"Что за прелесть эти сказки"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Что за прелесть эти сказки"
Автор: Харламов Александр Иванович
Разработка открытого урока
в 5 классе
по теме Что за прелесть эти сказки
I четверть 5 урок
Разработал: учитель музыки высшей категории
Харламов А.И.
Тип урока:комбинированный
Межпредметные связи данного урока:музыка, литература
Методы:
Общенаучные:методы системного анализа и синтеза, метод возвращения назад, сравнительный метод, метод обобщения.
Специально-педагогические методы:объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный, метод ситуации успеха, эмоционального воздействия.
Музыкальный материал: Н.Римский – Корсаков “Три чуда” из оперы “Сказка о царе Салтане”; П.И. Чайковский Баба Яга. Песня Добрые сказки
Наглядный материал: картинки с изображением музыкальных инструментов – челеста, флейта, гобой, английский рожок.
На учебной доске: тема, эпиграф урока, портреты композиторов – сказочников Н.А. Римского – Корсакова, П.И. Чайковского, А. Лядова; , поэта А.С.Пушкина.
Литературный материал:“У Лукоморья” - А.С.Пушкин;
Цели урока: познакомить учащихся с программным музыкальным произведением, привить интерес к народному фольклору в русской классической музыке.
Задачи:
1.Проследить единство и связи литературы и музыки, на примере русского фольклорного персонажа и его музыкального изображения.
2. Познакомить учащихся с творчеством русского композитора - А.К.Лядова (1855-1914) и его музыкальным произведением Кикимора.
3. Познакомить с понятием программная инструментальная музыка.
4. Развивать умение слышать музыку, анализировать её.
5. Формировать умение работать индивидуально и в группе, уметь оценивать правильность выполненной учебной задачи.
6. Формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ – образовательных ресурсов Интернета для поиска произведений музыки и литературы; обогащать словарь эмоций.
Образовательная:Формирование у учащихся теоретического знания о необходимой связи музыкального и литературного искусств; учить учащихся применять имеющиеся и полученные знания, умения и навыки о музыке и литературе на практике;
Развивающие:Развивать у учащихся учебно-познавательный интерес к поиску новых знаний, проявляя творчество; содействовать развитию вокально-хоровых навыков, а также навыка индивидуальной и коллективной работы;
Воспитательные:Воспитание музыкальной “слушательской” и исполнительской культуры.
Ход урока
I. Вход в кабинет: “В мире много сказок” (без слов)
Приветствие.
Мы продолжаем с Вами путешествовать по жанрам литературы и музыки и искать ответы на вопрос: “Может ли существовать литература без музыки, а музыка без литературы?” (вопрос прописан на учебной доске)
- Попробуйте догадаться, в каком жанре литературы мы сегодня встретим музыку?
Произнести (с подсказками детей)
У лукоморья дуб зеленый;Златая цепь на дубе том;И днем и ночью кот ученыйВсе ходит по цепи кругом;Идет направо – песнь заводит,Налево – сказку говорит.
- Любите ли Вы сказки?
- Сегодня мы будем слушать и анализировать не простые сказки, а музыкальные – в которых музыка также является главным действующим героем. Итак, давайте вместе произнесем мелодично волшебные слова, которые откроют перед нами сказочный мир: “крибли, крабли, бумс”.
Произносим
- Если бы эти слова произносили музыкальные инструменты, то какие бы это были инструменты на Ваш взгляд? (Гусли, бубен, барабан).
Произносим с помощью музыкальных инструментов (открывается учебная доска).
II.Итак,тема нашего уроказвучит так: “Что за прелесть эти сказки!”
- Кто является автором этого сказочного высказывания?
У: Скажите, с какими музыкальными произведениями на сказочную тему мы уже знакомы?
Д: Три чуда из оперы - сказки о Царе Салтане - Н.А. Римский – Корсаков;
Баба Яга - П.И. Чайковский
У: Удалось ли композиторам передать с помощью музыкальных средств сказочные образы? Давайте вспомним, какая звучала музыка?
Например: Белка – музыка волшебная, сказочная, звучат колокольчики, на мотив песни Во саду ли в огороде…
Тридцать три богатыря - маршевая, бодрая, мощная, могучая.
Царевна Лебедь - нежная, спокойная, степенная, ласковая, струящаяся по глади воды.
У: А как удалось изобразить П.И. Чайковскому Бабу Ягу?
Д: Мелодия короткими звуками, острыми, злыми.
У: А может ли быть Баба Яга смешной и доброй? Приведите пример.
Д: Мультфильм Летучий корабль - там живет не одна, а целая многоэтажная избушка таких лесных старушек. Они поют частушки под гармошку, в которых вспоминают про своих знакомых и друзей – лешего, черта, сказочника.
У: Я предлагаю посмотреть фрагмент мультфильма.
У: Вот какие музыкальные бабки Ежки. Я предлагаю продолжить песенную тему и разучить песню Добрые сказки.
вокально-хоровая работа.
Распевка Бабка ежка костяная ножка
Раздается треск, шум, гам.
У: Ой, ребята, наверное кому-то не понравилось, что мы так громко пели. Кто же это может быть. Давайте поищем ответ в нашем учебнике. Стр. 19.
У: О ком мы прочитали в сказании русского народа, которое записал русский фольклорист- собиратель А. Сахаров?
Д: Про Кикимору.
У: Кто она такая?
Д: Сказочное существо.
У: Кикимора тоже стала образом музыкального произведения композитора А. Лядова. Давайте послушаем как он ее изобразил.
Слушание: А. Лядов Кикимора.
У: Скажите, какая прозвучала музыка?
Д: Сначала спокойная, как колыбельная песня, а потом злая, устрашающая.
У: Значит сколько частей было в этом произведении?
Д: Две части.
Необычно окончание этой оркестровой пьесы - противопоставление звучания крайних регистров, когда еле слышному пиццикато контрабасов отвечает сухой, визгливый форшлаг флейты-пикколо. Может это неожиданно исчезает из виду наш сказочный герой- Кикимора?
У: Ребята, А. Лядов создал несколько симфонических миниатюр на сюжеты русского фольклора, сказочной фантастики. Баба Яга, Волшебное озеро, Кикимора. Произведения, у которых есть литературный подтекст ( программа) называются программными.
Запись в тетрадях.
У: А сейчас мы с вами разделимся на группы и будем выполнять творческое задание.
Деление на группы: Бубен, барабан.
Задание:
1 группа во время слушания создает иллюстрации
2 группа – литературный сказочный сюжет
IV.Анализ выполненных работ.
V. Обобщение
Тестирование.
Программная музыка
злое маленькое существо, живет у кудесника в каменных горах
Колыбельная
инструментальная музыка, в основе которой лежит конкретный сюжет или образ.
Кикимора
А. Лядов, русский композитор
Кто автор произведения Кикимора -
тихая, плавная, певучая мелодия
Чтолежит в основе Кикиморы А.Лядова?
сказание - устное народное творчество, зародившееся глубоко вдревности.
У: В заключение нашего урока я хочу обратиться к эпиграфу: - Вспомните знаменитое высказывание А.Пушкина по этому поводу: “Сказка ложь да в ней намек добрым молодцам урок”
- Чему учит сказка?
- Что же объединило сегодня на уроке музыку и литературу?
- Нужна ли сказка музыке, а музыка сказке?
- Что они дают друг другу?
Оценивание работы на уроке.
Д.З. Прочитать восточную сказку. Называть героев сказки.
Пожелание учителя: Сочиняя сказку, слушайте музыку, которая вам поможет в этом.
Выход из кабинета: “В мире много сказок” (со словами)
Программная музыка
злое маленькое существо, живет у кудесника в каменных горах
Колыбельная
инструментальная музыка, в основе которой лежит конкретный сюжет или образ.
Кикимора
А. Лядов, русский композитор
Кто автор произведения Кикимора -
тихая, плавная, певучая мелодия
Чтолежит в основе Кикиморы А.Лядова?
сказание - устное народное творчество, зародившееся глубоко вдревности.
Программная музыка
злое маленькое существо, живет у кудесника в каменных горах
Колыбельная
инструментальная музыка, в основе которой лежит конкретный сюжет или образ.
Кикимора
А. Лядов, русский композитор
Кто автор произведения Кикимора -
тихая, плавная, певучая мелодия
Чтолежит в основе Кикиморы А.Лядова?
сказание - устное народное творчество, зародившееся глубоко вдревности.