «Мудрые сказки»7. «Я- гражданин России»Обязательными формами работы с детьми являются игра-путешествие,сказкотерапия, «командные подвиги», «школа добрых дел» и «Мастерскиелюбимых дел»Особенности взаимодействия детей в процессе совместной деятельностиможно наблюдать при проведении естественного эксперимента «Организациямастерских любимых дел». В процессе свободной деятельности воспитанникисами распределяют роли, ответственность за участок работы, чистоту иопрятность, порядок после проведенной работы.Детям на выбор предлагается четыре разных вида деятельности: лепка,аппликация, рисование, стирка. Эти виды деятельности удобны потому, что онисодержат в себе возможности обнаружения сложившихся у дошкольниковспособов влияния друг на друга, а также имеют наглядный конечный результатсовместных действий.Дети как правило, проявляют большой интерес к разложенномуоборудованию. Некоторые из них сразу делают свой выбор, другие долгорассматривают предметы. Переходят от стола к столу. Иногда возникаетобсуждение, какое дело самое интересное, дети уговаривают сверстниковвыбрать ту или иную деятельность.«Мастерские любимых дел» - это форма организации детскойдеятельности способствующая развитию навыков сотрудничества, формируетнавыки уступчивости, согласованности действий для достижения общего успеха.В силу возраста, дошкольники часто обращаются за помощью к воспитателю,ищут сильного сторонника, помощника, заступника. Педагогу необходимовыработать твердую позицию и призывать детей действовать по определеннымправилам, социальным нормам. Приучившись к этому, дети сами усвоят способыдостижению успеха.