картотека артикуляционной гимнастики


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: картотека артикуляционной гимнастики
Автор: Стрельцова Раиса Николаевна

КАРТОТЕКААРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ1.«Улыбка»Широка Нева-река,И улыбка широка.Зубки все мои видны –От краев и до десны.                                                                                                                             Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние иверхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.2.«Хоботок»Я слегка прикрою рот,Губы – «хоботом» вперед.Далеко я их тяну,Как при долгом звуке: у-у-у.Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, ихподвижность.Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их втаком положении под счёт от 1 до 5-10.3.«Домик открывается»Ротик широко открыт,Язычок спокойно спит.Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.Описание: Слегка улыбнуться,  медленно открыть рот (как для пропевания  звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.4. Чередование «Хоботок» - «Улыбка» - «Домик открывается».Улыбается ребенок,Хобот вытянул слоненок.Вот зевает бегемот,Широко открыв свой рот.Цель: укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.Описание: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у - и», «и – у - а»)держивая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.5. «Любопытный язычок»Вот и вышел на порогЛюбопытный язычок.«Что он скачет взад-вперед?» -Удивляется народ.Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.Описание: Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Ротостаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.6.«Лягушка»Ниже нижнюю губуОпущу я, как смогу.Цель: отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.Описание: Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает её на место. Упражнение выполняется до 10 раз.7. «Зайчик»Губку верхнюю подняв,Замер зайчик, зубки сжав.Цель: отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.Описание: Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опускаяеё обратно. Упражнение выполняется до 10 раз.8. «Окошко»Рот прикрою я немножко,Губы сделаю «окошком».Зубки рядышком стоятИ в окошечко глядят.Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ.Описание: Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.9. «Язык здоровается с подбородком»Просыпается язык –Долго спать он не привык.И спросил у подбородка:- Эй, какая там погодка?Цель: отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при ее укорочении).Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.10. «Язык здоровается с верхней губой»Улыбнись, не будь груба,Здравствуй, верхняя губа!Цель: отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развиватьего подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связке (уздечки), еслиона укорочена.Описание: Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языкана верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот.11. «Обезьянка»За нижнюю губку заложен язык –Из зеркала смотрит мартышкин двойник.Цель: отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой инижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд.12. «Бульдог»За верхнюю губку заложен язык –Бульдог уступать никому не привык.Цель: тренировать подъем языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой иверхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд.13 «Прятки» (чередование «Обезьянка» - «Бульдог»)Обезьянка и бульдог –Всем покажет язычок.Цель: укреплять мышцы языка и губ, развивать подвижность языка. Тренировать способность к переключению с одной позиции на другую (низ – верх).Описание: Ребёнок в спокойном темпе попеременно выполняет упражнения «Обезьянка» и «Бульдог».14. «Хомячок»Языком давить стараюсь,В щеку сильно упираюсь.Раздалась моя щека,Как мешок у хомяка.Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек.Описание: Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.15. «Кружок»Мой язык совсем не глуп –Ходит кругом возле губ.Цель: развивать произвольные движения языка, укреплять его мускулатуру и развивать его подвижность. Самомассаж мышц губ и щек.Описание: Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую сторону.16. Чередование «Толстячки - худышки»Вот толстяк – надуты щекиИ, наверно, руки в боки.Вот худышка – щеки впали:Видно, есть ему не дали.Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений.Описание: Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд.17. «Шарики» (поочерёдное надувание щёк)Шарик слева, шарик справа,Есть у нас одна забава:В щеки дуем – чередуем,То в одну, а то в другую.Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться.Описание: Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.18. «Самовар»Щеки надую и выпущу пар,И запыхчу, как большой самовар.Цель: укреплять мускулатуру губ и щек.Описание: Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося «Пых!».19. «Шлёпаем губами по языку»А теперь уж не зубами –Я пошлепаю губами:«У быка губа тупа,Па-па-па, па-па-па».Цель: расслаблять мышцы языка путем самомассажа (пошлёпывания губами). Научиться удерживать язык распластанным, широким.Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить на нижнюю губу и, пошлёпать его губами, произносить: «па-па-па». Рекомендуем поэтапное выполнение упражнения:
  • пошлёпать губами кончик языка;
  • пошлёпать губами середину языка;
  • пошлёпать губами язык, подвигая его медленно вперёд, а затем назад.
  • 20. «Чашечка»Улыбаюсь, рот открыт:Там язык уже стоит.К зубкам подняты края –Вот и «чашечка» моя.Цель: научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.Описание:  Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.21. «Вкусное варенье»Как будто варенье лежит на губе –Слижу его «чашечкой» в ротик себе.Цель: отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять  мышцы языка.Описание: Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку».22.«Ступеньки» (Чередование «чашечка» на верхнейгубе – «чашечка» на верхних зубах – «чашечка» вверху за зубами)На верхнюю губку,На верхние зубки,За зубки скачок –Цель: удерживать язык в форме чашечки, развивать его подвижность. Укреплять мускулатуру языка. Вырабатывать умение менять положение языка, не разрушая «чашечку».Описание: Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки наверхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхниезубы. Удерживать в каждом положении 3-5 секунд.23.  «Фокус» («Дуем с чашечки»)Я «чашку» выведу вперед,С нее подую вверх.И теплый воздух обдаетМой носик, например.Цель: направлять воздушную струю по середине языка и вверх, удерживая язык в форме чашечки на верхней губе.Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний крайязыка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.24 .«Не разбей чашечку»Широко открыт мой рот,Ходит «чашка» взад-вперед.Цель: производить движения языком в форме чашечки, не разрушая ее. Развивать мускулатуру и подвижность языка.Описание: Придать языку форму «чашечки» и двигать его: выдвигать вперёд и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 секунд, не разбирая «чашечки».25. «Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны)Зубы верхние – смотри:Чищу «чашкой» изнутри.Цель: развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатыватьподъем языка.Описание: Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхниезубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.26. «Покусаем язычок»Выдвигай свой язык,Чтоб лениться не привык.И от кончика до корняЯ кусаю все проворней.Цель: добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости).Описание:  Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык.Варианты: 1. Покусать кончик языка. 2. Покусать середину языка. 3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». Произношение слогов («та-та-та») помогает ребёнку выполнять задания.27.«Кусаем боковые края языка»«Горкой» выгну язычок,Пожую ему бочок:Левый, правый, оба сразуЯ жую как по заказу.Цель: преодолевать спастичность (напряженность) языка путем самомассажа (покусывания боковых краев языка), способствовать прилеганию краев языка к нижним боковым зубам.Описание: Улыбнуться, спеть: «и-и-и» (язык расширится) – и, не меняяположения языка, покусать его края боковыми зубами 10 – 15 раз.28.«Чистим зубы снаружи»Зубки верхние снаружиНам почистить очень нужно.Зубки нижние – не хуже,Тоже чистки просят дружно.Цель: отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка.Описание: Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов.29.«Загоним мяч в ворота»Щек своих не надуваю,Мяч в ворота загоняю.Цель: научиться выпускать длительную направленную воздушную струю.Описание: Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.Варианты: можно предложить ребёнку на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки), направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Этоочень нравится детям.30.«Лопаточка»Поперек улыбки лег –Отдыхает язычок.Цель: вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе.Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.31.«Дуем на лопаточку»Дую, дую на «лопатку»,Чтоб была широкой, гладкой.Цель: вырабатывать умение дуть по середине широкого языка, спокойнолежащего на нижней губе.Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка нанижнюю губу и спокойно подуть по середине языка.32.«Горка» («мостик»)Улыбаюсь, рот открыт –Там язык лежит, свернувшись.В зубы нижние уткнувшись,Горку нам изобразит.Цель: научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка.Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.33.«Ветерок дует с горки»С горки дует ветерок,И несет он холодок.Цель: научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих. Укреплять мышцы языка. Научиться дуть по середине языка плавно и длительно.Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.34.«Мостик построим – мостик разрушим»Ставлю я язык «дугой»И кладу – даю покой.Цель: научиться попеременно напрягать и расслаблять мышцы языка.Описание: Улыбнуться, установить кончик языка за нижние зубы, напрячь язык, чтобы он принял положение мостика или горки («Мостик построим»). Удержать язык в расслабленном и напряжённом состоянии по 3-5 секунд.35.«Чистим нижние зубы»(с внутренней стороны)Ходит «горка» влево – вправо,Чистит зубки очень браво.Цель: научиться удерживать кончик языка за нижними зубами. Укреплять кончик языка, развивать подвижность языка.Описание: Улыбнуться показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны.36.«Катушка»Широко раскрою рот,«Горку» выведу вперед.И, назад отодвигая,Я ее не разрушаю.Цель: развивать подвижность языка и укреплять его мускулатуру.Описание: Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы. Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать в глубь рта. Упражнениеповторить 8-10 раз в спокойном темпе.37.«Жуём блинчик»Вот опять язык свернулся,В зубы нижние уткнулся.Двину чуть его вперед,Разжую его вот-вот.Цель: научить ребенка распластывать язык в положении, нужном для свистящих звуков.Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить кончик языка за нижние зубы (как в упражнении «Горка»), потом выдвинуть его чуть вперёд и покусывать свёрнутый язык 10-15 раз.38.«Гармошка»Присосу язык на нёбо,А теперь смотрите в оба:Ходит челюсть вверх и вниз –У нее такой круиз.Цель: развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатыватьподъем языка.Описание: Улыбнуться, открыть рот (видны верхние и нижние зуб) и широким язычком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.39 .«Маляр»Язык – как кисточка моя,И ею нёбо крашу я.Цель: укреплять мышцы языка и развивать его подвижность.Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперёд-назад.40. «Барабанщик»За зубами в бугорокБьёт широкий язычок.Цель: отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для звука «р». Укреплять мышцы языка (особенно кончика языка).Описание: Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя: «д-д-д». Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя (дуем на кончик языка). Темп убыстряется постепенно.Варианты: 1. Стучим кончиком языка за верхними зубами, произнося: «дын-дын-дын» («звоночек»).
  • Стучим и произносим: «т-д-т-д» («скачет лошадка»).
  • Многократно произносим: «а-д-д-д», «а-д-д-д», «а-д-д-д» («песенка»).
  • 41 .«Лошадка»Рот широко открываю,К нёбу язык прижимаю.Прыгает вниз язычок.И раздается щелчок.Цель: отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка.Описание: Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).42. «Грибок»Широко открою рот,Будто щелкну я вот-вот.Присосу язык на нёбо,Челюсть вниз – и вся учеба.Цель: отрабатывать умение удерживать язык наверху в положении, необходимом для звука «р». Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку(уздечку).Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.43.  «Кучер»Губы вместе я сведу,Через губы буду дуть.Поиграю я в игруИ скажу лошадке: «Тпру!».Цель: отрабатывать вибрацию губ  и языка, подготавливать артикуляционные органы к произношению «р». Развивать силу выдоха.Описание: Сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губывибрируют и слышен характерный звук «тпру-у-у».Варианты: положить между губ широкий край языка и подуть. Край языкабудет вибрировать вместе с губами («едем на мотоцикле»).44. «Парус»Улыбаюсь, рот открыт:«Парус» там уже стоит.Прислоню язык, смотрю,К зубкам верхним изнутри.Цель: удерживать язык за верхними зубами. Укреплять мышцы языка.Описание: Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд.45.«Иголочка»Улыбаюсь: вот шутник –Узким – узким стал язык.Меж зубами, как сучок,Вылез длинный язычок.Цель: научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении.Описание: Открыть рот, язык высунуть как можно чаще, напрячь его, сделатьузким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.46.«Маятник»Влево-вправо кончик ходит,Будто места не находит.Цель: укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность.Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз.47.«Змейка»А у змейки язычокУзок, тонок, как сучок.Ходит-ходит взад-вперед:Как же он не устает?Цель: развивать подвижность языка, переменно выдвигая и убирая узкий язык.Описание: Открыть рот и производить узким языком движения вперёд-назад(«жало змейки»).48.«Индюк»Широко открыт мой рот,Язычок – назад – вперед.Лижет «чашечкой» губуИ «болбочет» на бегу.Цель: отрабатывать подъем языка и подвижность кончика языка.Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп движения постепенно убыстрять, затем включить голос, пока не послышится «бл-бл» (так «болбочет» индюк).49.«Качели»«Чашкой» вверхИ «горкой» внизГнется мой язык –Артист!Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать его гибкость, подвижность. Развивать гибкость и подвижность кончика  языка.Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий языкза нижние зубы (с внутренней стороны), удерживать в таком положении 3-5секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Так, поочерёдно, менять положение языка 4-6 раз.50.«Пароход»Вывожу язык вперед,Закушу его – и вот:«Ы» тяну – и к нам идетБелый-белый пароход.Цель: отрабатывать положение языка, необходимое для постановки «л» ( особенно при напряженности языка и замене твердого «л» на мягкий «ль»).Описание:  Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы-ы-ы» («пароход гудит»).