"Использование потенциала природы, как фактора успешной социализации детей с ОВЗ"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Использование потенциала природы, как фактора успешной социализации детей с ОВЗ"
Автор: Марина Юрьевна Перепелица

"Использование потенциала природы, как фактора успешной социализации детей с ОВЗ" Здравствуйте! Я педагог дополнительного образования Перепелица Марина Юрьевна. Занимаюсь индивидуально с ребенком - инвалидом по адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Мастерская природы».Цель программы: развитие познавательных и компенсаторных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья через продуктивную творческую деятельность.А задачи программы вы можете увидеть на слайде. Моя программа имеет художественную направленность и рассчитана на подростка в возрасте 14-15 лет. Направлена на создание условий творческой реабилитации особого ребенка и организацию досуга. Занимаясь в объединении «Мастерская природы»мы знакомимся с окружающим миром, развиваем творческие способности, художественный вкус, образное мышление, речь. Работа мастерской природы не дублирует программный материал по технологии, рисованию, окружающему миру и построена с учётом опыта ребенка и его возрастных особенностей. Для данной категории детей это необходимо.Программа содержит следующие блоки, с ними вы можете познакомиться, обратив внимание на слайд.Я стараюсь подбирать такие формы работы на занятии, чтобы они вызывали чувства восхищения, удивления, интерес к совместной творческой деятельности. Для данной категории детей это: различные игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими детьми; психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.Работа с природным материалом, помогает развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в аблююдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде. Получает опыт социализации.Ожидаемые результаты освоения программы представлены на слайде.Вместе с моей воспитанницей мы уже пробовали участвовать с ребенком в конкурсах. Призовых мест, конечно, нет, но есть дипломы участника. Впереди у нас много творческих планов. А сейчас, я хотела бы вам, представить фрагмент одного из занятий по программе «Мастерская природы», которое называется «Цветы на воде». Давайте мы с вами отправимся в путешествие в удивительный мир цветов ромашки.Каждый из нас очень хорошо знает прелестный цветок, похожий на маленькое солнышко, излучающий тепло, радость, дарящий нам отличное настроение. Это, конечно же, самое русское и самое любимое нами растение – ромашка, символ возрождения весны. Ученые все еще гадают о происхождении такого красивого названия цветка. Ранее это растение было известно, как «Романов цветок», и это название так и сохранилось за ним – ромашка.А какую пользу приносят наши ромашки? Правильно, отвары из соцветий применяют в медицине. У нас в крае есть целые ромашковые поля. Как здорово просто сфотографироваться на фоне этого поля или осторожно войти в него и слегка «окунуться»… Кто увидит эти поля - просто никогда не забудет, поверьте! А еще важно знать, что любой цветок в природе является еще домиком для многих насекомых.Вот она - наша ромашка! Традиционный цвет ромашки - белый, с желтой серединкой. А из чего состоит наш цветок? - Лепестки, сердцевина цветка, вместо стебелька - петля для крепления. По желанию можно вырезать еще и листья. Наша ромашка изготовлена в технике объемной аппликации из бумаги.Сегодня мы сделали ромашку из самого доступного материала – бумаги, а саму бумагу получают из природного материала древесины деревьев. Но эта ромашка будет необычная, она позволит нам раскрыть свойства и секрет проявления гибкости входящего в ее состав и в состав древесины вещества - целлюлозы при соприкосновении с водой.Мы с вами изготовим непростые, а самые настоящие волшебные цветы, которые начнут распускаться, прямо на ваших глазах.Суть опыта: Сгибая бумагу, мы, тем самым, создаем излом и изменяем ее толщину на месте сгиба. Бумага не обладает достаточной упругостью, чтобы вернуть себе изначальное состояние. Но при попадании в воду водородные связи между молекулами ослабевают, и она, впитывая жидкость, как бы набухает. Деформированный участок от сгиба становится толще, и бумага распрямляется. Материал: фильтровальная бумага, бумага для принтера, два маркера разного цвета, ножницы, зубочистки, пипетка, аквариум или блюдца с водойЭтапы эксперимента:Вырезаем из бумаги для принтера ромашки, раскрашиваем серединки в желтый цвет.Лепестки ромашек складываем к серединке.Кладем закрытые цветы на воду. Наблюдаем, как ромашки распускаются.Выскажите свои предположения. С чего бы это им «распускаться» на воде? (ответы)Ответ кроется в составе и способе изготовления бумаги.Для изготовления бумаги используют преимущественно растительные вещества, обладающие длинным волокном и не растворимые в воде. В основном, это целлюлоза, содержащаяся в древесине. Она обладает свойством при смешивании с водой создавать однородную пластичную массу.Сгибая бумагу, мы, тем самым, создаем излом и изменяем ее толщину на месте сгиба. Бумага не обладает достаточной упругостью, чтобы вернуть себе изначальное состояние. Но при попадании в воду водородные связи между молекулами ослабевают, и она, впитывая жидкость, как бы набухает. Деформированный участок от сгиба становится толще, и бумага распрямляется.Бумага для фильтров содержит минимальное количество примесей, а, следовательно, в ней больше целлюлозы, чем в обычной бумаге. Поэтому она распрямляется практически моментально.Таким образом, опыты и эксперименты являются важными методами экологического воспитания детей. Такие методы позволяют пробудить в детях чувства к природе, развить наблюдательность, память, логическое мышление, сенсорные ощущения и, благодаря им - богатое воображение. Эксперименты расширяют кругозор детей, обогащают их мышление множеством конкретных сведений о таинствах жизни природы, учит беречь ее.