"Внедрение кайдзен-технологии в образовательный процесс учреждения"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Внедрение кайдзен-технологии в образовательный процесс учреждения"
Автор: АКУЛОВА ЕЛЕНА ЕВГЕНЬЕВНА

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детства и юношества»ПРОЕКТ«ВНЕДРЕНИЕ КАЙДЗЕН-ТЕХНОЛОГИИ В ПРАКТИКУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»Щучье 2023СодержаниеПаспорт проекта ……………………………………………………………………2Аннотация ..................................................................................................................2 Введение .....................................................................................................................3 Актуальность работы ................................................................................................ 3 1. Подготовительный этап ........................................................................................ 4 1.1. Изучение научно-методической литературы и нормативно-правовой документации 1.2. Разработка модели внедрения инструментов Кайдзен технологии, как средства совершенствования образовательной среды и процессов воспитания и обучения 2. Основной этап ........................................................................................................ 6 2.1. Консультирование педагогического состава по использованию формирования основ культуры бережливого мышления и основ самоорганизации 2.2. Внедрение непосредственно в образовательный процесс инструментов Кайдзен 2.3. Включение родительского контингента в непрерывный процесс совершенствования3. План мероприятий……………………………………………………………… 9Заключение …………………………………………………………………………Используемая литература………………………………………………………….Паспорт проектаАннотацияКайдзен технология – комплексная концепция, охватывающая философию, теорию и инструменты менеджмента, позволяющая достичь преимущества в конкурентной борьбе на современном этапе. В практике системы менеджмента это понятие имеет синоним - непрерывный процесс совершенствования. При непрерывном процессе улучшений (НПУ) в центре находится человек со способностями и знаниями, которые являются самым важным капиталом компании. Непрерывный процесс совершенствования – это не только изучение новых методов и инструментов, но и иная форма сотрудничества. Больше самоорганизации на местах с помощью способных сотрудников, больше личной ответственности всех участников, больше развития инновационного потенциала на предприятии. К этому можно добавить положительное восприятие организацией проблем, так как они являются стимулом к улучшениям. Кайдзен является одной из причин японского экономического чуда: минимальные материальные затраты на организацию деятельности при высоком уровне самоорганизации сотрудников. Данная система работы применима не только на огромных производствах и корпорациях, но и в построении непрерывного процесса обучения. Основы этой философии просты: дисциплина, порядок, сбережение ресурсов за счет стандартизации ежедневных операции. Значимая роль в освоении детьми технологии кайдзен отведена педагогам. Именно они ведут с детьми работе по обучению разным инструментам кайдзен. Методы и инструменты кайдзен оказались понятными и доступными в практической деятельности педагоговКайдзен зародился в ЯпонииСамо слово является составным, и включает в себя два других– «кай» (перемена) и «дзен» (мудрость). Автором этой концепции менеджмента является Масааки Имаи.«Кайдзен в ОУ» - это интерактивная технология непрерывного процесса повышения квалификации сотрудников в рамках требований профессионального стандарта через совершенствование инструмента управления кадрами в образовательном учрежденииВведениеАктуальность проекта Кайдзен - японская философия или практика, которая фокусируется на непрерывном совершенствовании процессов производстваОсновные направления технологии «кайдзен»:
  • привитие любви к порядку (самодисциплина, аккуратность)
  • развитие инициативы и личной ответственности (улучшение собственной деятельности)
  • формирование умения работать в команде (достижение общей цели и желаемого улучшения в работе)
  • Этапы кайдзен:
  • Найди потери
  • Составь план по их устранению
  • Проверь его реалистичность
  • Произведи изменения
  • Проверь
  • Измерь результат
  • Сделай стпндарт
  • Отпразнуй
  • Повторяй это снова
  • Философия кайдзен предполагает, что все производственные процессы должны быть ориентированы на постоянное улучшение, а маленькие, казалось бы незначительные изменения, приведут к большим и позитивным сдвигамСуть кайдзен базируется на пяти основных принципах:
  • Аккуратность
  • Порядок
  • Чистота
  • Стандартизирование (установление норм и правил)
  • Дисциплина
  • Внедрение в образовательный процесс инструментов системы Кайдзен позволяет сделать процессы воспитания и обучения более эффективным и минимизировать ресурсные затраты. В нынешних реалиях система работы Кайдзен является наиболее эффективной для воспитания и развития полноценной всесторонне развитой личности, а также успешной социализации обучающихся. Основная проблема состоит в том, что налицо противоречие между устойчивыми социальными стереотипами и изменениями самой модели образования. Решение её невозможно без поиска и внедрения новых, наиболее эффективных форм и методов работы педагогов. Ведущая идея состоит в представлении педагогам наиболее эффективных путей формирования основ культуры бережливого мышления и основ самоорганизации у себя и обучающихся через внедрение Кайдзен технологий.Практическая значимость: Анализ опыта работы раскрывает педагогам преимущества включения инструментов Кайдзен технологии в образовательный процесс для его оптимизации и обеспечения полноценного перехода ребенка на следующий уровень системы непрерывного образования. Основной целью проекта является изучение инструментов Кайдзен технологии, их адаптация для использования, апробация и внедрение в образовательный процесс для повышения его эффективности.Задачи проекта:
  • Организовать просветительскую работу среди педагогов по внедрению кайдзен-технологии в образовательный процесс, формированию основ культуры сберегающего мышления и основ самоорганизации у обучающихся
  • Совершенствовать содержание и методы образовательной деятельности
  • Внедрить инструменты Кайдзен технологии в условия дополнительного образования
  • В работе можно выделить следующие этапы: 1. Подготовительный (январь 2025-август 2025) 1.1. Изучение научно-методической литературы и нормативно-правовой документации1.2. Разработка модели внедрения инструментов Кайдзен технологии, как средства совершенствования образовательной среды и процессов воспитания и обучения2. Основной (сентябрь 2025-август 2026)2.1. Консультирование педагогического состава по использованию формирования основ культуры бережливого мышления и основ самоорганизации2.2. Внедрение непосредственно в образовательный процесс инструментов Кайдзен 2.3. Включение родительского контингента в непрерывный процесс совершенствования3. Заключительный (сентябрь 2026 – декабрь 2026)3.1. Оценка удовлетворенности процессом воспитания и обучения 3.2. Анализ результатов использования инструментов технологии Кайдзен в образовательном процессеОжидаемые результаты:
  • Сформирована организация личности для применения культуры сберегающего мышления в жизни
  • Минимизированы потери (времени, финансов, материалов, усилий)
  • Повышено качество (образовательных услуг, взаимоотношений субъектов образовательной деятельности, личного поведения) и др.
  • 1. Подготовительный этап1.1. Изучение научно-методической литературы и нормативно-правовой документации Любое нововведение требует затрат многих ресурсов, апробации на практике, а некоторые – адаптации для использования в образовательном процессе. Для минимизации подобных затрат необходим педагог, изучивший все аспекты работы в этом направлении: теоретические и практические основы, и целенаправленно распространяющий опыт работы, для внедрения его в «технологический» процесс всего учреждения. Для изучения данной темы использовалась глобальная сеть – интернет. Первым шагом было теоретическое исследование темы, и для этого использовались следующие издания:
  • Роберт Маурер «Шаг за шагом к достижению цели. Метод Кайдзен»
  • Масааки Имаи «Кайдзен. Ключ к успеху японских компаний»
  • Хирано Хироюки «5S для рабочих. Как улучшить свое рабочее место»
  • Дон Теппинг «Бережливый офис»
  • В процессе изучения литературы:
  • выявлено, что основой системы Кайдзен является «бережливое мышление». Бережливое мышление – одно из важнейших свойств личности, необходимое современному человеку в любой сфере деятельности – в профессиональной, в учебной и бытовой – это способ думать так, чтобы при меньших затратах добиваться лучшего результата
  • выделены основные принципы японской технологии, которые представляют собой 5 ключевых элементов - «5S»:
  • Seiri — аккуратность
  • Seiton — порядок
  • Seiso — чистота
  • Seiketsuстандартизирование
  • Shitsuke — дисциплина
  • определены инструменты системы Кайдзен, применимые к использованию в образовательном процессе:
  • знаково-символическая система организации рабочего пространства
  • Канбан
  • график движения к цели
  • достижение общей цели и желаемого улучшения в работе
  • определены целевые ориентиры:
  • сформированность умения работать в команде
  • развитость инициативы и личной ответственности (улучшение собственной деятельности)
  • ориентированность на самодисциплину, аккуратность (любовь к порядку)
  • 1.2. Разработка модели внедрения инструментов Кайдзен технологии, как средства совершенствования образовательной среды и процессов воспитания и обучения В процессе работы инструменты и технологии были разделены на модули применения: 1. Работа с педагогами:
  • разработка системы «5S»
  • «Методическая копилка»
  • создание модели развивающего пространства
  • совершенствование проектного инструментария: разработка кейсов и реализация проектов
  • 2. Работа с детьми:
  • реализация проектов
  • приобщение к совершенствованию развивающего пространства
  • включение в познавательно-практическую деятельность
  • формирование умение работать в команде
  • 3.Работа с родителями
  • включение контингента в систему кайдзен технологий
  • привлечение к участию в проектной деятельности
  • привлечение к созданию и совершенствованию развивающего пространства
  • заимствование элементов кайдзен технологий для внутрисемейного пользования (системы сбережения, организации)
  • На начальном этапе были разработаны направления работы:
  • стандартизация ежедневных операций
  • применение визуализации, направленной на повышение безопасности и дисциплины детей, родителей и сотрудников
  • организация рабочих мест и пространства
  • 2. Основной этап2.1. Консультирование педагогического состава по использованию формирования основ культуры бережливого мышления и основ самоорганизации Для адаптации, апробации и внедрения технологии Кайдзен в образовательный процесс создать рабочую группу, в которую войдут педагоги, осуществляющие педагогическую деятельность в творческих объединениях.Для осуществления работы были выбраны следующие инструменты:
  • Создание модели оптимального развивающего пространства
  • Совершенствовать «Рабочую модель» по аналогии системы кайдзен «График движения к цели»
  • Применение современного инструмента бережливости – канбан (напоминание, бирка, карточка, сигнал) для минимизации потерь.
  • Организация работы в команде\командах для достижения общей цели и желаемого улучшения в работе
  • 2.2. Внедрение непосредственно в образовательный процесс инструментов Кайдзен В первую очередь был выделен ряд проблем, устранение которых помогло бы сделать пребывание обучающихся в Доме детства и юношества более удобным и комфортным. Цель: формирование основ культуры бережливого мышления и основ самоорганизации у детей и педагогов через внедрение Кайдзен технологий.
  • Применение визуализации, направленной на повышение безопасности и дисциплины обучающихся, родителей и педагогов
  • Разработанные маркеры пространства позволяют детям легко ориентироваться в учреждении, развивают память, логическое мышление, поскольку информация, которую несет маркер, зашифрована в системе знаков.
  • Варианты маркировки центров активности:
  • метки «Индикаторы порядка» (цветовой индикатор)
  • метки «Самостоятельности» («взрослый/взрослый – ребенок»)
  • метки «Правила поведения» (правила поведения и особенности поведения во время режимных моментов «шифруются» в карту-схему либо специальный значок - канбан, который помещается в поле видимости детей)
  • метки «Стоп-линия» (визуализация правила безопасного поведения. Маркировка пунктирной линией безопасного расстояния до объекта - двери, экрана мультимедийной установки и т.д.)
  • Стандартизация ежедневных операций
  • Для достижения цели, уточнения видения результата и его конкретной формулировки групповая рабочая панель создается по аналогии с инструментом Кайдзен «График движения к цели».
  • При первоначальном знакомстве с новой темой используется модель трех вопросов: «Что мы уже знаем?» (левая часть панели) «Что мы хотим узнать?» (правая часть панели), «Как мы можем это сделать?» (центральная часть панели). Детям предлагается ответить на вопросы, затем создать невербальные ответы (символы, рисунки), и закрепить их на соответствующей части панели. По мере изучения темы, дети дополняют панель, заменяя «вопросы» на «ответы». Предполагается находить и получать интересующую их информацию не только на занятиях, но и используя способы, указанные на панели. Цель считается достигнуто, когда будут найдены ответы на все вопросы с правой части панели
  • «Правило одной минуты» (основной принцип правила в том, что ребенок должен заниматься каким-то делом регулярно (каждый день в одно и то же время ровно одну минуту)
  • Применение принципов 5 «S»
  • Командная работа
  • Разработка проектов, и включение обучающихся в проектную деятельность. «Школа сберегающих наук» состоит из трех больших кейсов:
  • «Берегоша» - проекты и тематические недели по ресурсному сбережению в быту и учреждении
  • «Уроки безопасности» - проекты и тематические недели по основам безопасности
  • «Юный патриот» - проекты и тематические недели по гражданско-патриотическому воспитанию
  • Постоянное саморазвитие педагогов
  • В основе системы Кайдзен находятся 5 ключевых элементов. Чтобы она могла нормально работать, и быть эффективным инструментом повышения качества, в организации необходимо создать условия для их реализацииПервый элемент – командная работа. Все педагоги должны работать как одна команда для достижения общей цели и желаемого улучшения в работе. Работа в команде предполагает постоянный обмен информацией, взаимное обучение, своевременное выполнение своих обязанностей и прочее. Второй элемент – персональная дисциплина. Дисциплина имеет первостепенное значение для достижения успеха. Кайдзен требует, чтобы каждый педагог повышал свою самодисциплину во всех аспектах труда – управлении своим временем, качеством исполнения работы, соблюдении требований и регламентов, расходовании материальных и финансовых ресурсов и пр. Третий элемент – моральное состояние. Независимо от того, удается учреждению добиться успеха в реализации изменений или нет, персонал должен стремиться сохранить высокий моральный дух. Высшее руководство должно внедрить в практику работы различные мотивационные инструменты, такие как хорошие условия труда, учет заслуг, система поощрений и вознаграждений и пр.Четвертый элемент – кружки качества. Это один из принципиальных элементов системы Кайдзен. В организации необходимо организовать работу кружков качества. В состав этих кружков должны входить педагоги разного уровня. В кружках качества педагоги имеют возможность обмениваться идеями, навыками, технологиями и другими важными для совместной работы ресурсами. Обмен информацией и взаимодействие в рамках кружков качества позволяет педагогам оценивать эффективность своей работы на основе сравнения с работой других, и тем самым пытаться улучшить свою деятельность. Пятый элемент – предложения по улучшению. Необходимо дать педагогам возможность свободно предлагать улучшения независимо от ранга, занимаемого в системе управления. Предложения педагогов могут быть любыми, даже абсурдными, и все они должны быть учтены и рассмотрены.2.3. Включение родительского контингента в непрерывный процесс совершенствованияОсновная цель привлечения родителей к проектной деятельности детей отрудничество, содействие, партнёрство с собственным ребёнком. Наряду с привычными формами работы с родителями (родительские собрания, индивидуальные и групповые беседы и консультации, информационные стенды и совместное оформление развивающего пространстваи т.п.) ведется постоянный поиск новых видов совместной работы, стимулирующих участие родителей в жизни обучающихся, учреждения. Во все проекты каждого из кейсов будут включены: разработки, организация и проведение тематических мастер-классов и акций с участием родителей. Таким образом будут решаться сразу несколько задач:
  • Совершенствование навыка взаимодействия ребенок-родитель
  • Включение родителей в проектную деятельность
  • Формирование у родителей основ культуры бережливого мышления
  • Анализ работы показал, что такой подход к работе с родителями позволит добиться устойчивых положительных результатов и будет способствовать:
  • повышению педагогической грамотности родителей
  • формированию основ бережливого мышления
  • активному участию родителей в деятельности учреждения
  • Таким образом, очевидно, что подобная система работы будет способствовать объединению педагогов, родителей и детей на основе общих интересов, привлекать взрослых к проблемам детей, тем самым, способствуя повышению качества образовательного процесса
  • План мероприятий
  • ЗаключениеКайдзен технология – комплексная концепция, охватывающая философию, теорию и инструменты менеджмента, позволяющая достичь преимущества в конкурентной борьбе на современном этапе. В практике системы менеджмента это понятие имеет синоним - непрерывный процесс совершенствования. При непрерывном процессе улучшений (НПУ) в центре находится человек со способностями и знаниями, которые являются самым важным капиталом любого учреждения. Непрерывный процесс совершенствования – это не только изучение новых методов и инструментов, но и иная форма сотрудничества. Больше самоорганизации на местах с помощью способных педагогов, больше личной ответственности всех участников, больше развития инновационного потенциала в учреждении. К этому можно добавить положительное восприятие организацией проблем, так как они являются стимулом к улучшениям. Кайдзен является одной из причин японского экономического чуда: минимальные материальные затраты на организацию деятельности при высоком уровне самоорганизации педагогов.Использование этой технологии влечет за собой:
  • определения областей самореализации педагога в профессии
  • развития личностного потенциала
  • формирования устойчивой направленности на овладение профессиональными компетенциями
  • Выявляется потребность педагогов к саморазвитию, уровень мотивации достижения успеха-избегания неудач, степень эмоционального выгорания.В педагогической деятельности инновация — это процесс «создания, применения и распространения нового средства (новшества), которое удовлетворяет потребности человека и общества, вызывая при этом социальные и другие изменения». Ни одна инновация не будет иметь долгосрочный эффект без разработки и внедрения инструментов, направленных на поддержание эффективного функционирования процесса обеспечения соответствия педагогических работников.Кайдзен (kaizen) означает «совершенствование». Исходя из определения М. Имаи, это «процесс непрерывного совершенствования личной, семейной, общественной и трудовой жизни». Философия кайдзен включает в себя пять основных компонентов: 
  • командная работа
  • постоянное саморазвитие педагогов
  • нравственное положение в компании
  • кружки качества, предложения по улучшению
  • Каждый понедельник педагоги нашего учреждения на Педагогическом Навигаторе:
  • представляют интересные темы для обсуждения
  • знакомят с новыми технологиями, интересными разработками
  • проводят тренинги, семинары, мастер-классы
  • участвуют в разработке нормативной документации и т.д.
  • Философия «кайдзен», максимум творчества, детская непосредственность и собственный взгляд на жизнь дают отличный результат!Список используемой литературы
  • Имаи М. Кайдзен. Ключ к успеху японских компаний. М. : Альпина Паблишер, 2021. 274 с
  • Масааки И. Кайдзен. Ключ к успеху японских компаний / И. Масааки – Москва: Альпина Бизнес Букс, 2012. – 250 с.
  • Роберт Маурер «Шаг за шагом к достижению цели. Метод Кайдзен», 2019
  • www.kaidzen.school77.spb.ru