Интерактивная инфография: новый тренд в применении мнемотехники с детьми дошкольного возраста
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Интерактивная инфография: новый тренд в применении мнемотехники с детьми дошкольного возраста
Автор: Наталия Васильевна Быкова
Взаимодействие ДОУ и семьи в современном обществе«От того, как прошло детство, кто вел за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».В.А.СухомлинскийВ дошкольном детстве и в образовании, в целом, последние годы происходят значительные перемены. Это связано с бурным развитием общества, изменением в социальных отношениях, изменившимися требованиями к подрастающему поколению. Современные дошкольные учреждения не могли остаться в стороне от модернизации российского образования и изменения социального статуса дошкольного детства. Оно по новым тенденциям становится одним из уровней общего образования. Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности[1]. Поэтому, не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе, в «Концепции дошкольного воспитания», Законе «Об образовании» и др. В соответствии с Законом «Об образовании», одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка», а в ст. 18 записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте». Также в Законе «Об образовании» говорится, что «основная цель всех форм и видов взаимодействия детского сада с семьей – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать».Изучение опыта работы воспитателей с родителями в дошкольных учреждениях, результаты анализа собственной педагогической практики, часто показывает, что наряду с положительными сторонами сотрудничества детского сада и семьи в нем имеются и недостатки: - традиционные формы работы с родителями (беседы, собрания, уголки) дают малый результат;- педагогическая пассивность родителей. Родители не понимают своей воспитательной функции, не желают устанавливать единые требования к ребенку дома и в детском саду;- незнание родителей истинной работы с детьми в детском саду;- педагог выступает в роли информатора семьи о жизни ребенка в детском саду [2]. Почему же так происходит? Не хотят, потому что заняты? Не понимают значимости? Всего понемногу. Но в большей степени – потому что не испытывают насущной потребности. Нужны новые нетрадиционные (современные) формы для сближения детей, родителей, педагогов. Сближение, контакт, взаимодействие родителей и детей необходимо для формирования морально-нравственных качеств и социализации ребенка.Значимость всей нашей работы состоит в том, чтобы установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединив усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей, достичь грамотного вовлечения семьи в единое образовательное пространство для достижения положительных результатов в развитии ребенка.Работая воспитателем, я поняла большую значимость семьи в воспитании ребенка. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка [3]. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, а в частности педагогов, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ должна решаться в трех направлениях: 1.Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.2.Повышение педагогической культуры родителей.3.Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом [4]. Контингент наших воспитанников разнообразен и представлен разными социальными слоями. Но я убеждена, что семьи совершенно разные по составу, семейным ценностям и культурным традициям, по-разному понимающие место ребенка в жизни общества, открыты положительным инициативам детского сада и готовы откликнуться на них.Цель работы — раскрытие актуальных форм и методов взаимодействия с родителями в дошкольном учреждении, необходимых для повышения активности родителей как участников воспитательного процесса.Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:Создать целостную систему взаимодействия педагогов с родителями.2. Повысить педагогическую культуру родителей.3. Приобщить родителей к участию жизни детей детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.4. Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду с учетом требований ФГОС ДО.Предполагаемый результат:1. Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями.2. Повышение педагогической грамотности родителей.3. Повышение профессиональной компетентности педагогов.4. Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов.5. Продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей. Методы, используемые при реализации поставленных задачДля решения поставленной в работе цели и задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ педагогической и методической литературы по исследуемой теме; педагогическое наблюдение, анкетирование, беседы, учет активности родителей, самоанализ педагогов, анализ результатов деятельности. Технология работы Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому, воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Осознавая это, мы решили пересмотреть свою систему работы с семьями воспитанников.Работу с родителями мы организуем на основе следующих принципов:• доступности: каждый желающий может участвовать в мероприятиях, коллективных делах;• открытости: каждый родитель может ознакомиться с Уставом, договором с родителями (законными представителями), с отчетом по работе учреждения и текущей информацией. Педагоги, специалисты и администрация ДОУ всегда готовы к открытому диалогу;• доброжелательности всех участников взаимодействия, соблюдения морально-этического устава для формирования позитивных взаимоотношений родителей и педагогов;• добровольности: в процессе реализации задач взаимодействия с родителями не допускается никакого принуждения;параллельности воздействия детского сада и семьи на детей.На наш взгляд, главным условием организации работы с родителями является соблюдение «принципа содружества», а именно: сотворчества, сотрудничества, соединения, сопереживания, соучастия, создания.Основными условиями, необходимыми для реализации доверительного взаимодействия между ДОУ и семьей, считаем следующие:•изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др.;•открытость детского сада семье;•ориентация педагога на работу с детьми и родителями.Основными этапами работы были:1.Изучение литературы по данному вопросу. Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение экспресс-опроса с целью изучения их потребностей. При этом необходимо учитывать, что некоторые родители предпочитают сами заниматься с ребёнком, а детский сад рассматривают только как среду для игрового общения своего сына или дочки. Полученные данные следует использовать для дальнейшей работы.2.Установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный образ ребенка. 3.Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это может быть информация о некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, его отношении к труду, достижениях в продуктивных видах деятельности.4.Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют здесь активную роль, рассказывая во время посещения семьи не только о положительном, но и о трудностях, тревогах ребенка.5.Совместное с взрослыми исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, выбираются формы сотрудничества.Родители как основные заказчики образовательных услуг имеют право принимать участие в организации образовательного процесса дошкольного учреждения. Необходимо стремиться к тому, чтобы родители стали активными участниками, а не пассивными наблюдателями педагогического процесса [5]. Анализ различных форм работы, как традиционных, так и нестандартных, показал, что все они, так или иначе, перекликаются между собой, поэтому, для успешного взаимодействия необходим комплекс тех или иных форм. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, мы подобрали различные способы вовлечения в работу большей части семей. Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность педагоги нашего детского сада ведут по следующим направлениям:- информационно – аналитическое; - познавательное; - досуговое; - наглядно – информационное. Широко применяется в нашем детском саду информационно-аналитическая форма работы. Основной задачей такой формы работы с родителями является сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника. С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка мы составляем социальные паспорта групп, детского сада. Получив реальную картину, на основе собранных данных, вырабатываем тактику своего общения с каждым родителем, возможность осуществления индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку и дифференцированного подхода к родителям.Проводится эта работа в виде анкетирования, опросов, тестов, социологических срезов, интервьюирования, «почтовых ящиков».В нашем детском саду популярны анкеты: «Анкета-знакомство», «Взаимодействие родителей и педагогов», «Социологическая анкета семьи», «Ваши пожелания и ожидания», «Какой вы родитель?», «Сотрудничество детского сада и семьи»; тесты: «Готов ли Ваш ребенок к школе?», «Какой вы родитель?», «Ребенок и его здоровье» и др.На основе анкетных данных мы разработали критерий «включенности» родителей в образовательный процесс. Он отражает количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций, присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий, участие в выставках, конкурсах, помощь родителей в оснащении педагогического процесса. А также качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволил выделить три группы родителей.- родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения;- родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации;- родители – критические наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же» [6]. Всё это помогает воспитателю найти дифференцированный подход к родителям во время проведения совместных мероприятий.Как показывают проведенные нами опросы родителей, не все родители компетентны в вопросах воспитания и психического развития детей. Есть темы, актуальные для всех категорий родителей, например, особенности того или иного возрастного периода. Родители младших дошкольников испытывают трудности, связанные с кризисом трех лет, капризами и упрямством ребенка, а родители старших дошкольников говорят о проблемах, связанных с ранней подготовкой их к школе. С учетом всех этих данных мы выбираем подходящие формы и методы для дальнейшего сотрудничества с родителями. Познавательные формы организации общения педагогов с семьей играют доминирующую роль среди форм общения педагог – родители. Они призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей, а, значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивать рефлексию [7]. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков. Основная роль в этом направлении принадлежит родительским собраниям (общим и групповым), консультациям, беседам и др. Эти формы использовались и раньше и считаются традиционными. Но, сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. Проведение родительских собраний по старой структуре не оправдывает ожидания родителей. Лекции-консультации, отчеты, беседы уже не находят отзыва в душе родителей. Поэтому, в работе мы стараемся использовать нетрадиционные формы. Например, проведение родительских собраний по мотивам известных телевизионных игр: «КВН», «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?» или же в виде «Педагогической лаборатории», «Аукциона», «Душевного разговора», «Ток-шоу». Давно используется в МБДОУ Детском саду №8 «Сказка» и хорошо себя зарекомендовала такая форма работы, как презентация дошкольного учреждения. Это осовремененная в соответствии с открывшимися компьютерными возможностями форма рекламы ДОУ. В результате такой формы работы родители знакомятся с уставом ДОУ, программой развития и коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, об оказываемых услугах. Одной из форм повышения педагогической культуры родителей является родительская конференция. Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. На конференциях выступают педагоги, представители медицины, учителя, логопед и т.д. Такую родительскую конференцию мы постоянно устраиваем для родителей детей поступающих в детский сад, где знакомим их с учреждением, говорим о возрастных особенностях детей 2-3 лет, подготовке к условиям детского сада, адаптации и др. Еще одной формой работы с родителями, используемой нами, являются тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины. Все чаще в работе наши педагоги используют такие формы работы с родителями, как деловые игры. В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение. Темы игр: «Утро в вашем доме», «Прогулка в вашей семье», «Выходной день: какой он?».Вводим мы в практику работы и такую форму работы как «Гость группы». Необходимо поощрять приход родителей, бабушек и дедушек в группу для рассказа о своей профессии, судьбе, для наблюдения за детьми, игры с ними. Большая работа с родителями проводится при подготовке детей к школе: практикумы, тренинги «Факторы успешной подготовки и адаптации детей к школе», «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу», анкетирование родителей «Скоро в школу», интервью с детьми, тесты «Хочу ли я в школу», родительские собрания, на которые приглашаются учителя начальной школы, логопеды. В результате обогащается воспитательный опыт родителей и повышается эффект семейной подготовки к школе. Для возникновения интереса и желания родителей активно участвовать в обсуждении предлагаемого материала нами используются различные методы активизации родителей: «Мозговой штурм», «Список прилагательных и определений» («Каким бы вы хотели видеть вашего ребенка на пороге школы?». Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем совместно достигается пути реализации цели); «Ассоциации» (собрание на тему «Агрессия». Рисуется ассоциация по теме, затем рисунок исправляется или рисуется новый уже с решением проблемы); «Коллективная запись» (тема «Как любить своего ребенка» родители заносят запись наиболее важных моментов по их мнению. Педагог их суммирует и проводит обсуждение написанного) и др.Для психологического просвещения родителей в нашем ДОУ используются и такие формы работы: семинары-практикумы; дискуссии по проблеме; вечер вопросов и ответов; дни добрых дел; подбор и распространение психолого-педагогической литературы;подготовка памяток, рекомендаций, педагогических бесед (групповых и индивидуальных). Одной из важнейших форм взаимодействия семьи и детского сада мы считаем и она является таковой - индивидуальная работа с каждым родителем. Преимущество такой формы работы с родителями состоит в том, что через посещение семьи, изучение ее специфики, беседы с родителями (с каждым в отдельности), наблюдение за общением родителей с детьми, как в группе, так и дома, педагоги намечают конкретные пути совместного взаимодействия с ребенком. В нашем детском саду особо популярна досуговая форма организации общения, которая призвана устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации, т.к. воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию самого мероприятия.В форме совместных праздников и развлечений проходят у нас такие традиционные мероприятия, как «Осенины», «День матери», «Новый год», «Рождество», «Масленица», «Праздник мам», «День защитников Отечества», «День именинника», «День Земли», «День Победы», «До свиданья, детский сад». Не обходимся мы и без спортивных развлечений, таких как «Зимняя эстафета», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Летний спортивный праздник». Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители выступают в роли непосредственных участников: участвуют в различных конкурсах, читают стихи, поют песни, рассказывают интересные истории, имеют возможность проявить свои знания, эрудицию, смекалку. Эффективная форма общения, помогающая налаживанию доброжелательных неформальных отношений.Стало традицией ежегодно проводить творческие конкурсы в ДОУ на следующие темы: «Осенняя фантазия», «Чудо с грядки», «Новогодняя игрушка», «Юный эколог», «Лучший участок», где родители проявляют свое мастерство, фантазию, творчество.Эффективной формой работы с родителями являются разнообразные выставки. Например, выставки совместных творческих работ «Осенний букет», «Загляните в мамины глаза», «Мастерская Деда Мороза», «Здравствуй, гостья Зима», «Загадочный космос», выставки детских рисунков, самодельных игрушек, книжек-малышек, вернисажи «Руки мамы, руки папы и мои ручонки», «Природа и фантазия». Такая форма совместной деятельности как акции имеет большое воспитательное значение не только для детей, которые учатся не только принимать подарки, но и делать. Родители также не остаются равнодушными, видя как их ребёнок с увлечением играет с друзьями в детском саду в давно заброшенную дома игру, а любимая книга стала еще интереснее и звучит по-новому в кругу друзей. А это большой труд – воспитание человеческой души. Например, акция «Подари книгу другу». Благодаря такой форме работы с родителями мы постоянно обновляем и пополняем библиотеки групп.Кроме этого, в нашем образовательном учреждении проводятся:•совместные проекты «Семейный альбом группы», «Герб нашей семьи», «Моя малая Родина», «Природа нашего края»;•выпуск семейных газет «Здоровейка», «Отдыхаем всей семьей»;•акции «Посылка солдату», «Позаботимся о здоровье», «Птицы – наши друзья»;•совместные экскурсии «Мы – друзья природы». Досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными только, если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия. Установление неформальных доверительных отношений с родителями не является основной целью общения.Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще с ними налаживать контакты, предоставлять педагогическую информацию. Активность родителей в праздниках, конкурсах, создании выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными.Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.В практике работы мы используем следующие наглядно – информационные формы: •родительские уголки;•папки-передвижки, которые формируются по тематическому принципу: «Здоровейка», «Безопасность малышей», «Музыка и дети», «Роль отца в воспитании детей» и т.д.;•фотомонтажи «Из жизни группы», «В кругу семьи»;•информационные фотовыставки «Мама, мамочка, мамуля», «Бабушка рядышком с дедушкой», «Лучший папа на свете», «Этот день Победы» и т.д.;•эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел»;•информационные листки, которые включают в себя объявления о собраниях, информацию о событиях, экскурсиях; просьбы о помощи; благодарность добровольным помощникам и т.д.•памятки для родителей по различным направлениям работы;выставки детских работ, демонстрирующие родителям успехи детей по освоению программы (рисунки, аппликация, самодельные игрушки, альбомы и т.д.). Для того, чтобы наглядная информация была действенной, помогала активизировать родителей, мы стараемся сделать ее эффективной, используя современные технологии оформления самих стендов, используем рубрики: «Спрашивали – отвечаем», «Поиграем, почитаем», «Времена года», «Чем и как занять ребенка дома», «Благодарим», «Это интересно» и т.д., в которых размещен практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания. По сравнению с известными формами работы с родителями огромную роль и преимущество играет создание официального сайта в сети Интернет нашего детского сада. На сайте содержится информация для родителей: о жизни ДОУ, истории создания учреждения, об оказании дополнительных образовательных, эстетических и оздоровительных услуг и многое другое о направлении работы ДОУ. Имеется обратная связь, где родители могут высказывать свои предложения, пожелания, писать отзывы о работе ДОУ. Открываются сайты групп, где педагог делится информацией о жизни детей в детском саду. Преимущества сайтов в том, что родители могут следить за жизнью своих детей в группе; могут получать информацию в форме педагогических советов. рекомендаций. Организация совместной деятельности родителей и детейАнализ теории и практики работы с семьей выявил еще одну проблему на современном этапе — организация совместной деятельности родителей и детей. Одна из главных задач педагогов — создать условия для развития нормальных отношений в семье, а это может быть достигнуто только при деятельности родителей и детей, которая может быть реализована в различных формах.Например, формы познавательной деятельности — это общественные смотры знаний, умений и навыков, творческие отчеты по направлениям деятельности, праздники знаний и творчества и т.д. Предмет, тему, методику проведения родители и воспитатели определяют совместно. Воспитатель составляет задания, помогает сформировать группы, организовать подготовительную работу, а родители участвуют в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов.Формы трудовой деятельности. В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому, многое у нас в детском саду сделано руками пап и мам наших детей – ремонт групп, игрушек, мебели, пошив штор, изготовление атрибутов для игр, помощь в создании предметно-пространственной развивающей среды в группах, трудовой десант по благоустройству и озеленению участков детского сада. Результат совместной деятельности детей и родителей способствует развитию эмоций ребенка, вызывает чувство гордости за своих родителей. Доверительные отношения устанавливаются постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем.Обобщение и оценкаПонятие «взаимодействие с семьей» нельзя путать с понятием «работа с родителями». Хотя второе является составной часть первого. Взаимодействие обязательно подразумевает не только распределение задач между участниками процесса, но и обратную связь. Уже сейчас можно сказать, что работа в этом направлении ведётся в нашем образовательном учреждении успешно. По нашим наблюдениям родители научились более самокритично оценивать себя как воспитателей и смотреть на ситуацию глазами ребёнка, не стесняются обратиться за советом к педагогу. Они стали проявлять искренний интерес к жизни детского сада, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Совместная деятельность сблизила педагогов и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось участвовать в совместных проектах. От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все: сами родители, педагоги и, прежде всего, дети. Они с уважением, любовью и благодарностью смотрят на членов своей семьи, которые, оказывается, так много умеют, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи своих воспитанников, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.Результативность опыта Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга [8]. Это стало возможным, только благодаря объединению сил и сотрудничеству.Анализ совместных мероприятий, наблюдения, учет активности родителей, а также самоанализ со стороны педагога показывает, что родители ощущают себя более компетентными в воспитании детей, проявляют искренний интерес к жизни группы и образовательного учреждения, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.Таким образом, результатами работы по данной теме являются:создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и обучении детей;повышение уровня включения родителей в деятельность детского сада;создание условий для привлечения родителей к планированию и организации деятельности ДОУ;проявление большего интереса со стороны родителей в совместной творческой деятельности с детьми;повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам взаимодействия с семьями воспитанников и выбора эффективных форм и методов сотрудничества;повышение культуры межличностного взаимодействия педагогов и родителей в ДОУ.Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.Наша главная цель – воспитывать будущих созидателей жизни.Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать близких им людей. ЛитератураАгавенян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. « Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями» - Москва: ТЦ Сфера, 2009.Арнаутова, Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях / Детский сад от А до Я. – 2004, №4.Белая К.Ю., Жемчугова А.Е., Щапова О.В. «В помощь воспитателям ДОУ в работе с родителями» - Москва: Школьная Пресса, 2011.Буре Р.С., Островская Л.Ф. «Воспитатель и дети» – Москва: «Ювента», 2001.Виноградова Н.А., Зайчикова А.И, Микляева Ю.В. «Детский сад и молодая семья: основы успешного взаимодействия»/ под редакцией Микляевой Н.В.- Москва, 2010.Волкова Т.А., Чернова А.Н. «Семейный детский сад» в системе государственного дошкольного воспитания и образования. - Москва, Обруч, 2011.Виноградова Н.Ф., Загик Л.В., Куликова Т.А. «Воспитателю о работе с семьёй» - Москва: Просвещение, 1989.Данилова Т.А., Лагода Т.С, Зуйкова М.Б. «Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом»: пособие для практических работников ДОУ. - Москва: АРКТИ, 2005.