Мастер-класс: «Игры звуками – музыкальная импровизация»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Мастер-класс: «Игры звуками – музыкальная импровизация»
Автор: Кохан Елена Анатольевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14 «Золушка» г. Сальск Мастер-класс «Игры звуками – музыкальная импровизация» Подготовила: Е.А. Кохан, музыкальный руководитель 2024 г. г. СальскЦель встречи: повышение профессиональной компетентности слушателей в развитии творческих способностей детей средствами музыкальной импровизации.Задачи:1.Представить опыт работы музыкального руководителя по музыкальной импровизации с инструментами.2.Показать эффективные методы и приемы по развитию творческого и музыкального мышления у детей. Импровизация – как способ обучения и воспитания очень увлекателен и совершенен, строится на ведущем принципе педагогики «обучение в действии». Ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческих действий. Основные принципы импровизационного обучения:Импровизационно-творческая деятельность (независимость мышления, умение изобретать и находить новые, неожиданные пути в разрешении встающих проблем).Игра (основанная на варьировании, воображении, преображении, пересочинении).Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я бы хотела поделиться опытом работы над импровизацией. В процессе работы я опиралась на методические рекомендации опытного педагога Татьяны Эдуардовны Тютюнниковой, описанные в учебнике «Сто секретов музыки для детей. Игры звуками». В нем даны рекомендации как придумывать и исполнять свою собственную музыку.1.Импровизация (лат. неожиданно, внезапно) - это одна из самых увлекательных и совершенно необходимых форм первичного познания звукового мира ребенком, которая помогает ему изучить и исследовать мир, сформировать детское личностное отношение к миру.Импровизация - древнейший и генетически первичный вид муз. творчества, при котором процесс сочинения музыки происходит во время ее исполнения. На протяжении многих веков она была единственным способом рождения и существования музыки. Человек как бы «добывал» музыку из себя. В этом один из глубочайших смыслов импровизационного музицирования, которое формирует позицию деятеля, создателя, исследователя, а не потребителя. Импровизация удивительна и необходима детям. Нам, взрослым, кажется, что вся музыка сосредоточена в фортепиано или в симфоническом оркестре, но это далеко не так. Фантазия и воображение могут вдохнуть красочную жизнь в обычные звуки. Ребенку нравится самостоятельно организовывать звуки. То, что они творят, далеко от шедевров. Но, ее главный смысл - прикладной, т.е. она помогает детям изучать и исследовать мир.Импровизация – это способность создавать музыку в реальном времени, без нот из собственных мыслей. Она не имеет правил, ограничений и стандартов. Это форма коллективной музыкально-творческой деятельности, предполагающая личностный характер участия каждого ребенка в исполнении и творении музыки. В результате этого ребенок приобретает опыт слушателя, композитора, исполнителя и актера, т.е. опыт общения и непосредственного переживания музыки. Нам всем известно, как детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. Удовольствие, радость полученные детьми от общения с музыкой, ведут к удовлетворению ряда эстетических потребностей у детей, что само по себе является одной из задач музыкального обучения вообще.2.Цель: Обучение творчеству с использованием импровизации звуков. (Обучение детей творчеству методом импровизации(игры звуками)) Задачи: -изучить звуковые свойства голоса и артикуляционного аппарата; -приобрести разносторонний опыт звуковых ощущений; -исследовать различные способы получения и приобретения навыков игры на различных видах инструментов; -развивать тонкий тембровый, а через него и звуковысотный слух; -развивать основы интонационного слуха и образно-ассоциативного мышления; -развивать музыкальное мышление; -искать свободные образные ассоциации и свободное комбинирование их; -помогать детям приобретать способность устанавливать опосредованную ассоциативную связь между звучанием и моделируемым звуковым образом (музыка планет, музыка звезд, песенка светлячка); -учить звукоизобразительному озвучиванию стихов и сказок.Импровизационно-творческая деятельность включает в себя: пение, речевое музицирование, игру на детских музыкальных инструментах, танец, движение, музицирование, озвучивание стихов, пантомиму, спонтанную театрализацию.Игра (скрытое, недирективное обучение, когда дети понимают, что с ними играют, но не осознают, что их учат). Игра целенаправленна и подчинена достижению, запланированного педагогом, результата. Игра содержится в каждом из моментов занятия. И эти моменты превращают занятие в единую музыкально-дидактическую игру, в процессе которой происходит творческое освоение закономерностей музыки (необходимые базовые и основные знания - элементарная нотная грамота, первоначальное представление о ладо-тональностях, изучение множества мелодий, муз.произведений).Виды импровизации вокальная, инструментальная, танцевальная, театральная - взаимосвязаны между собой. На муз.занятиях дети отдают предпочтение инструментальной импровизации. Это самый доступный для него вид музыкально-исполнительской деятельности. При игре на музыкальных инструментах ребенку легче всего проявить свою активность и самостоятельность. Работа над этим видом импровизаций начинается уже в младших группах. На занятиях использую: фольклорную музыку (форма народной импровизации) и элементарные формы работы над импровизацией - звучащие жесты, озвучивание потешек, ритмо-двигательные упражнения,игру на шумовых инструментах. «Тюшки-тютюшки» - звуковые жесты. «Снег,снег» - кубики.Для занятий импровизацией в группах старшего возраста использую классическую музыку. В старшем возрасте, дети умеют абстрагироваться, поэтому помимо традиционных шумовых инструментов, дети играют на нетрадиционных музыкальных инструментах: бумага, стаканы с водой, самодельные шумелки. Самодельные шумелки очень важны. Необходимо рассказать малышам о прообразах маракасов, кастаньет, бубенцов, свистулек – как они появились у наших древних предков были засушенные тыквы с шуршащими семенами, куски полого бревна, простые деревянные бруски, стручки различных растений. Для изготовления самодельных инструментов может пригодиться все: бумага, полиэтилен, пергамент, газета, гофрированная бумага, деревянные кубики, карандаши, катушки, палочки разной толщины, коробочки картонные, пластмассовые, металлические. Леска, нитки, проволока, ткань, желуди, каштаны, шишки, орехи, скорлупки, крупа, камешки, ракушки, кусочки пластика, небольшие металлические предметы-ключи, стеклянные бутылки и фужеры, пуговицы, шарики, резиночки, расчески.Что же делать со всеми инструментами на занятиях? - поиграть бумагой разными способами –ритмично сминать, тереть, рвать. Игра на музыкальных инструментах может применяться в самых различных условиях – как на занятиях с педагогом, так и в самостоятельной музыкальной деятельности, возникающей по инициативе детей. 3.Элементарные формы работы над импровизацией Остановимся более подробно и попытаемся рассмотреть через практический подход элементарные формы работы над импровизацией. Т.Ю.Тютюнникова предлагает начинать работу над импровизацией с игры звуками вне каких бы то ни было музыкальных систем и звукорядов, вне метра и ритма и со звуков собственного тела. Это движения и мышечные ощущения – «природные инструменты» телесного происхождения. Г.Кельман (соавтор Карла Орфа) назвал их термином «звучащие жесты». «Звучащие жесты» - хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопы, щелчки пальцами, удары ладонями по грудной косточке и др. Дети всегда с интересом придумывают, импровизируют собственные «звучащие жесты». На первоначальном этапе обучения музыке «звучащие жесты» уникальны и незаменимы Игра со звучащими жестами: «Тюшки – тютюшки» («Ах ты, берёза») мл.гр.Тюшки –тютюшки, сделай топотушки! – топают ножками.Тюшки – тютюшки, сделаем хлопушки! – хлопаютТюшки-тютюшки, сделаем щелкушки!Тюшки – тютюшки, сделаем шлепушки! – шлёпают по плечам, щёчкам, животику.Тюшки – тютюшки, шлепушки, топотушки! – шлёпают, топают. «По коленочкам» («Ах, вы сени») мл.гр. По коленочкам ладошкой мы похлопаем немножко Тра-та-та-та, тра-та-та, мы похлопаем немножко. По коленям локотками постучим теперь мы с вами. Тра –та-та-та, тра-та-та-та, постучим теперь мы с вами. И ладонью о ладонь мы похлопаем с тобой Тра – та – та – та, тра – та – та та, Мы похлопаем с тобой. (В старших группах можно придумать вместе с детьми: аккомпанемент из звучащих жестов, сочинить простейший аккомпанемент для дразнилки на ксилофонах, используя тоническую ч5, ч8) Лиса. Рус. Нар. мелодия. Лепёшки. Укр. прибаутка. Скок – скок – поскок. Рус. Нар. потешка. Лягушка. Ёжик и бычок. Жучка и кот. Чешск. Нар. прибаутка. Голос человека – еще один «природный инструмент» человека. Голос и артикуляционный аппарат могут рассматриваться как целое собрание инструментальных тембров, которые могут быть использованы для различной звуковысотной игры, создания, эффектов: свист, шипение, глиссандирование, шепот, кряхтение, тремоллирование связками, цоканьеязыком, вдохи, выдохи, возгласы. Речевое музицирование – это большой выигрышь! Если маленький человек петь совсем не умеет, но говорить уже может, значит он может музицировать и импровизировать.Идея использовать ритмизованную речь в обучении детей музыке принадлежит К.Орфу. Речь и движение – два корня музыки. В речевом музицировании можно активно применять игру на музыкальных инструментах, на наших занятиях это называется «украшение» речи. Игра со звуками ( методика К.Орфа)Предложите детям изобразить голосом звук ветра, используя уже известный прием моделирования объема и динамики с помощью звуков Ф,П,С,Ш.Глиссандируя голосом, можно изобразить «завывание» холодного ветра. Ритмо-двигательный канон.Одной из самых увлекательных форм музыкальной импровизации является ритмо-двигательный канон. Ритмо-двигательный канон - это канон, в котором есть речевой канон и канон движений. Музыкального канона нет т.к. мелодии короткие, как формулы. Дети должны сами придумывать движения и мелодии. «В пустыне» Пески: Хр-п-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч- Верблюды: Хам-були –були були, хам –були були….. Погонщики: Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла….Речь, жесты и музыка должны быть очень тесно взаимосвязаны, дополнять друг друга. Благодаря этим трём компонентам развивается музыкальный слух, память, внимание, ритмичность и, как результат - чистота интонирования, выразительность в пении детей; развиваются детские эмоции, мимика, активность мыслительной деятельности и фантазии. Игра ритмов «звучащими жестами» в сочетании с речью и музыкой дает волшебные результаты.Музыкальная импровизация способствует появлению у ребенка чувства радости, уверенности в своих силах, формирует эмоционально. Происходит как бы слияние, упорядочение, приведение в равновесие психики и физиологии. Ребёнок не просто пассивно слушает музыку, но активно участвует в её создании. Это особенно актуально в наше время с его компьютеризацией, стрессами, быстрым темпом, избытком информации.Игра на музыкальных инструментах ценна еще и тем, что может применяться в самых различных условиях – как на занятиях с педагогом, так и в самостоятельной музыкальной деятельности, возникающей по инициативе детей. Музыкальные игрушки-инструменты входят в жизнь ребенка – его ежедневные игры, занятия, развлечения, отвечают склонностям детей и объединяют их в исполнительский коллективВ учебнике Т.Э.Тютюнниковой работе над звуком уделено 12 тем. В своей работе она также показывает примеры игры на нетрадиционных детских инструментах – деревянных, металлических, стеклянных, бумажных. Мы разберем некоторые из них. Начинаем любое занятие классически:Певческая установка, муз.привеиствие, работа над дыханием, все это сопровождается звуковыми жестами, словами и музыкой(сопровождение может быть фортепиано или ксилофон ,или металлофон).Слушание (упражнения по темам – метро-ритм «Что сказал барабан?», жанры «Угадай мелодию»). Пение - работа с клавиатурой, металлофоном, ксилофоном.Работа над песенной импровизацией детей ведётся поэтапно:На первом этапе: различные звукоподражания (тиканье часов, звучание барабана), имитацию голосов кукушки, кошки, передачу голосом настроения персонажей (котик выздоровел – заболел).На втором этапе: дети создают свои мелодии (вопрос-ответ).На третьем этапе: развитие навыка у детей сочинять мелодию на заданный текст (сочинить песни на стихи, выученные в группе или сочинить мелодии в заданном жанре. Такие песенные импровизации дети придумывают на слоги: тра-та-та – марш, а-а-а – вальс, ля-ля – полька, пение с закрытым ртом м-м-м песня).Основная часть занятия может быть выстроена в контексте сказки: Например: «Бумажный карнавал» - знакомство со звуками. На одной загадочной планете жили-были и мирно правили трикороля: Шорох, Шелест, Шепот. На этой планете все было шуршащее, шелестящее: цветы, деревья, птицы, фонтан, королевский оркестр.Жители планеты были тоже особенные: шептунчики, шуршанчики, бумалистики и бумашуршики.Короли жили дружно и всегда ходили друг к другу в гости: (знакомство со звуками). В тишине в лесной глуши, Шепот к Шороху спешит,-2 раза Шепот по лесу шуршит. Шу-шу-шу да ши-ши-ши Тише шорох не шурши Навостри-ка уши, тишину послушай.Каждый год в сказочном королевстве отмечали Бумажный карнавал. Гости приезжали в бумажных костюмах и привозили бумажные инструменты. Их встречали Шорох, Шелест, Шепот. И мы с вами можем попасть туда, если пошуршим, пошелестим, пошепчем.Игра произвольно звуками Ч, Ш, Щ, С, Ц, соединять их в различные сочетания. Можно создать спонтанную «шуршащую» композицию из одних фонем. Можно добавить в нее звучание бумаги и маракасов. Управлять динамикой, моделировать линии этой формы мы можем руками. Открываем карнавал. «Бумажное шествие» - торжественное шествие с шуршащими инструментами (Все выходят под торжественный марш. Затем каждый приветствует королей - Шуточка Селиванова (чередование шуршания и четкого ритма-бумажки, бумажные султанчики, полиэтиленовые пакеты, куски ткани).«Стеклянное королевство» - привлекаем внимание детей к красоте стеклянных звуков. В этом королевстве живут очень изнеженные, капризные, хрупкие персоны с ними нужно быть осторожными. Если стукнуть стаканами друг о друга, то они заговорят и мы услышим их голос.Два стакана до обедаМеж собой вели беседу:«Голосок наш легкий, звонкий,Ледяной и очень колкий,Он прозрачный и летящий, хрупкий и блестящий. Среди стеклянных звуков, есть королевские особы - звуки хрусталя.Стеклянные инструменты не делают, но чистый хрустальный тембрМожет быть у валдайского колокольчика, разного размера треугольников. Игра с инструментами.Однажды у старой царицы,Разбились хрустальные спицы,Посыпался звон из окон, из окон.Его подхватили синицы,Прислушайся к песенке, если случится,Что рядом с тобой распевает синица,И сразу услышишь тот звон из оконЗвон, звон, звон….(оркестр: фужеры, валдайский колокольчик, треугольник (Чай-ковский Танец Фея Драже)А сейчас наш путь лежит в ...Звонкая погода, снега кутерьма,Это время года мы зовем…….Зимнюю сказку.Поэксперементируем со стеклянными инструментами (колокольчиками и треугольниками), поищем приемы игры для получения воздушного прозрачного звучания. «Снежные хлопья» (Ладушки). Искрится и хрустит под ногами снег, звенит лед, снежинки, как замерзшие дождинки, легки и невесомы. Вдруг, Дед Мороз стукнул своим волшебным посохом и снежинки превратились в «хрустики» - скрип, скрип слышится под ногами. «Снег-снег»Как на горке - снег, снег. (жесткий полиэтилен)И под горкой - снег, снег.И на елке – снег, снег.И под елкой – снег, снегА под елкой спит медведь (рубель)(полиэтилен - диминуэндо)Тише, тише, не шуметь.Запись фрагмента Вьюги- Глиссандо голосом на звуке «у» - изобразить завывание зимнего ветра. Рукой рисовать в воздухе линии, моделируя высоту и динамику бури.Метель гудит в трубе шумитОчень страшно одномуА метель все у-у да у-у.Изобразить в воздухе снежную кутерьму.Изобразить «Снежный рожок» водя по краю фужера пальцем. Ветер снежинки гонит и гонит, (треугольник и фужеры с ложками)Кто там поет за стеной,(бутылка и фужер)Это морозец маленький гномик (треугольник и фужеры край поет)Дует в рожок ледяной,Музыка ветра,(Фужер-край, бутылка)Зимняя песня, Слышится снова чуть светКружат снежинки, словно танцуют,(Треугольник и фужер)Зимний метельный балет. ЗаключениеТакие игры-импровизации способствуют развитию музыкальности и ритмичности, развивают внимание, фантазию, умение ориентироваться в пространстве.Музыкальные инструменты притягивают внимание детей, вызывают чувства восторга, восхищения и желания музицировать. Для многих детей игра на музыкальных инструментах – это средство преодоления застенчивости, скованности, формирования умения передать чувства, внутренний духовный мир!Такие задания формируют эмоциональную отзывчивость на музыку, развивают речь, воображение."Надо развивать творческое начало у всех, чтобы мир не оставался таким, какой он есть, а преображался. Преображался к лучшему." Джанни Родари