" Лексико- грамматические игры для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Зима"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: " Лексико- грамматические игры для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Зима"
Автор: Бессонова Людмила Юрьевна

Консультация для педагогов: « Лексико-грамматические игры для детей старшего дошкольного возраста по теме: « Зима»Речевое развитие ребенка является крайне важным фактором комплексного развития личности. От того, насколько четкой и правильной будет речь, зависит способность к коммуникации с другими детьми и взрослыми, а также успешность обучения в школе. Правильная речь является важным фактором нормального психического развития ребенка и фактическим показателем его готовности к учебному процессу.          В ходе игровых занятий ребенок обогащает свой словарный запас, у него расширяются знания об окружающем мире, развиваются коммуникативные навыки и связная речь. 1.          Игра « До - между - за»Цель: закрепить знания детей о зимних месяцах, их последовательностиКакой месяц до января? ....Какой месяц после декабря?...Какой месяц до февраля?...Какой месяц между декабрем и февралем?...Какой месяц после января?...2.          Игра «Подскажи словечко:Ход игры: дети должны закончить строчку подходящим по значению словом, образованным от слова «снег». Тихо, тихо, как во сне,Падает на землю … (снег) С неба всё летят пушинки –Серебристые … (снежинки) На проселки, на лужокВсё снижается … (снежок) Вот веселье для ребят –Всё сильнее… (снегопад) Все бегут вперегонки,Все хотят играть в … (снежки) Словно в белый пуховикНарядился … (снеговик) Рядом – снежная фигурка,Эта девочка - … (Снегурка) На снегу-то, посмотри –С красной грудкой … (снегири) Словно в сказке, как во сне,Землю всю украсил … (снег)3.      Пословицы и поговорки о зимеЦель: познакомить детей с пословицами и поговорками о зиме и их значениями.Декабрь год заканчивает, зиму начинает. В Феврале два друга - мороз и вьюга. Январю - большие морозы, февралю - метель.Зима не лето: в шубку одета.Шубка зимой не шутка.В зимний холод всякий молод.Мороз не велик да, стоять не велит.Много снега – много хлеба.4. Игра «Хлопни в ладоши»Цель: развитие слухового внимания и понимания речи- А теперь присаживаемся в круг на коврик, мы  поиграем в игру «Зимние слова».- Я произношу слова, если вы услышите слово, связанное с зимой хлопните в ладоши.(Снежинка, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, загорать, снегопад, лыжи).5.  Игра « Один — много»Цель: научить образовывать существительные множественного числа.Снежинка-снежинки-много снежинокСугроб-сугробы-много сугробовСанки - санки - много санокСнеговик-снеговики-много снеговиков Елка – елки – много елокИгрушка – игрушки – много игрушекПодарок – подарки – много подарковМаска - маски – много масокГирлянда – гирлянды – много гирлянд6.  Игра «  Назови ласково»Цель: закреплять умения в образовании существительных уменьшительно — ласкательных форм.Снежинка - снежиночкаСанки-саночкиЕлка-елочкаСнеговик - снеговичок Снег – снежокЗима – зимушкаЛед – ледок7.  Игра « сосчитай» (1-2-5)Цель: согласование числительных с существительнымиОдна снежинка, две снежинки, пять снежинокОдна льдинка, две льдинки, …пять льдинокОдна теплая шубка, две теплые шубки, пять теплых шубокОдин веселый снеговик, два веселых снеговика, пять веселых снеговиков8. Игра «Нет чего?»Цель: закрепить умение образовывать существительные множественного числа в родительном падежеМорозы-нет…(морозов)Ветры-нет…(ветров)Метели нет…(метелей)Снежинки-нет…(снежинок)Льды-нет..(льдов)Сугробы-нет…(сугробов)9. Игра «Скажи какой? (какая?)»Цель: формировать умение подбирать слова-признаки, согласовывать существительные с прилагательнымиЗима какая?... ( морозная, снежная, лютая, холодная, теплая)Снег какой?...( белый, пушистый, грязный, холодный, блестящий, сверкающий)Лед какой?...( прозрачный, холодный…)Погода какая? – снежная, холодная, морозная.Небо какое? – пасмурное, серое, голубое.День какой? – морозный, короткий, зимний, холодный.Ветер какой? – сильный, холодный, колючий.10. Игра «Какая зимой погода?»Цель: упражнения в словообразовании Ребята, скажите, какая может быть погода зимой? (Если идет снег, то погода…)СНЕГ – СНЕЖНАЯ,ВЕТЕР – ВЕТРЯНАЯ,МОРОЗ – МОРОЗНАЯ,ХОЛОД – ХОЛОДНАЯ.11. Игра «Подбери  слова-действия»Цель: активизация в речи детей глаголов  Я буду говорить незаконченное предложение, а тот, кому я передам снежок, договорит несказанное мной словечко.Зимой метель… (метёт).Ночью ветер в трубах… (воет, завывает).Из снеговой тучи снежинки… (падают, летят, кружатся).В лесу зимой голодный волк… (воет).На зиму медведь в берлоге… (засыпает).Мороз щёки и нос… (щиплет).Зимой вода в реке. … (замерзает).Иней на ветках деревьев… (блестит).Зимой снег всё вокруг… (накрывает).12. Игра «Что наделала зима?» Цель: образование глаголов совершенного вида прошедшего времени женского рода с приставкой «за».Зима рассказала о своих помощниках. Придумайте слова-действия с приставкой ЗА.Зима пришла с морозами и всё… – (заморозила).Метель мела и все тропинки – (замела).Река покрылась льдом и вся… – (заледенела).Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила).Снежная пороша дорожки все…– (запорошила).13. Игра «Скажи наоборот»Цель: учить подбирать антонимы к словам. Закрепить знания о приметах зимыЛетом дни жаркие, а зимой …(холодные)Летом небо светлое, а зимой…(темное)Летом день длинный, а зимой…(короткий)Летом солнце яркое, а зимой…(тусклое)Весной на реке лед тонкий, а зимой…(толстый)14.  Упражнение «Без чего не бывает зимы?».Цель: подбор существительных и правильное согласование словЯ показываю вам картинки, а вы на мой вопрос по очереди будете отвечать: «Не бывает зимы без… (снега, сосулек, санок, горки, елки, подарков, Снеговика,…)15.Упражнение «Снеговик»Цель: формировать умение детей изменять слово «снеговик» по падежам в соответствии со смыслом предложения-Мы решили слепить … (снеговика)-мы приделали нос-морковку …(снеговику)-Мы показали  соседям нашего …(снеговика)-Мы долго играли со…(снеговиком)-Мы рассказали маме о…(снеговике)16. Игра «Что бывает зимой?»Цель: составление сложных предложений со значением противопоставления-Осенью бывает листопад, а зимой…(снегопад)-Летом бывает дождь, а зимой…(снег)-Летом лепят фигурки из песка, а зимой…(лепят снеговика)-Летом жарко, а зимой …(холодно)-летом катаются на роликах, а зимой…(на коньках)-Весной снег тает, а зимой…(лежит)-Летом катаются на велосипедах, а зимой…(на санках)17. Игра « Да или нет»Цель: формирование логического мышления, закрепление знаний о зимних развлечениях.Мы все очень любим зиму. Она приносит много игр и развлеченийЯ называю вам разные игры и развлечения, а вы говорите «ДА», когда услышите игру, в которую можно играть зимой и «НЕТ», если это не зимнее развлечение  - кататься на санках- кататься на велосипеде- купаться в реке- играть в снежки- строить крепость  из снега- строить замок из песка-кататься на роликах-собирать цветы-наряжать елку