Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: АОП
Автор: Гладкова Елена Витальевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя школа № 79» Согласовано на «Утверждаю»метод. совете Сухорукова Г.А.______ ________Влажина Г.ВПротокол №1 (ФИО руководителя ОУ)от 2016 г. Приказ от 2016г АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
  • КЛАСС
  • (Для учащегося с ОВЗ)Составители программы: учитель начальных классов Гладкова Е.В., без категории2016-2017ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯАдаптированная общеобразовательная программа (далее ОП) обучающегося с ЗПР ― это общеобразовательная программа, адаптированная для обучающегося с учетом его особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Адаптированная общеобразовательная программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее ― Стандарт) обучающего с ЗПР, предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АОП. В основу разработки АОП для обучающегося с ЗПР заложены дифференцированный и деятельностный подходы.Применение дифференцированного подхода к созданию АОП обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающемуся с ЗПР возможность реализовать его индивидуальный потенциал развития.Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с ЗПР. Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающегося с ЗПР школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающегося, обеспечивающий овладение им содержанием образования.В контексте разработки АОП образования для обучающегося с ЗПР реализация деятельностного подхода обеспечивает:
  • придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
  • прочное усвоение обучающимся знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;
  • существенное повышение мотивации и интереса к учению,
  • приобретению нового опыта деятельности и поведения;
  • обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
  • В основу формирования АОП обучающегося с ЗПР положены следующие принципы:
  • принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающегося;
  • принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающегося;
  • принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
  • принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
  • онтогенетический принцип;
  • принцип преемственности, предполагающий при проектировании АОП начального общего образования ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающегося с задержкой психического развития;
  • принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания образования положено не понятие предмета, а ― «образовательной области»;
  • принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимся с задержкой психического развития всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
  • принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
  • принцип сотрудничества с семьей.
  • Структура АОП обучающегося с ЗПР включает целевой, содержательный и организационный разделы.Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АОП образовательной организацией (далее ― Организация), а также способы определения достижения этих целей и результатов.Целевой раздел включает:
  • пояснительную записку;
  • планируемые результаты освоения обучающимся с ЗПР АОП;
  • систему оценки достижения планируемых результатов освоения АОП.
  • Содержательный раздел определяет общее содержание образования обучающегося с ЗПР и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных и предметных результатов:
  • программу формирования базовых учебных действий;
  • программы обязательных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области;
  • программу коррекционной работы с обучающимся с ЗПР (вариант 1).
  • Организационный раздел включает:
  • учебный план;
  • систему специальных условий реализации образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.
  • ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  • Нормативные документы для разработки АОП
  • Нормативно-правовую базу разработки АОП обучающегося с умственной отсталостью составляют:
  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с ОВЗ
  • Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования,
  • Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с ОВЗ;
  • адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • Учебный план МБОУ «СШ №79»;
  • Устав МБОУ «СШ №79»
  • Реализация АОП направлена на формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью.
  • Психолого-педагогическая характеристика обучающегося с ЗПР
  • Дубровин Савелий имеет недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.Он испытывает затруднения в усвоении учебных программ это обусловленно недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и поведения. У него в разной степени выражены недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп, неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающегося отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. Обучающийся к моменту поступления в школу достиг уровня психофизического развития близкого возрастной норме, но отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, и признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Помимо перечисленных характеристик, у обучающегося отмечаюся типичные, в разной степени выраженные, дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительно-моторной координации, фонетико-фонематического развития, нейродинамики и др. Но при этом наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения. АОП составлена с учетом особых образовательных потребностей обучающегося Дубровина Савелия в основу которых легли рекомендации ТПМПК, а также на основе образовательной программы согласно УМК по программе «Школа 2100». Цель — создать оптимальные условия для развития позитивных потенций ребенка, обучающегося по АОП.Задачи:1 . Создать условия для освоения образовательной программы:— применение адекватных возможностям и потребностям обучающегося современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы;— адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ;— адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов и др;
  • Создать условия для позитивной, социально направленной учебной мотивации:
  • формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;
  • Создать условия для достижение планируемых результатов освоения АОП, целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;
  • становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;
  • обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;
  • 4. Привлекать дополнительные ресурсы, поддержки :— специалистов психолого-педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации образовательного процесса в инклюзивном классе;— формирование запроса на методическую и психолого-педагогическую поддержку как со стороны специалистов школы, так и со стороны «внешних» социальных партнеров — методического центра, ППМК, общественных организаций;— организация взаимодействия с родителями в духе сотрудничества и разделения ответственности.Принципы и подходы к формированию адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития Представлены в разделе 1. Общие положения.
  • Особые образовательные потребности обучающегося с ЗПР
  • К потребностям относятся:
  • получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ;
  • обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
  • психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;
  • постепенное расширение образовательного пространства, выходящего
  • за пределы образовательной организации.
  • организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний,
  • умений и навыков обучающимися с ЗПР ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
  • обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве;
  • профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;
  • постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики психофизического развития;
  • обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно познавательной деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
  • постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
  • постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых
  • знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений; специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
  • постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
  • использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
  • развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения;
  • специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
  • обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
  • Планируемые результаты освоения АОП для учащегося с задержкой психического развития. Знания о языке и речевая практика
  • использование коммуникативных средств, прежде всего речевых, для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • овладение языковыми средствами в объеме, достаточном для решения коммуникативных задач разного уровня сложности и различающихся условиями и целями;
  • наличие потребности в развернутых и точных формах монологической речи (в свободном рассказе, в передаче деловой информации слушающим, в ответах на уроках);
  • овладение правилами и формами диалогической речи (деловое и неформальное общение; контекстуальная речь; общение со взрослым и сверстником);
  • распознавание невербальных сигналов собеседника; овладение несложным репертуаром невербальной коммуникации (жест, мимика, поза, интонация);
  • овладение несложными навыками речевого поведения в соответствии с первоначальными представлениями о правилах речевого этикета;
  • проявление потребности в чтении, как в способе самостоятельного получения информации; как в источнике разнообразных эмоциональных ощущений: как в форме добровольного использования свободного времени;
  • проявление потребности в самостоятельном осмыслении прочитанного, потребности разделить и обсудить с окружающими ощущения,представления и мысли, возникшие при чтении книги.
  • Знание математики и применение математических знаний
  • овладение основными математическими представлениями как средством количественного описания и сравнения объектов и явлений окружающего мира (объем, масса, протяженность, продолжительность и т.п.);
  • овладение основными математическими понятиями (мерами и линиями измерения) как средством точной количественной и пространственной оценки объектов, явлений и процессов, наблюдаемых в окружающем мире (единицы измерения веса, длины, объема, площади; единицы времени; представления об основных параметрах измерения объектов);
  • умение в устной и письменной формах использовать освоенные арифметические действия для решения типовых социально-бытовых задач (расчет планируемой стоимости покупок, коммунальных услуг, транспортных и иных расходов, связанных с ближним и дальними поездками и т.п.);
  • умение определять порядок, последовательность действий, учитывать, распределять и рассчитывать время для осуществления ближних и отдаленных планов (как собственных так и общих с членами семьи и ближайшего окружения); привычка использовать календарь для этих целей;
  • умение выстраивать простейшие алгоритмы действий для достижения заданного результата; умение действовать в соответствии с заданным извне алгоритмом.
  • Знания о мире и практика взаимодействия с окружающим миром
  • наличие интереса и проявлений самостоятельной активности к изучению природы и общества (попытки обсуждения соответствующего круга фактов, явлений и процессов);
  • владение доступными средствами и способами изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение; опыт самостоятельного получения информации от окружающих людей, из семейных архивов, из открытого информационного пространства);
  • наличие навыков и личного опыта установления доступных причинно-следственных связей между явлениями и процессами, происходящими в окружающем мире, умение прогнозировать простые последствия собственных действий и действий, совершаемых другими людьми;
  • расширение возможностей и полезных навыков адаптивного поведения на основе усвоенных представлений о природных и социальных явлениях;
  • реализация основ экологической грамотности на основе соблюдения элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего и природоохранительного поведения в природной и социальной среде.
  • Система оценки достижения планируемых результатов освоения АОП для учащегося с задержкой психического развития. Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения АОП НОО предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.Личностные результаты включают овладение обучающимся социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающегося с ЗПР личностные результаты освоения АОП должны отражать:
  • осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
  • владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;
  • способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации.
  • Метапредметные результаты включают освоенные обучающимся универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться) и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем АОП основного общего образования.
  • учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающегося с ЗПР метапредметные результаты освоения АОП должны отражать:
  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  • овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
  • Предметные результаты связаны с овладением обучающимся с ЗПР содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности. учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающимся с ЗПР предметные результаты должны отражать: ФилологияРусский язык. Родной язык:
  • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  • формирование интереса к изучению родного (русского) языка;
  • овладениепервоначальнымипредставлениямиоправилахречевого этикета;
  • овладение основами грамотного письма;
  • овладение обучающимися коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их речевой практики;
  • формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
  • использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач.
  • Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке:
  • понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  • осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам;
  • осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи;
  • понимание роли чтения, использование разных видов чтения;
  • формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участие в обсуждении прочитанных произведений, умение высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил;
  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;
  • формирование потребности в систематическом чтении;
  • выбор с помощью взрослого интересующей литературы.
  • Математика и информатикаМатематика:
  • использование начальных математических знаний о числах, мерах, величинах и геометрических фигурах для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
  • приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
  • умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами
  • числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры;
  • Обществознание и естествознание (Окружающий мир)Окружающий мир
  • сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  • расширение, углубление и систематизация знаний о предметах и явлениях окружающего мира, осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • усвоение простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде;
  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, умение прогнозировать простые последствия собственных действий и действий, совершаемых другими людьми.
  • Обучающийся с ЗПР (по первому варианту АОП) имеют право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации освоения основной образовательной Программы в иных формах. Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой (по итогам освоения основной образовательной программы начального общего образования) аттестации обучающихся с ЗПР включают:
  • особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР;
  • привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий);
  • присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
  • адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР:
  • упрощение формулировок по грамматическому оформлению;
  • упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;
  • в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;
  • при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
  • увеличение времени на выполнение заданий;
  • возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения;
  • Соотношение продвижения обучающегося с ЗПР по двум направлениям (освоение основной образовательной Программы и формирование «жизненной компетенции») является определяющим для оценки качества образования по первому варианту стандарта. В дополнение к традиционному подходу к оценке результатов усвоения основной программы начального образования обучающимся с ЗПР рекомендована разработка индивидуально ориентированной системы оценивания достижений. Эта система предполагает:
  • выбор форм и способов оценивания;
  • выстраивание схемы анализа результатов;
  • распространение оценочной деятельности не только на предметные знания, умения, навыки, но и на учебную деятельность, общеучебные навыки, познавательную активность ребёнка, его прилежание,
  • старание (т. е. на организационную сторону деятельности), способность ребёнка проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки. У обучающегося с ЗПР могут быть затруднения в освоении отдельных линий и даже областей образования Адаптированной Образовательной Программы (чаще это математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение), это не должно рассматриваться как показатель не успешности образования в целом и, тем более, – нецелесообразности перехода на низший уровень образования. Структура образовательного процесса Первый вариант стандарта АОП – адресован обучающемуся с ЗПР, достигшему к моменту поступления в школу уровня развития, близкого к возрастной норме. Обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по конечному уровню с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. Обязательной является систематическая специальная психолого-педагогическая помощь – создание условий для реализации особых образовательных потребностей и формирования полноценной жизненной компетенции. Первый вариант АОП для обучающегося с ЗПР соответствуют программно-методическому обеспечению образовательного процесса основной образовательной программы начального общего образования (в соответствии с ФГОС). Ребенок с ЗПР, обучающийся по первому варианту ФГОС для обучающегося с ЗПР, осваивает Основную образовательную программу начального общего образования, которая обязательно поддерживается Программой коррекционной работы, направленной на развитие жизненной компетенции ребенка и поддержку в освоении основной образовательной Программы. Направления коррекционной работы в первом вариант АОП ФГОС для обучающихся с ЗПР:
  • поддержка в освоении основной образовательной Программы;
  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми и учащимися по вопросам создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
  • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
  • овладение навыками коммуникации; дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации;
  • осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.
  • Коррекционную помощь оказывают специалисты: учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед.Основным объектом оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы, выступает наличие положительной динамики обучающихся в интегративных показателях, отражающих успешность достижения образовательных достижений и преодоления отклонений развития.Оценка результатов освоения обучающимся с ЗПР программы коррекционной работы осуществляется ШПМПКДополнение к пояснительной записке по математике для учащихся с ОВЗДети с задержкой психического развития (ЗПР), которым рекомендовано обучение в школе по АОП (вариант 1), обучаются по общеобразовательной программе. Особенности их обучению происходят за счет применения специальных методик, подходов, а также за счет постоянной психолого-педагогической помощи. Педагоги, работающие с детьми, которые имеют нарушение развития, планируют свою работу, учитывая как требования образовательной программы, так и особенности психического развития определенной категории детей. С целью усиления коррекционно-развивающей направленности курса математики, учителю необходимо более широко включать геометрический материал, задания графического характера. Перед изучением наиболее сложных разделов курса математики рекомендуется проводить специальную пропедевдическую работу- путем введения практических подготовительных упражнений, направленных на формирование конкретных математических навыков и умений. Учитывая психологические особенности и возможности этих детей, целесообразно давать материал небольшими дозами, с постепенным его усложнением, увеличивая количество тренировочных упражнений, включая ежедневно материал для повторения и самостоятельных работ. Следует избегать механического счета, формального заучивания правил, списывания готовых решений и т.д. Учащиеся должны уметь показать и объяснить все, что они делают, решают, рисуют, чертят, собирают. При решении задач дети должны учиться анализировать, выделять в ней неизвестное, записывать ее кратко, объяснять выбор арифметического действия, формулировать ответ, т.евладевать общими приемами работы над арифметической задачей, что помогает коррекции их мышления и речи. Органическое единство практической и мыслительной деятельности учащихся на уроках математики способствуют прочному и сознательному усвоению базисных математических знаний и умений.Существенное значение для коррекционного учебно-воспитательного процесса имеют тщательно продуманные примеры и методы обучения с учетом индивидуального подхода к учащимся. Для детей с ЗПР принципиально важным является оптимальное сочетание практических и теоретических разделов обучения, чередование умственного напряжения и разрядки, организация систематических наблюдений, формирование приемов мыслительной деятельности. Чрезвычайно значимым является усиление словесной регуляции деятельности детей и нормализация их учебной деятельности в целом. При обучении предусматривается значительная расчлененность и строгая поэтапность преподнесения учебного материала, увеличение объема тренировочных упражнений, создания системы повторения пройденного материала, формирование учебных интересов.Учитывая индивидуальные возможности учащихся, следует предусмотреть задания различной степени трудности. Одним детям потребуются увеличение количества упражнений пропедевтического характера, более широкое применение наглядных средств, другим — дополнительные тренировочные задания, чтобы прийти к нужному обобщению. Эффективно применение графических опор, схем, памяток-инструкций для лучшего запоминания алгоритма рассуждений при решении задач, уравнений, при отработке приемов вычислений. Поэтому в процессе обучения требуется применять дифференцированный подход к детям.Все свои практические действия учащиеся обязательно должны сопровождать словесным отчетом о том, что и как они делают, каков результат; при этом происходит сознательное усвоение ими соответствующей математической терминологии. Аналогичная практическая подготовка необходима и при изучении всех, особенно трудных, разделов программы курса начальной математики. Важно не просто довести до автоматизма навыки вычислений, а обеспечить уровень общего и математического развития учащихся. Все задания должны развивать познавательную активность учеников. Поэтому необходимо использовать сравнение, сопоставление, противопоставление связанных между собой понятий, действий, задач, предъявляя вопросы и задания типа: «Объясни», «Докажи», «Сравни», «Сделай вывод», «Найди закономерность»,Коррекционно-развивающая работа с детьми, испытывающими трудности в усвоении математики, должна строиться в соответствии со следующими основными положениями:Восполнение пробелов дошкольного математического развития детей путем обогащения чувственного опыта, организации предметно-практической деятельностиПропедевтический характер обучения: подбор заданий, подготавливающих учащихся к восприятию новых темДифференцированный подход к детям- с учетом сформированности знаний, умений и навыков, осуществляемый при выделении следующих этапов работы: выполнение действий в материализованной форме, в речевом плане без наглядной опоры, в умственном планеФормирование операции обратимости и связанной с ней гибкости мышленияРазвитие общеинтеллектуальных умений и навыков- активизация познавательной деятельности: развитие зрительного и слухового восприятия, формирование мыслительных операций.Активизация речи детей в единстве с их мышлением.Выработка положительной учебной мотивации, формирование интереса к предметуФормирование навыков учебной деятельности, развитие навыков самоконтроляНужно обратить особое внимание на то, что часто дети, проучившиеся один год в общеобразовательной школе, считают на первый взгляд легко и быстро, но иногда за этим скрывается чисто механический счет, неумение производить действия с реальными предметами. Поэтому следует избегать на уроке заданий, требующих хорового счета, простого воспроизведения или повторения материала, списывания готовых решений. С самого начала нужно требовать от учеников объяснения своих вычислений. У детей нужно воспитывать умения видеть логические отношения в различных практических ситуациях, пользоваться методами анализа, устанавливать причинно-следственные связи. Важно не только давать ребенку сумму знаний, но и развивать его мышление, речь и логичность в целом, корригируя недостатки его психического развития. Все обучение должно начинаться с развития наглядных форм мышления. Это значит, что все первоначальные математические понятия ребенок должен усваивать, наблюдая за действиями учителя и действуя самостоятельно с раздаточным счетным материалом. Любой учебный материал нужно использовать для формирования у детей различных приемов мыслительной деятельности, для коррекции недостатков их развития. Главная задача начального курса математики - формирование прочных вычислительных навыков. Результаты табличного сложения (вычитания) и умножения (деления) дети должны знать наизусть. Практические действия с наглядно представленными множествами являются той материальной первоосновой, к которой нужно обращаться ученикам при изучении всех разделов программы по математике для начальной школы.Дополнение к пояснительной записке по русскому языку для учащихся с ОВЗВ обучении детей с ЗПР следует полностью руководствоваться задачами, поставленными перед общеобразовательной школой, а также постоянно иметь в виду специфические задачи: формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза; обогащение словарного запаса путем расширения и уточнения непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире; развитие связной речи (формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний, точности и разнообразия лексики, внятности и выразительности речи); формирование интереса к родному языку, навыков учебной работы; усвоение приемов умственной деятельности, необходимых для овладения начальным курсом русского языка (наблюдения, сравнения и обобщения явлений языка). Для реализации поставленных задач необходимо привести в систему те неполные и неточные знания и навыки, которые получены обучающимися в общеобразовательной школе в период обучения грамоте. Работа над звуком, словом и предложением ведется одновременно с коррекцией имеющихся навыков письма и чтения. Усвоение обширного материала детьми, испытывающими трудности в обучении, возможно при предварительном изучении наиболее трудных грамматических тем путем пропедевтических упражнений, которые состоят из накопления устного речевого опыта, наблюдений за явлениями языка и практических языковых обобщений, ознакомления с соответствующей терминологией. Так, изучение морфологического состава слова и правил правописания проверяемых безударных гласных и парных звонких и глухих согласных в корнях слов начинается в подготовительный период. Программой предусмотрено также развитие практических умений образовывать формы единственного и множественного числа существительных, подбирать однокоренные слова с последующим анализом их лексического значения и звукобуквенного состава. В дальнейшем в системе пропедевтики изучения грамматики и правописания проводится работа по словообразованию как один из эффективных способов пополнения словарного запаса. Словарь школьников обогащается и путем расширения и уточнения их непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире, знакомства со словами близкими и противоположными по значению, составления предложений с обозначением действующего лица существительными и местоимениями. При знакомстве с элементами синтаксиса обучающиеся в начальных классах узнают о предложении, его основных видах по интонации, о главных и второстепенных членах предложения, о связи между словами, об однородных членах предложения. У детей формируются орфографические, речевые, пунктуационные навыки, умения в области языкового анализа: фонетического, морфологического, орфографического и синтаксического. Обучение правописанию опирается на усвоенный грамматический материал и на развитие орфографической зоркости. В процессе обучения правописанию рекомендуется использовать словарно-орфографические и разнообразные синтаксические упражнения. Такая постановка орфографической работы включает ее в систему занятий по развитию речи и способствует сознательному усвоению изучаемого материала и прочности орфографических навыков. В обучении русскому языку необходимо придерживаться следующих правил:новый материал следует преподносить предельно развернуто; значительное место отводить практической деятельности обучающихся: работе по схемам, таблицам, с разрезной азбукой и т. д.; систематически повторять пройденный материал для закрепления ранее изученного и для полноценного усвоения нового; используемый словарный материал уточнять, пополнять, расширять путем соотнесения с предметами, явлениями окружающего мира, с их признаками и т. д.; выполнение письменных заданий предварять анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок. Все эти требования сочетаются с индивидуальным подходом к ребенку, учитывающим уровень его подготовленности, особенности личности, работоспособность, внимание, целенаправленность при выполнении заданий. В процессе усвоения элементов грамматики и правописания у детей развиваются умения анализировать языковой материал, сопоставлять, группировать языковые явления, т.е. осуществляется умственное и речевое развитие обучающихся. Занятия чистописанием направлены на развитие и закрепление графических навыков, полученных в период обучения грамоте. Задачами этого раздела являются: развитие глазомера обучающихся, письмо букв в порядке усложнения их начертаний, слов, предложений и связных текстов; формирование двигательных навыков руки, умения располагать написанное на листе тетради; отработка правильного способа держать ручку, развитие движений пальцев руки при письме, умения писать по строке, в нужном месте начинать и заканчивать ее, дифференцировать сходные по начертанию буквы. В результате обучения письму ученик должен уметь «перевести» звук в букву (имеются в виду фонетико-грамматические написания), правильно и четко написать букву, слово, предложение, списать с книги и с доски, написать под диктовку, проверить написанное и исправить ошибки. В состав заданий входит также исправление графических ошибок, допущенных в предыдущих работах. Письмо обучающихся должно быть опрятным, четким и правильным. Дополнение к пояснительной записке по литературному чтению для учащихся с ОВЗЛитературное чтение в начальных общеобразовательных классах является органической частью систематического курса русского языка и литературы. На ступени начальной школы чтение объединяет цель и средство обучения, воспитания и развития учащихся.На уроках чтения решаются как общие с массовой школой, так и специфические, коррекционные задачи обучения детей. Важнейшими задачами уроков чтения являются:Преодоление пробелов в умениях и навыках, возникших в период занятий по курсу обучения грамоте, формирование правильного слогового чтения;Формирование, закрепление и постепенное совершенствование навыков чтения - сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя;Формирование умений полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодоление недостатков в развитии эмоционально-волевой сферы детей;Развитие нравственных и эстетических представлений и чувств, художественного вкуса, творческого и воссоздающего воображения, коррекция личностного развития ребенка;Преодоление недостатков в развитии речи учащихся, формирование речевых умений и навыков, знаний о родном языке;Развитие и расширение первоначальных знаний и представлений детей об окружающем мире, обогащение чувственного опыта ребенка, развитие его мыслительной деятельности и познавательной активности;Привитие интереса к книге, к самостоятельному чтению, к литературному творчеству.1. Тематика чтения. Включает произведения устного народного творчества, художественные произведения для детей отечественных и зарубежных писателей и поэтов прошлого и современности. Произведения на каждом этапе должны быть доступны по объему, содержанию и лексическо-грамматической структуре. Материал для чтения в каждом классе позволяет поднять учащихся на новую ступень в умственном, нравственном, эстетическом, речевом развитии. Чтение произведений создает условия для воспитания в детях честности, доброты, уважения к старшим, любви к природе, труду.При чтении не следует гнаться за большим количеством предлагаемых произведений. Учитывая особенности чтения детей с ЗПР, отдельные тексты в пределах темы могут быть предметом углубленной работы, а другие использоваться для ознакомительного, внеклассного или самостоятельного чтения.2. Навык чтения. Развитие и совершенствование правильности, беглости, выразительности и сознательности чтения осуществляется в процессе систематического чтения и перечитывания целых произведений, отдельных отрывков из них, в ходе анализа произведений с использованием приема выборочного чтения и др.3. Работа над текстом. При работе с текстом дети учатся отвечать на вопросы, рассказывать о своих наблюдениях в связи с прочитанным; в последующие годы формируется умение сравнивать то, что они узнали из текста с собственным опытом, наблюдениями и ранее прочитанными произведениями. Учащиеся овладевают умением сначала с помощью учителя, а затем самостоятельно определять главную мысль произведения.Детей необходимо постепенно, поэтапно переводить от умения работать над текстом с помощью учителя к умению работать самостоятельно. Дети обучаются элементарному анализу художественных произведений, практическому умению различать сказку, рассказ, статью, стихотворение, басню. Обучающихся специально готовят к работе над текстами. Подготовка заключается в создании ярких представлений о предметах, явлениях и событиях, описанных в текстах. Учитель стремится дать детям возможность опереться на собственный чувственный опыт, на непосредственные наблюдения в связи с читаемыми текстами. На уроках чтения постоянное внимание уделяется культуре речи учащихся, обогащению и активизации словаря.Программа построена на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования обучающегося с ЗПР и призвана способствовать развитию универсальных учебных действий, обеспечивающих обучающемуся умение учиться. Это достигается как в процессе освоения обучающимся с ЗПР конкретных предметных знаний, умений и навыков в рамках отдельных учебных дисциплин, так и в процессе формирования социальных (жизненных) компетенций.Программа формирования универсальных учебных действий обеспечивает:
  • успешность (эффективность) обучения в любой предметной области, общность подходов к осуществлению любой деятельности обучающегося вне зависимости от ее предметного содержания;
  • создание условий для готовности обучающегося с ЗПР к дальнейшему образованию, реализации доступного уровня самостоятельности в обучении;
  • целостность развития личности обучающегося.
  • Результатом формирования регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:
  • понимать, принимать и сохранять учебную задачу,
  • ставить цели, позволяющие решать учебные задачи;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
  • учитывать правила планирования и находить контроль способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • различать способ и результат действия;
  • уметь оценивать правильность выполнения действия по заданным внешним и сформированным внутренним критериям;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
  • проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
  • осуществлять контроль по результату и по способу действия;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
  • Таким образом, целеполагание, планирование, освоение способов действия, освоение алгоритмов, оценивание собственной деятельности являются основными составляющими регулятивных УУД, которые становятся базой для учебной деятельности.Организационный раздел включает:Учебный планУчебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. Учебный план должен соответствовать действующему законодательству Российской Федерации в области образования, обеспечивать введение в действие и реализацию требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных действующим СанПиНом. В учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, обеспечивает целостное восприятие мира, с учетом особых образовательных потребностей и возможностей обучающегося с ЗПР. Коррекционно-развивающая область включена в структуру учебного плана с целью коррекции недостатков психофизического развития обучающихся. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АОП НОО, и учебное время, отводимое на их изучение в классе. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающегося с ЗПР:
  • формирование социальных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение;
  • готовность обучающегося к продолжению образования на последующей
  • ступени основного общего образования; формирование основ нравственного развития обучающегося, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
  • формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения
  • в экстремальных ситуациях;
  • личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
  • Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для обучающегося с ЗПР, а также индивидуальных потребностей обучающегося. Время, отводимое на данную часть, внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающегося может быть использовано: на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; на введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающегося с ЗПР и необходимую коррекцию недостатков в психическом или физическом развитии; на введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов.Количество часов, отведенных на освоение обучающимся с ЗПР учебного плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину максимально допустимой недельной образовательной нагрузки обучающегося в соответствии с санитарно­гигиеническими требованиями. Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям Стандарта, является обязательной частью внеурочной деятельности и представлено фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и психокоррекционными), направленными на коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных жизненных условиях. Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение, содержание может осуществляться Организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающегося с ЗПР на основании рекомендаций ПМПК. Коррекционно-развивающие занятия могут проводиться в индивидуальной и групповой форме. Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию АОП НОО. Распределение часов, предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется следующим образом: недельная нагрузка ― 10 ч, из них 7 ч отводится на проведение коррекционных занятий. На индивидуальные коррекционные занятия отводится до 25 мин., на групповые занятия – до 40 минут.Программа формирования базовых учебных действийПедагогическим коллективом школы разработаны рабочие программы.Основой для разработки рабочих программ являются следующие нормативные документы:Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ);Федеральный государственный стандарт начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (проект);Нормативно-методические документы Минобнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования;Примерная адаптированная образовательная программа начального образования на основе ФГОС для обучающихся с задержкой психического развития.Программы обязательных учебных предметов отражены в общей рабочей программе за курс 2 класса на основе УМК «Школа 2100»Нормативный срок освоения программы - 1 год. Продолжительность учебной недели.
  • во 2 классах – 6 дней.
  • Продолжительность учебного года:
  • во 2 классах – 34 учебные недели.
  • В соответствии с п. 10.10. СанПиН 2.4.2.2821-10 продолжительность урока для 2 классов - 45 минут.Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней. Система специальных условий реализации АОП в соответствии с требованиями Стандарта.По результатам комплексного ПМПК Дубровин Савелий Юрьевич имеет особенности в физическом и психическом развитии. Он нуждается в создании специальных условий для получения образования, коррекции нарушений развития, социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа. Организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний.Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие, информационно оммуникативные, проблемно- поисковые, личностно - ориентированные, технологии разноуровнего и дифференцированного обучения. Методы обучения: словесные, наглядные, практические.а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный: рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино- и диафильмов и т.д.; б) репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование; Основные направления коррекционной работы:обогащение словарного запаса;развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи развитие психических и познавательных процессовформирование полноценных учебных умений:планирование предстоящей деятельности: принятие учебной задачи; активное осмысление материала.контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля); работать в определённом темпе;применение знаний в новых ситуациях;анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:умения внимательно слушать и слышать учителя, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям;умения целенапревленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя.формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;соблюдение речевого этикета при общении.Организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков - "пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств; наглядно-действенный характер содержания образования; обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно; постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений; специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения; постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру; использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения.Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи».Список использованной литературы1.«Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании». Хрестоматия. – М.: ООО «Аспект», 2005 г.2.«Диагностика и коррекция ЗПР у детей». Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. – М.: издательство «Аркти», 2004 г.3.Концепция коррекционно – развивающего обучения ГНУ «ИКП РАО».4.Программа для общеобразовательных учреждений: Коррекционно-развивающее обучение. Начальные классы / сост. А.А. Вохмянина. 2-е изд. Стереотип. – М.: Дрофа, 2001 г.ПРИЛОЖЕНИЕНа уроках чтения, ознакомления с окружающим миром чаще всего применяются следующие активные методы обучения.Метод «Пометки на полях» обычно используется при ознакомлении с новым материалом. Он  позволяет   ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания или  текста.Пометки должны быть следующие:Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.Знаком «минус» (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.«Направленное чтение»Направленное чтение. Метод позволяет направлять учащихся  при чтении с помощью вопросов на уровне понимания. Читая произведение по несколько абзацев, учащиеся ищут ответы на поставленные вопросы. Чтение происходит с остановками и обсуждением прочитанного.Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.На уроках математики и русского языка чаще всего применяются:  Алгоритмы  Под алгоритмом обычно понимают точное предписание о выполнении в определенной последовательности элементарных операций для решения любой из задач, принадлежащих данному типу. Основные черты, характеризующие алгоритм: указания однозначно определяют характер и условия каждого действия; с помощью алгоритма может быть выполнено не одно задание, а целый ряд подобных заданий; используя алгоритм, можно всегда прийти к правильному результату. Умение формулировать и применять алгоритмы важно не только для развития мышления и умений; оно означает также и умение формулировать правила и выполнять их.  Карточки – консультации .  Это карточки с краткой записью или иллюстрацией задачи, с пропущенными числами, словесными указаниями, содержащими программу действий, то есть задание с элементами помощи. Если учащийся не умеет читать, то педагог читает ему задачу, упражнение и т.д., разбирает совместно с ним задание и далее ученик работает самостоятельно.Памятка по выполнению письменных заданий по русскому языку и математикеДля выполнения заданий по русскому языку отступи в тетради от классной работы 2 строки, по математике – 4 клетки и запиши: «Домашняя работа». Не забудь записать № задания (по математике) и слово: упражнение …(по русскому языку).1. Внимательно прочитай текст задания. Мысленно раздели текст на части (каждая часть может заканчиваться «точкой» или «запятой»). Если затрудняешься, прочти текст задания (инструкцию) ещё раз.2. Возьми карандаш и подчеркни в каждой части задания слова – названия действий, по-другому составь план действий.3. Проговори, как будешь действовать, то есть повтори всё задание по частям.4. Приступай к пошаговому выполнению задания. Если необходимо, воспользуйся черновиком.5. После выполнения каждой части задания (инструкции) отметь в инструкции знаком «+» окончание выполнения этой части задания.6. Проверь всё задание.7. Во время записи будь внимателен (льна).8. Оцени свою работу (отметь аккуратность и правильность выполнения).Помни! Если научишься составлять план действий к заданию, то затратишь меньше времени на выполнение домашних работ.Пример задания по русскому языку.№ 32.Спиши текст. Лес наш друг. Лес даёт чистый воздух. Люди едут в лес отдыхать. Лес даёт нам вкусную пищу.Найди во 2-м предложении слово-название признака. Подчеркни его.  Найди в 3-м предложении такое слово из двух слогов, которое нельзя перенести. Подчеркни его.Обрати внимание!Так будет  выглядеть твоя подготовительная  работа по инструкции в учебнике до записи в тетради.№ 32.Спиши текст. Лес наш друг. Лес даёт чистый воздух. Люди едут в лес отдыхать. Лес даёт нам вкусную пищу. Найди во 2-м предложении слово-название признака, подчеркни его.  Найди в 3-м предложении такое слово из двух слогов, которое нельзя перенести. Подчеркни его.Проверь!  В тексте задания дано 5 инструкций.Обрати внимание!Так будет  выглядеть твоя страница в учебнике после пошагового  выполнения всех инструкций.     № 32.     +Спиши текст. Лес наш друг. Лес даёт чистый воздух. Люди едут в лес отдыхать. Лес даёт нам вкусную пищу.+                                                                                              +Найди во 2-м предложении слово-название признака, подчеркни его.      + Найди в 3-м предложении такое слово из двух слогов, которое                                      +нельзя перенести. Подчеркни его.Обрати внимание!Так должна выглядеть запись в тетради после выполнения всех инструкций.             Упражнение 32.     Лес наш друг. Лес даёт чистый воздух. Люди едут в лес отдыхать. Лес даёт нам вкусную пищу.