Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ЦОР
Автор: Марина Сергеевна Ларионова

Ларионова М.С.Учитель английского языка МБОУ «СОШ № 15 перезайка»Текст выступления на районном семинаре в рамках «Педагогической копилки» по теме «ЦОР в помощь учителю». Теоретическая часть.Ноябрь 2024В современном обществе при постоянно изменяющихся социально-экономическим условиях и использовании цифровых технологий изменились требования к школе и выпускникам:квалифицированность педагогов;методики нового поколения.Инновации в управлении и учебном процессе образовательного учреждения на базе IT-технологий является ключевым механизмом, который позволяет создавать преимущества в конкурентной среде. Основными мероприятиями в развитии информатизации становится создание надежной и эффективной инфраструктуры, внедрение унифицированных способов доступа к данным, улучшение управляемости всего комплекса информационных ресурсов, Комплексная реализации данных мероприятий может быть увязана с формированием корпоративной информационной среды, что обеспечивает интеграцию информационных ресурсов.В век цифровых технологий назрела существенная необходимость в переподготовке преподавателей школы. Происходит большой разрыв между знаниями преподавателей, работающих со старым багажом знаний, и использующих цифровые технологии, постоянно увеличивающихся в количестве и качестве с каждым днем. Преподаватели не успевают отслеживать современные тенденции информационных технологий в лавине информации из-за большой загруженности в ежедневной работе.С учетом этого необходимо правильно организовать поэтапную переподготовку преподавательских кадров по использованию цифровых технологий и разработке методик нового поколения. В школе ведется электронный журнал , в котором можно просмотреть электронное расписание, отметки и задания, а также с помощью сообщений вести переписку с преподавателями, таким образом сформировать электронную культуру пользователя.После освоения этого этапа появляется потребность использования технических средств обучения в области электронного образования, а именно использования технических средств обучения в учебном процессе в виде создания информационно-управляющих систем (ИУС) для управления контентом электронных документов, проверочных, контрольных домашних работ, тестов, срезов знаний обучающихся. Появляется возможность в виде обратной связи посмотреть отчет каждого обучающегося в интернете. С использованием современных электронных технологий обучения можно личностно развивать обучающихся с учетом их психолого-физиологических способностей.Вообще, в чем заключается ценность IT для развития учебной деятельности? Можно выделить следующие аргументы:улучшение качества обучения посредством более полного использования доступной информации, повышения мотивации обучаемых и творческой активности преподавателей;повышение эффективности учебного процесса на основе его индивидуализации и интенсификации;внедрение новых образовательных технологий – развивающее и проектное обучение, деловые игры, визуализация, имитационное моделирование, дистанционное обучение;интеграция различных видов деятельности (учебной, учебно-исследовательской, научной);улучшение оценки учебных достижений на основе компьютерного тестирования.Рассмотрим особенности электронного образования, состоящего из 6 модулей, а именно:сокращение времени при выработке технических навыков учащихся;увеличение количества тренировочных заданий;достижение оптимального темпа работы студента;легко достигаемая уровневая дифференциация обучения;учащийся становится субъектом обучения, так как ему активно приходится работать на занятии;повышение мотивации учебной деятельности.Информационные технологии, которые мы принимаем в учебном процессе очень сильно меняют роль педагога, который из единственного носителя знаний превращается в учебного менеджера и наставника, направляя и контролируя усилия школьников по освоению определенной программы – через индивидуальные задания, определение соответствующих учебных ресурсов, создание совместных возможностей для обучения, а также предоставление своего понимания материала и консультационной поддержки. Учитель остается, безусловно, ключевым, но все же одним из участников образовательного процесса, и не с мелом возле доски, а с пультом у проектора или за компьютером в информационной среде. Данные перемены легче озвучить, чем реализовать, а успех или неудача нового подхода зависит от человеческого фактора и готовности преподавателей войти в виртуальные классы и среды.Далее рассмотрим виды информационных средств обучения, состоящих из следующих модулей:ИУС, к которой подключены обучающиеся;электронная доска (заменившая меловую доску);электронные журналы (научные, научно-популярные, методические, художественные, общеобразовательные журналы в дополнение к литературе); видеоконференции, вебинары и т.д.На сегодняшний день электронное образование с использованием цифровых технологий имеет неразрешенные проблемы, связанные с неразработанными едиными критериями оценки качества электронных дисциплин, составом компетентных специалистов, оценивающих качество данных дисциплин, к которым относятся: проблема качества электронных ресурсов, правовые проблемы по защите интеллектуальной собственности, финансовые проблемы, касающиеся затрат на подготовку и обновление электронных курсов , кадровые проблемы по подготовке преподавателей, которые будут способны разрабатывать и обновлять электронные курсы.Таким образом, цифровые технологии позволяют ориентировать образовательный процесс не просто на исполнение требований профессионального и образовательного стандарта, а на формирование профессиональной культуры будущего специалиста, стремление к постоянному самостоятельному самосовершенствованию с помощью информационных сервисов и технологий.Современная дидактика профессионального образования для успешной реализации возможностей цифровой технологии должна быть ориентирована на формирование профессиональной культуры выпускника. Поэтому хотелось бы обратить внимание на один из важнейших аспектов проблемы внедрения цифровых технологий – дидактический, поскольку информационные технологии позволяют адаптировать личностные особенности обучаемого к специфике изучаемой дисциплины – ее понятийной сложности, абстрактности в изучении электрических, гидравлических и др. схем и т.д. Непонимание и отсутствие опоры на закономерности и дидактические принципы организации учебного процесса не дают возможность эффективно использовать ресурсы цифровых технологий в учебном процессе.Развитие образовательного процесса на основе культурологического подхода позволит обозначить важнейшие направления использования цифровых технологий и даст возможность, с одной стороны, полнее раскрыть их потенциал в образовательном процессе, а с другой – не навредить личности обучаемого. Исходя из того, что в настоящее время предоставляют информационные технологии, наиболее перспективными для реализации в образовательной деятельности являются возможности работы с большими данными (BigData); глубинного погружения в профессиональную среду (Deep Learning); облачные и блокчейн-технологии (Cloud). Возможность работы с большими данными (BigData) позволяет использовать потенциал искусственного интеллекта для сопровождения образовательной, научной и творческой деятельности.Особое место цифровые технологии должны занять в классификации методов профессионального воспитания. Это важно, прежде всего, тем, что без понимания природы воздействия на личность мощного информационного пространства, его закономерностей, принципов и методов построения работы с обучающимся невозможно строить политику, стратегию, программу такой работы в современной цифровой среде. Именно отсутствие таких научно обоснованных подходов привело к тому, что формируется система доступа в Интернет всех образовательных организаций, а ресурсов для обучающихся, преподавателей очень мало. Сколько их необходимо, каких, какие задачи они должны решать – к сожалению, все это оказывается в плену рынка образовательных услуг. Введение системы ограничений для пользователей и агрегаторов не является продуктивным, требуется формирование нравственно-волевой ориентации молодежи, являющейся важной составляющей личностной и профессиональной культуры (с самого раннего возраста, когда они берут в руки гаджет для игр).Внедрение цифровых технологий открывает одно важное обстоятельство, которое ранее не рассматривалось, но в силу складывающейся практики требует обсуждения в научном сообществе. Традиционно в наших учебных материалах проводилось четкое разделение на методы обучения и методы воспитания. С позиций исследования и понимания закономерностей этих процессов такой подход не вызывает сомнений. То есть необходим интегрирующий подход для классификации методов формирования личности, который был бы понятен педагогу-практику. В реальной практике воспитательный процесс органично сливается с обучением, в работе преподавателя, например во время лекции, ставятся воспитательные и развивающие задачи. В какой степени и как воспитывающая и развивающая функции могут быть реализованы при использовании цифровых технологий для развития личности обучаемого, пока не совсем ясно и отработано. По сути, требуется интеграция элементов практической психологии в деятельности современного преподавателя.Цель цифровых образовательных ресурсов - укрепление умственного развития учащихся в системе информационного общества и повышение качества обучения на всех этапах обучения в образовании. Цифровые образовательные ресурсы являются перспективным инструментом достижения задачи обеспечения развития учащихся в общегосударственной системе образования. Итак, что такое цифровой образовательный ресурс? Проанализируем компоненты термина цифровые образовательные ресурсы. В соответствии с целями использования цифровых образовательных ресурсов и их возможностями в процессе обучения различают следующие виды: электронная библиотека — распределенная информационная система, позволяющая надежно сохранять и эффективно использовать разнородные коллекции электронных документов (электронные издания, содержащие произведения литературы, справочники и т. д.). библиотека электронных наглядных пособий — пособие, в котором содержание передается при помощи набора мультимедиа компонентов, отображающих объекты, процессы, явления в данной предметной области. электронная энциклопедия — пособие, содержащее огромное количество информации по различным направлениям, охватывающим определенные области знаний. Издания снабжены обилием иллюстраций, видео- и аудио- фрагментами, анимацией и трехмерными моделями. репетиторы, тренажеры, практикумы — это учебно-методические комплексы, позволяющие самостоятельно подготовиться к занятиям, экзаменам, объективно оценить свои знания. мультимедийные учебники — это программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельного или при участии преподавателя усвоения учебного курса или его большого раздела с помощью компьютера. виртуальные лаборатории — представляет собой обучающий комплекс, позволяет осуществлять предметные эксперименты, в том числе те, проведение которых в условиях школы затруднено, требует дополнительного оборудования либо является слишком дорогостоящим. В этом учебном году некоторые школы нашего района обеспечили оборудованием в рамках «Точки роста». Виды ЦОР по образовательно-методическим возможностям: Электронные учебники Электронные учебные пособия Электронные УМК Электронные издания контроля Прототипы традиционных учебников Оригинальные электронные учебники Предметные обучающие системы Предметные обучающие среды Репетиторы; Обучающие; Тренажеры; Игровые; Интерактивные; Предметные коллекции; Справочники; Словари; Программно-методические комплексы Предметно-учебно-методические среды Инновационные УМК Тесты Тестовые задания; Методические рекомендации по тестированию; Инструментальные средства Также можно выделить следующие типы ЦОР: размещенные в сети Интернет; размещенные на оптических носителях. К ресурсам, размещенным в сети, относится единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.