музыкальное занятие по творчеству П.И Чайковского "Времена года"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: музыкальное занятие по творчеству П.И Чайковского "Времена года"
Автор: Будко Светлана Алексеевна и Маркова Ольга Алексеевна
Музыкальное занятие по творчествуП.И. Чайковского .«Времена года. ОСЕНЬ.»Цель: Показать многомерность и гармоничность окружающего мира, силу природы; Задачи: - Учить детей различать изобразительность музыки, смену настроений; - Побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в творческой деятельности; - Совершенствовать умение импровизировать , придумывать танец под инструментальную пьесу, выполняя танцевальные движения соответствующие характеру музыки; - Расширять знания детей о музыке;Материал: аудиозапись музыкальных произведений П.И. Чайковского; осенние листья; репродукции времен года. Ход занятия:Музыкальный руководитель: (дети стоят в кругу) Здравствуйте, ребята! «Ну-ка, дети, встаньте в круг! Ты мой друг и я твой друг! Дружно за руки возьмемся И друг другу улыбнёмся!»Сегодня мы отправимся в путешествие по замечательному времени года. Путешествовать мы будем на необычном транспорте – листочках-самолетиках. Ребята, как вы думаете, почему именно этот транспорт мы выбрали для нашего путешествия в мир природы? (листик-самолет не загрязняет окружающую среду, сверху лучше видны все красоты природы). Игра: «Листочки-самолетики» (садятся на стульчики) Звучит пьеса «Ноябрь. На тройке» П.И. Чайковского Пусты поля, мокнет земля, Дождь поливает, когда это бывает? (Осенью)А какая сейчас осень ?(поздняя, месяц ноябрь)Ребята, давайте вспомним все осенние месяцы.(сентябрь ,октябрь, ноябрь) (Показ осеннего пейзажа). - Чем вам нравится осень? (красивый осенний пейзаж, сбор богатого урожая) -Какие звуки мы можем услышать осенью? (ответы: шуршание падающих листьев, шорох листьев под ногами, льёт дождик, крик птиц улетающих на юг и т.п.)Молодцы, ребята, какие вы наблюдательные!- А что созревает осенью? (ответы: ягоды, овощи, фрукты, грибы.)-А в каком месяце мы убираем урожай? (Сентябрь) Послушайте, ребята, как замечательно изобразил этот осенний месяц композитор П. И. Чайковский в своем цикле «Времена года». Звучит пьеса «Сентябрь. Охота.» П. И. ЧайковскогоМузыкальный руководитель: Сентябрь называют золотая осень. А почему? А вы хотите придумать свою осень? Давайте, создадим свой необычный осенний танец с осенними листочками. А для того, чтобы танец с листочками получился по-настоящему осенним, надо вспомнить и представить, как красиво падали листья. В этом нам поможет пьеса П. Чайковского «Осенняя песня».Октябрь - это уже настоящая осень. Листьев на деревьях почти не осталось. С каждым днём всё холоднее. И дождь, дождь, дождь... Грустное это время - поздняя осень. «Осенняя песня» - тоже грустная. Тихий, грустный покой слышится в первой музыкальной фразе.Но вот зазвучали два голоса. Один - слабый, он словно пытается взлететь, разлиться легко и свободно... и тут же бессильно стихает. Второй голос более уверенный - короткие музыкальные фразочки уговаривают, успокаивают, утешают.«Унылая пора, очей очарованье»- Это – А.С. Пушкин. Он очень любил осень и посвятил ей много прекрасных стихов. Унылая пора! Очей очарованье!Приятна мне твоя прощальная краса —Люблю я пышное природы увяданье,В багрец и в золото одетые леса,В их сенях ветра шум и свежее дыханье,И мглой волнистою покрыты небеса,И редкий солнца луч, и первые морозы,И отдаленные седой зимы угрозы.Звучит пьеса П.И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песня»«Вьётся в воздухе листва,В жёлтых листьях вся страна.У окошка мы сидимИ глядим наружу.Шепчут листья, улетим!И ныряют в лужу». (Ю. Коринец.) Беседа с детьми.Нашу осеннюю природу любили рисовать русские художники. Ребята, скажите мне, пожалуйста, какие цвета использует художник для передачи унылого, грустного настроения? (ответы: серые, не яркие, грустные, холодные.) А какие цвета использует художник для передачи светлого, радостного настроения? (ответы: яркие, светлые, радостные, тёплые.)Вы, наверное, знаете, кто из русских художников особенно любил изображать на своих полотнах осень? Конечно же, Левитан, которого называют «певцом русской осени».Природа. Её рисуют художники, о ней пишут стихи поэты. У художников - краски, у поэтов - слова. У композитора - только звуки. Но ведь звуками можно прекрасно рисовать природу.Возьмите в руки осенние листочки и потанцуйте с ними, нарисуйте осенний танец.Дети танцуют под музыку П.И. Чайковского «Осенняя песня» из альбома «Времена года». ( Можно собрать листочки в букет)Музыкальный руководитель: танец получился пёстрый, красивый, замечательный, молодцы, ребята! Вот мы и вновь встретились с каждым осенним месяцем ,еще раз убедились в том какая же красивая, щедрая и главное очень разная осень. Хочется от всей души поблагодарить это прекрасное время года. Песня: «Спасибо тебе ,Осень» муз. Олифировой Давайте сядем на наши листочки-самолетики и представим себе, что мы летим рядом с солнышком, мимо нас проплывают облака, небо такое красивое, голубое-голубое, а мы летим и наблюдаем эту красоту (музыка для полета). Вот и закончилось наше путешествие по осеннему времени года. Нам пора возвращаться в группу.