«Изучение истории родного края - основа патриотического воспитания и духовно-нравственного воспитания школьников»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Изучение истории родного края - основа патриотического воспитания и духовно-нравственного воспитания школьников»
Автор: Наталия Николаевна Зайцева
«Изучение истории родного края - основапатриотического воспитания и духовно-нравственного воспитания школьников»Гражданство и патриотизм – это вечные непреходящие ценности на каждом этапе развития истории, закреплённые веками и тысячелетиями. Они присущи всем народам. Качества человека, предполагающие любовь к Родине, готовность служить её интересам, своему народу, выполнять гражданский долг и конституционные обязанности по защите своей страны. Вместе с тем патриотизм – это естественная привязанность к родным местам, языку, любви и уважение к Отечеству, к историко-культурному наследию народов.Академик Д.Н.Лихачёв говорил: «Если человек не любит, хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежат,- значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны,- он, как правило, равнодушен к своей стране».Познание окружающего мира как части Родины соответствует принципу «от частного к общему». Местный материал доступен учащимся для освоения, что позволяет на конкретных примерах объяснить им достижения всей страны, раскрыть преемственность в культурных традициях и определить место своего края в отечественной и мировой истории. Опыт показывает, что школьникам трудно запомнить исторический материал, который связан с чем-то далеким, незнакомым. А рассказы об исторических событиях в родной местности вызывают жгучий интерес, поэтому мы с ребятами, изучая историю России, часто проводим параллели с историей родного края, близкого и понятного всем нам. Поэтому, главной задачей в своей работе я считаю использование краеведческого материала на уроках истории с целью активизации познавательной деятельности школьников и, конечно же, воспитания патриотизма. Таким образом в ходе этой работы решаются следующие задачи:1.Специальные: познавательные: получение учащимися основ знаний о родном крае;практические: формирование навыков исследовательской работы.2.Общепредметные: развитие логического мышления; обучение школьников самостоятельно выполнять задания по краеведению; формирование навыков работы с документом, книгой, справочной литературой; развитие связной монологической речи, как устной, так и письменной. Так, например, школьными программами по истории России в VI-ХI классах предусмотрено изучение истории края с древнейших времен и до наших дней. Местный материал стал неотъемлемой и обязательной частью при изучении отечественной истории на наших уроках. Изучая, например историю России начиная с XIII века, невозможно обойти вниманием историю Укека (Увека), который является прекрасным наглядным пособием для наших школьников.Укек – средневековый город Золотой Орды, основанный в середине XIII века на берегу Волги. Ребята знают, что сейчас на этом месте находится археологический памятник «Увекское городище».Археологические раскопки Укека или Увекского городища впервые начались в самом начале XIX века. Раскопки организовал саратовский губернатор Ширинский-Шихматов, который сам принимал в них участие. Профессор Ф.В. Баллод называл Укек «Приволжскими Помпеями».Члены Саратовской ученой архивной комиссии, созданной в 1886 году постоянно посещали городище, собирали увекские древности, которые составили основу нынешней археологической коллекции Саратовского музея краеведения. Приезжали и иностранные археологи. Все находки сделаны в основном на поверхности памятника. Они относятся к археологической культуре Золотой Орды и есть в музеях Европы: в Эрмитаже (Россия, Петербург), Государственном историческом музее (Россия, Москва), Лувре (Франция, Париж), Британском историческом музее (Великобритания). Но основная масса находок хранится в Саратовском областном музее краеведения.Одними из самых значимых раскопок начала XX века стали раскопки мавзолея-усыпальницы монгольской элиты, обнаруженные в 1913 году. Здесь были обнаружены серебряный поясной набор, шелковую шапочку-бокку, шелковый халат и многое другое.Археологические раскопки Увекского городища с начала XIX в. И до 2005 года носили эпизодический характер. С 2005 года и до настоящего времени раскопки стали ежегодными. Увекская археологическая экспедиция под руководством археолога Дмитрия Александровича Кубанкина на сегодняшний день отметила 15 полевых сезонов.За это время было получено большое количество информации об Укеке, его жителях, топографии и многом другом. Так, были частично раскопаны фрагменты двух христианских храмов, ювелирная мастерская в христианском квартале, гидротехническое сооружение, землянка мастера-ювелира, остатки нескольких домов бедных жителей, участок средневекового некрополя, водосборник-распределитель талых вод и многое другое. С 2015 года археологический памятник «Увекское городище включен в Единый государственный реестр памятников археологии Российской Федерации и получил статус федерального. Таким образом, можно сделать вывод, что краеведческий материал придает отечественной истории свой неповторимый колорит. Местные материалы играют важную роль, увязывая жизнь и быт любого населенного пункта страны с огромным понятием нашей великой Родины.