Влияние игровой деятельности на развитие мышления детей дошкольного возраста
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Влияние игровой деятельности на развитие мышления детей дошкольного возраста
Автор: Цыновкина Юлия Сергеевна
Развитие мышления в дошкольном возрастеДети старшего дошкольного возраста (6-7 лет) имеют значительные резервы развития. В данном возрасте у детей происходит перестройка всех познавательных процессов. Важным инструментом познания человеком окружающей действительности являются мыслительные операции. В связи с чем, М. Фалей отмечает, что в данный период необходимо уделять больше времени развитию мышления ребенка.Рассматривая особенности развития мышления у детей дошкольного возраста, Е. Е. Сапогова утверждает, что общая линия развития мышления в дошкольном возрасте такова: от решения задач, требующих установления связей и отношений между предметами и явлениями во внешнем плане, с помощью внешних действий, ребенок переходит к решению их в уме с помощью образов и элементарных интеллектуальных действий. В деятельности дошкольников формируются обобщения, закрепляющиеся в понятиях, приемы классификации, элементы умственного моделирования. Дети овладевают знаковой деятельностью и постепенно развивают понятийное мышление. На протяжении дошкольного возраста совершенствуется функция планирования, а также контроль над собственными интеллектуальными действиями.Б. С. Волков выделяет качественные стадии мышления ребенка дошкольного возраста. Первая стадия – это развитие наглядно-действенного мышления. Наглядно-действенное мышление начинает формироваться в 4 года. Это мышление в процессе предметных действий, то есть предметное действие, которое предваряет высказывание. Накопление фактов и сведений об окружающей действительности, создание базы для формирования представлений и понятий - все это предшествует абстрактному мышлению, как уровень умственного развития, наглядно-действенное мышление способствует этому.С 5 лет формируется наглядно-образное мышление (при этом элементы наглядно-действенного мышления всё еще сохраняются). При необходимости обнаружения существенных связей и отношений между предметами и явлениями, которые не отображены в наглядной ситуации, происходит переход к наглядно-образному мышлению.Наглядно-образное мышление, по мнению Т. Е. Реуцкой, обеспечивает возможность продуцировать образы на основе наглядного материала. Также автор подчеркивает, что данный вид мышления позволяет модифицировать образы в разных условиях, изменять и создавать новые [24, c. 922]. Наглядно-образное мышление позволяет установить необычные сочетания предметов и их свойств, представлять ситуации и изменения в них, что также является важной особенностью.Сам факт возникновения наглядно-образного мышления, по убеждению В. Д. Шадрикова и Н. В. Нижегородцевой, очень важен. Авторы объясняют это тем, что мышление ребенка отделяется от практических действий и непосредственной ситуации и выступает как самостоятельный процесс. Ребенок может предвосхищать будущие изменения ситуации, наглядно представлять себе различные преобразования и изменения объектов, выявлять их взаимосвязи.В то время, как предметы и явления, а также связи и отношения между ними, познаются в образной форме, одновременно они фиксируются в речевом плане, что способствует развитию словесно-логического мышления и этот процесс неотделим от развития речи ребенка. Е. Л. Бережковская отмечает, что вербальность мышления происходит по мере того, как эгоцентрическая речь уходит внутрь, превращается в психологический инструмент рефлексии и вообще мышления.Одновременно со словесно-логическим мышлением у дошкольника в возрасте 6-7 лет формируется образно-схематическое мышление, которое является промежуточным звеном между образным и логическим мышлением. Ребёнок может отражать не отдельные свойства, а наиболее важные связи и отношения между предметами и их свойствами.Сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, анализ и синтез – это операции логического мышления, которые формируются в старшем дошкольном возрасте. Одним из самых сложных видов мышления является логическое мышление. По мнению А. Г. Петровой, данному виду мышления характерно оперирование понятиями, суждениями и умозаключениями с использованием законов логики. А. И. Ложкина отмечает, что именно для старших дошкольников характерно логическое мышление. Данный вид мышления связан с накоплением ребенком опыта, с ощущениями и представлениями из прошлого. Выявленный уровень и особенности развития мышления может стать основанием для постановки коррекционно-развивающих задач при разработке программы, направленной на формирование у ребенка предпосылок к успешному обучению в школе. Другой формой мышления, которая свойственна для детей старшего дошкольного возраста, является понятие как форма. Понятие как форма отражает существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выражается словом или группой слов. Ряд понятий формируется старшим дошкольником на основе обобщения опыта в ходе различных действий. Для дошкольников характерно формирование элементарных понятий (научные понятия формируются в более старшем возрасте). На каждой возрастной ступени предыдущего развития логического мышления создается определенный «уровень». На этом «уровне» формируются психические функции, которые необходимы для перехода к следующей ступени (этапу). Из этого следует, что навыки, умения, которые были получены ребёнком в дошкольный период являются, своего рода, фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте. Логическое мышление – ключевой познавательный процесс, который развивается в дошкольном возрасте. Овладение логическими операциями способствует ясному и четкому мышлению, а также умению сконцентрироваться на сути проблемы. Эти навыки делают учение более легким и приносят радость и удовлетворение в школьной жизни. Таким образом, в процессе развития мышления дети переходят от наглядно-действенного к наглядно-образному и далее к словесному мышлению. Высшей стадией развития мышления в дошкольном возрасте является логическое мышление.