Учебное занятие в системе дополнительного образованияАвтор: ЗагуловаГалина Валентиновна –методистРедактор: Чернышова ЮлияДмитриевна –методистПонятие•Модель деятельности педагога и учебной группы, включающая содержание, формы, методы и средства обучения.•Время, в течении которого учащиеся под руководством педагога занимаются учебной, воспитательной, досуговой деятельностью.Виды занятий•Учебное–обучение и научение чему-либо, овладение конкретными знаниями и умениями по предмету.•Общеразвивающее занятие –формирование и развитие определенных личностных качеств.•Воспитательное–формирование положительного климата в коллективе, приобщение к нравственным и культурным ценностям.Типы занятий•Занятие по изучению и освоению нового материала•Занятие по закреплению и совершенствованию знаний и умений и навыков, отработке специальных умений и навыков•Занятие комплексного применения знаний и умений на практике•Комбинированное занятиеЗанятие по изучению и освоениюнового материалаДидактическая цель•Создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации, темыСтруктура, этапы занятия1.Организационный момент2.Целеполагание и мотивация3.Актуализация знаний4.Основной этап:•Теоретический;•Практический ;•Контрольный ;5.Итоговый 6.Рефлексивный 7.Информационный (домашнее задание, сообщение о следующей теме занятия).8.ПрощаниеОрганизационный момент•Встреча детей•Приветствие, проверка присутствующих, отметка в журнале•Организация начала занятия, подготовка необходимого оборудования, раздаточного материала, проверка домашнего задания или усвоения предыдущей темыЦелеполагание и мотивация•Сообщение темы, постановка образовательных задач, определение содержания деятельности –плана деятельности на занятии•Актуализация знаний (оценить уровень практической подготовленности обучающихся к восприятию новой темы, мотивировать на освоение нового материала)Основной этап –усвоение нового материала•Теоретическая часть –изложение теоретического материала по теме, описание и показ новых технических приемов выполнения практической работы, объяснение специальных терминов.•Практическая часть –выполнение практической работы (рисунок, отработка ударов)•Контрольный–выявление качества и уровня овладения новыми знаниями и навыками (тесты или опрос по теоретическим вопросам, анализ правильности выполнения практической работы)Итоговый и рефлексивный•Итоговый Совместно с детьми педагог подводит итог занятия (анализ и оценка успешности достижения цели, поставленной в начале занятия, определение перспективы последующей работы)•РефлексивныйСамооценка детьми своей деятельности и активности на занятии, причин ошибок, психологического состояния, результативности и полезности учебной деятельностиИнформационный и прощание•ИнформационныйДомашнее задание (если необходимо), сообщение о теме следующего занятия.•ПрощаниеПожелание всем хорошего настроения и самочувствия, провожание детей до фойеМетоды обучения по источнику получения знаний1.СловесныеОбъяснение, лекция, рассказ, беседа, диалог, консультация, телевидение, звукозапись и т.д.2. НаглядныеИллюстрации, наглядные пособия, схемы, наблюдаемые объекты и явления, показ приемов выполнения изделий, упражнений, техники ударов в спорте и прочее3.Практические -Упражнения по выполнению приемов, операций, комплексных работ-Самостоятельные работы, тренажёры, лабораторныеМетоды по характеру познавательной деятельности•Объяснительно-иллюстративный•Репродуктивный–многократное повторение теории, понятий, терминов•Проблемный–постановка проблемы, и ребенок в ходе занятия, получая теоретические знания и практические умения, должен найти решение•Исследовательский-самостоятельное исследование детьми какого-либо явления с самостоятельной постановкой задач•Частично-поисковый–педагог разделяет проблему на отдельные шаги, следуя которым, обучающиеся сами находят верный ответ Средства обучения1.Идеальные (усвоенные знания, используемые для получения новых знаний)-Речь, письмо, схемы, условные обозначения, мнемотехнические приспособления (мнемотаблицы, пиктограммы, коллажи)2.Материальные (объекты, воспринимаемые органами чувств)-Учебные книги, рисунки, атласы, аудио и видеоматериалы, предметы для практической деятельностиТребования к занятию•Психологические требования:-учет возрастных особенностей;-учет психологических особенностей (аудиалы, визуалы, кинестетики)•Гигиенические требования:-температурный режим;-освещенность-критические точки усвояемости1-4 мин -80%5-23 мин -60%23-34 мин-45-60% (смена видов деятельности)35-45 мин –6% (перемена, смена видов деятельности)Цель и задачи занятия•Цель-создание условий для освоения понятий контур, стилизация и орнамент в изобразительном искусстве•Задачи:Предметные-познакомить с понятиями контур, стилизация и орнамент-формировать навыки рисования различных линий элементов геометрического и растительного орнаментовЛичностные-способствовать формированию стремленияк творческой самореализации средствами художественной выразительности;-способствовать формированию эстетического мировосприятияМетапредметные-способствовать развитию способности мыслить образами;-способствовать развитию рефлексивных навыков-способствовать формированию коммуникативных навыков (умение работать в группе)Рекомендуемая литература1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 19892. БуйловаЛ.Н. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования. –М.: ЦДЮТ «Бибирево»,20013.Токмакова О.В. Дидактические материалы к курсу «Управление образовательным процессом на учебном занятии». Киров, 20044.nsportal.ru›shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/…(Учебное занятие в системе дополнительного образования )Спасибо за внимание!