"Использование библиотеки цифрового образовательного контента в учебной деятельности"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Использование библиотеки цифрового образовательного контента в учебной деятельности"
Автор: Татьяна Владимировна Домброва

Практическая работа по ППК «Использование библиотеки цифрового образовательного контента в учебной деятельности» (с проверкой тьюторами) ФИО Домброва Татьяна Владимировна Наименование образовательной организации Общеобразовательная школа им. Е.М.Примакова при Посольстве РФ на Кипре Предмет Физика Класс 8 Тема урока: «Отражение света. Закон отражения» Тип урока: открытия нового знания. Цель урока: познакомиться с явлением отражения света и законами, которым подчиняется это явление. Планируемые результаты: Предметные результаты: понимание сущности определения понятий «угол падения», «угол отражения», «обратимость световых лучей», «отражение света»; помочь экспериментально установить и сформулировать закон отражения света. Метапредметные результаты: способность объяснить такое физическое явление как отражение света, понимание смысла закона отражения света. Личностные результаты: понимание значения закона отражения света в жизни человека и умение использовать полученные знания в повседневной жизни; формирование и развитие коммуникативных умений, умения общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, уважать мнение других. Решаемые учебные задачи: 1) ввести понятия отраженный луч, преломленный луч, угол падения, угол отражения, обратимость световых лучей; 2) формирование понятия отражения света и знания о законе отражения света; 3) рассмотрение особенностей распространения света на границе раздела двух сред; 4) раскрыть значение отражения света в жизни. Ход урока 1. Организационный момент Добрый день, ребята. У нас с вами очередной урок физики и мы продолжает изучать раздел физики «Оптика» 2. Актуализация знаний 1. Что такое оптика? 2. Что такое свет? Какие бывают источники света? Приведите примеры 3. Сформулируйте определение светового луча. 4. Как распространяется свет в однородной прозрачной среде? 5. Чем в природе подтверждается прямолинейность распространения света? 6. Дайте определение тени. 7. Из-за чего возникают солнечные и лунные затмения? Ребята, я предлагаю вам выполнить следующее упражнение. Посмотрим, насколько хорошо вы разбираетесь в источниках света. У вас на столе лежат картинки, какой у них объединяющий принцип (это источники света) Разделите их на несколько групп. 1.Сколько групп у вас получилось и какой объединяющий принцип у каждой группы? 2.Сколько источников в 1 группе? во второй группе? 3.А Луна? Почему же она не попала ни в одну из групп? Является ли Луна источником света? ( Нет. Она сама не светит!) 4.Тогда почему мы её видим?( Она отражает свет от Солнца, и он попадает нам в глаза) Да, солнце, пламенно, бессмертно, бесконечно Дарует людям жизнь. Рассеивает мрак. А вот Луна: взаймы берет у Солнца вечно! (Новелла Матвеева, российская поэтесса, прозаик, бард) 3. Изучение нового материала. Наверняка, каждый из вас в детстве пускал солнечных зайчиков. Вот и Антон Павлович Чехов сидя в своем саду, ловил шляпой солнечный луч и пытался, совершенно безуспешно, надеть его на голову вместе со шляпой. (Из воспоминаний Михаила Горького) Почему Чехову не удалось это сделать? (шляпой невозможно изменить прямолинейное распространение света) А как вы думаете, можно ли вообще изменить направление светового пучка? (модно с помощью зеркала) (Хорошо, выйди попробуй) Видите как нас бросает: то мы изучаем астрономические объекты, то интересуемся детскими забавами. И тем не менее у них есть нечто общее, а что именно я хочу услышать от вас? (отражение света) значит тема нашего урока – ОТРАЖЕНИЕ СВЕТА, соответственно на уроке мы будем заниматься: Изучением отражения света и законов, которым подчиняется отражение света. Открывает тетради, записываем число, классная работа и тему урока «Отражение света. Законы отражения света». Ребята, посмотрите на луч света, вы его видите? (нет), а вот так (распылить присыпку) - да. Почему мы стали видеть световой луч. (потому что свет отражаясь от частичек муки попадает нам в глаза и мы получили видимый световой луч) (свет виден лишь тогда когда он попадает нам в глаза непосредственно от источника или отразившись от какого либо предмета.) Учитель: А как ведут себя лучи при отражении мы сейчас узнаем. (Учитель по готовому рисунку 1 показывает падающий луч, отражённый луч, перпендикуляр, восстановленный в точке падения. Учитель вместе с учениками формулирует определения угла падения и угла отражения) Предлагаю вам попробовать самим открыть второй закон отражения света. Работать будем в парах. У вас на столах лежат приборы и инструкция по выполнению задания. Практическая работа Цель работы: изучить закон отражения света. Оборудование: плоское зеркало, лазерный луч, транспортир, линейка, карандаш. Изучение отражения света с помощью плоского зеркала. 1.1. Положите на стол лист бумаги, а на него вертикально поставьте зеркальце. Направьте луч лазера на зеркальце и получите отражённый луч. 1.2. Проведите на бумаге вдоль нижнего края зеркала линию О1О2. Отметьте на ней т. O – точку падения луча на зеркало. Также отметьте т. A и т. B – две любые точки, через которые проходят падающий и отражённый лучи. . 1.3. Теперь зеркало и лазер можно убрать. Соедините точки A с O и B с О линией – это падающий и отражённый лучи. Постройте перпендикуляр к линии О1О2 (то есть к отражающей поверхности зеркала), проведя его из т. O. 1.4. Измерьте угол падения луча (Угол падения – это угол, образованный падающим лучом и перпендикуляром от точки падения луча), а также угол отражения луча (Угол отражения – это угол, образованный тем же перпендикуляром и отраженным лучом), используя транспортир. Занесите значения в таблицу (в строку 1 опыт). 1.5. Измените положение лазера, чтобы угол падения луча стал иным. Выполните новые построения и измерения, дополните таблицу. Сделайте вывод о числовых значениях угла падения и угла отражения. Угол падения Угол отражения Примечание 1 опыт 2 опыт Вывод: (предполагаемый) Угол падения равен углу отражения. Угол падения равен углу отражения. . Из закона отражения света следует свойство световых лучей, которое называют обратимостью световых лучей Если падающий луч направить по пути отраженного луча, то отраженный луч пойдет по пути падающего 4. Первичное закрепление полученных знаний Где в жизни мы встречаемся с законами отражения света? 1) Законы отражения были знакомы еще в древности: так в древнем Египте всем известные пирамиды были построены со знанием законов отражения света и прямолинейного распространения света. 2) существует легенда об Архимеде, который встал на защиту родных Сиракуз и создал систему зеркал, благодаря которой лучи солнца воспламеняли корпуса римских военных кораблей. 3) Перископы, бинокли 4) Фары, зеркала заднего вида 5) Лазерные лучи в сигнализации 6) Ювелирное дело 7) Светоотражатели (одежда, дорога) 8) Интерьер квартиры. 5. Подведение итого. Рефлексия. Сегодня на уроке мы познакомились с новым для вас явлением. Узнали, по каким законам происходит отражение света, что такое обратимость световых лучей. Достигли мы цели, какую поставили в начале урока? Был ли полезен для вас урок? Где в жизни мы встречаемся с данным законом? 6. Домашнее задание: §63 упражнение 30, №3 Дополнительное задание: подготовить сообщение или презентацию «Калейдоскоп и его устройство»