«Развитие речи через сказку».


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Развитие речи через сказку».
Автор: Щепелина Анна Александровна

Планпо самообразованиювоспитателя группы раннего возраста Щепелиной Анны Александровнына 2014 - 2015 учебный годМБДОУд/с № 72Тема:«Развитие речи через сказку».Список изучаемой литературы:1. Базик И. Я. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с1986.2. Вачков И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М., 2001.3. Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5 – 9 лет. – СПб. : речь; М. : Сфера, 2011.4. Лебедева Л. В., Козина И. В., Кулакова Т. В и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно – методическое пособие. – М., Центр педагогического образования. 2009.5. Шорохова О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М. : ТЦ Сфера. 2007.6. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М., 1994.7. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2007.8. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с художественной литературой:9.М.А. Васильевой "Программа воспитания и обучения в детском саду",10. Г.Я. Затулиной "Программа воспитания в детском саду",11. О.С. Ушаковой "Развитие речи и творчества дошкольников",12. Р.И. Габовой "Методика обучения пересказу детей старшего дошкольного возраста",13.А.М. Бородич "Методика развития речи детей".14. Наталья Чуб: Тренируем пальчики. Альбом для развития мелкой моторики.15. Савченко С.Ф., Ивановской О.Г., Барабохиной В. А.Октябрь:Консультация для воспитателей « Развитие речи детей дошкольного возраста».От правильного взаимодействия детского сада и семьи зависит успех воспитания детей. Задача детского сада - вооружать родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методике развития речи.Для этого можно использовать различные формы работы.Коллективные формы.На групповых собраниях родителей в начале года педагог знакомит их с новыми задачами воспитания, рассказывает, какие речевые навыки наиболее существенны на данной возрастной ступени, знакомит с основными ошибками в речи детей.Важно, чтобы на одном из родительских собраний воспитатель заострил внимание на задачах развития речи, стоящих перед детским садом, на том, какую помощь в овладении ребенком звуковой стороны речи может оказать семья. Он должен довести до сведения родителей, как развивается речь их ребенка, указать какой раздел ребенок не усвоил, или усвоил слабо и в каких дополнительных занятиях нуждается.Интересными и полезными для молодых родителей являются собрания, на которых выступают и делятся своими впечатлениями о развитии речи в условиях семьи сами родители. Воспитатель может заранее договориться с некоторыми из них, попросив рассказать, как они совместно с педагогами детского сада устраняли те или иные недостатки в речи своего ребенка.Можно использовать такие формы, как тематические лекции, беседы и консультации специалистов по проблемам речи. В беседах и консультациях воспитатель знакомит родителей с вопросами речевого развития детей. Полезно ознакомить родителей с процессом формирования речи детей. Лучше всего для этого показать комплексное занятие, состоящее из простых упражнений (в старших группах — словесные упражнения, звуковой анализ слов), которые родители могут повторить в семье. Родителей старших детей следует познакомить с содержанием работы по подготовке детей к школе. Полезны и открытые занятия по развитию речи, где могли бы участвовать родители.Эффективны организации стендов, где даются сведения сформированности звукопроизношения у каждого ребенка. Вывешиваются таблицы с указанием правильного ударения в трудных для детей словах; небольшие заметки, статьи, статьи по развитию речи детей дошкольного возраста.В групповом родительском уголке рекомендуется помещать на стенде материалы о состоянии развития речи детей. Здесь должны быть отражены задачи развития речи, основные виды занятий в данной группе, на примере показан уровень речевых умений ребенка данного возраста (запись разговоров или рассказов, трудные по значению слова, грамматические формы, которыми он должен овладеть, и т. п.).Необходимо составить подробный список литературы для родителей, подготовить советы, которые помогут им организовать работу по расширению кругозора ребенка, усвоению основных правил вежливой речи.В родительском уголке можно систематически помещать краткие советы по развитию речи детей, небольшие тексты (загадки, пословицы, отрывки из стихотворений), которые родители могут использовать, разговаривая с ребенком.Вопросы методики развития речи находят свое место и в таких сложных формах педагогической пропаганды, как родительские конференции, «круглые столы», устные педагогические журналы, организуемые сотрудниками детского сада на производстве.Взаимодействие по развитию речи с родителями можно реализовать через разнообразные нетрадиционные формы организации общения с родителями:- информационно – аналитические формы организации общения с родителями; - досуговые формы организации общения с родителями; - познавательные формы организации общения с родителями;- наглядно- информационные формы организации общения.Основной задачей информационно – аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, наличие у них необходимых педагогических знаний о развитии речи детей, запросах, интересах, потребностях.Потому как только на аналитической основе возможно построение грамотного общения с родителями.Формы работы:- составление социального паспорта семьи;- анкетирование;- тестирование;- целевое посещение семьи;- проведение социологических срезов и др.Досуговые формы организации общения с родителями помогают устанавливать тёплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также доверительные отношения между родителями и детьми, способствуют повышению педагогической культуры родителей и обогащению словаря детей. Формы работы:- тематические развлечения;- литературные вечера;- фольклорные праздники;- ярмарки;- КВН;- введение речевых традиций;- вечер вопросов и ответов.Досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными тогда, если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия. Родители на данных мероприятиях могут читать стихотворения вместе со своим ребенком, петь песни и рассказывать интересные истории, например о профессии, имеют возможность проявить свои знания.Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами развития речи детей.Познавательные формы организации общения педагогов и родителей выполняют выполнять доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей.Наглядно – информационные формы организации общения условно разделены на две подгруппы: информационно – ознакомительные и информационно – просветительские.Задачами одной из них - информационно – ознакомительной - являются ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы по развитию речи детей, с педагогами, занимающимися с детьми, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения.В информационно-ознакомительную форму мы включаем проведение Дней открытых дверей и открытых занятий. Здесь так же можем говорить о данных формах общения как о нетрадиционных, в связи с тем что дошкольное учреждение стало более открытой системой. У родителей имеются возможности увидеть не только стиль общения педагогов с детьми, но и самим включиться в общение и деятельность детей и педагогов.Родители стали активным участником жизни детей при посещении группы. Они могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т.д.Задачи другой группы – информационно-просветительской – близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях работы по развитию речи детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное – через газеты, организацию выставок и др. Данная педагогическая разработка позволяет нам решить поставленные проблемы и плавно включает родителей в образовательный процесс как равноправных участников. Степень эффективности сотрудничества обусловлена положительной установкой взаимодействующих сторон на совместную работу по развитию речи детей, осознанием её целей и личностной заинтересованности. Кроме коллективных форм работы, существуют индивидуальные. Воспитатель информируют родителей о состоянии речи их ребенка, отмечают положительные сдвиги, дают рекомендации. Эта работа дополняется посещением семьи, во время которого воспитатель может поинтересоваться подбором игрушек, картинок, книг. В процессе работы с родителями педагог указывает, чем и как следует заниматься с ребенком дома, как пользоваться практическим материалом, чтобы ребенок не только получал знания, вырабатывал определенные навыки и умения, но и испытывал интерес к речевым занятиям. Для совместной работы педагогов и родителей по речевому развитию можно проводить совместные игры детей с родителями. Выпускать в детском саду газету для родителей, где будут даваться в доступной форме советы родителям, разъяснение значения той или иной работы по развитию речи детей, знакомство с дидактическими играми, которые родители смогли бы проводить с детьми по дороге из детского сада домой, дома. Степень эффективности сотрудничества обусловлена положительной установкой взаимодействующих сторон на совместную работу по развитию речи детей, осознанием её целей и личностной заинтересованности. Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с семьей - необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников.НОЯБРЬКонсультация для воспитателей«Театральная деятельность как средство развития речи дошкольника» Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества.Во время зрелища воображение позволяет ребенку наделять героев пьесы человеческим свойствами, воспринимать происходящее как реальность, сочувствовать, переживать и радоваться за героев пьесы. Дети учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявлять любознательность, они становятся более раскрепощенными и общительными, учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываются физические навыки  (имитация движений различных животных). Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют решительности, трудолюбия, смекалки. Сегодня, когда на фоне избыточной информации, обильных разнообразных впечатлений остро ощущается эмоциональное недоразвития детей, значение театрального жанра заключается еще и в том, что он эмоционально развивает личность. Ведь зачастую родителям бывает некогда почитать ребенку книжку. А как загораются глаза малыша, когда взрослый читает вслух, интонационно выделяя характер каждого героя произведения! Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.   Можно успешно использовать упражнения, направленные на развитие речи. С маленькими детьми хорошо использовать такой прием как совмещение  действий с проговариванием слов. Дети легко усваивают речевой материал, в котором много глаголов. При помощи этих слов детям легче показать разнообразные движения персонажей, например, «Гномы», «Самолеты загудели», «Помогите», «Сенокос», выполнять эти игровые упражнения детям легко и интересно.Чтобы помочь детям поупражняться в ситуативной речи целесообразно подбирать тексты на активизацию словаря. Очень нравятся малышам, когда на занятие приходят куклы театра би-ба-бо (Петрушка, Принцесса, дед, бабка). Дети с удовольствием вступают с ними в беседу, отгадывают загадки, описывают предметы, которые им предлагают рассмотреть. Хороший эффект дают потешки, прибаутки, короткие стихи и обыгрывание их, используя жесты, движения, мимику.Далее можно задачу усложнять: учить детей вести диалог друг с другом, одновременно управляя своими кукольными персонажами. Такие этюдные тренинги как: «Что ты ищешь лисичка?», «Киска», «Мышка, мышка, что не спишь?», «Щенок и кот» помогают добиваться синхронности речи и движения. Детям с более развитой речью можно предложить придумать свои небольшие диалоги для своих кукол. Необходимо стараться поддержать в детях желание импровизировать, придумывать что-то новое, свое. Ведь разыгрывание сочиненных диалогов, а далее сценок, сказок духовно раскрепощают малыша, дают ему возможность поверить в свои силы.Кроме того, развивать связную речь дошкольников - это значит прививать им ряд точных умений:- умение понять тему, вдуматься в нее, осмыслить ее границы, с относительной полнотой раскрыть ее в своем связном высказывании;умение понять тему, вдуматься в нее, осмыслить ее границы, с относительной полнотой раскрыть ее в своем связном высказывании;умение подчинить свое связное высказывание определенной мысли;умение подбирать языковой материал для высказывания, для любого связного текста;умение систематизировать материал, располагать его в логической последовательности;умение критически относится к своей речи, совершенствовать ее, «редактировать» составленные связные высказывания, тексты.Проживая и переживая с героями различные ситуации, недоступные в реальной жизни, ребенок познает новые формы и стили общения, приобщается к культуре взаимоотношений и частично переносит их в повседневную деятельность.В игре-драматизации формируется диалогическая, эмоционально-насыщенная речь, активизируется словарь ребенка. С помощью игр-драматизаций дети осваивают элементы общения – мимику, позу, интонацию, модуляцию голоса. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, использует интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам, старается говорить четко, чтобы его все поняли. В театрализованной работе энергично развивается разговор как форма социализированной (коммуникативной) речи. Сценические диалоги образцовые, «верные», т. е. выверенные хронологически, логически, чувственно. Заученные в период подготовки к спектаклю литературные эталоны речи ребята употребляют  в дальнейшем  как готовый материал в вольном общении, т.е. происходит фактическое усвоение формальной и содержательной стороны речевой коммуникации. По мнению основателя русской актерской школы    К. С. Станиславского, «природа театра и его искусства сплошь основана на общении действующих лиц между собою и каждого с самим собою, …на сцене происходит взаимное и непрерывное общение, так как игра артистов состоит почти исключительно из диалогов».ДекабрьКонсультации для воспитателей.«Устное народное творчество как средство развития речевой активности детей раннего возраста»Малыш появился. И многие забывают о том, что С ним нужно говорить с первых недель его появления. Так же, как это делали наши мудрые прабабушки - бабушки, прибегая к пестушками, песенкам, потешкам да прибаутками».Проснулся, к примеру, малыш, потягивается, его гладят по животику и нараспев приговаривают: «Потянушки - пораcтyшки, ручки - хватушки, ножки - ходyнyшки, роток – говорунок». это одна из народных песенок - пестушек. Другую припоминaют, пеленая младенца, третью - купая его. Малыш слышит ее и впитывает звуки, слова родной речи, их мелодию, учится реагировать на них.Гениальный творец языка и величайший педагог - народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития. Вот что сказал об этом К. И. Чуковский в книге « трёх до пяти»: « ... народ в течении многих веков выработал в своих песнях и сказках идеальные методы художественного и педагогического подхода к ребенку ...»Не всегда приятные для малыша процедуры под звучание пестушек и потешек превращаются в тот эмоциональный контакт, в те формы речевого обращения , которые так необходимы в его развитии. К. И . Чуковский в той же книге пишет, что посмотрите с каким ненаcытным удовольствием слушает он бессмертные «Ладушки» и «Сороку - ворону» и другие шедевры народной поэзии. Это для них норма человеческой речи, естественное выражение их чувств и мыслей.Наблюдения показали, что недостатки в развитии речевой культуры детей в большей степени обусловлены и недооценкой роли фольклора, особенно его малых форм: песенок, потешек, поговорок.Детские народные стишки, начиная от бабушкиных всем известных « Поехали, поехали ... » и др., чаще всего рождены игрой и игрой сопровождаются. Для таких песенок характерны веселое содержание и простата, но отнюдь не упрощенность.Народ «обкатывал» свои стихи в течение веков.В современной поэзии мы можем почерпнуть богатый педагаж при речевом и эмоциональном общении с малышом. Это стихи современных авторов, приближенных к народной поэзии. Об органической связи детской поэзии с фольклором говорит А. Барто: « ... у детской поэзии, безусловно, есть свои законы. Она, например, особенно широко пользуется изобразительными средствами народной поэзии ... » Например, многие стихи детской поэтессы Е. Благининой настолько популярны, что в группах раннего возраста их читают без имени автора, как народные. Наверно, потому что она знала свой народ, его обычаи, речь. Когда читаешь ее стихи, кажется, что она не упустила ни одного важного момента в жизни ребенка. В его жизни каждое событие - еще одна ступенька, помогающая ему расти и развиваться. «Как у нашей дочки розовые щечки, как у нашей лапки коготки - царапки ... » - и сколько материнской ласки в каждом слове и интонации стиха. Нужно отметить, что произведения поэтов рождены на cтыкe традиции и импровизации, каждый поэт добавляет к традиционной основе что - то свое. Среди наших современников очень немногие детские поэты наделены редким даром - писать для самых - самых маленьких. Хорошее усвоение фольклорных традиций нашло свое отражение в стихах челябинской поэтессы Нины Пикулевой. Вот как она говорит сама о себе: «Я свое предназначение вижу в том, чтобы воспеть Поэзию материнства ... » Ее произведения близки фольклору – «В гостях у бабушки», «Уговорушки». Благодаря большому наследию народной поэзии и творчеству современных авторов, мы с первых дней жизни ребенка можем обеспечить ему первые контакты с окружающим миром, эмоциональное благополучие, познание мира и обогащение его внутреннего мира. Поэтому в педагогической практике широко используется не только народный фольклор, но и «материнская поэзия».Роль "материнской поэзии" в жизни ребёнкаВ целом "материнская поэзия", выросшая из поэзии обрядовой и по сей день сохранившая главную черту последней - ситуативность, организует мир маленького человека: здесь самые важные и интересные моменты общения с ним сопровождаются соответствующими поэтическими формами. Жизнь ребёнка становится частью непрерывного течения общей жизни, и свои первые представления об окружающем мире он получает из этой повседневной поэзии. Прежде всего, это представления о доме, о семье, о родителях, о том, какое место в их жизни занимает маленький человек. "Материнская поэзия" развивает и его эмоциональную сферу, и мышление: сначала он учится чувствовать отношение к себе, выраженное в поэтической форме, затем начинает осознавать смысл слов, обращённых к нему, и связывать их с тем, что его окружает. Произведения "материнской поэзии" становятся и первым знакомством ребёнка с родным языком: его словарным составом, его ритмикой, его структурными особенностями. Именно эти произведения сопровождают ребёнка в тот период, когда он учится говорить, а потому во многом определяют особенности детской речи и помогают её развитию. КолыбельныеБуквально с первых дней в жизнь ребёнка входит так называемая "материнская поэзия": колыбельные, потешки, прибаутки, песни, сказки. В колыбельных слово и ритм неразрывно связаны и одинаково важны: исследователи фольклора отмечают, что, слушая нехитрые напевы, ребёнок впервые знакомится с интонационным и смысловым строем родной речи. Убаюкивая и успокаивая младенца, колыбельная создаёт вокруг него атмосферу тепла, покоя, любви. Нередко колыбельная обращена напрямую к ребёнку, в ней называется его имя, он - в центре внимания, одновременно герой и слушатель. Как правило, в колыбельной присутствует короткий сюжет и традиционные персонажи - "серенький коток", "серенький волчок". Это не только добрые помощники, часто они способны напугать маленького слушателя: Придёт серенький волчок И ухватит за бочок И утащит во лесок Под ракитовый кусток...Одни исследователи объясняют появление таких героев обрядовым происхождением колыбельной: она возникла как магическое заклинание злых сил, от которых нужно уберечь младенца. По другой версии, в появлении страшных персонажей просматриваются первые попытки воспитания: чтобы избежать общения с чем-то пугающим, ребёнок должен послушно уснуть. Впрочем, поэтика колыбельной в целом направлена отнюдь не на устрашение или воспитание, она обусловлена функцией колыбельной - помочь ребёнку уснуть. Отсюда неторопливый ритм, напевная интонация, частые повторы слов и слогов. Характерно также обилие уменьшительно-ласкательных суффиксов: колыбельные - песни для самых маленьких, в них раскрывается бережное и заботливое отношение взрослых к только что родившемуся ребёнку. ПотешкиОбщение с самыми маленькими детьми сопровождают и потешки - короткие игровые присловья: знакомые всем с детства "Ладушки-ладушки", "Сорока, сорока" и некоторые другие. В процессе первых игр ребёнок осваивает простейшие движения и навыки, а потешки развлекают его, создают особый ритм и настроение, а также развивают воображение маленького слушателя, предлагая ему осмыслить заданную ситуацию. Потешки выводят ребёнка за рамки его маленького привычного мира; слушая, повторяя и запоминая рифмованные строки, он учится говорить, думать, общаться с окружающими, выражать свои эмоции. Кроме того, как и в колыбельных, в потешках просматривается воспитательное начало, но уже не в пугающей, а в шутливой форме: Идёт коза рогатаяЗа малыми ребятами.Кто кашку не ест, молочко не пьёт -Забодает, забодает! ЯнварьКонсультация для родителей«Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями.Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять.Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.Наблюдается также следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.У детей, имеющих диагноз фонетикофонематическое недоразвитие речи, отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также недостаточная подвижность пальцев рук, т. к. это тесно связано с речевой функцией.Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже на самых первых этапах.Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке к письму, а не само письмо.Движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Они являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с нижележащими структурами.Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как и артикуляционный аппарат.С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал : «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это совершенно справедливо, ведь кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга.Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук.Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту, ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков.Поэтому придается большое значение использованию этого факта в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии речи.Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.Всё это создаёт благоприятную базу для развития речи и более успешного обучения в школе.Февраль.Консультация для родителей и педагогов: «Развитие мелкой моторики» Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые стихотворные упражнения ( например «Сорока – белобока кашку варила..»), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивания и расстегивания пуговиц, завязывания шнурков и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во- вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, а также ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, что позволяет при наличии дефектов звукопроизношения быстрее их исправить.Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.Чем же можно позаниматься с детьми, чтобы развить ручную умелость?- Запускать пальцами мелкие волчки.- Разминать пальцами пластилин, глину.- Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.- Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок- бутончик цветка( утром он проснулся и открылся, а вечером заснул- закрылся, спрятался).- Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь.- Двумя пальцами руки( указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто, кто- то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводить сначала правой, а потом левой рукой.- Показать отдельно только один палец — указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре, пять.- Показать отдельно только один палец — большой.- Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.- Махать в воздухе только пальцами.- Кистями рук делать «фонарики»- Хлопать в ладоши: тихо и громко, в разном темпе.- Собирать все пальчики в щепотку ( пальцы собрались вместе- разбежались).- Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.- Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец получается колечко или спираль).- Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре.- Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.- Закручивать шурупы, гайки.- Игры с конструктором.- Складывание матрешек.- Игра с вкладышами- Рисование в воздухе.- Игры с песком, водой.- Мять руками поролоновые шарики, губку.- Шить, вязать на спицах.- Рисовать, раскрашивать, штриховать.- Резать ножницами.- Рисовать различными материалами ( ручкой, карандашами, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углем и т. д.)К пяти годам возможность точных, произвольных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кисти рук. К ним относятся разные виды плетений из бумаги и тканей, тесьмы (например, плетение ковриков из бумажных разноцветных полос). Ребенку нужно сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части коврика.Точность и ловкость движений пальцев приобретается детьми на увлекательном занятии «Сделаем бусы». Дети разрезают прямоугольные листы бумаги на треугольники, каждый из них скручивается в виде бусины, конец ее проклеивается. Готовые бусины нанизывают на нитку.Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок — полезное и увлекательное занятие для будущих школьников.Важную роль в развитии мелкой моторики играет рукоделие: вышивка, шитье, вязание. Рукоделие приучает детей к точности, аккуратности, внимательности, настойчивости.Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.Пальчиковые игры – это инсценировка каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую- нибудь одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стихов и песен.Пальчиковая гимнастика.«Капуста» Мы капусту рубим, (дети делают резкие движения прямыми кистями сверху вниз). Мы морковку трем, (пальцы обеих рук сжимают в кулаки, двигают ими к себе и от себя). Мы капусту солим, (имитируют посыпание соли из щепотки). Мы капусту жмем. (интенсивно сжимают и разжимают пальцы). В кадку все утрамбовали, (потирают кулак о кулак). Сверху грузиком прижали. (ставят кулак на кулак). «Компот»Будем мы варить компот, (левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем Фруктов нужно много. Вот: правой руки «мешают») Фруктов нужно много. Вот: Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить. Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок. (загибают пальчики по одному, начиная с большого) Варим, варим мы компот. Угостим честной народ. (опять «варят» и «мешают»). «Осенние листья».Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики, начиная с большого) Будем листья собирать. (сжимают и разжимают кулачки) Листья березы, Листья рябины, Листья тополя, Листья осины, Листья дуба соберем, (загибают пальчики, начиная с большого) Маме осенний букет отнесем. («шагают» по столу средним и указательным пальчиками). Раз, два, три, четыре, пять, (удары по столу пальчиками обеих рук. Левая начинает с мизинца, Вышел дождик погулять. правая- с большого пальца) Вышел дождик погулять. (беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук) Шел неспешно, по привычке, А куда ему спешить? («шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу) Вдруг читает на табличке: «По газону не ходить!» (ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу) Дождь вздохнул тихонько: (часто и ритмично бьют в ладоши) х! (один хлопок) И ушел Газон засох. (ритмичные хлопки по столу). Кроме пальчиковой гимнастики, существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики координации движений руки, зрительного восприятия и внимания.МартКонсультация для воспитателей на тему: «Загадки, как средство развития речи детей». Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно́ понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получало навыка распоряжаться им свободно в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета.К. Д. Ушинский.Что такое загадка? Энциклопедический словарь определяет её как «замысловатый вопрос или иносказание, требующие ответа, выраженные в краткой или занимательной форме, иногда стихотворений». Иносказание, метафоричность загадки и делают её замысловатой. Для работы с детьми используются загадки о животных и растительном мире, о предметах домашнего обихода, игрушках, явлениях природы. При этом к ним необходим дифференцированный подход. Некоторые загадки содержат нетипичные признаки предмета или явления и поэтому допускают различные толкования. Учитывая конкретный характер мышления детей, их образное и наглядное восприятие, лучше отбирать те загадки, в которых предмет нарисован яркими красками, выделены его характерные признаки (цвет, форма, размер, функции). Некоторые загадки дети не могут отгадать из-за отсутствия жизненного опыта, так как не знают, не видели тех предметов и явлений, о которых идёт речь. Рассматривая загадку как средство развития речи и мышления детей, можно наметить определённую последовательность в работе. Целесообразно вначале знакомить со стихотворениями загадками, в которых обращено внимание на многозначность слова (например, загадки об иголках: швейные, еловые; о ключах: дверном, нотном, гаечном, роднике). Помимо обогащения и уточнения словаря, эти загадки вызывают большой интерес, так как знакомство с новым значением уже известного слова поражает детей больше, чем знакомство с новым словом. Оказывается, в простых словах, давно знакомых и понятных, заключена тайна, и её можно разгадать. Затем можно перейти к загадкам с подсказкой («Подскажи словечко»), которые хорошо использовать для обогащения речи детей новыми словами. Следующий шаг – авторские и народные загадки. Таким образом, даже простое отгадывание загадок, кроме интереса, приносит большую пользу, обогащает словарь и речь в целом, знакомит с разными значениями слов. Но загадки можно использовать шире, например, как материал для простейших логических упражнений на классификацию, группировку, обобщение, сравнение. В словаре дошкольника слова, обозначающие родовые понятия (грибы, цветы, посуда и т. п.) и видовые (подосиновик, роза, чашка) существуют как бы параллельно. Ребёнок не видит между ними связи, так как не может делать простейших обобщений. Логические упражнения помогают усваивать не только слова и понятия, но и целый ряд приёмов мышления. Например, загадав загадки о луке, моркови, капусте, можно задать вопрос, как их назвать одним словом (овощи). Хорошо, если такие упражнения сопровождаются показом картинок: природа детского мышления требует наглядности. На материале загадок о животных и насекомых можно проводить логическое упражнение на группировку: отгадав загадки, дети должны отдельно их назвать. На основе загадок проводятся упражнения «Кто лишний и почему?». Дети отгадывают, например, 2-3 загадки о птицах и 1 о каком-либо животном. А потом задаётся вопрос о лишнем объекте. Для тренировки в сравнении используются любые загадки. Например, предложив детям отгадать загадку о ёлке, можно спросить их, какие ещё хвойные деревья они знают, и попросить сравнить ель и сосну, или верблюда и слона, бабочку и кузнечика. Такие упражнения развивают речь детей, формируют навыки построения предложений, развивают наблюдательность. Загадки используются и для составления словосочетаний. Например, отгадав загадки о топоре, пиле, ножницах, молотке, дети отвечают на вопросы, что можно делать этими предметами. Загадки о животных можно использовать для составления словосочетаний «кто как голос подаёт». И наконец, почти любую загадку можно взять как исходный материал для составления предложения со словом – отгадкой Дети любят загадки, хорошо их понимают, часто, по аналогии с услышанным, пытаются составлять загадки сами. Всё это позволяет сделать вывод, что загадки могут быть эффективным средством развития детской речи и мысли. Ими можно пользоваться и для знакомства с разными значениями слова, с новыми словами, и для развития простейших мыслительных операций, что в целом обогащает и уточняет словарь, развивает мышление. Загадка даёт как бы словесный портрет предмета, явления, характеризует их с новой, неожиданной стороны, поэтому она полезна и увлекательна.АпрельКонсультация для педагогов и родителей. Сказотерапия.Маленькие детки - маленькие бедки" - гласит народная мудрость. Действительно, чем взрослее становятся наши дети, тем больше появляется у них взрослых проблем. Подрастающего ребёнка часто одолевают всевозможные страхи, печаль, гнев и раздражение. Что является причиной этого беспокойства, порой не понимают ни сами дети, ни их родители. Что же делать в таком случае? Как помочь своему ребёнку? Возможно, стоит обратиться к знатокам человеческой души - психологам? Грамотное психологическое консультирование поможет родителям подобрать ключик к внутреннему миру их малыша. Сегодня на вооружении психологов есть множество методов, помогающих решить проблемы ребёнка самым приятным для него способом. Один из главных таких способов это арттерапия - лечение искусством. Для малышей лучше всего подойдут такие виды арттерапии, как цветотерапия (лечение цветом), музыкотерапия (лечение мелодией), игротерапия (использование игры, как способа решения психологических проблем ребёнка) и, конечно же, сказкотерапия - метод, позволяющий работать с детьми и взрослыми через сказку.Что такое сказкотерапия?Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку. У него есть любимая сказка, которую он просит почитать вновь и вновь? Значит, эта сказка затрагивает очень важные для ребёнка вопросы. Посоветуйтесь с психологом. Сеансы сказкотерапии помогут вам понять, что привлекает ребенка в сюжете этой сказки, какой из героев нравится ему больше всех, почему он выбирает именно эту сказку. Со временем пристрастие ребенка к той или иной сказке меняется, и это означает, что малыш растет, развивается и ставит перед собой новые жизненные вопросы. Исследования психологов показывают, что в любимых сказках запрограммирована жизнь ребенка. "Скажи мне, какая твоя любимая сказка, и я скажу кто ты" - так перефразировали известную пословицу психоаналитики. Родители могут освоить сказкотерапию и самостоятельно, но психологическое консультирование, всё равно, не помешает. Для мягкого влияния на поведение ребенка психолог подбирает специальные сказки. Сказки для сказкотерапии подбираются разные: русские народные и авторские, специально разработанные психокоррекционные и медитативные сказки, и многие другие. Часто психолог предлагает малышу сочинить сказку самостоятельно. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми. Через сказку можно, например, узнать об отношении ребенка-дошкольника к разводу родителей.А всем ли полезна сказкотерапия?Да, сказкотерапия полезна всем. Есть специальные лечебные сказки не только для маленьких детей, но и для подростков и взрослых. Сказка поможет решить многие психологические проблемы. Не надо только считать ее спасением от всех бед. Это не чудодейственное лекарство, помогающее за один прием, а долгая, упорная работа, эффект от которой будет виден со временем, но обязательно будет. Конечно, у сказкотерапии есть специальные условия при работе с детьми: ребенок должен чётко представлять то, что существует сказочная действительность, отличная от реальной жизни. Навык такого различения, обычно, появляется у ребенка к 3,5-4 годам, хотя, конечно, в каждом конкретном случае важно учитывать индивидуальные особенности психического развития ребенка.Как сочинить лечебную сказку?Прежде чем самостоятельно заниматься сказкотерапией, родителям следует почитать книги по этой методике, или пройти курс психологического консультирования, где специалисты научат, как правильно самим сочинять сказки. Если вы заметили, что у вашего ребёнка есть какая-то эмоциональная проблема (например, он раздражителен, груб, капризен или агрессивен), нужно придумать сказку, где герои, их похождения и подвиги будут помогать вашему малышу эту проблему решить. Сначала, мы описываем героя, похожего на ребенка по возрасту и характеру (придуманная нами сказка может даже начинаться со слов: "Жил-был мальчик, очень похожий на тебя..."). Далее, показываем жизнь героя в сказке так, чтобы ребенок сам увидел сходство со своей жизнью (ведь сказкотерапия - это индивидуальные сказки для конкретного человека, надо чтобы малыш мог видеть в главном герое себя). Затем, выдуманный нами герой попадает в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка (он тоже чего-то боится, чувствует себя одиноким и. т. п.) и приписываем герою все переживания малыша (конечно, по сюжету должно появиться много возможностей и способов для преодоления этих препятствий). Потом, сказочный герой (а с ним и ребёнок) начинает искать выход из создавшегося положения и, конечно, находит его. Художественные сказки тоже очень полезны. Например, ребёнку, любящему приврать по пустякам, стоит почитать сказку "Заяц-хвастун", легкомысленному и шаловливому "Приключения Незнайки", эгоистичному и жадному малышу будет полезно послушать сказку "О рыбаке и рыбке", а робкому и пугливому - "О трусливом зайце". В этом случае не стоит явно указывать на сходство героя с ребёнком - малыш сделает выводы сам. Просто обсудите сказку вместе. Здесь придут на помощь почти все методы арттерапии: цветотерапия (можно рисовать свои впечатления от сказки), игротерапия (придумать игру по сказке или инсценировать любимый отрывок), и даже музыкотерапия (подобрать мелодии подходящие по настроению тому или иному сюжету). Это поможет малышу лучше усвоить извлеченный из сказки опыт, а родителям - лучше понять своего ребенка.Когда жизнь становится сказкойФормы работы со сказкой также многоцветны и разнообразны, как сама жизнь. Абсолютно всё, что нас окружает, может быть описано языком сказок. Если родители смогут правильно использовать все возможности сказкотерапии, то окажут своим детям неоценимую помощь. Во-первых, ребенок будет знать, что родителям небезразличны его проблемы. Во-вторых, он сможет усвоить такое жизненное правило: " нужно искать силы для преодоления трудностей в себе самом". В-третьих, сказки показывают, что безвыходных ситуаций не существует, выход всегда есть - надо только его поискать. А ещё "походы" в сказочный мир разовьют воображение ребёнка, научат свободно, не страшась опасностей, импровизировать, дадут ему чудесное умение использовать для решения проблем волшебную силу творчества!МайАналитическая справка.