«Лучшие практики наставничества»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Лучшие практики наставничества»
Автор: Нелла Сергеевна Севтинова

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Артезианская средняя общеобразовательная школа №1»Всероссийский конкурс «Наставничество»Направление «Лучшие практики наставничества»Автор: Севтинова Нелла Сергеевна,учитель начальных классовп. Буровой, 2024 г.СодержаниеВведение ……………………………………………….……………..…...3
  • Основная часть…………………………………………….……….5
  • Реализация программы наставничества «Педагог - педагог» ......7
  • Результаты внедрения практики наставничества……………….12
  • Заключение………………………………………………………...14
  • Приложения
  • ВВЕДЕНИЕЧто может быть честнее и благороднее, как научить других тому,что сам наилучшим образом знаешь.Марк Фабий КвинтилианСовременная педагогическая действительность характеризуется высоким темпом изменений, усложнением содержания профессиональной роли педагога, требований к его деятельности и личности. Поэтому молодой учитель должен быть способен гибко реагировать на изменение образовательной ситуации, учитывать специфику существующих педагогических систем, быстро адаптироваться к новым условиям профессиональной деятельности, чтобы успешно реализовать свой профессиональный и личностный потенциал. Подготовка учителя к сложной полифункциональной деятельности является целостным, длительным и непрерывным процессом, ориентированным на формирование личностных качеств, профессиональных способностей, знаний, умений и навыков, адекватных его личностным потребностям и квалификационным требованиям. На современном этапе в условиях модернизации российской системы образования наставничество вступает в новый этап своего развития, повышается его социальная роль и значимость в процессе адаптации и профессионального становления молодого учителя.В настоящее время вопрос наставничества вновь стал актуальным. О роли наставника в адаптации молодых педагогов, повышения их квалификации о значении наставничества ведутся дискуссии на форумах, конференциях, семинарах, круглых столах. Наставничество в школе играет ключевую роль в профессиональном развитии молодых учителей. Оно не только помогает новичкам адаптироваться к школьной среде, но и способствует обмену опытом и знаниями.Наставники – учителя со стажем, которые делятся своим опытом и знаниями, помогая начинающим коллегам избегать типичные ошибки. Они становятся поддержкой в сложных ситуациях и наставляют на путь постоянного самосовершенствования.Педагог-наставник – это так называемый «универсальный солдат», цель которого состоит в профессиональном обучении и воспитании своего подопечного. Наставничество в школе предполагает взаимосвязь, в которой участвуют начинающий педагог и опытный учитель, который координирует его действия, способствует профессиональному развитию и сопутствующих навыков и черт личности.
  • Основная часть
  • Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически готовый к реализации гуманистических ценностей и включению в инновационные процессы на практике.Наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.В МКОУ «Артезианская СОШ №1» реализация программы наставничества опирается на нормативно-правовую базу Российской Федерации:Конституция Российской Федерации;Гражданский кодекс Российской Федерации;Трудовой кодекс Российской Федерации;Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации;Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года;Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Министерства Просвещения РФ, Профессионального союза работников народного образования и науки РФ от 21.12.2021 NoАЗ1128/08/657 «О направлении методических рекомендаций по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях.
  • Профессиональная помощь необходима и молодым, начинающим учителям и педагогам с синдромом выгорания в профессиональной деятельности. Поэтому поддержка, адресное методическое сопровождение профессионального роста каждого специалиста является одной из ключевых задач школы.В 2021-2022 учебном году в МКОУ «Артезианская СОШ №1» пришел молодой специалист, учитель информатики Улюмджиева Виктория Валерьевна. Решением методического совета школы я была назначена наставником молодого учителя.С целью качественного осуществления обязанностей наставника и успешной профессиональной адаптации начинающего учителя, в первую очередь мной составлен портрет успешного наставника и портрет наставляемого лица, определена форма, цель и задачи предстоящей работы.Форма наставничества: «педагог-педагог». Наставник: Севтинова Нелла Сергеевна, учитель начальных классов. Наставляемый: Улюмджиева Виктория Валериевна, учитель информатики.Цель практики наставничества: успешное закрепление на месте работы молодого учителя, оптимизировать процесс профессионального роста педагога, сформировать мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию и самореализации, а также продолжить преемственность традиций педагогического коллектива. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:1. Создать условия для профессиональной адаптации молодого специалиста.2. Оказать методическую помощь, выявить затруднения в профессиональной практике и принять меры по их предупреждению в дальнейшей работе.3. Обеспечить вовлечение молодого специалиста во все сферы школьной жизни.4. Включить молодого специалиста в исследовательскую и проектную деятельность, развивать профессиональное мышление.5. Способствовать формированию творческой индивидуальности, развитию потребности и мотивации в непрерывном самообразовании.
  • Реализация программы наставничества «Педагог-педагог»
  • 1.Что именно нужно моему наставляемому?2.Какие действия нужны для профессионального роста?3.Какова мотивация для принятия самостоятельных обоснованных решений?С первого дня работы в школе молодой учитель имеет те же функции и несет ту же ответственность, что и опытные педагоги, а администрация, родители (законные представители), коллеги ожидают от них безупречного профессионализма. Адаптация к профессиональной деятельности достаточно сложный период, поэтому свое наставничество я видела в том, чтобы молодой специалист не разочаровался в выборе своей профессии. Во-первых, процесс адаптации сопряжен с преодолением многочисленных дидактических, методических, организационно-воспитательных и других трудностей в силу отсутствия опыта работы, незнания специфики образовательной организации, школьного коллектива и родительского социума.Во-вторых, осуществляя профессиональную деятельность в соответствии с требованиями обновленных федеральных государственных образовательных стандартов и профессионального стандарта педагога, учитель должен знать основные закономерности возрастного развития обучающихся, способы социализации личности и «индикаторы» индивидуальных особенностей траекторий жизни. Кроме этого необходимо его активное включение в педагогическое творчество, исследовательскую и проектную деятельность, участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации, освоение и применение современных педагогических, образовательных технологий; освоение способов формирования у обучающихся универсальных учебных действий, высокой мотивации к обучению и многое другое.Без помощи квалифицированной профессиональной поддержки с таким объемом педагогической деятельности начинающему педагогу справиться сложно. Своевременная поддержка и грамотно спланированная система информационно-методического сопровождения создают условия для успешного вхождения в избранную профессию.На начальном этапе мы совместно с молодым учителем изучили нормативно-правовые документы в сфере образования, определили обязанности и полномочия молодого педагога в соответствии с современными требованиями, а также выявили недостатки, чтобы выработать программу адаптации и составили совместный план работы, в том числе молодой педагог составил индивидуальный образовательный маршрут своего профессионального развития. Наиболее актуальными темами самообразования из года в год остаются: стрессоустойчивость, дисциплина в классе, работа с родителями (законными представителями), приемы и методы современного урока, тайм-менеджмент. Виктория Валерьевна выбрала для себя тему «Развитие мотивации на уроках информатики».Совместная работа была построена на полном доверии, что послужило лучшей адаптации, взаимодействию и обучению, обмену опытом и повышению уровня профессиональной компетентности, а также своевременному решению возникавших проблем.Хочу отметить, что на поддержку начинающих учителей также направлены силы муниципальных методических объединений и предметных проблемно-творческих микро-групп, такие как «Пеликан». Организовано психологическое сопровождение молодых специалистов района. Практика показала, что творчески организованная методическая работа в рамках групповой формы Модели наставничества:- способствует совершенствованию у молодых педагогов умений разрешения реальных педагогических проблем;- создает условия для развития профессиональной компетентности педагогов, в том числе атмосферы профессионального успеха;- позволяет молодым педагогам представлять свой небольшой, но интересный опыт профессиональной деятельности на муниципальном и региональном уровнях.Муниципальные встречи были организованы так, чтобы в первую очередь снять напряжение и создать доверительную обстановку между участниками взаимодействия. Наставляемый зачастую выступал в роли ученика, постигал новое, пробовал свои силы, делился мнениями и опасениями. После каждой встречи в «копилку» участника попадал ценный материал, информация.К особенностям можно отнести формы организации встреч, их практический характер (тренинги, практикумы, мастер-классы и т.п.), а также характер взаимодействия: молодые педагоги получают информацию от своих непосредственных наставников и от муниципальных наставников.На протяжении всего периода наставничества совместная работа меня, как наставника, и ее, как наставляемой, осуществлялась на основе диагностики профессиональных компетенций учителя. Традиционно для лучшей адаптации мы провели и посетили открытые уроки друг друга, на которых также присутствовала администрация и учителя школы. После каждого занятия состоялось обсуждение, анализ и разбор интересующих моментов, были даны рекомендации и намечена траектория дальнейшей работы повышения квалификации молодого учителя. Этот этап нами пройден успешно.Следующий этап – ориентирование молодого педагога на применение современных педагогических технологий в работе с обучающимися и их семьями, стимулировать инициативу и творчество.Для этого в социальной сети ВК и на образовательной платформе «Сферум» создана группа для учителей Республики Калмыкия «Наставники-просветители Калмыкии». Основное назначение группы - объединение педагогов в одном сообществе для общения, сотрудничества и обмена опытом, а также активизация участий молодых специалистов в различных профессиональных конкурсах и проектах.Процесс повышения профессиональной компетентности молодого специалиста проходит поэтапно и включает в себя:1 этап- формирование и развитие профессиональной компетентности педагога (нормативно-правовой, методологической, психолого-педагогической, предметно-методической, информационной и др.). 2 этап - совместное планирование урока с молодым учителем и интеграция современных информационно-коммуникационных технологий является важнейшим фактором для перехода на новый уровень, повышения качества преподавания, повышения мотивации учеников и стимулирования развития информационных компетенций обучающихся в постоянно меняющихся условиях, а также формирует и развивает навыки самоорганизации. Интеграция современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий всегда имела место в МКОУ «Артезианская СОШ №1». Форма наставничества позволила мне, как наставнику, в кратчайшие сроки достичь результативного взаимодействия между субъектами образовательного процесса и улучшила формирование навыков и методов обучения, связанных с применением компьютеров, видеоконференцсвязи, а также различных образовательных платформ и ресурсов в сети Интернет. Необходимо отметить, что в результате доверительно построенных отношений с подопечным в период перехода на дистанционное обучение была применена реверсивная модель наставничества. Молодому специалисту было легче обрабатывать большое количество информации и находить наиболее подходящие образовательные платформы и ресурсы для обеих сторон, толерантно воспринимая социальные, возрастные и коммуникативные особенности друг друга.Мы пришли к выводу, что такая модель наставничества помогает решить проблему недостаточной компетентности педагогов старших возрастов в области информационно- коммуникационных технологий и интернет коммуникаций, повысить их мотивацию и нейтрализовать опасения по поводу своего будущего в организации.Итоговый этап у молодого специалиста закрепилось осмысленное ценностное отношение к профессиональной позиции, определилось его готовность к выполнению своих функциональных обязанностей. Молодой педагог с готовностью и уверенностью проводит уроки и мероприятия, участвует в различных проектах, конкурсах, семинарах и конференциях.На заключительном этапе наставничества в соответствии с составленным планом мы провели школьный семинар, где поделились с коллегами своим опытом совместной работы.Молодой специалист рассказал о реализации своего плана профессионального развития, провел подробный анализ и сделал выводы о проделанной работе: какие методы и техники обучения в процессе работы изучались и применялись им на учебных занятиях с учениками, с какими проблемами столкнулся и методами их решения, какие курсы повышения квалификации пройдены и какие планируемые результаты достигнуты, а также о дальнейшем плане самореализации.1.2 Результаты внедрения практики наставничестваДанная практика наставничества позволила начинающему учителю раскрыть свои творческие способности, таланты, деятельностные и организаторские возможности. В настоящее время Улюмджиева Виктория Валерьевна работает заместителем директора по учебно-воспитательной работе, а также учителем математики в третьем уровне (5-9 классы), пройдя магистратуру при ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет» по специальности «Математика» в 2024 году. Регулярно принимает участие в конкурсах и проектах, проходит курсы повышения квалификации. Принимает активное участие в мероприятиях школы.В ходе программы были реализованы обучающие семинары на актуальные темы, занятия и тренинги с педагогом-психологом, посещение уроков коллег, имеющих положительный опыт работ с детьми и высокие результаты. Виктория Валерьевна активно проявляет инициативу, реализует свои способности, обрела уверенность в профессии, заинтересована в карьерном росте. Она демонстрирует положительные результаты своего педагогического опыта в мероприятиях различного уровня (педсоветах, семинарах, днях открытых дверей, конкурсах). Сейчас Виктория Валерьевна сама реализует Программу наставничества и делится опытом работы с молодыми педагогами (Приказ № 213 от 11.09.2023 г «Об организации наставничества»: Улюмджиева В.В., наставник – Сельнинова Г.С., наставляемая).ЗаключениеВ основе данного метода наставничества лежит доверие, взаимодействие и обратная связь, направленные на становление и повышение профессионализма молодого учителя. Наставник координирует, стимулирует адаптационный процесс, управляет им, используя дополнительно любые другие методы обучения, чтобы обеспечить заинтересованный индивидуальный подход, создать комфортную обстановку для развития молодого учителя, оперативного реагирования на возникающие проблемы в ходе реализации программы и становления молодого педагога, а также поощряет его достижения.В ходе реализации программы были проведены обучающие семинары, открытые уроки, занятия и тренинги с педагогом-психологом, посещение уроков коллег, имеющих положительный опыт работ с детьми и высокие результаты. Закрепление молодого специалиста в образовательной организации и повышение его профессиональной компетентности прошло удовлетворительно. В результате создана нормативно – правовая база по сопровождению наставляемых. Составлен банк эффективных методов и приемов обучения, способствующих улучшению качества урока. Повысилась доля педагогов, применяющих эффективные методы и приемы обучения на уроках и во внеурочной деятельности. Между коллегами произошел взаимообмен педагогическими находками, проявляется уважительное отношение коллег друг к другу, умение педагогов работать в команде. Данный вид наставничества возможен, для оказания помощи при подготовке к аттестации, позволяет использовать больше учебных ресурсов для освоения новых знаний и навыков, обеспечивает постоянное и творческое общение, использование социальных сетей для привлечения других специалистов и получения разнообразной информации, делает реализацию программы наставничества доступной для широкого круга сотрудников.Запуск данной программы как комплекса мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов, обоснован реализацией национального проекта «Образование» и направлен на достижение результатов федерального проекта «Учитель будущего». Методика помогает учителям более эффективно вести наблюдение за процессом учения детей, который проявляется в различных действиях и деталях; увидеть разницу между тем, что, по мнению учителя, должно происходить во время обучения детей, и тем, что происходит в реальности; осмыслить, как проектировать обучение, чтобы оно было максимально направлено на удовлетворение образовательных запросов учащихся и их законных представителей. Приложение №1План работы учителя – наставника Севтиновой Неллы Сергеевны с молодым специалистом Улюмджиевой Викторией Валерьевной Этапы реализации плана работы: – 1 этап – диагностический;– 2 этап – самостоятельный творческий поиск;– 3 этап – оценочно-рефлексивный.I этап Тема «Знания и умения учителя - залог творчества и успеха учащихся»II этапТема «Самостоятельный творческий поиск»III этапТема «Выбор индивидуальной линии»1. Планируемые результаты при реализации плана работы:
  • Адаптация и подготовка к профессиональной деятельности молодого специалиста;
  • Совершенствование системы методической работы МКОУ «Артезианская СОШ №1»;
  • Повышение качества образования;
  • Повышение уровня аналитической культуры всех участников учебно-воспитательного процесса.
  • 2. Основные показатели плана работы:
  • Умение планировать учебную деятельность, как собственную, так и ученическую, на основе творческого поиска через самообразование;
  • Овладение методикой проведения нетрадиционных уроков;
  • Умение работать с классом на основе изучения личности ребенка, проводить индивидуальную работу;
  • Умение проектировать воспитательную систему;
  • Умение индивидуально работать с детьми;
  • Овладение системой контроля и оценки знаний учащихся;
  • Становление молодого учителя как учителя-профессионала;
  • Повышение методической, интеллектуальной культуры учителя.
  • Приложение № 2Ф.И.О: Улюмджиева Виктория Валерьевна.Место работы: МКОУ «Артезианская СОШ №1».Должность: учитель информатики.Образование: высшее.Общий трудовой стаж: 5 лет.Педагогический стаж: 3 года.Стаж работы в данном учреждении: 3 года.Квалификационная категория: 1.Награды:
  • Грамота РОО – 2021;
  • Грамота Единая Россия – 2021;
  • Диплом победителя Всероссийской олимпиады руководителей и педагогов ОО «Противодействие коррупционным проявлениям в ОО» - 2021;
  • Диплом победителя Всероссийской олимпиады руководителей и педагогов ОО «Особенности работы учителя информатики в ОО в условиях реализации ФГОС» - 2021;
  • Лауреат республиканской Недели «Музей и дети» - 2022;
  • Сертификат участника Всероссийской образовательной акции «ИТ - диктант»;
  • Диплом победителя Всероссийской олимпиады «ФГОС соответствие».
  • Результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений
  • Качество знаний по итогам внутреннего мониторинга
  • Результаты участия обучающихся в очных олимпиадах, турнирах и конкурсов по предмету
  • Результаты участия в конкурсах, проектах, соревнованиях, фестивалях и других мероприятиях
  • Результаты участия обучающихся и воспитанников в заочных олимпиадах и конкурсах
  • Учебно-методическая работа
  • 2.1 Участие в экспериментальной и инновационной деятельности
  • Участие педагога в экспертных, апелляционных и предметных комиссиях
  • Эксперт на муниципальном этапе ВОШ, 2022 – 2023 учебный год
  • Техспециалист на ЕГЭ – 2022 г:
  • - 30 мая 2022, 6 июня 2022, 9 июня 2022, 14 июня 2022.
  • Повышение квалификации
  • Вклад в повышение качества образования, распространение собственного опыта
  • 3.1. Выступления на научно – практических конференциях, семинарах, секциях
  • Открытые уроки и мастер – классы
  • Приложение № 3Выступление наставника и наставляемого на заседаниях РМО