"Развитие музыкальных и творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных приемов в работе музыкального руководителя"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Развитие музыкальных и творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных приемов в работе музыкального руководителя"
Автор: Пехпатрова Ольга Владимировна

"Развитие музыкальных и творческих способностей дошкольников, посредством использования нетрадиционных приемов в работемузыкального руководителя"Форма: мастер класс с участием музыкальных руководителей и педагогов ДОУПодготовила: музыкальный руководитель МКДОУ детского сада «Малиновка»пгт Мурыгино Юрьянского района Кировской области Пехпатрова Ольга Владимировна.Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения.Задачи:- Продемонстрировать нетрадиционные приемы работы в развитиимузыкальных и творческих способностей дошкольников.- Отработка творческих методов и приемов в развитии музыкальных способностей у дошкольников.Атрибутика мастер – класса: - цветные галстуки 4-х цветов для участников,- музыкальные инструменты: ложки, трещотки, маракасы, музыкальные треугольники, клавесы, кастаньеты, свистульки;- нетрадиционные музыкальные инструменты: коробка, лист бумаги;- мультимедийная презентация с названиями островов и текстами, озвучиваемых участниками, стихотворений.Организационный моментУважаемые коллеги, своё выступление мне хотелось бы начать с притчи.«Жалуется дочь отцу: «Отец, я устала, у меня такая трудная жизнь, одни проблемы. Я все время плыву против течения. У меня нет больше сил… Что мне делать?»Отец вместо ответа поставил на огонь три кастрюли с водой: в одну положил морковь, в другую положил яйцо, а в третью положил зерна кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из третьей кастрюли.- Что изменилось? — спросил он свою дочь.- Яйцо и морковь сварились, а зерна кофе растворились в воде, - ответила она.- Нет, дочь моя, это лишь поверхностный взгляд на вещи. Посмотри, твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменились под воздействием одинаковых неблагоприятных обстоятельств — кипятка. Так и люди, сильные внешне, могут расклеиться и стать слабаками там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и окрепнут…- А кофе? — спросила дочь.- О! Это самое интересное! Зерна кофе растворились полностью в новой враждебной среде и изменили ее — превратили кипяток в великолепный и ароматный напиток.»Есть особые люди, которые не меняются в силу обстоятельств, они изменяют сами обстоятельства, извлекая пользу и знания из ситуации. Сказанное выше полностью можно отнести к педагогам. Быть хорошим педагогом — значит уметь применить свой талант и творчество там, где нужно изменить ситуацию так, чтобы окружающие получали в процессе обучения импульс к развитию – становились умнее, добрее, смелее.Педагогам необходимо знать не только приёмы и методы обучения, но и в первую очередь, к проведению любого занятия подходить творчески. А профессия «воспитатель» подразумевает, что это должен быть человек творческий, заинтересованный, не боящийся современных инновационных технологий и задумывающийся над построением работы в соответствии с ФГОС.Сегодня вашему вниманию мне хотелось бы провести мастер-класс по теме: «Развитие музыкальных и творческих способностей дошкольников, посредством использования нетрадиционных приемов в работе музыкального руководителя". Но, прежде чем мы перейдем к практической части нашего мастер-класса, я хотела бы вас спросить: «Как Вы думаете, что такое музыкальные способности?» (ответы педагогов).Ученые определяют термин «способность», как особенность человека быстро получать определенные навыки и использовать их. Основным свойством способности является то, что она не может существовать без постоянного развития. Поэтому музыкальное воспитание призвано развивать способности подрастающего поколения, тем самым формируя основы музыкальной культуры будущего.Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения, которые вы можете использовать в игровых ситуациях и в повседневной жизни детей для развития музыкальных и творческих способностейНаш мастер - класс пройдет в форме морского путешествия. Вы – команда моряков, разделенная по цветовой гамме, полученных вами галстуков. Разрешите мне быть вашим капитаном. Наш лайнер уже ждет нас, осталось лишь придумать ему название. Помните, как в одном известном мультфильме «как вы яхту назовёте, так она и поплывёт»? (участники предлагают свои варианты названия лайнера)Ход мастер – класса:Звучит звук корабельного колокола- Отплываем. Право руля, лево руля, вижу впереди остров под названием«УГАДАЙ-КА». Приглашаю посетить этот остров моряков в красных галстуках.(выходят участники)- Музыкальный ритм настолько ярко выражает мелодию, что по нему можно угадать знакомую песню или мелодию. Мы сейчас убедимся в этом.Для начала я предлагаю прослушать две, знакомые нам с детства песни, а затем, наши участники исполнят ритмический рисунок одной из них, а вы, должны угадать, какая именно песня прозвучала.Игра «Угадайте песню по ритмическому рисунку»
  • Звучат мелодии песен: «Пусть бегут неуклюже» и «Антошка»
  • - Усложним задание: без музыкального оригинала песни, зрителям предстоит угадать ритмический рисунок песни:
  • Участники проигрывают ритмический рисунок р.н.п. «Калинка» на ложках. Зрители угадывают.
  • - Такое упражнение , чувство ритма, слух и память дошкольника. В работе с дошкольниками следует обратить внимание на то, что дети могут узнать только ту песню, которую они исполняли или слушали на этом же занятии. Благодарю команду первопроходцев, предлагаю вам занять ваши места в каютах, потому что мы с вами отправляемся дальше.Звучит звук корабельного колоколаЗвук «шум моря»- Закройте глаза откиньтесь на спинку стула и послушайте, как шумит море. Открывайте глаза, мы с вами уже далеко, берега не видно, кругом океан.А пока мы добираемся до следующего острова, проведем музыкальный блиц – опрос. «Музыкальный блиц-опрос»
  • На чём в мультике играл крокодил Гена? (На гармошке)
  • На чём играл кот Матроскин? (На гитаре)
  • Какой музыкальный инструмент был у Папы Карло? (Шарманка)
  • Попытайтесь вспомнить, как называется песня, где гостям предлагают «бей кокосы, ешь бананы…»? (Чунга-Чанга)
  • - Замечательно! А вот и на горизонте новый остров под названием «Остров стихотворных и сказочных шумелок». И я приглашаю команду моряков с зелеными галстуками посетить этот остров. (выходят участники)- В своей работе я обращаюсь к сказкам – шумелкам С. и Е. Железновых. Давайте вместе с вами исполним сказку под названием «Друзья». Возьмите, пожалуйста, понравившейся вам музыкальный инструмент.Сказка - шумелка «ДРУЗЬЯ»«Жил-был в лесу зайчишка. Он любил бегать, прыгать и играть (ТРЕЩОТКА) У зайчика было много друзей: маленькая белочка, которая весело и резво скакала по деревьям (КОРОБОЧКА) Колючий ёжик, который любил прятаться в травке (МАРАКАС) И серьезный дятел, который все время стучал своим клювом по деревьям (КЛАВЕСЫ) Однажды друзья встретились на осенней полянке и начали друг другу рассказывать, как они провели лето. Зайчик показал, как он научился барабанить по пеньку (ТРЕЩОТКА) Ёжик показал, как он умеет бегать и прятаться в травке (МАРАКАС) Белочка похвалилась, как она научилась собирать орешки (КОРОБОЧКА) А серьезный дятел показал, как он умеет летать (ЛИСТ БУМАГИ) и стучать по деревьям своим клювом то быстро, то медленно (КЛАВЕСЫ) После разговоров друзья начали вместе играть и веселиться, (ТРЕЩОТКА, КОРОБОЧКА, МАРАКАС, КЛАВЕСЫ), а когда наступил вечер, все отправились по домам.»- Аплодисменты команде бесстрашных моряков в зеленых галстуках. Но не спешите, уважаемые моряки. прощаться с этим чудесным островом.Ведь если только свяжем мы музыку и слово,Tо выучить с детьми стихи захотим мы снова.Мы научим их читать с чувством, выражением.Впереди у вас друзья, море достижений.-Предлагаю вам озвучить при помощи музыкальных и шумовых инструментов стихотворение «Ночная музыка» Романа Сефа. Возьмите, пожалуйста, инструменты, они вот на этом столике. Обратите внимание на пюпитр, на нем стихотворение, которое вы будете читать.
  • Участники берут музыкальные инструменты (трещотки, кастаньеты, треугольники, свистульки)
  • Вашу группу мы разделим на четыре маленькие подгруппы: первая (с трещотками) будет исполнять первую строку стихотворения, вторая кастаньетами) соответственно вторую строку, а третья (с треугольниками) и четвертая (со свистульками) третью и четвертую строки.Участники читают стихотворение по строке каждая подгруппа1.(Трещотка)Поздней ночью двери пели, песню долгую скрипели!2.(Кастаньеты) Подпевали половицы – «Нам не спится, нам не спится!»3.(Треугольники)Ставни чёрные дрожали и окошки дребезжали!4.(Свистулька) И, забравшись в уголок, печке песню пел сверчок.Уважаемые слушатели, вам понравилось? А вам, дорогие музыканты? Положите инструменты и можете вернуться на свои места! Спасибо!При помощи таких сказок – шумелок и поэтического музицирования у детей совершенствуют такие навыки, как чувство ритма, владение темпом, динамикой. Дети учатся различать звучание инструментов по тембрам, развивается чувство ансамбля. Дорогостоящий инструментарий с успехом заменяют самостоятельно изготовленные шумовые и ударные инструменты.Звучит звук корабельного колокола- А мы отправляемся дальше, и чтобы наше круизное путешествие проходило в приятной и дружеской обстановке, предлагаю вам покачаться не только на морских волнах, но и на волнах музыкального радио. Правда, по причине отдаленности от земли, иногда здесь бывают помехи, но нам с вами, я думаю, не доставит проблем допеть окончание песенной фразы, если вдруг мы потеряем частоту.Викторина «Испорченное радио»(задача участников – допеть фразу из детской песни)
  • Вместе весело шагать … (по просторам).
  • Антошка, Антошка, пойдём… (копать картошку).
  • От улыбки станет всем светлей, от улыбки (в небе радуга проснётся).
  • Облака – белогривые лошадки. Облака, что вы… (мчитесь без оглядки).
  • Дружба крепкая не сломается, не расклеится… (от дождей и вьюг).
  • Меня не пугают ни волны, ни ветер, плыву я… (к единственной маме на свете).
  • - Молодцы! Прекрасно справились с заданием и не заметили, как подплыли к следующему острову под названием «Остров Сирен» и я предлагаю прогуляться по нему всем командам. Участники выполняют задание со своих местУпражнение «Испорченная пластинка»Задание участникам: исполнить фрагмент песни «Кузнечик» В. Шаинского следующим способом: каждая чётная строка песни исполняется вслух, нечетная про себя. Одновременно пение сопровождается ритмическими хлопкамиВ траве сидел кузнечик,                         вслухВ траве сидел кузнечик,                     про себяСовсем как огуречик                                 вслухЗелененький он был.                             про себяПредставьте себе, представьте себе           вслухСовсем как огуречик.                             про себяПредставьте себе, представьте себе           вслухЗелененький он был.                               про себя- Такое ритмическое упражнение помогает развивать внутренний слух у детей.Звучит звук корабельного колокола- Мы покидаем «Остров Сирен» и отправляемся дальше на остров с необычным названием «Остров звучащих жестов». Вы со мной согласитесь, если я скажу, что в настоящее время каждый музыкальный руководитель располагает необходимым количеством музыкальных инструментов, владеет различными технологиями и техниками игры на них. Но самым доступным инструментом среди этого многообразия по – прежнему остается наше собственное тело, являющего уникальным музыкальным инструментом с различными звучаниями. Звучащие жесты – это ритмическая игра звуками нашего тела: хлопками, шлепками, притопами ногами, щелчками пальцев. Использование собственного тела, в качестве музыкального инструмента помогает в развитии координации, способствует развитию чувства ритма и пониманию музыки. А сам термин «звучащие жесты» принадлежал Гунильду Кетману. И сейчас я приглашаю поближе познакомиться с этим островом группу моряков в желтых галстуках.Выходят участники - Коллеги, я предлагаю вам познакомиться с технологией «Боди – перкуссия», которая в настоящее время стала широко применяется в музыкальном образовании в силу своей доступности. Вашему вниманию я предлагаю музыкально-дидактическую игру «Передай ритм». Она направлена на развитие ритмического восприятия и музыкальной памяти. МДИ «Передай ритм».Задание участникам: участники встают друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего. Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм на плечах участника, стоящего перед ним. Соответственно второй участник улавливая ритм, передает следующему. Последний участник (стоящий впереди всех) «передаёт» ритм, хлопая в ладоши.- Зазвучали жесты наши, а ведь так бываетКоординацию движений, ритмВ упражнениях развиваем.А теперь прошу вас встать лицом к зрителям!Упражнение «Шлепай-топай!»Руки, ноги, голова есть и не нужны слова!  Голос наш сейчас молчит, только тело говорит!Вам предстоит на каждую музыкальную фразу из песни выполнять только ритмические движения – так называемые звучащие жесты: хлопки, шлепки, щелчки пальцами, притопы. Музыка очень знакомая, это песенка «Добрый жук» композитора Спадавеккиа из фильма-сказки «Золушка». Звучит полька «Добрый жук», участники на каждую фразу выполняют ритмические движения по показу музыкального руководителя.Встаньте, дети, встаньте в круг – четыре шлепка по ногам четвертными долямиВстаньте в круг – три хлопка восьмымиВстаньте в круг – три притопа восьмымиЖил на свете добрый жук… – повтор с началаУчастники выполняют задание.Какие вы молодцы! Справились! Тогда добавим припев и немного новых движений!Припев: Никогда он не ворчал - четыре щелчка пальцами Не кричал -  три притопа Не пищал -  три хлопкаМолодцы! В таких играх у детей вырабатывается скорость реакции, внимание, умение действовать в едином ансамбле, коллективно, развивается координация движений. Прошу команду вернутся на свои места.Звучит звук корабельного колокола- А мы отплываем к последнему острову, но прежде, чем сказать его название, прошу вас отгадать загадки, где живут звуки, которые я вам назову: 1.Дождь, ветер, метель, гроза (природа),2. Часы, телефон, пылесос, чайник (Дом)3. Самолет, салют, карусель, машины (Улица)- Замечательно и последний вопрос: «Какое музыкально-ритмическое упражнение», встречается в механике? (Пружинка.) А вот и перед нами остров, жители которого очень любят выполнять не только одну пружинку, но и другие музыкально – танцевальные упражнения, потому как это «Танцующий остров», на который мы с вами все вместе совершим экскурсию. - В музыкально-двигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение. Разрешите мне познакомить вас с инновационной музыкально – педагогической технологией, автором которой является Татьяна Анатольевна Боровик - это «Хор рук». Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в котором все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих - «дирижеров». Данная форма направлена на развитие:●      координационной свободы движения,●      чувства ритма,●      внимания,●      ансамблевой слаженности,●      способности к двигательной импровизации. «Первую двигательную партию» исполняют руками одна группа детей (сидящая в ряд на стульях), зеркально отражая движения сидящего ведущего - «дирижера», «вторую» - другая (стоящая позади них), соответственно копируя движения стоящего ведущего- «дирижера». На первом этапе ведущими - «дирижерами» выступают взрослые. По мере накопления детьми двигательных навыков эту роль с удовольствием берут на себя дети. Здесь предполагается использование дополнительного атрибута – «перчаток» - снежинок, листьев, овощей и фруктов, посуды, цветов и бабочек и т. д. В зависимости от темы, сезона и сюжета получаются самые разные по настроению и характеру композиции («Осенний лес», «Снежный вальс», «Танцующий сервиз для мамы», «Овощной базар», «Летняя фантазия)  Участники делятся на «хор двух голосов»: Цветы и Мотыльки.«Хор рук»- У нас были голоса цветов, голоса мотыльков. Можно использовать и другие варианты: звуки капель дождя, шум листьев и веток деревьев т.д.В музыкально-двигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение. И в этом нам поможет театр танцевальной пантомимы. Поделившись на 4 группы мы с вами попробуем изобразить деревянных человечков, веревочных, стеклянных, очень хрупких и тяжелых чугунных. Давайте включим наше воображение и покажем танец необычных человечков.Под музыку каждая подгруппа демонстрирует выход своих человечков:а) деревянных человечков, двигая руками и ногами, как Буратино (на шарнирах)б) веревочных человечков, расслабленные мышцы рук, ног, головы, руки висят, как плетив) человечков стеклянных, идут осторожно, на носочках, боясь «разбиться»г) чугунных человечков, тяжело переступая, напряженно, медленно, суставы неподвижны.Замечательно! Вы не только отлично выполнили задание, но и повеселили наших зрителей! Необходимым условием развития воображения, пластической выразительности является умение ребенка владеть своим телом.Движение под музыку обладает положительным влиянием на психику ребенка, поскольку создает особую атмосферу эмоциональной теплоты и доверия в процессе работы. Поэтому просто необходимо в процесс освоения музыкального языка ввести действие. А если это действие необычно, интересно и увлекательно, успех в работе с детьми нам всем практически обеспечен! На этом наше морское путешествие подошло к концу. И свой мастер - класс мне бы хотелось закончить такими словами:Наша цельразвивать и воспитывать,И частичку души своей вкладывать.Если дети поют и танцуют,Музицируют или рисуют,Значит, дети счастливее сталиЗначит, трудимся мы не напрасноИ профессия наша прекрасна!Желаю удачи! Спасибо за внимание и участие!