Игра и упражнения для развития и коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Игра и упражнения для развития и коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста.
Автор: Юлия Алексеевна Шутова
Методическая разработкаТема: Игра и упражнения для развития и коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста.Игра «Найди заданный предмет на картинке»Цель: развивать объем, концентрацию и устойчивость зрительного внимания.Условия. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть красочную картинку и найти предмет заданный взрослым.Примечание. Чем больше предметов на картинке и чем они меньше, тем сложнее задание. Обратите внимание: чем дольше ребенок способен рассматривать картинку, отыскивая заданные предметы, тем выше устойчивость его внимания, а чем быстрее он отыскивает нужные предметы на картинке, тем выше концентрация его внимания. Если ребенок не находит предметы, расположенные на периферии, значит, объем его внимания незначителен.Игра «Найди такой же»Цель: развивать концентрацию, объем и устойчивость зрительного внимания.Условия. Для игры требуются одинаковые наборы предметных картинок по числу игроков. Взрослый помогает детям разложить все картинки перед собой, после чего показывает одну картинку из своего набора и предлагает найти такую же. Если ребенок нашел и показал правильно, игра продолжается.Примечание. Начинать можно с трех картинок, постепенно увеличивая их количество.Игра «Найди игрушку»Цель: развивать концентрацию внимания.Условия. Игрушку прячут на глазах у ребенка под одну из двух коробок. Затем несколько раз меняют местами коробки, передвигают их по столу. Дошкольник должен постараться запомнить коробку, под которой спрятана игрушка, и следить за всеми ее перемещениями. Если ребенок правильно указывает коробку с игрушкой, он победил.Примечание. Если ребенок во время занятия всегда находит игрушку, значит, он действительно научился концентрировать внимание, и вероятность случайного угадывания мала. Можно увеличивать скорость перемещения коробки или постепенно увеличивать их количество до четырех.Игра «Соберись на прогулку»Цель: развивать внимание детей.Условия.1-й вариант. Взрослый предлагает ребенку «собраться на прогулку». Называются предметы одежды в случайном порядке, а ребенок должен быстро показать, на что данный предмет надевают. Например, взрослый называет «шапка» - ребенок дотрагивается до головы. Предварительно взрослый называет предметы одежды и показывает нужную часть тела, давая образец выполнения игры дошкольнику. Если ребенок быстро и правильно показал, он считается одетым.2-й вариант. Взрослый выполняет роль водящего и предупреждает ребенка о том, что будет путать его, называя предметы одежды и показывая не соответствующие им части тела. Ребенок должен сосредоточить внимание не на движениях взрослого, а на его словах. Если ребенок запутался, начал повторять движения за взрослым, не обращая внимания на слова, то он считается проигравшим.3-й вариант. Взрослый называет и одновременно показывает части тела, а ребенок должен быстр назвать одежду, которую надевают на эту часть тела.Примечание. Можно увеличивать темп игры; играть и с одним ребенком, и одновременно с несколькими детьми.Игра «Кто позвал мяч?»Цель: развивать слуховое внимание.Условия. Дети стоят в кругу. Взрослый называет имя ребенка и подбрасывает мяч вверх. Тот, чье имя назвали, должен помогать (догнать) мяч и вернуть его взрослому.Примечание. Когда дети освоили этот вариант игры, можно внести усложнения. Например, ребенок не возвращает мяч взрослому, а сам называет имя любого из игроков и подбрасывает мяч вверх. Игрокам можно встать не в круг, а в свободном порядке.Игры и упражнения для развития и коррекции внимания детей старшего дошкольного возраста.Игра «Найди отличия»Цель: развивать зрительное внимание (его концентрацию, устойчивость).Условия. Необходимо подготовить две пары картинок, содержащих по 10-15 различий. Ребенка просят рассмотреть и сравнить картинки в предложенной паре и назвать все их различия.Примечание. Каждое найденное отличие можно отмечать откладыванием счетной палочки (это потребует от ребенка дополнительного умения распределять внимание, а кроме того, усиливает мотивацию достижения цели задания).Упражнение « Карандаши»Цель: развивать концентрацию внимания.Условия. В упражнении участвуют два и более дошкольников. Они стоят в кругу. Исходное положение каждой держать руки согнутыми в локтях перед грудью на ширине плеч, в правой руке карандаш или фломастер, причем держать карандаш надо так, чтобы в кулаке был зажат его кончик, а большая часть возвышалась над кулаком. Упражнение выполняется на четыре счета:1) передать карандаш из правой руки в левую;2) передать карандаш из левой руки в правую;3) снова передать карандаш в левую руку;4) развести руки в стороны ( руки соседей оказываются соприкасающимися друг с другом). Правой рукой взять карандаш соседа с права, а левой рукой отдать свой карандаш соседу слева. Таким образом, каждый карандаш будет перемещаться по кругу, переходя от одного игрока к другому.Далее упражнение продолжается до тех пор, пока у каждого игрока не окажется свой карандаш. Взрослый считает вслух, сначала медленно, затем ускоряет темп. Если ребенок был не внимателен и не мог действовать в заданном темпе или допустил ошибку, ему не удается действовать слаженно и передать карандаш. В этом случае он считается проигравшим. Упражнение останавливают и начинают заново.Примечание. При выполнении упражнения детям в паре следует располагаться друг против друга и на последний счет не разводить руки в стороны, а вытягивать в перед, к своему партнеру. Это игровое упражнение максимально быстро помогает неусидчивым детям концентрировать внимание, учит действовать слаженно, сообща. Удобно использовать данное упражнение в начале занятия.Упражнение «Найди и вычеркни» Цель: развивать устойчивость зрительного внимания.Условия. Ребенку дается небольшой текст (газетный, журнальный) и предлагается, просматривать каждую строчку, зачеркнуть какую-либо букву (например, «А»). Фиксируется время и количество ошибок.Для тренировки распределения и переключения внимания инструкцию можно изменить. Например, «В каждой строчке зачеркни букву «а», а букву «б» подчеркни»; «Зачеркни букву «а», если перед ней стоит буква «н», и подчеркни букву «а», если перед ней стоит буква «л»». Фиксируется время и ошибки.Примечание. Результаты ежедневно следует отмечать на графике. Необходимо проанализировать, как изменяется результативность. Если взрослый все делал правильно, то должно быть улучшение результатов. Нужно ознакомить с ними ребенка, порадоваться вместе с ним.Это развивающее упражнение следует проводить в соревновательной форме.Игра «Собери слова»Цель: развивать слуховое внимание.Условия. Взрослый называет слово по буквам, выдерживая паузу между каждой буквой (Д-О-М) от 3 до 15 секунд и более( это затрудняет целостность восприятия слова). Ребенок должен внимательно выслушать и назвать слово целиком.Примечание. Начинать следует с простых слов из трех букв, постепенно увеличивая количество букв в слове. Игра удобна тем, что не требует специальных условий и места для проведения. В нее можно играть и на улице, и в дороге, и в любом другом месте (поэтому она может быть рекомендована для использования родителями).Игры для развития и коррекции памяти детей младшего и среднего дошкольного возрастаИгра «Что пропало?» Цель: развивать зрительное запоминание.Условия. Перед ребенком выкладывается от трех до пяти игрушек. Взрослый объясняет, что игрушкам скучно, они хотят поиграть в прятки. Ребенку предлагается рассмотреть и назвать каждую игрушку. По команде взрослого он закрывает глаза или отворачивается, а взрослый прячет одну из игрушек. Открыв глаза, ребенок должен назвать, какая игрушка пропала.Примечание. Можно заменить игрушки картинками. Эта игра пользуется у детей неизменным успехом.Игра «Кто за кем?»Цель: развивать зрительную память.Условия. В этой игре детям необходимо угадать, что изменилось. Взрослый раскладывает за ширмой от трех до пяти игрушек. Затем отодвигает ширму и предлагает детям запомнить порядок расположения игрушек. Меняет игрушки местами (сначала одну, затем две, три). Дети должны отгадать, что изменилось, и восстановить прежний порядок расположения игрушек.Примечание. Усложнение игры – постепенное увеличение числа игрушек, которые меняются местами.Игра «Кто разбудил мишку?»Цель: развивать слуховую память.Условия. Дети сидят на стульчиках. Взрослый вносит игрушку - мишку. Предлагает одному из детей уложить его спать. Ребенок качает мишку на руках, поет ему песенку, затем садится на стульчик спиной к детям. Тот ребенок, на которого покажет взрослый, должен сказать: «Мишка, мишка, хватит спать, пора вставать». Ребенок с мишкой на руках должен отгадать и назвать по имени того, кто разбудил медвежонка.Примечание. В начале игры взрослый может сам показать, как надо укладывать мишку.Игра «погладь котенка»Цель: развивать тактильную память.Условия. Следует подобрать несколько игрушек – котят одного размера, изготовленных из разных материалов (пластмассы, резины, ткани, меха и др). Каждому ребенку дают котенка, предлагают погладить его, поиграть с ним. Затем взрослый собирает всех котят в мешочек или коробку и объясняет, что котята спрятались. Каждому ребенку предлагается найти своего котенка. Для этого надо, не заглядывая в мешочек ( коробку), погладить всех котят и найти своего котенка.Примечание. Нельзя допускать ощупывания игрушек детьми. Узнать своего котенка нужно только по прикосновению.Игра «Магазин»Цель: развивать слуховую и зрительную память.Условия. Для игры требуется двойной набор тематических картинок. Взрослый раскладывает в трех – четырех разных местах комнаты предметные картинки, на которых изображены товары, продающиеся в магазинах. Каждая группа картинок обозначаеткакой – либо магазин (например: посуда, одежда, игрушки, обувь). Детям предлагается выполнить следующие игровые действия: «сходить» в магазин и «купить» товары по заданию взрослого. Каждому ребенку показывают картинки с изображением тех товаров, которые необходимо купить в разных магазинах, предлагают внимательно посмотреть и запомнить, что надо купить, а затем найти нужные покупки и принести их взрослому. Если ребенок правильно выполнил задание, ему присваивается звание «мамин помощник». В следующий раз взрослый дает задание в форме словесной инструкции без опоры на картинку.Примечание. Усложнение игры заключается в постепенном увеличении количества необходимых для запоминания покупок, количества «магазинов», а также в переходе к словесной инструкции.Игры для развития и коррекции памяти детей старшего дошкольного возрастаИгра «Я положил в мешок»Цель: развивать слуховую память.Условия. Взрослый начинает игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет свое слово. Например, «Я положил в мешок яблоки и тарелку». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее.Примечание. Можно добавлять по одному слову, а можно добавлять слова по алфавиту – порядок тот же. Можно ввести соревновательный элемент – кто больше слов в мешке донесет. Кто забыл (потерял) слово, у того мешок упал, и игра начинается сначала.Игра «Собери движения по кругу»Цель: развивать двигательную и зрительную память.Условия. Игра проводиться с группой детей. Водящий и дети идут по кругу, взявшись за руки, и говорят такие слова: «Ровным кругом друг за другом мы идем за шагом шаг. Стой на месте, дружно вместе сделаем вот так!» Все останавливаются, и водящий показывает на одного из детей. Тот, на кого он показал, придумывает и показывает движение, которое повторяют все дети, стоящее в кругу.Затем игра повторяется, и каждый ребенок, выбранный водящим, должен показать все движения, которые выполнялись предыдущими игроками.Игра проводиться до тех пор, пока каждый из участников не покажет всю серию движений и свое движение в завершении.Последнему игроку сложнее всех, так как на его долю приходиться больше всего движений.Примечание. Игра может идти несколько иначе. Ребенок, которого выбирает водящий, показывает не все предшествующие движения, а только свое. Когда каждый из игроков показал свое движение, игра повторяется еще раз; и вот тогда нужно собрать все движения, показанные в кругу, т.е. повторить их в том же порядке.Игра «Пуговицы»Цель: развивать объем зрительной памяти, пространственное восприятие.Условия. Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, не одна пуговица в наборе не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле – квадрат, разделенный на клетки. Начинающей игру выставляет на своем поле одну пуговицу.Второй игрок должен посмотреть и запомнить, где лежит пуговица и какая именно. Первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить расположение пуговицы. Далее второй игрок берет инициативу в свои руки и выставляет две пуговицы. И так далее.Примечание. Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем больший объем внимания и памяти необходим, тем сложнее становиться игра.Игра «Что изменилось?»Цель: развивать зрительную память.Условие. Выложить перед ребенком пять знакомых предметов, попросите его внимательно посмотреть на них и назвать. Затем предложите ему отвернуться или закрыть глаза и замените один – два предмета на другие. Ребенок должен снова внимательно посмотреть и ответить на вопросы: «Все ли предметы на месте? Каких предметов не стало? Какие предметы появились вновь?»Примечание:1-й вариант – сократить количество предметов на 1-2, не делая никакой замены.2-й вариант – добавить 1-2 предмета к уже имеющемся.3-й вариант – изменить расположение предметов относительно друг друга, не меняя их количества.Данную игру можно проводить на основе картинок.Игра «разложить по порядку»Цель: развивать тактильную память ( способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам).Условия. Для проведения игры изготавливаются пять карточек из бумаге разной шероховатости:1-я карточка - из наждачной бумаги;2-я карточка - из картона;3-я карточка – из гофрированного картона ( бумаги);4-я карточка – из ксероксной бумаге;5-я карточка – из фольги.Ребенку предлагается с открытыми глазами погладить по очереди карточки и запомнить ощущения, которые возникают при поглаживании каждой из них. Затем ему завязывают глаза и карточки перемешиваются. Ребенок должен по памяти на ощупь разложить карточки по порядку.Примечание. Предложите ребенку потрогать одну карточку из пяти и запомнить ощущения, вызванные от прикосновения к ней. Затем найти с закрытыми глазами (на ощупь) эту карточку из пяти предложенных.Игры для развития и коррекции мышления детей младшего и среднего дошкольного возрастаИгра «Магазин»Цель: развивать у детей умение находить предмет по характерным признакам.Условия. Для игры потребуется набор тематических предметных картинок, на которых изображены товары, продающиеся в магазинах (например, посуда, одежда, игрушки, обувь). Взрослый составляет описание предмета по одному или нескольким характерным признакам и предлагает каждому ребенку «купить» заданный предмет (описание предмета по его назначению; например: купи то, из чего пьют чай; то в чем кипятят воду для чая и т.д.).Примечание. Можно привлекать детей к выделению признаков и составлению описания предмета.Игра «Найди такую же»Цель: учить сравнивать предметы находить в них признаки сходства и различия; воспитывать наблюдательность, смекалку, связную речь.Условия. Для данной игры подбираются разнообразные игрушки, среди которых обязательно должны быть одинаковые и похожие (например: две матрешки одинаковые по размеру, но в разных платочках).Детям предлагают за ограниченное время (пока взрослый считает до трех) отыскать две одинаковые игрушки. Ребята, увидевшие такие игрушки, поднимают руку и называют их на ухо взрослому. Громко называть нельзя, чтобы не мешать другим детям выполнять задание. Если ребенок находит похожие игрушки взрослый напоминает ему о том, что игрушки должны быть полностью одинаковыми.Примечание. В процессе игры можно добавлять или убирать игрушки, чтобы усложнить задание.Игра «Так бывает или нет?»Цель: развивать логическое мышление, умение замечать не последовательность в суждениях.Условия. Дети должны в рассказе взрослого заменить небылицу и объяснить, почему так не бывает.Примерные рассказы взрослого:1. «Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках»;2. «Наступила весна. Все птицы улетели. Грустно стало детям. «Давайте сделаем для птиц скворечники!» - предложил Вова. Когда повесили скворечники, птицы поселились в них, и стало опять весело детям»;3. «У Вити сегодня день рождения. Он принес в детский сад угощение для своих друзей: яблоки, соленые конфеты, сладкие лимоны, груши и печенье. Дети ели и удивлялись. Чему же они удивлялись?»;4. «Все дети обрадовались наступлению зимы. «Вот теперь мы покатаемся на санках, на лыжах, на коньках», - сказала Света. ««А я люблю купаться в реке», - сказала Люда. Мы с мамой будем ездить на речку и загорать.» ».Примечание. В рассказ следует включать только одну небылицу. При повторном проведении игры количество небылиц увеличивают.Игра «Суп – компот»Цель: учить детей группировать овощи и фрукты.Условия. Детям предлагают в одной кастрюли «сварить» суп, а в другой – компот. На кастрюле, предназначенной для супа, есть обозначение овоща; на кастрюле для компота – обозначение фрукта. Детей делят на две команды они должны быстро по хлопку взрослого из предложенных картинок с изображением овощей и фруктов только необходимые. Команда, которая первой собрала соответствующие картинки и не допустила ошибок, объявляется командой победительницей.Примечание. В игре могут участвовать не две команды, а два игрока.Игра «Домики»Цель: развивать умение анализировать, быстро находить в заданном предметном поле нужный предмет по характерным признакам.Условия. Для игры потребуются хорошо знакомые детям геометрические фигуры разного цвета и величины. Не одна фигура не повторяется дважды.На полу в произвольном порядке раскладываются фигуры. Это «домики». По команде взрослого ребенку надо быстро найти заданный «домик» и «спрятаться» в нем. Взрослый дает следующие команды: «Найди синий домик»; «Найди желтый большой дом»; «Найди маленький красный круглый дом»; «Найди маленький синий квадратный домик»; « Найди не маленький, не красный дом»; «Найди не треугольный, не квадратный дом» и т.д. Если ребенок не находит «домик» по заданным параметрам, ему грозит опасность, он попался.Примечание. Игра может использовать для детей от3 до 5 лет. Уровень сложности игры определяется количеством признаков фигур и сложностью инструкции. Чем меньше признаков указано в инструкции, тем больше вариантов «домиков» можно найти. Например, инструкция: «Найди большой дом» предполагает, что спрятаться можно в большом доме любого цвета и формы; а инструкция: «Найди большой зеленый квадратный дом» ограничивает варианты домов до одного. Инструкция: «Найди не красный, не круглый дом» очень сложна и, как правило, используется для детей 4-5 лет, т.к. предполагает исключение из поиска дома красного цвета и круглой формы.Игры для развития и коррекции мышления детей старшего дошкольного возрастаИгра «дополни предложение»Цель: развивать быстроту мышления. Условия. Взрослый говорит часть предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное предложение. Например: «Мама купила..» - «..книжки, тетради, портфель», - продолжают дети.Примечание. Каждый ребенок добавляет только одно сл