«Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе школы»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе школы»
Автор: Пермиловская Татьяна Валентиновна

Здоровьесберегающие технологии в
учебно-воспитательном процессе школы
Забота о здоровье ребёнка –это
не просто комплекс санитарно-
гигиенических норм и правил…
и не свод требований к режиму,
питанию, труду, отдыху. Это прежде
всего забота о гармоничной полноте
всех физических и духовных сил, и
венцом этой гармонии является
радость творчества
В.А.Сухомлинский
Актуальность применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
Основные вопросы по здоровьесберегающим направлениям, которые изучает учитель:
1. Организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии.
2. Физкультминутки на уроках в начальной школе.
3. Работа по предупреждению утомляемости глаз на уроках.
4. Роль семьи в формировании у младших школьников здорового образа жизни.
5. Организацияучебно-воспитательного процесса в режиме профилактики и охраны психологического здоровья младших школьников.
6. Экспресс-диагностика – основной показатель здоровьесберегающих технологий.
Система работы учителя по использованию здоровьесберегающих технологий.
Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
В деятельности моего класса это выражается через непосредственное обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни; привитие детям элементарных гигиенических навыков; правильную организацию учебной деятельности (строгое соблюдение режима школьных занятий, построение и анализ урока с позиции здоровьесбережения, использование средств наглядности, обязательное выполнение гигиенических требований, благоприятный эмоциональный настрой и т.д.); чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью; в процессе проведения массовых оздоровительных мероприятий; в работе с семьёй.
Организационно-педагогические условия проведения образовательного процесса, как и технология работы учителя на уроке, составляют сердцевину здоровьесберегающих образовательных технологий. Поэтому первое, на что я обращаю внимание, - это составление расписания уроков. В рационально составленном школьном расписании должны быть учтены сложность предметов и преобладание динамического или статического компонентов во время занятий.
Учебные предметы распределяю по трудности в соответствии с недельной динамикой работоспособности школьников. Самые трудные для детей предметы по возможности распределяю по одному на каждый день недели. Четверг обязательно планирую как облегчённый день.
Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока. От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.
Основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики:
1.Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учётом вопросов здоровьесбережения.
2.Реализация на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как общедидактических, так и специфических.
3.Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учётом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.
4.Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями.
5.Активизация развития всех сфер личности учащихся.
6.Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.
7.Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий (физкультминуток, подвижных игр).
8.Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приёмов мышления и деятельности.
9.Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока.
10.Формирование умения учиться, заботясь о своём здоровье.
11. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и контроль каждого урока с учётом особенностей развития учащихся.
Функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности во многом зависит и от соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного статического напряжения я провожу физкультминутки (примерно через 15 минут от начала урока). Кроме этого определяю и фиксирую психологический климат на уроке, организую при необходимости эмоциональную разрядку; строго слежу за соблюдением учащимися правильной осанки, позы за столом, за её соответствие видам работы и чередованием в течение урока.
Физкультминутки провожу, учитывая специфику предмета, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность детей. В состав упражнений для физкультминуток включаю, кроме общеразвивающих:
упражнения дляформирования правильной осанки;
упражнения для укрепления зрения;
упражнения для укрепления мышц кистей рук;
упражнения для укрепления мышечного корсета;
релаксационные упражнения для мимики лица
упражнения, направленные на выработку рационального дыхания;
Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений нехотя, со скучающим видом, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.
Изучив данные о физиологической возможности каждого ребёнка провожу дифференцированные физкультминутки.
1. Упражнения для детей с избыточным весом.
1) ходьба с высоким подниманием коленей;
2) и.п. –ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вверх, отставляя ногу на носок (поочерёдно правую и левую ногу), прогнуться, вдох. Вернуться в и.п., выдох;
3) и.п. – сидя на стуле, откинувшись на спинку. Энергично втянуть живот, затем расслабить его, дыхание произвольное;
4) прыжки с хлопками над головой.
2. Упражнения для профилактики плоскостопия.
1) и.п.- стоя на наружных сводах стоп, полуприсед(4-5раз).
2) и.п. – стоя носками внутрь, пятками наружу, подняться на носки. Вернуться в и.п.(4-5 раз);
3) и.п. – стоя, стопы повернуть внутрь. Подняться на носки, медленно согнуть ноги в коленях, медленно выпрямить ноги в коленях (4-5 раз);
4) и.п. – стоя, поднять левую (правую) ногу – поворот стопы кнаружи, поворот стопы внутрь (3-5раз).
3. Упражнения для улучшения осанки.
1) и.п.- о.с. Принять правильное положение, зафиксировать его;
2) ходьба с правильной осанкой;
3) ходьба с высоко поднятыми руками;
4) ходьба на носках, разводя руки и сдвигая лопатки (30 сек.)
5) лёгкий бег на носках.
Некоторые приёмы самомассажа, точечный массаж.
Массаж обладает расслабляющим действием и облегчает перенапряжение в любое время.
Лицо
Закройте глаза и поглаживайте лицо ладонью. Ведите её от центра лба к вискам – 3 раза, от носа по скулам – 3 раза и ото рта по линии челюсти тоже 3 раза.
Голова
Переберите волосы руками, мягко потянув все корни. Проделайте это по всей голове в умеренном темпе.
Руки
Выполняйте плоское поглаживание руки от запястья к плечу, затем вокруг плечевого сустава и, более легко, вниз до исходного положения. Повторите 3 раза.
Ноги
Сложите руки в кулаки и постукивайте по верхней и внешней поверхности бедра. Ударять кулаком по бедру надо слегка. Массировать в течение 20-30 секунд.
Точечный массаж – простая и безопасная терапия. Массирование производится надавливанием на определённые точки. При простудных заболеваниях и для повышения иммунитета необходимо массировать определённые точки на лице: при головных болях рекомендуется массировать височную область .
6. Упражнения для мышц рук.
1) Моя семья
Этот пальчик- дедушка,
Этот пальчик- бабушка,
Этот пальчик- папочка,
Этот пальчик- мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья! (Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого.)
2) Капуста
Мы капусту рубим-рубим,
Мы капусту солим-солим,
Мы капусту трём-трём,
Мы капусту жмём-жмём.
(Движения прямыми ладонями вверх-вниз. Поочерёдное поглаживание подушечек пальцев. Потирать кулачок о кулачок.Сжимать и разжимать кулачки.)
3) Мы наши пальчики сплели
И вытянули ручки.
Ну а теперь мы от Земли
Отталкиваем тучки.
(Упражнение выполняют стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперёд, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше.)
4) Руки мы на стол положим,
Повернём ладонью вверх.
Безымянный палец тоже
Хочется быть не хуже всех.
( Дети кладут правую руку на парту ладонью вверх, сгибают и разгибают безымянный палец. Затем проделывают то же самое левой рукой. Повторяют упражнение несколько раз.)
7. Упражнения для глаз.
По словам психоаналитиков, если гимнастику для глаз проводить регулярно, зрение у человека восстанавливается полностью, и он может отказаться от очков.
Вот некоторые элементы этой гимнастики:
• Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать глазами слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.
• Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.
• Представь вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нём определённую точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.
• Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, какая описана выше. Глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони не плотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет.
• Смотреть на кончик носа до тех пор, пока не возникнет чувство усталости. Затем расслабиться на 5-6 секунд.
• Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль, считая до пяти.
• Учащиеся стоят возле парт. Вначале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом.
В классе соблюдается режим проветривания. На каждой перемене дети выходят из класса в коридор, я постоянно проветривают класс, этим постоянно укрепляю здоровье детей.
На уроках необходимо использовать элементы светотерапии: доска зелёного цвета, записи жёлтым цветом по волнистым линиям. Это способствует лучшему усвоению и запоминанию материала, понижению утомляемости.
Учитель начальных классов может и должен на каждом уроке уделять особое внимание сбережению здоровья детей. Включение в урок специальных методических приёмов и средств в значительной степени обеспечивает выполнение этой задачи и не требует больших материальных и временных затрат.
Предлагаю рассмотреть один из методических приёмов: вставки о здоровье на уроках
Русский язык
Вставка 1. Вежливые слова и здоровье.
Я предлагает детям правильно списать с доски написанные там слова: спасибо, пожалуйста, с добрым утром, спокойной ночи. Пусть дети подумают, что общего между этими словами, и продолжат список.
- Дети, слова, которые вы написали, называют волшебными. Они добрые, ласковые. Такими становятся и люди, которые их говорят и которые их слышат. Говорите чаще друг другу: Здравствуйте. Когда люди здороваются, они желают здоровья, а желания рано или поздно исполняются. Давайте все вместе скажем:
- Я хочу быть здоровым!
- Я могу быть здоровым!
- Я буду здоровым!
Вставка 2. Списывание текста о здоровье.
Учитель предлагает учащимся правильно списать с доски текст:
Здоровье всего дороже. Чистота- залог здоровья. Здоровье разум дарит.
Русские народные пословицы – кладовая мудрости народа. Они отражают национальные традиции. Хорошо, если бы дети с раннего возраста впитывали их и следовали им. После краткого обсуждения пословицы учитель предлагает повторить её вслух всем вместе.
Чтение
Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье.
Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении. Приведу несколько примеров.
Мойдодыр. Дети легко и охотно приходят к заключению:
Почему нужно содержать кожу в чистоте? Какое значение имеет кожа для человека? Как ухаживать за своими вещами?
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
- Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить.
- Если вода прозрачная, красивая, она чистая?
- Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания.
Учащиеся вспоминают пословицы, подходящие к данному случаю, формулируют правила предупреждения кишечных инфекций:
- Мойте руки перед едой. Мойте руки после туалета. Вымойте хорошо мыло прежде, чем умываться. После еды прополощите рот.
Мир природы и человека
Вставка 1. Растения в природе: их значение в жизни человека
- Природа даёт человеку лекарства. Они растут во дворе, в саду, в лесу, в поле. Это травы, кустарники, деревья. Около 150 видов лекарственных растений признаны научной медициной. Мы можем собрать гербарий лекарственных растений или вырастить аптеку на подоконнике. Подорожник, тысячелистник, крапива, шиповник, черёмуха, берёза, дуб, липа, одуванчик – не перечесть всех природных врачей.
Вставка 2. Человек. Охрана здоровья.
Глаза – органы зрения. Органы слуха.
Дети учатся ухаживать за своим здоровьем, бережно относится к себе и окружающим. Естественный образ жизни человека, соответствующий законам природы, даёт человеку здоровье и долгую счастливую жизнь, а человеческому сообществу – мир и процветание.
Важным направлением здоровьесберегающей деятельности учителя я считаю работу по формированию здорового образа жизни учащихся, как в рамках содержания предметной области, так и во внеклассной воспитательной работе. Семья может и должна стать объектом влияния школы, реализующей здоровьесберегающее образование, основанном на взаимодействии, использовании воспитательного потенциала самой семьи. При этом посредникоммежду семьёй ишколой становится ребёнок.
Работа с семьёй ведётся по следующим направлениям:
1. Привлечение родителей к обучению детей здоровому образу жизни.
2. Привлечение родителей к проведению мониторинга состоянияздоровья детей. ( Составление анкет)
3. Приучение школьников (сначала с помощью родителей, а затем – самостоятельно) к самонаблюдениям и самоконтролю за своим здоровьем.)
4. Проведение бесед о здоровом образе жизни.( Гигиена тела, Здоровый образ жизни – что это значит, Болезнь грязных рук)
5.Участие в конкурсах и выставках (поделок, стихотворений, плакатов Здоровье –это здорово
6. Организация досуга учащихся (дни здоровья, соревнования, веселые перемены, игр по станциям Здоровьем дорожить умей, плакат Старт надежды.).
7. Запись детей в реабилитационно – оздоровительный центр ЛОБУ Волховский КЦСОН Береника, в летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей с ограниченными возможностями здоровья Солнышко, в ФГБУ Детский пульмонологический санаторий Колчаново. Главное в формировании здорового образа жизни, это не слова, а практический результат. Поэтому повышение уровня культуры здоровья учащихся и их родителейя вижу в том, чтобыразвить у них такие практические умения, как:
1) пользование измерительными приборами (ростомер, весы);
2) сравнение полученных показаний с нормативными показателями;
3) составление рационального режима дня;
4) организация правильного питания;
5) выполнениев семье утренней зарядки и комплексов упражнений для
коррекции осанки, зрения и т.д.;
6) проведение профилактических мероприятий в осеннее – зимний
период (витаминизация пищи, закаливание).
Большое внимание в своей работе я уделяю организацииучебно-воспитательного процесса в режиме профилактики и охраны психологического здоровья младших школьников.
Состояние психического здоровья школьников – важнейшая составная часть их общего здоровья. Что же такое психическое здоровье? Термин ЗДОРОВЬЕ, согласно Всемирной организации здравоохранения, определяется как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Психическое здоровье является фундаментом, основой для здоровья психологического. Родиться можно здоровым только психически, а психологическое здоровье приобретается (или не приобретается) в течение жизни, оно является результатом воспитания и самовоспитания, образования и самообразования, стихийной социализации ребёнка. Психологическое здоровье осознанно и целенаправленно выращивается самим человеком, для этого он прилагает определённые усилия, приобщается к накопленному человечеством опыту, к культуре. Поэтому в системе образования более правильным является употребление понятия психологическое здоровье.
Можно выделить основные составляющие, которые характеризуют психическое (и психологическое) здоровье личности:
самосознание, образ Я, адекватный полу и возрасту, позитивное самоотношение; самооценка, соответствующая возрасту;
принятие личной ответственности за свои поступки, здоровье, деятельность, жизнь;
психическая саморегуляция, самоконтроль, эмоциональное благополучие;
адекватная ориентировка в настоящем (во времени и месте),осознание своих эмоций, чувств, мыслей;
способность строить позитивные отношения с людьми, эффективно и конструктивно общаться;
адекватные возрасту психические процессы и психическая деятельность (воображение, внимание, память, мышление).
Основная задача этих классных часов состоит в том, чтобы помочьученикам к окончанию начальной школы повысить коммуникативную компетентность, оптимизировать отношение к себе и другим людям, освоить элементарные навыки саморегуляции, самоконтроля.
№ п/п
Тема классного часа
Литература в помощь учителю
Сроки проведения
1.
Школьный этикет
Кл.часы 3 класс. (стр. 46)

сентябрь
2.
Для чего нужна улыбка.
Предметные недели и праздники. (стр. 147)

октябрь
3.
Настроение и его влияние на здоровье человека
Журнал Начальная школа,
№ 7, 2004, с. 97 - 99


ноябрь
4.
Как отучить себя от вредных привычек.
Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы. ( стр. 153)

декабрь
5.
Я и мои способности
М.Ю. Михайлина, М.В. Лысогорская, М.А. Павлова. Здоровый образ жизни. – КИЦСаратовтелефильм - Добродея, 2006

февраль
6.
Что зависит от моего решения
Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы. ( стр. 220)

март
7.
Мальчики и девочки
Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы. ( стр. 238)

апрель
Но основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии, – это регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало – конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся.
Опыт показывает, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения, активнее приобщать родителей школьников к работе по укреплению и сохранению здоровья детей. Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведёт к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детском коллективе.
Можно с уверенностью утверждать, что здоровьесберегающее обучение
направлено на обеспечение физического и психического здоровья учащихся;
опирается на принципы природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации);
приводит к повышению мотивацииучебной деятельности; предотвращению усталости и утомляемости; приросту учебных достижений;
достигается через учёт особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся.
Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым.
HYPER13PAGE HYPER15
1