Конституция РФ


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конституция РФ
Автор: Нестерович Арнольд Анольдович

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургский автомобильно-дорожный колледж»(ГАПОУ СО «ЕАДК»)Тема урока-разработки для классного часа: Конституция Российской Федерации Екатеринбург 2023Автор разработки: Нестерович Арнольд Анольдович, преподаватель социально-экономических наук ВКК категории.Данное методическое пособие разработано для педагогических работников среднего профессионального образования. Методические рекомендации, изложенные в пособии, помогут не только не опытным педагогическим работникам, но и все тем, кто хочет научиться правильно и быстро планировать современный урок в соответствии с требованиями ФГОС, сформировать самоанализ урока. Данная тема урока посвящена 30-летию Российской Конституции.Цель урока: формирование правовой культуры студентов.Задачи: показать значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества, дать общую характеристику основного закона РФ; развивать умение анализировать статьи Конституции; высказывать собственную точку зрения, отстаивать ее; воспитывать осознанное уважение к праву, к основному закону государства.Ожидаемые результаты:  давать характеристику основному закону РФ;  развивать умение анализировать статьи Конституции;Основные понятия: Конституция, демократическое, федеративное, правовое государство.СОДЕРЖАНИЕ
  • Введение…………………………………………………………………. 4
  • Основная часть:
  • 2.1. Исторический путь России к демократической Конституции…………...52.2. Общая характеристика Основного закона страны………………………...63. Заключительная часть………………………………………………………..7-9-4-Введение.“Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!” Некрасов Н.А. Я рад видеть вас на сегодняшнем уроке. Надеюсь, как всегда он пройдет плодотворно, во взаимопонимании и взаимоуважении. Ребята, скажите, пожалуйста, какими документами вы пользуетесь, когда необходимо удостоверить вашу личность?Ответы студентов.Паспорт, свидетельство о рождении. Какую информацию можно извлечь из паспорта?Ответы студентов.ФИО, год рождения, прописка, гражданство, семейное положение.Как вы считаете, а у государства может быть подобный документ?Ответы студентов.Конституция.Любое правовое государство в своей деятельности руководствуется Конституцией. Это слово всегда пишется с большой буквы. Почему?Ответы студентов.Конституция – это основной закон страны. Вот сегодня мы и поговорим об этом. Тема нашего урока – Конституция России. На этом уроке мы познакомимся с содержанием Конституции РФ, поработаем с текстом документа и проанализируем статьи основного закона. В ходе нашей работы мы сможем убедиться в том, что каждый гражданин должен уважать и соблюдать Конституцию своего государства.А теперь давайте посмотрим, что вы уже знаете по этой теме. Ответьте на такие вопросы: (записать на доске).1. Кто или что является источником власти в нашем государстве?2. Каково государственное устройство нашей страны?3. Какими правами и обязанностями мы обладаем?4. С какого возраста мы можем приобрести свои права?Принимаются любые ответы студентов.-5-2. Основная часть
  • Исторический путь России к демократической Конституции.
  • Рассказ преподавателя.- Что означает понятие «Конституция»? В переводе с латинского понятие «Конституция» означает установление, учреждение, устройство.Конституцию принято называть основным законом страны, поскольку только этот закон имеет высшую юридическую силу. Это значит, что все иные законы, правовые акты, принимаемые в государстве, должны ориентироваться на Конституцию и не могут ей противоречить.Долгое время человечество не испытывало потребности в таком юридическом документе, каким является Конституция. Первая Конституция была принята в США в 1787 году.В России попытки создания Конституции предпринимались на протяжении всего XIX века. Первые попытки создать Конституцию в России принадлежат декабристам П. Пестелю и Н. Муравьеву. Их горькую судьбу вы, конечно же, помните.Следующая попытка создания Конституции была предпринята в период правления Александра II – царя-реформатора. Во время его правления было отменено крепостное право, проведены земская, военная, судебная реформы. В те же годы комиссией под руководством графа М. Лорис - Меликова был разработан конституционный проект, который так и не был принят.Следующий крупный шаг на пути к Конституции в России был сделан уже в XX в. 17 октября 1905 г. Николай II подписал манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», по которому народ получал политические и гражданские права и свободы, а страна – новый законодательный орган – Государственную думу.Этот документ фактически принято считать первой русской Конституцией.Потом были четыре советские Конституции:1918 г. – Конституция РСФСР1924 г. – Конституция СССР-6-1936 г. – «сталинская» Конституция1977 г. – «брежневская» Конституция.Но многие положения этих законов не работали, оставались лишь на бумаге. Все изменилось только после распада СССР в 1991 году. Тогда в стране начались коренные преобразования. А 12 декабря 1993 года всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации – первая Конституция демократической России.Ныне действующая Конституция состоит из преамбулы, основной части (раздел 1), заключительных и переходных положений (раздел 2). Преамбула – вступительная, вводная часть, в которой дана краткая характеристика целей, условий, мотивов принятия Конституции.Основная часть составляет текст Конституции. Она включает 9 глав, 137 статей.Заключительные и переходные положения содержат 9 частей, в которых устанавливается порядок вступления Конституции в законную силу, определяется порядок применения законов, содержаться правила о порядке и сроках вступления в силу новых конституционных норм и прекращении действия прежних.А сейчас давайте поближе познакомимся с тестом Конституции.2.2 Общая характеристика Основного закона страны.Групповая работа по изучению Конституции РФ.У нас сформированы три группы. Каждая группа получает свое задание, работает с соответствующими статьями Конституции и выступает с результатами своей работы.Задание для 1 группы:
  • Прочитайте статью 1. Что представляет собой РФ? Что означают понятия «демократическое», «федеративное», «правовое государство», «республиканская форма правления»?
  • Прочитайте статью 3. Кто является носителем власти? Что это означает?
  • Каково устройство РФ?
  • -7- 4. Прочитайте статью 11 и назовите органы власти.Задание для 2 группы.
  • Просмотрите главу 2 и назовите самые важные права и свободы человека и гражданина.
  • Найдите в главе статьи, которые имеют к вам непосредственное отношение.
  • Как государство гарантирует равенство прав и свобод?
  • Задание для 3 группы:
  • Могут ли быть права без обязанностей? Почему?
  • Просмотрите главу 2 и назовите обязанности гражданина нашей страны.
  • С какого возраста мы приобретаем свои права?
  • В каком возрасте мы можем осуществлять свои права в полном объеме?
  • Выступление групп с результатами работы.3. Заключительная часть.Мы не знали в начале урока ответы на некоторые вопросы. Как теперь мы на них ответим?Ответы студентов.При наличии времени можно провести тестирование. Тест по теме «Конституция России»1.Когда в нашей стране впервые была принята Конституция?а) в 1977 г.; б) в 1918 г.; в) в 193 6 г.2.Когда была принята ныне действующая Конституция РФ?а) 12 июня 1993 г.; б) 12 декабря 1993 г.; в) 12 декабря 1995 г.3.Конституция – это:-8-а) основной закон государства, определяющий его устройство, образованиеорганов власти, закрепляющий права человека;б) юридический акт, содержащий все законы страны;в) текст законов.4.Какова связь между Конституцией и остальными законами страны?а) между нормами Конституции и остальных законов существует равенство;б) Конституция ориентируется на содержание всех законов страны;в) все законы страны ориентируются на содержание Конституции.5.Как характеризуется наше государство в статье 1 Конституции РФ? (Ответов может быть несколько)а) демократическое; б) общенародное;в) федеративное; г) союзное;д) конфедеративное; е) правовое;ж) с республиканской формой правления;з) с конституционно-монархической формой правления.6. Согласно Конституции высшей ценностью в РФ является:а) экономическая сфера;б) государство;в) человек, его права и свободы. Наш разговор сегодня подошел к концу. Я думаю, что он был полезен для вас. Вы многое узнали о Конституции России, об устройстве нашей государственной системы, о правах и обязанностях граждан. Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов сказал: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!” Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Я думаю, что постепенно вы научитесь всему, узнаете о законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы – -9-будущее нашей Родины. Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и беречь ее богатства.До свидание. Урок окончен.Оборудование для урока: текст Конституции РФ.