Патриотическое воспитание на уроках литературы 5-7 классов


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Патриотическое воспитание на уроках литературы 5-7 классов
Автор: Немчинова Светлана Викторовна

Статья«Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках литературы в 5-7 классах»Составитель: Немчинова Светлана Викторовна
  • Актуальность
  • Каждому учителю сегодня очевидно, что снижение интереса обучающихся к изучению литературы, к чтению, а, значит, и к национальной культуре, ведёт к духовному опустошению подрастающего поколения.Педагоги прошлого, говоря о роли патриотизма в становлении личности, указывали на его формирующее влияние. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».Но благородные чувства не рождаются сами собой, а формируются и развиваются в процессе воспитания и приобретения жизненного опыта, начиная с детских лет. Задача гражданского и патриотического воспитания заключается в ориентации подрастающего поколения на отечественную культуру, формирование ценностного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому. Важно прививать детям чувство гордости за свою страну, родному языку, народным традициям, истории, культуре, природе страны; формировать активную гражданскую позицию и самосознание гражданина Российской Федерации.Влияние литературы в целом, и чтения, в частности, на формирование личности школьника неоспоримы. Как говорил В. Сухомлинский: «Чтение как источник духовного обогащения, не сводится к умению читать; этим умением оно только начинается. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». Школьная программа по литературе в 5-7 классах предоставляет школьникам образцы нравственного поведения, духовной культуры личности, расширяет позитивный социальный опыт детей и подростков.Из опыта работыСегодня проблема воспитания гражданина и патриота в условиях экономической нестабильности, социального неравенства общества, эгоизма, равнодушия, немотивированной агрессивности, цинизма, роста национализма стоит особенно остро.В 5-7 классах на уроках литературы учащимся нравятся литературные викторины, кроссворды, чтение по ролям, чтение с остановками, заочные путешествия, слушать актёрское чтение. Тут компьютер - лучшее подспорье. Использование современных технологий повышают эффективность обучения и качество знаний, придают уроку эмоциональную окрашенность, облегчают усвоение нового материала, развивают познавательную активность учащихся. Но не менее важным считаю регулярное использование дискуссии на учебных занятиях. Для получения знаний и понимания возможности их использования в практической деятельности необходимо не просто прочитать и выучить материал, но и обязательно обсудить его. Дискуссия – это целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради формирования мнения каждым участником или поиска истины. В учебной дискуссии позиция педагога является организационной, задаёт тон обсуждению, контролирует соблюдение правил беседы всеми участниками. Устное народное творчество содержит богатый материал для воспитания учащихся в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. В нём сохранились черты русского характера, присущие ему духовные ценности, представления о чести и бесчестии, храбрости и трусости, трудолюбии и лени. В пословицах, поговорках, загадках, песнях, былинах содержится многовековая мудрость народа, нравственные уроки о добре, порядочности, совестливости, верности долгу, Отечеству.Одним из жанров, содержащим в себе воспитательные возможности, являются пословицы патриотического содержания. Основная работа с пословицами - это раскрытие их смысла прямого и переносного значения. Жить – Родине служить. Сам погибай, а товарища выручай. Герой умирает, а слава его живет. Любовь к Родине сильнее смерти. Ручьи сольются – река, люди соединятся - сила. Одна у человека мать, одна у него и Родина. На уроках литературы интересна игра «Аукцион пословиц» - обучающиеся вспоминают как можно больше пословиц со словом "Родина", "солдат", "воин", "смелость", … Это пробуждает интерес к историческому прошлому своей страны, её культуре, способствует воспитанию патриотических чувств.Игра «Расположить слова пословицы в правильном порядке» несложная, но интересная -Никогда Россия ярма не носила Мир строит, война разрушаетИгра «Путешествуем с пословицами и поговорками» - узнать или отгадать, какие географические названия, термины и понятия встречаются в пословицах и поговоркахРека Волга - всем рекам мать. Хвалится Казань осетрами, а Сибирь соболями. Погиб, как швед под Полтавой. Не сразу Москва строилась. Ехал в Казань, а приехал в Рязань.Орёт на всю Ивановскую. Москва верстой далека, да сердцу рядом. Москва слезам не верит, ей дело подавай. На Руси не все караси – есть и ерши. Тот герой, кто за Родину горой. У каждой страны свои обычаи. Знакомя пятиклассников с миром сказок, пословиц, поговорок, загадок, стараюсь показать им мир волшебства, образности, точности русского языка.Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо», ее главный герой – Иван, - настоящий воин, умеющий постоять за себя словом и делом, учит детей чувству долга, мужеству, любви к своему Отечеству.В процессе анализа образа положительного героя строю разговор так, чтобы подростки включились в размышление о смысле существования человека в обществе, его ответственности за своѐ поведение на примере произведений. Возьмём рассказ «Кавказский пленник» Льва Толстого. Автор поднимает в нем важные нравственные проблемы: товарищеский долг, доброта и отзывчивость, верность, дружба, храбрость и стойкость. Он славит сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия, повествует о силе дружбы, которая сближает людей разных национальностей.Остро ставит Толстой проблему «мира и войны» в человеческой душе. Автор убеждён, что зло в ответ рождает только зло и разрушение. В основе зла – нетерпимость, стремление к наживе, национальные предрассудки. Злу могут противостоять любовь к людям, доброта, забота о ближнем. Зло рождает в душах людей войну, а доброта – мир. Но победа «мира» приходит не сразу и не ко всем. К старику Хадже, ненавидящему всех, она уже не придёт. А для девочки Дины ещё не поздно. Дружба Жилина и Дины – залог всеобщей победы «мира», в которую автору хочется верить. Во время проверки домашнего задания предлагаю учащимся рассказать содержание прочитанного от лица Жилина или татарской девочки Дины. Материал для патриотического и гражданского воспитания учащихся представляют эпизоды военной истории России. «Волк на псарне» - басня И.А. Крылова патриотического содержания, написанная в годы Отечественной войны 1812 года. Наполеону не удалось победно прошагать по России, как это было во многих европейских государствах. В основе лежит конкретный исторический факт - попытка Наполеона вступить в переговоры с Кутузовым о заключении мира. В образе седого Ловчего Крылов выводит мудрого и опытного главнокомандующего Кутузова, а Волк – не только Наполеон, а всякий захватчик, посягнувший на чужую землю, ищущий легкой добычи. Пятиклассники определяют мораль басни - всякого захватчика, посягнувшего на чужую землю, ждет участь Волка: «С волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой». И тут же выпустил на Волка гончих стаю». Вместе с Ловчим, Крылов утверждает необходимость и справедливость суровой борьбы с любым коварным и хитрым врагом. И, конечно, мораль этой басни применима не только для одного конкретного случая. Она имеет значение и для нашего времени. Изучая героические страницы истории нашей страны через стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино», учащиеся проникаются мыслями и чувствами простых солдат, отстоявших родину от врага. Этому помогают размышления автора о значении Бородинской битвы и роли простого народа, высказывания о русском характере, о том, какой ценой добывается слава Родины. На этих уроках также идет беседа о войне 1812 года и Бородинской битве. Компьютерная презентация, выразительное чтение стихотворения, прослушивание фонохрестоматии, помогают учащимся осознать общий пафос стихотворения - патриотизм и народность, проявляющиеся как в возвышенно-патетическом так и в разговорном стилях. Главным при анализе стихотворения является ответ на вопрос: «Почему во время Великой Отечественной войны защитники Москвы часто произносили слова Лермонтова: «Ребята! Не Москва ль за нами?»; «Почему чувства участников далеких событий 1812 года продолжают нас волновать и сейчас? Анализ текста дополняют репродукции картин Ф. Рубо «Панорама Бородинской битвы», «Кутузов под Бородиным» С.В. Герасимова. Одним из самых глубоких патриотических чувств человека является любовь к родной природе. В произведениях А. Пушкина, А. Фета, Ф. Тютчева, А. Плещеева, И. Никитина, Е. Баратынского, А. Толстого, И. Бунина, С. Есенина, таинственный и загадочный мир растений, птиц, зверей создает ощущение единства, целостности и гармонии. Вместе с тем работа над лирическим образом природы формирует у школьников понимание жизненных ценностей, помогает делать выводы, выражать свое отношение к природе. Как говорил В. Сухомлинский: "Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира, природы». В 7 классе школьники знакомятся с историческим прошлым нашей Родины, с многогранным внутренним миром человека, читая повесть «Тарас Бульба». Н.В. Гоголь передал дух того времени, вложил в произведение чувство любви к родине. Оно же стало и его главной темой, где любовь к стране вытеснила отцовское чувство из души главного героя. Именно поэтому так важно понимать и оценивать повесть, только так можно понять главную идею писателя.Отец и старший сын пожертвовали всем, чтобы спасти родину от иноземной опасности. Их поступки не всегда были правильными, но одного современный читатель со своими представлениями не может у них отнять — самоотверженного стремления оградить свою страну от внешних посягательств, любовь к родине. В чем мы видим патриотизм и героизм героев повести?  - в беззаветной любви к своей Родине («Так любить, как русская душа, никто не может» - в верном товариществе («Нет уз святее товарищества!» - в непоколебимой вере в силу и могущество своей Родины («Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля и будет ей вечная честь!» - в стремлении защитить свою свободу, веру, семью, обычаи, культуру;- в доблестном и отважном сражении с врагами («Пусть же пропадут все враги и ликует вечные веки Русская земля!» - в неприятии и непрощении предательства («Я тебя породил, я тебя и убью!» - в бесстрашии положить свою жизнь во благо Родины;- в способности вынести страшные муки и не издать ни звука, лишь бы не стать предателем («…Ничто, похожее на стон, не вырвалось из уст его, не дрогнуло лицо его».  В школьном курсе литературы обязателен раздел, посвященный произведениям о Великой Отечественной войне. В 5-7 классах – это поэзия А. Твардовского, К. Симонова, Самойлова, Е. Евтушенко, проза В. Астафьева, В. Распутина, Ф. Абрамова. Планируя уроки по их изучению, ставлю перед собой цель: показать внутреннюю красоту характера русского человека, его душевную щедрость, скромность, сочетающиеся со стойкостью и самоотверженностью. На примере величия народного подвига у обучающихся, не знавших войны, стараюсь воспитывать любовь и уважение к Родине, к народу.При изучении произведений о Великой Отечественной войне я использую на уроке презентации, просмотр репродукций картин, фотографий военного времени, плакатов периода 41- 45 годов, прослушивание записей фонохрестоматии, показываю книги. Провожу в рамках изучения этой темы урок внеклассного чтения – вместе вслух читаем сборник Сергея Алексеева «Рассказы о Великой Отечественной войне», участвуем в акции «Письмо ветерану». В условиях детского дома уроки или творческие работы, выступления на тему «Моя семья в годы Великой Отечественной войны» ни разу не получалось – они не знают о родственниках, участниках войны или трудового фронта. Рассказываю о своих родственниках, об отце и судьбе нашего педагога-ветерана Соковой Алевтины Николаевны (несколько лет назад проводили исследовательскую работу), наших земляках – участниках войны. Думаю, что использование краеведческого материала, знание о своей малой Родине способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений. Воспитание патриотизма, уважения к старшим, их судьбе и Родине лучше строится на конкретной исторической почве.Надеюсь, что мои уроки литературы способствуют развитию у обучающихся патриотизма, любви к Родине и её природе.
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • Формирование истинного патриота своей Родины - дело значимое. И серьезное. Да, современным подросткам не всё интересно, не всё понятно, что касается прошлого. Но без прошлого нет и будущего. А о будущем задумываются все. Так о каком же будущем своих учеников мечтаем мы? Несомненно, о достойном. Русская классическая литература - литература, проверенная временем, она существует не для удовольствия, а для опыта. Русская литература, прежде всего, бытовое, социальное, историческое, психологическое, философское и нравственное исследование. Завершить выступление мне хотелось бы просмотром двух небольших видео. Очевидно, что воспитанный человеке не может не любить Родину.