Настольно- печатные игры, как эффективное средство речевого развития детей
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Настольно- печатные игры, как эффективное средство речевого развития детей
Автор: Бессонова Людмила Юрьевна
Консультация для родителей: Настольно-печатные игры,как эффективное средство речевогоразвития детей дошкольного возраста«Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»В.А. Сухомлинский1. Какие бывают настольные игры?Современный мир достаточно богат всевозможными играми, настольные игры – это отдельный целый огромный мир для детей.Содержание настольных игр очень разнообразно. Сюда входят: вкладыши, пазлы, кубики, пирамиды, мозаика, различные шнуровки, конструктор, лото, домино. Некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель, животные, птицы, овощи, фрукты), знакомят с их качествами и свойствами. Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы (времена года), о различных профессиях (Игра «Что кому нужно?»). Большой выбор настольно-печатных игр по самой различной тематике: классификация, обобщение, сравнение, счёт, составление задач, ассоциации. Огромное множество игр по развитию речи дошкольников – накопление словаря, развитие фонематический процессов, лексико-грамматических представлений, связной речи детей, по развитию познавательных интересов детей, по обучению иностранным языкам и т.п. Поэтому можно сказать, что для детей уже создано бесконечное множество настольных игр для их гармоничного развития.Главное и очень важно, взрослым не заблудиться во всем этом многообразии, и выделить необходимое на данный момент вашему ребёнку, соответственно его возрасту.2.Какое значение имеет настольная игра для развития ребёнка?Игра, прежде всего – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста.По выражению В.А. Сухомлинского: «Игра – это та искра, которая зажигает огонёк пытливости и любознательности детей». Настольные игры развивают не только интеллектуальные способности детей, но так же способствуют созданию положительных эмоций, настраивают детей на позитивный лад. У детей развиваются память, внимание, воображение. В процессе игры у детей развиваются все стороны личности ребёнка: уступчивость, толерантность, сотрудничество, а так же – сосредоточенность, усидчивость, умение доводить дело до конца, дисциплинированность – это те качества, которые необходимы детям при обучении в школе.Кроме того, игра очень важна для воспитания у дошкольников волевых черт характера: умения ставить перед собой цель, находить средства для её осуществления, преодолевать трудности.Настольные игры в старшем возрасте так же вырабатываютпривычки правильного поведения,помогают детям осваивать правила игры,не нарушать их,«ходить» по очереди,не сердиться на ошибающихся в игре сверстников. Мозг человека устроен таким образом, что он ничего не забывает и все откладывает в свой, так называемый «портфельчик», все проигранные ситуации и качества у детей закрепляются, усваиваются, присваиваются ребёнком, и входят в привычку нормы поведения.3.Речь и настольно-печатные игры детей старшего дошкольного возрастаВ дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится вне ситуативной. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. Благодаря настольно-печатным играм пополняется и активизируется словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Расширяются представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте. Формируются умения детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток. Помогают заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять слова-антонимы (чистый — грязный, светло — темно), употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т. п.). Закрепляется правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков. Совершенствуется отчетливое произнесение слов и словосочетаний. Развивается фонематический слух: формируется умения различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук. Совершенствуется интонационная выразительность речи. Формируется у детей умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята — лисят, медвежата — медвежат); правильное употребление формы множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель). Совершенствуется диалогическая речь: формирование умений участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. Умение рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине.4. Речевые настольно-печатные игры для дошкольников от 4 до 7 лет «Кто что делает»Эта игра обогащает лексический запас детей словами – действиями (глаголами). В рамках этого варианта существует несколько способов организации игрового действия.а) Для игры необходим набор предметных картинок. Детям показывают картинки (по одной) и задают вопросы: «Что с этим можно делать? Для чего это нужно?»Можно поступить и следующим образом: задать вопросы, отражающие конкретное использование предмета, а дети указывают на ту или иную картинку. Например: «Что можно повесить на стену? Из чего можно связать шарф? Где можно спрятаться от дождя? Кто дом сторожит? Что можно читать? Кто мышей ловит? Как узнать, сколько времени? Чем гвозди забивать?» «Подбор объектов к действию»Ребенку показывают картинку и предлагают назвать объекты, совершающие те или иные действия. Например: «Кто и что плавает?» - человек, доска, собака, корабль; «Греет?» - солнце, печь, грелка; «Летает?»- самолет, птица, бабочка, муха, пушинка, воздушный шар, листья желтые с деревьев. «Классификация»Это упражнение для развития речи называется классификация, или группировка предметов по признакам. Оно лежит в основе формирования у ребенка обобщенных понятий, развития элементов логического мышления.Обучение детей различным видам классификации начинается с выбора по образцу, который производится на основе выделения ребенком свойств предметов – цвета, формы или величины.В предметной классификации (посуда, одежда, транспорт, животные, обувь, мебель и т.д.) внешний вид предмета не поможет малышу отнести его к той или иной группе. Ребенок уже должен мысленно, выделить другое основание для объединения предметов в группу, а именно их назначение, которое они выполняют в жизни человека.Результаты группировки, обязательно закрепляются обобщающим словом: животные, транспорт, мебель, посуда, одежда, птицы, цвет, форма, величина, материал и т.д.Всякий раз, когда группировка выполнена, необходимо сделать вывод о том, по какому признаку объединялись предметы, то есть выделять основание классификации.Задания на классификацию очень важны. Они воспитывают речевую активность, самостоятельность мышления, его гибкость, подвижность- качества, необходимые в любой деятельности. Используя различные виды классификации, мы показываем детям всю многогранность, неоднозначность каждого предмета, его связей и отношений с другими. Один и тот же предмет может оказаться в самых разнообразных группах, в зависимости от того, какой признак является определяющим. «Сравнение»Это упражнение для развития детской речи способствует обобщению словарного запаса детей, развивает наблюдательность, внимание (часто дети замечают даже случайные и несущественные мелочи: царапину, пятно на предмете, и все это служит поводом к высказыванию), формирует умение словесно оформлять результаты сравнения.Ребенку предлагается две, на первый взгляд, одинаковых картинок. При детальном рассмотрении – видны различия.В заключении хотелось подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института для развития ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт взаимодействия с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребенка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями по формированию речевой культуры дошкольников.5. Сколько времени в день нужно уделять настольным играм?У дошкольников в любом случае двигательный режим и смену видов деятельности ребёнка необходимо соблюдать.Ребёнок играет до тех пор, пока у него есть интерес к игре, никакого принуждения в игре быть не может, но и в то же время игра рождает у ребёнка чувство ответственности за выполнение порученной ему роли.Занимательность игры возрастает, если в неё включаются элементы загадочности: красивая коробка настольной игры, кто-то постучал и принёс эту игру.Дети, более старшего возраста, играют в настольные игры в соответствии с желанием товарищей по игре и способны играть до 30-40 минут.Желаем любознательным детям и заботливым родителям тщательный и внимательный подход к выбору игр!