Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада «В поисках хорошего настроения»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада «В поисках хорошего настроения»
Автор: Прошина Галина Вячеславовна

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада «В поисках хорошего настроения»Цели: Активизация и развитие речи детей, обогащение словарного запаса.Задачи:- Закрепить умение подбирать слова противоположные по смыслу (антонимы);- Продолжать учить произносить звукосочетания( му-му, гав-гав, кря-кря, мяу-мяу и др);- Продолжать развивать артикуляционный аппарат;- Развивать связную речь детей;- Воспитывать у детей желание внимательно слушать взрослого, повторять простые предложения; способствовать развитию разговорного общения; в ходе занятий поощрять активность, любознательность;- Воспитывать нравственные качества малышей: сострадание, желание прийти на помощь;- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, доброе отношение к игровым персонажам, окружающему миру, создавать радостное настроение.Актуальность: речь помогает детям осознано воспринимать окружающий мир, и является средством общения. Дети, не получившие в младшем дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, а в будущем этот пробел в развитии речи влияет на их дальнейшее развитие. Речевое развитие дошкольника в соответствии с ФГОС дошкольного образования включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л. С. Выготский пришел к следующему выводу: "Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи".Исследования отечественных психологов и психолингвистов доказали, что овладение речью не просто что-то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность.Описание занятия. Занятие осуществляется в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами образовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме.На занятие присутствуют наглядные пособия, которые стимулируют и активизируют детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены.На занятии используется музыка, которая усиливает эмоциональное восприятие.Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности. Беседа - сидя на стульчиках, перемещение по группе во время поиска выхода из проблемной ситуации с зайцем. Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение занятия позволяет избежать утомляемости детей.Материал к занятию: игрушка Заяц, «Говорящий куб», билетики на паровоз, телевизор (для демонстрации слайдов), магнитофон (для музыкального сопровождения), набор картинок с изображением больших и маленьких машин, барабанов, дудочек, бокалов, пароходов, шаров, капель, молотков.Ход занятия.Воспитатель: - Ребята, посмотрите, кто это к нам сегодня в гости пришел? (воспитатель показывает игрушку зайца).Дети: аяц.Воспитатель: - Давайте с ним поздороваемся. Здравствуй , зайка. (дети здороваются)Заяц: (грустно) дравствуйте , детки.Воспитатель: то случилось, зайка?Заяц: проснулся сегодня утром, а мое хорошее настроение пропало.Воспитатель: у это не беда! Мы с ребятами поможем тебе его отыскать. Так ведь, ребята?Дети: а!Заяц: - Ой, спасибо. А то без хорошего настроения у меня ничего не получается.Воспитатель: уть нам предстоит неблизкий. Поэтому мы с вами отправимся на транспорте. А вот на каком? Это мы сейчас узнаем.(появляется слайд с паровозом, звучит гудок)Дети: - Паровоз!Воспитатель: - Правильно. Но чтобы сесть в паровоз, нам нужны билеты. Их мы получим, поиграв в игру «Скажи наоборот».Кто правильно ответит на вопрос, тот и получит билетик. Готовы? Слушайте внимательно.(Воспитатель называет признак предмета, а дети должны подумать и назвать противоположное по смыслу слово). 1. Слон большой, а мышка (маленькая)2. Волк злой, а зайчик (добрый)3. Фрукты растут высоко, а овощи (низко)4. Днем светло, а ночью (темно)5. Сахар сладкий, а лимон (кислый)6. Снег белый, а земля (черная)7. Стол высокий, а стул (низкий)8. Суп горячий, а мороженное (холодное)9. Воспитательница одна, а детей (много)10. Мама молодая, а бабушка (старенькая)11. Лук горький, а торт (сладкий)12. Зимой холодно, а летом (жарко)13. Дельфин гладкий, а кошка (пушистая)14. Медведь большой, а заяц (маленький) Воспитатель: - Молодцы, ребята. Теперь мы можем отправляться на поиски(звук паровоза, слайд «Речка»)Воспитатель: - Мы попали с вами на берег красивой реки. Дорога была дальняя, мы с вами засиделись. Давайте разомнемся.Физкультминутка «Здравствуйте». Здравствуйте, ладошки: хлоп-хлоп-хлоп!Здравствуйте, ножки: топ-топ-топ!Здравствуйте, щечки: плюх-плюх-плюх!Здравствуйте, губки: чмок-чмок-чмок!Здравствуйте, зубки: щелк-щелк-щелк!Здравствуй, мой носик: бим-бим-бим.Заяц:- Надеюсь, что здесь мы отыщем мое хорошее настроение.Воспитатель: - Но чтобы нам это удалось, необходимо сыграть в игру «Говорящий куб»(кубик с изображением животных или насекомых. Дети по очереди бросают кубик, какая картинка окажется сверху, звук этого животного ребенок произносит).Заяц: - Что –то не нашлось мое хорошее настроение.Воспитатель: - Не переживай, зайка. Отправляемся дальше на поиски. (звук паровоза, слайд «Горы»)Воспитатель: - Мы прибыли в горы. Давайте здесь попробуем отыскать хорошее настроение нашего зайчика. Чтобы у нас это получилось, поиграем в игру «Один - много».(Воспитатель показывает детям картинки с изображением предметов : одного маленького, другого большого, например, маленькая машина и большая.)Воспитатель: - Ребята, как сигналит большая машина? Громко или тихо?Дети: - Громко!Воспитатель: - Давайте вместе просигналим громко «Би-би!»Воспитатель: - А как сигналит маленькая машина? Громко или тихо?Дети: - Тихо!Воспитатель: - Давайте вместе просигналим тихо «Би-би»(Далее воспитатель показывает детям остальные картинки с изображением барабанов, дудочек, бокалов, пароходов, шаров, капель, молотков. Дети по очереди произносят звуки, которые издают эти предметы громко или тихо).Заяц: - Что-то и здесь нет моего хорошего настроения.Воспитатель: - Не переживай, зайка. Мы обязательно отыщем его. Давайте скорее отправляться дальше в путь. (звук паровоза, слайд «Лес»).Воспитатель: - Мы с вами попали в сказочный лес.Заяц: - Это же мой лес! Здесь мы точно найдем мое хорошее настроение!Воспитатель: - Мы с ребятами очень постараемся. А для этого поиграем в игру «Один – много»(воспитатель называет слово в единственном числе, а дети должны назвать это же слово, только во множественном числе).Дом – дома,Глаз – глаза,Стул – стулья,Друг – друзья,Зайчонок – зайчата,Медвежонок – медвежата,Цыпленок – цыплята,Утенок – утята,Поросенок – поросята,Ягненок – ягнята,Жеребенок – жеребята,Теленок — телятаГнездо – гнезда,Письмо – письма,Кольцо – кольца,День – дни,Пень – пни,Огурец – огурцы,Ухо – уши.Воспитатель: - Ребята, посмотрите, зайка наш улыбается! Зайка, ты нашел свое хорошее настроение?Заяц: - Ой, кажется да! Мне так понравилось играть с ребятами. Это так весело!Воспитатель: - Очень хорошо! Нам с ребятами пора возвращаться в детский сад. До свидания, зайка.Дети: - До свидания!Заяц: - Спасибо вам большое. До новых встреч.(звук паровоза, слайд «Паровоз»)Воспитатель:- Вот и все! Вернулись в сад!Детский сад нам очень рад!Зайке с вами помогли,Настроение нашли.Ну вот мы и вернулись из увлекательного путешествия. Вам понравилось?Дети: - Да!Воспитатель: - Давайте подарим хорошее настроение друг другу и поиграем в игру «Лопнул пузырь».( дети стоят в кругу, взявшись за руки. Постепенно отходя назад, говорят «Раздувайся пузырь, раздувайся большой, да не лопайся». По сигналу воспитателя «пузырь лопается», дети движутся к центру круга со звуком «с-с-с»).(дети раскрывают ладошки, сдувают с них «хорошее настроение» в сторону друзей). СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Бутусова, Н.Н. Развитие речи детей при коррекции звукопроизношения: Учебно-методическое пособие / Н.Н. Бутусова. - СПб.: Детство Пресс, 2012.2. Гербова, В. Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа. 3-4 г. / В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015.3. Гончарова, К. Нейропсихологические игры: 10 волшебных занятий на развитие речи, мышления, воображения, самоконтроля / К. Гончарова. - Рн: Феникс, 2016.4. Жукова, Н.С. Развитие речи: в зоопарке / Н.С. Жукова. - М.: Эксмо, 2015.5. Затулина, Г.Я. Развитие речи дошкольников. Вторая младшая группа. (от 3 до 4 лет) / Г.Я. Затулина. - М.: ЦПО, 2013.6. Колесникова, Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет: Учебно-методическое пособие к рабочей тетради "Раз - словечко, два - словечко" / Е.В. Колесникова. - М.: Ювента, 2012.7. Литвинова, О.Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Словарь. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь. Конспекты занятий. Ч. 1 / О.Э. Литвинова. - СПб.: Детство-Пресс, 2016.8. Ляско, Е.Е. Развитие речи от первых звуков до сложных фраз / Е.Е. Ляско. - СПб.: Речь, 2010.9. Трясорукова, Т.П. Развитие речи: 3-4 года / Т.П. Трясорукова. - Рн: Феникс, 2013.10. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 3-5 лет. Программа, конспанят., метод.рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015.11. Ушакова, О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий / О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. - М.: ТЦ Сфера, 2015.