«Воспитание и развитие музыкального слуха в процессе работы над музыкальными произведениями»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Воспитание и развитие музыкального слуха в процессе работы над музыкальными произведениями»
Автор: Скирдина Елена Михайловна

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образованияОмутинская детская школа искусств.Мастер-класс преподавателя по классу баяна Скирдиной Елены Михайловны ( предмет: специальность)05.12.2016 год. с.Омутинское. Тюменская область. Россия.Тема: «Воспитание и развитие музыкального слуха в процессе работы над музыкальными произведениями»Учащийся: Осинцев Андрей, возраст 10 лет, 3 класс.ВведениеВоспитание и развитие музыкального слуха у учащегося, является основной задачей в педагогике, идти от слуха к движению, а не наоборот. Музыкальный слух учащегося баянного класса естественным образом, развивается и совершенствуется в условияхсоответствующего обучения. Преподаватель должен найти и применить эффективные методические приёмы и средства, с помощью которых при необходимости он может энергично воздействовать на этот процесс, в сторону его интенсификации. Основной задачей музыканта – педагога является развитие музыкального слуха у учащегося. Ещё на начальном этапе обучения педагог должен развить у ребёнка:- звуковысотный- мелодический- полифонический- гармонический- тембро – динамический- внутренний слух.Цель развития музыкального слуха – научить слышать, воспитать ухо, выработать у ученика интонацию и тембрально тонкий слух.Цель: Оптимизировать процесс восприятия, запоминания и осознанного исполнения музыкальных произведений через слуховой контроль, гармонический анализ, образные ассоциации.Задачи:Обучающие: 1.Обучать учащихся основным навыкам, умению играть эмоционально с тщательным слуховым контролем разные музыкальные произведения (полифония, обработки народной музыки, этюды, пьесы)2. Овладеть метроритмическими особенностями и формировать, совершенствовать и закреплять ранее усвоенные знания, умения, навыки (ЗУН) необходимые для овладения культуры музыкального исполнительства. 3. Обеспечивать мотивацию и принятие учащимися учебно-познавательной деятельности. Развивающие1. Развивать профессиональные навыки учащегося: способы звукоизвлечения (нажим, толчок, удар). 2. Развивать слуховое восприятие музыки, эмоциональное отношение к изучаемым музыкальным произведениям.3. Создавать на уроке условия для формирования и развития у учащегося познавательных интересов, творческой активности.4. Способствовать развитию интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности на начальном этапе обучения.Воспитательные:1. Формировать социально коммуникативные навыки.2. Воспитывать у учащихся устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения.3. Воспитывать звуковую культуру: звуковедение , звукоизвлечение, выразительное интонирование, артикуляция.3. Стремиться к совершенствованию, самоконтролю и творческой самореализации.Мотивационная: Создать мотивацию успеха посредством участия в конкурсах.Форма занятия – индивидуальный урок.Тип урока: КомбинированныйТехнические средства: Баян для ученика, баян для педагога, пульт, стол, стулья, ноты.Репертуарный план урока:1.Гамма ля минор различными длительностями.2.А.Денисов «Этюд» ля минор.3.А.Холминов « Песня»4. Русская народная песня « Позарастали стёжки-дорожки», обработка А. Шалаева.5. А. Доренский « Весёлое настроение»Ход урока:(подготовительный этап)1.Вступительное слово преподавателя: представление учащегося, освещение темы урока и постановка учебной задачи.2. Преподаватель обращает внимание на посадку ученика,положение рук, ног, установку инструмента, т.к. правильная посадка, постановка баяна и рук обеспечивает устойчивость инструмента, свободу движений кисти и пальцев.(контроль в течение урока)(основной этап)1. Игра гаммы ля минор ( гармонический). Учащийся проигрывает гамму половинными и четвертными, восьмыми длительностями со счетом вслух. Смена меха при игре половинными – через две ноты, четвертями – через четыре ноты, восьмыми- через восемь. Преподаватель осуществляет контроль за плавным и ровным меховедением, а также обращает внимание на недопустимость прогиба пальцев в первой фаланге. Рука идёт вслед за пальцами, кончики пальцев активные, живые. Работа с гаммой разными штрихами (legato, stассato). Стаккато, легато, нон легато - это музыкальные термины, которые относятся к одному общему понятию – штрихи!Без этих штрихов не обходится ни одно, даже самое миниатюрное музыкальное произведение.Итак, легато (итал. legato «связанный») – это связное исполнение музыки. Играя legato, следует внимательно прислушиваться к тому, как один звук сменяется другим, к плавному и равномерному распределению звука от тона к тону без перерыва и толчков. Очень важно при игре legato направлять внимание на выработку навыков связывания звуков без лишних движений, толчков рукой и чрезмерного поднятия пальцев.Нон легато (итал. Non legato «раздельно») применяется часто в подвижном темпе, привзволнованном характере музыки. При игре этим штрихом клавиши нажимаются иосвобождаются таким образом, чтобы не было ни плавного, ни отрывистого звучания.Стаккато (итал. staccato «отрывисто») – короткое, отрывистое исполнение звуков. Этот штрих придает произведению тонкость, легкость, грациозность. При исполнении staccato мы используем быстрые и резкие приёмы звукоизвлечения. Палец ударяет по кнопке и сразу отпускает её. Этот приём можно сравнить с печатанием на клавиатуре или с птицей, клюющей зерна.2. В метроритмической системе:а) четвертными длительностями двумя руками в две октавы в параллельном движении;б) короткие арпеджио- правой рукой.(легато)Работа над Музыкальным материалом.
  • А. Денисов « Этюд»
  • Вспомнить структуру построения этого произведения. Тональность – Ля минор. Вид- гармонический. Мелодия фомируется периодом из 8 тактов, 4 раза изменяется штриховой фон в аккомпанементе левой руки и изменение структуры мелодии дополнительно с педальным звуком , что украшает мелодические обороты и создаёт техническую нагрузку при исполнении и контроле гармонии. Помимо основных штрихов применяется разновидность - Портаменто (итал. portamento «перенос») – способ певучего исполнения мелодии. Звуки извлекаются подобно non legato, но более связно, и подчеркивая каждую ноту. В нотах обозначается маленькой горизонтальной черточкой под или над нотой.Вначале предлагается ученику проиграть Этюд в удобном, но слегка подвитнутом темпе. По окончании проигрывания анализируется исполнение ученика. Выявляются трудные (неудачные) места и методы их преодоления. Поработаем над динамическими оттенками, погружаясь в гармонию звуков и слушая баланс мелодии и партии аккомпанемента. Особенно, неудавшиеся места раскладываются на фрагменты и отрабатываются различными способами до доведения технически сложных мест до состояния положительного результата. Приёмы работы: игра в медленном темпе. Ученику предлагается сыграть этюд в медленном темпе крепкими и активными пальцами.
  • А. Холминов «Песня»
  • Произведение находится в стадии знакомства и разбора. Структура построения с элементами полифонии. Что такое полифония?- Полифония – это многоголосье, в котором сочетается несколько голосов.Полифония (от греческого poly – много и phone – звук) – это многоголосный склад, основанный на единстве одновременно развивающихся самостоятельных голосов, воспринимаемых, прежде всего, по принципу координации горизонталей и вертикалей.Рассмотрев движение мелодии, отмечаем появление двухголосия к кульминации и большого разнообразия динамических особенностей, темповых изменений.Для достижения цели необходимо объяснить учащемуся средствавыразительности, используемые при исполнении на баяне:- штрихи- динамика- приёмы звукоизвлечения ( пальцевая артикуляция, меховаяартикуляция, мехо-пальцевая артикуляция)- способы прикосновения к клавишам (туше):- нажим- толчок-удар- умелая и грамотная смена меха.Обратить особое внимание учащегося на работу по голосам, на ровное ведениемеха, обязательное интонирование во время исполнения, развитие звука внутрифразы. Отработать штрих legato, мягкое снятие окончаний фраз. Туше – нажим. Проработка текста до а tempo. 3. Русская народная песня « Позарастали стёжки-дорожки», обработка А.Шалаева.Об общей характеристике, образном содержании музыки, ее форме, жанре, стилевых особенностях, средствах музыкальной выразительности, оговорено ранее. На этом занятии работать по частям, соответственно поставленным штриховым и динамическим задачам, на основе создания образного ряда (образные сравнения, ассоциации), придать художественную окраску и своеобразие интерпретации музыкальному произведению.При полном слуховом контроле использовать различные туше (нажим, толчок, удар)4. Проведение физкультминутки.«Шалтай-болтай». Упражнение выполняется стоя. Поднять обе руки вверх и черезстороны сбросить их вниз, слегка наклонив туловище вперед. Руки раскачиваются поинерции, в то же время произносятся слова: «шалтай-болтай».«Солдатик и медвежонок» выполняется сидя на стуле. По команде «Солдатик» выпрямитьспину и сидеть неподвижно, как оловянный солдатик. По команде «Медвежонок»расслабить, округлить спину, как у мягкого толстенького медвежонка.5. А. Доренский « Веселое настроение»Домашним заданием по этому произведению было - выразительное исполнение. При игре уделить внимание соблюдению точной аппликатуры, артикуляции. Проработать исполнение шестнадцатых длительностей разными штрихами, аккуратное снятие с разрешаемых восьмых нот, добиваться точности и четкости исполнения. Пережить каждую интонацию и каждую музыкальную мысль довести до логического завершения, опираясь на внутренний слуховой контроль.Туше – нажим, толчок и пальцевой удар.(заключительный этап)1.Подводя итог, можно отметить, что при работе над разными произведениями и упражнениями соблюдались средства выразительности, темповые рекомендации, поиски художественных образов, что способствовало воспитанию и развитию музыкального слуха.2.Отметка.3.Запись домашнего задания.Заключение:Развитие музыкального слуха идет одновременно с приобретением элементарных навыков игры на инструменте. Педагог-инструменталист занимается с учеником индивидуально и может использовать те методы, приемы, упражнения которые необходимы данному ученику.С первых уроков надо воспитывать исполнителя в тщательном слухом контроле.Музыкальный слух и интонация - качества, которые приобретаются и развиваются в результате систематического использования методически целесообразных приемов. Ученик, обладающий развитым музыкальным слухом, владеющий интонацией, свободно читающий нотный текст, будет продолжать самостоятельную работу. А это имеет большое значение как для будущих музыкантов любителей, так и для тех, кто продолжит занятия в профессиональном учебном заведении.Методические указанияПеред уроком была проведена предварительная работа над произведениями:1. Знакомство с музыкальным произведением: общая характеристика, образное содержание музыки, ее формы, жанр, стилевые особенности, средства музыкальной выразительности.2 . Краткие биографические и исторические сведения.3. Прослушивание в записи произведений, содержащих основные стилевые черты и особенности изложения музыкального материала.Анализ урока:Результат урока показал, что задачи, поставленные преподавателем, были всестороннераскрыты:- четкость и ясность поставленных задач.- разнообразный музыкальный материал, способствующий развитию творческихспособностей ребенка.- создание образного ряда (образные сравнения, ассоциации).- активизация слухового контроля.- подача теоретических понятий в контексте музыкального образа.- самоанализ учащимся исполняемых произведений.Урок прошел на достаточно хорошем уровне. Благоприятный психологический климат на уроке так же служит одним из показателей его успешности: заряд позитивных эмоций, полученных учеником на уроке, создаёт атмосферу творчества и взаимопонимания. Используемая литература:1. Варфоломос «Музыкальная грамота для баянистов, аккордеонистов».2. Е. Мушкин «Постановка и развитие исполнительского аппарата баяниста»3. . Онегин «Азбука баяниста».4. Онегин А. Школа игры на готово-выборном баяне.5. Д. Самойлов. «Школа игры на баяне».6. Хрестоматия Баяниста. 1-2 классы ДМШ. Составитель А.Крылусов.7.Хрестоматия Баяниста. 3-4 классы ДМШ. Составитель В.Грачёв.