Занимательный материал как средство развития познавательных действий дошкольников.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Занимательный материал как средство развития познавательных действий дошкольников.
Автор: Кривоносова Анастасия Сергеевна

Занимательный материал как средство развития познавательныхдействий дошкольниковНа сегодняшний день приоритетной целью дошкольного образованиястановится развитие способности ребенка самостоятельно находить способырешения образовательных ситуаций, проектировать пути их реализации, оцениватьсвои достижения. У дошкольников должны быть сформированы познавательныедействия. В содержание познавательных действий входит формированиеспособности выбирать наиболее эффективных способов решения игровыхобразовательных задач в зависимости от конкретных условий. К числу игровыхобразовательных задач относят задачи на смекалку, головоломки, занимательныеигры. В таких игра формируются важные качества личности ребенка:самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность,вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.В качестве средства, с помощью которого можно организовывать игровыеобразовательные задачи для дошкольников, мы выбрали игры и игровые пособияВ.В. Воскобовича и игровой набор «Дары Фрёбеля».В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планироватьсвои действия, обдумывать их, находить наиболее эффективный способ решения,догадываться о результате, проявляя при этом творчество и накапливаяпознавательный опыт. Это активизирует мыслительную деятельность ребенка,развивает у него качества, необходимые в разных видах деятельности в будущем.Занимательные задачи, предлагаемые детям замаскированы сказочнымсюжетом, участием персонажей Фиолетового Леса, условиями игровой среды.Умственная задача – составить фигуру или видоизменить ее, найти путь решения,отгадать число – реализуется средствами игровой технологии «Сказочныелабиринты игры» и «Дары Фрёбеля». Смекалка, находчивость, инициативапроявляются в активной умственной деятельности, основанной нанепосредственном интересе.Занимательность математическому материалу придают игровые элементы,содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то«Логоформочки» или «Прозрачный квадрат». Необычность постановки вопроса:«Как с помощь 2- веревочек сложить квадрат? Сколько льдинок потребуется дляполучения фигуры ракеты?» заставляет ребенка задуматься и в поисках ответавтянуться в игру.Разнообразный занимательный материал можно классифицировать ивыделить 3 группы: творческие, математические игры и задачи, развивающие игрыи упражнения.Творческие – постановка и формулирование проблемы, самостоятельноесоздание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого ипоискового характера («Составь узор», «Приготовь угощение», «Как устроитьпраздник в Фиолетовом Лесу?»);Математические игры и задачи - развивают умение анализировать объекты сцелью выделения признаков (существенных, и несущественных) и применятьсвойства предметов для преобразования игрового пространства («Преобразованиефигур», «Головоломки с палочками Фрёбеля», «Найди лишнее», «ЗеркалоГеоконта», «Найди одинаковые предметы в Фиолетовом Лесу», «Лабиринтыцифр», «Продолжи ряды», «Веселые картинки»);Разевающие игры и упражнения - установление причинно-следственныхсвязей, построение логической цепи рассуждений («Поиск недостающих фигур»,«Замок Фрёбеля», «Следы в Фиолетовом Лесу», «Что сначала, что потом»,«Прозрачный квадрат», «Квадрат Воскобовича», «Какая фигура получится»,«Волшебная восьмёрка» и т.д.).Дети активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логическихупражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. Втом случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складываетсяположительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительнуюактивность.При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическим(действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывание хода,предугадывание результата, предположение решения). В ходе поиска,выдвижения гипотез, решения дети проявляют и догадку, т.е. как бы внезапноприходят к правильному решению. Но эта внезапность, безусловно, кажущаяся.На самом деле они находят путь, способ решения лишь на основаниипознавательных действий и обдумывания.