«Нейропсихологические игры в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога ДОУ с детьми с ОВЗ.»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Нейропсихологические игры в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога ДОУ с детьми с ОВЗ.»
Автор: Мороз Светлана Сергеевна

Краткосрочный проект«Нейропсихологические игры в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога ДОУ с детьми с ОВЗ.»Подготовила: Мороз С.С.2024г. ШахтыАктуальность темы:Нейропсихология детского возраста изучает процессы формирования и развития психических функций ребёнка. Детская нейропсихология изучает развитие психики при норме и при патологии, то есть в сравнении.По данным нейропсихологии в последнее время число детей с проблемами развития неуклонно растёт. Чаще всего причины этих проблем заключаются в возникновении повреждений центральной нервной системы, которые возникли во время перинатального периода, при патологии родов, а также во время развития патологий нервной системы в течение трех месяцев жизни ребёнка.Современная детская нейропсихология предлагает комплекс средств, направленных на ранее определение причин аномального развития и своевременного принятия мер профилактики.Детская нейропсихология занимается нарушением патологий психических и когнитивных процессов (речи, мышления, внимания). Часто эти нарушения провоцируют расстройства эмоциональной сферы личности ребенка. Особенно четко могут изъявляться нарушения главного мозга в сенсорной и двигательной сфере. Исследования нейропсихологов свидетельствуют о большом влиянии подкорковых структур на формирование интеллектуальной и эмоциональной сферы личности.Подкорковые образования выделяются в первый функциональный блок главного мозга, который обеспечивает энергетический тонус психической деятельности человека. Дети, имеющие функциональную недостаточность подкорковых образований, отличаются от других детей быстрой утомляемостью, истощаемостью психических процессов, в частности когнитивных, расстройством памяти и внимания, нарушением мышечного тонуса и другими признакам.Нейропсихологическая психокоррекция таких состояний является значительным дополнением психофармакологической терапии, работы учителей-логопедов, детских психотерапевтов и коррекционных педагогов.К нейропсихологу и иным специалистам, занимающихся изучением детских патологий, обращаются родители детей, у которых есть проблемы поведения и трудности в процессе воспитания и обучения.Кроме проблем с нарушением познавательных и когнитивных процессов, родители обеспокоены повышенной тревожностью и страхами детей.Процедура психодиагностики является важнейшим и самым первым этапом в работе с ребенком, имеющим отклонения в развитии. Это очень важно, поскольку первоначально необходимо выявить особенностипсихической сферы ребёнка, и только после этого разрабатывать психокоррекционные мероприятия для него.Методы нейропсихологической психодиагностики включают изучение состояния мнестических функций, мышления, активного внимания, особенностей эмоционально-волевой сферы и других особенностей. Психокоррекционные занятия содействуют частичному или полному возобновлению повреждённых психических функций, которые необходимы для успешного обучения и полноценного развития, за счёт других сохранных функций.Заданием нейропсихологической коррекции есть стимуляция развития и формирование скоординированной работы различных структур мозга. С помощью специальных двигательных упражнений и формирующих игр стимулируется развитие отдельных компонентов психической деятельности (контроль и регуляция психической деятельности, пространственное, зрительное и слуховое восприятие, моторные способности) и другое.Психологом подбираются специальные игры и упражнения, актуальные по всем параметрам для состояния ребенка. Психокоррекционные занятия проводятся в индивидуальной и групповой форме.Также важно, чтобы родители сами проводили занятия с детьми дома. Каждый родитель, занимающийся воспитанием своего ребёнка, надеется на то, что он вырастит гармоничной и полноценной личностью, поэтому также должен прикладывать свои усилия, чтобы это произошло.Жизнь современного человека переполнена трудностями, с которыми нужно справляться, как взрослому, так и ребенку. Неуверенность в себе, страхи, обиды, неприятие окружающими, проблемы коммуникативного характера часто сопровождают современных детей.С помощью нейропсихологической коррекции происходит стимуляция развития и формирование скоординированной работы различных структур мозга. С помощью специальных двигательных упражнений и формирующих игр стимулируется развитие отдельных компонентов психической деятельности (контроль и регуляция психической деятельности, пространственное, зрительное и слуховое восприятие, моторные способности) и другое. В процессе нейропсихологического воздействия происходит коррекция психофизиологической стороны психической деятельности и развития личности ребенка. Родителями достигается понимание связи между функциональным состоянием ребенка и его поведением. Благодаря чему происходит также коррекция взаимоотношений между родителями и ребенком.Цель:повышение эффективности психологической помощи детям дошкольного возраста посредством нейропсихологической диагностики, профилактики и коррекции развития детей дошкольного возраста;повышение своего профессионального уровня в данном направлении.Задачи:изучитьопытпотеме-нейропсихологическая диагностика, профилактика и коррекция развития детей дошкольного возраста;познакомитьсясосноваминейропсихологическойкоррекции когнитивных дефицитов у воспитанников ДОО;освоитьбазовыенейропсихологические,телесно-ориентированные, игровые коррекционные техники.Направления самообразования:Знакомиться с современными тенденциями в нейропсихологии. Пройти курсы повышения квалификации.Посещать вебинары разного уровня, участвовать в обмене опытом.Проводить открытые занятия для различных категорий участников (коллеги, педагоги, родители (законные представители)).Проводить открытые мероприятия на муниципальном уровне.Внедрятьвпедагогическийпроцесссовременные нейропсихологические технологии.Разработатьметодическиемероприятиясприменением нейропсихологических технологийСоздать картотеки нейропсихологических игр и упражнений.Ожидаемые результаты работы по теме самообразования:Изучена теоретическая база по заявленной теме самообразования.Подготовлен необходимый нейродиагностический инструментарий по возрастам.Разработаны и реализованы нейропсихологические занятий с детьми от 3до 7 лет.Проведены открытые мероприятий.Проведены мастер-классы для различных категорий педагогических работников.Выпущены буклеты, памятки.Разработан и практически реализован дидактический материал. Имеются публикации на сайтах.Представленырезультатыпедагогическойдеятельностина муниципальном уровне.Источники самообразования:специализированнаялитература(методическая,научно-популярная, публицистическая, художественная);интернет-ресурсы;медиа - информация на различных носителях; семинары практикумы, конференции, вебинары; курсы повышения квалификации.Основные этапы работы по самообразованию.Реализация программы по самообразованию рассчитана на 3 месяца.Основные этапы работы по самообразованиюИспользуемая литература
  • Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Цветковой. — М., 2001.
  • Бабкина Н. В. Радость познания. М., 2000.
  • Волина В. В. Русский язык. (Серия «Учимся играя»). — Екатеринбург, 1996. Гаваа Лувсан. Традиционные и современные аспекты восточной рефлексотерапии. — М., 1990.
  • Гарафеева А., Кузнецова Ю. Волшебное путешествие. Кострома, 1996.
  • Гоникман Э.И. Даосские лечебные жесты. Минск, 1998.
  • Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика ума. М., 1993.
  • Зуев Е.И. Волшебная сила растяжки. М., 1993.
  • Игры — обучение, тренинг, досуг… / Под ред. В.В.Петрушинского. — М., 1994.
  • Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения. — М., 1993.
  • Корсакова Н. К., Микадзе Ю.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников. — М., 1994.
  • Локалова Р. П. 90 уроков психологического развития младших школьников. — М., 1995.
  • Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М., 1969.
  • Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.
  • Лурия А. Р., Цветкова Л. С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. — М., 1997.
  • Матюгин И.Ю., Аскоченская Т.Ю., Банк И. А. Как развить внимание и память вашего ребенка: Книга для детей и их родителей. — М., 1994.
  • Милостивенко Л. Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. — СПб., 1995.
  • Никольская И.Л., Тигранова Л. И. Гимнастика для ума. М., 1997.
  • Пылаева Н.М., Ахутина Т. В. Школа внимания: Методика развития и коррекции внимания у детей 5–7 лет: Методическое пособие и дидактический материал. — М., 1997.
  • Романенко O.K. Практическая гештальттерапия. М., 1995.
  • Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 1993.
  • Сатья С.Х. Кундалини-йога: Для здоровья, тела, ума и души. — Гамбург, 1990.
  • Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. — М., 2000.
  • Семенченко П.М. 399 задач для развития ребенка. М., 2000.
  • Семенович А нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте
  • Симерницкая Э.Г. Мозг и психические процессы в онтогенезе. М., 1985.
  • Тихомирова Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. — Ярославль, 1996.
  • Тушканова О. И. Развитие внимания: Пособие для детей 7–9 лет: В 3 ч. — Волгоград, 1997.
  • Уманская А. А. Волшебные точки. М., 1987.
  • Хамская Е.Д. Нейропсихология индивидуальных различий. М., 1997.
  • Хрестоматия по логопедии: Учеб. пособ. для студ. высш. и сред. спец. пед. учеб, заведений / Под ред. Л.С.Волковой, В.И.Селиверстова. — М., 1997.
  • Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике / Под ред. В.Ю.Баскакова. — М., 1992.
  • Цветкова Л. С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. — М., 1997.
  • Цветкова Л. С. Нейропсихологическая реабилитация больных. М., 1985.
  • Цветкова Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: Нарушение и восстановление. — М., 1997.
  • Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте. М., 1985.
  • Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1995.
  • Шевченко Ю.С., Добридень В. П. Онтогенетически-ориентированная психотерапия. — М., 1998.