Занятие по ОБЖ для детей старшего возраста
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Занятие по ОБЖ для детей старшего возраста
Автор: Степанова Светлана Валентиновна
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДАДЕТСКИЙ САД №125__________________________________________ ______________________Конспект занятия по ОБЖ в старшей группе«РАДУГА»Тема: «Безопасность в природе» Воспитатели: Степанова С. В. г. Калининград, 2024 г.Цель: формирование знаний у детей о правилах безопасного поведения в природе. Задачи: Образовательные:Сформировать представление детей об опасностях, которые могут подстерегать в природе, обновить знания детей о правилах безопасного поведения при пожаре, на водоёмах.Формирование знание об источниках опасности в природе: насекомые, растения, огонь, старые деревья.Развивающие:Способствовать развитию познавательного интереса к миру природы, развитию мышления, воображения, любознательности.Развивать внимание, память, инстинкт самосохранения.Воспитательные:Воспитывать чувство бережного отношения к своему здоровью, чувство любви к природе, умение действовать сообща.Методы и приёмы: Словесный: художественное слово, рассказ воспитателя, вопросы к детям. Наглядный: иллюстрации, картинки с изображением грибов, насекомых; мусора; Игровой: указание, пояснение, анализ работы.Оборудование: грибы (мухомор), ширмы, прищепки, декорации деревьев и кустов, коробка, мешочки с песком.Предварительная работа: рассматривание альбомов «Насекомые», «Безопасность в лесу», «Грибы», разучивание физ. минутки, чтение художественной литературы по темам.Ход:Играет песня Шапокляк из м/ф "Чебурашка и Крокодил Гена", слова: Э. Успенского, музыка: В. Шаинского. Появляется Шапокляк.Шапокляк: Здравствуйте, ребята! Узнали меня? Предлагаю вам сегодня отправиться в поход. Хотите? Вы готовы?Шапокляк: Давайте улыбнёмся друг другу и пусть хорошее настроение не покидает нас целый день! Ребята, а вы знаете главное правило в походе?В походе нужно идти не за направляющим, а нужно отставать и отвлекаться. А еще можно трогать насекомых и животных, есть незнакомые ягоды и грибы.Ответы детей: нет, нельзя. В походе нужно идти дружно за направляющим, не отставать и никуда не отвлекаться. Шапокляк: ну, что ж, надевайте рюкзаки, отправляемся в поход. Первое испытание: нужно перепрыгнуть по камушкам к речке. Молодцы, отлично!- Мы пришли. А вот и речка. Пойдем искупаемся? Ведь можно купаться в незнакомом месте? (На ширме висят картинки с изображением мусора, который может оказаться в ручье).Ответ детей: (Нельзя. В реке могут быть коряги, стекло, метал, о которые можно сильно поранится. Купаться можно только на специально оборудованных пляжах).Шапокляк: Да, это правда, в природе встречается много опасностей, какие? (Иллюстрации: землетрясения, наводнения, ураганы, горные обвалы). - Как называются эти опасности? (стихийными бедствиями).Шапокляк: Правильно - стихийными бедствиями и к счастью, это происходит нечасто. И вот мы с вами пришли в лес.Даже в самом обычном лесу, в котором мы не раз бывали, человека подстерегает множество опасностей. Какие опасности могут нам встретиться в лесу? (Дети перечисляют.) - Да, опасность первая: в лесу можно заблудиться. А что надо делать, чтобы не заблудиться? (Чтобы не заблудиться, не ходи в лес один. В лесу нужно держаться вместе. Как только потеряешь родителей или товарищей из виду, кричи громче, чтобы можно было найти друг друга по голосу.)- Если ты заблудился, не поддавайся панике. Не беги, куда глаза глядят. Остановись и внимательно прислушайся к звукам. Может быть, откуда-нибудь слышатся шум машин, поездов, лай собак и другие звуки, говорящие о близости людей. Постарайся понять, откуда идет звук, и иди в этом направлении. Если звук становится громче, значит, ты идешь правильно. Если тебе встретится река, иди по течению. Этот путь приведет к жилью, как правило.Шапокляк: Дети, а давайте разведем огонь? Нельзя? А почему? (Может начаться пожар). А я вижу огонь (Висит картинка с изображением огня). Игра «Потуши костёр». (Дети по очереди бросают мешочки с песком, чтобы потушить огонь).Шапокляк: Это ещё одна опасность, которая может подстерегать нас в лесу? (Лесные пожары.)- Как вы думаете, от чего может возникнуть пожар? (Оставили не потушенный костер, гроза, брошенная спичка или сигарета. Иллюстрации).Шапокляк: Верно, причиной лесных пожаров становится, прежде всего, небрежность и неосмотрительность людей или шалости детей из-за брошенной горящей спички. Ребята запомните пословицу «В одном коробке сто пожаров». Почему так говорится, как вы думаете?Ответы детей: (Потому что в одном коробке лежит много спичек, и каждая может стать причиной пожара.)Шапокляк: Ребята давайте подумаем и вспомним какие правила нужно знать, чтобы не случилось беды - пожара: 1.Никогда не поджигай сухую траву и листья.2. Не оставляй рядом с костром свою одежду.3. Не стоит разводить костры очень большие и при сильном ветре, так как искры могут зажечь соседние деревья.4. Уходя надо убедиться, что костер, потушен. Нельзя оставлять тлеющие угли - налетевший ветер может раздуть из них пламя.5. Лучше всего залить костер водой или засыпать землей.Физ. Минутка:Дети по лесу гулялиЗа природой наблюдали. Мы немножко отдохнем,Встанем, глубоко вдохнем.Вверх на солнце посмотрелиИ их лучики согрели Чудеса у нас на свете,Стали карликами дети. А потом все дружно встали Дружно мы похлопаемНожками потопаемХорошо мы погуляли И нисколько не устали. (Дети повторяют движения вместе с воспитателем по тексту стихотворения.)Шапокляк: А вот и гриб! Смотрите какой красивый. (Достаёт мухомор). Попробую – ка я его на вкус. Тоже нельзя? Можно отравиться? Фу. Не буду.Отгадайте загадку:Под сосною у дорожкиКто стоит среди травы!Ножка есть, но нет сапожек,Шляпка есть – нет головы (гриб)Не все грибы наши друзья. Есть и злейшие враги, ядовитые грибы. Если человек съест их, у него наступит отравление, а иногда и смерть. Шапокляк: Ну, а скажите, какие грибы можно собирать, а какие оставим и не возьмем с собой?(Дети на столе выбирают картинки съедобных грибов, вешают на прищепки. Затем объясняют свой выбор.)Шапокляк: А ядовитые грибы можно срывать, топтать? Почему? (Нельзя топтать. Ядовитые они только для людей, а для некоторых животных они полезные)Шапокляк: Где бы мы не находились: в лесу, около реки, мы всегда встречаемся с насекомыми. Они могут представлять человеку опасность? Отгадайте загадки: Летит, пищит,Ножки длинные тащит. Случай не упустит, Сядет и укусит. (Комар)Домовитая хозяйкаПолетела над лужайкой,Похлопочет над цветком,Он поделится медком. (Пчела) Кто над нами Вверх ногами? Ходит - не страшится, Упасть не боится? (Муха)Шапокляк: Каких насекомых вы еще знаете? (Муравей, кузнечик, оса, водомерка, божия коровка стрекозы, шмель.)- Где можно встретить насекомых? (Везде: на земле, в воздухе, на воде (водомерки), на растениях и т.д.)- Для чего нужны насекомые? (насекомыми питаются птицы и некоторые животные)- Можно ли трогать руками насекомых? (Нет.)- Правильно. Насекомые хоть и приносят пользу, но от них можно еще и пострадать. Поэтому нужно знать, как от них защищаться. Надо хранить продукты в закрытой посуде. Отправляясь в лес, надо надевать длинные брюки, рубашку с длинными рукавами и головной убор. Надо быть острожным и внимательным в лесу. Ни в коем случае не трогать осиное гнездо. Осы вылетят, и будут жалить. Но если вас укусила пчела, надо удалить жало и это место протереть содовым раствором.- Как защититься от комаров и мошек? (Пользоваться мазями, отпугивающими насекомых)- Что делать, если около вас летает пчела? (Нужно вести себя спокойно, нельзя махать руками.)- Какой вред приносят мухи? (Они разносят микробы)- Опасное насекомое – клещ, обязательно после прогулки нужно осматривать тело, нет ли на нем клещей. Клещ является разносчиком и инфекционной болезни.Шапокляк: Сейчас я проверю, как вы знаете все правила поведения в природе. Сейчас, только перекушу. (Достает конфету съедает фантик бросает на землю). Что опять сделала не так? Нельзя бросать мусор? А смотрите сколько его здесь … Хулиганы нахулиганили…А мы его соберем!!!Игра «Собери весь мусор»Нельзя загрязнять природу. Надо беречь ее, мусор убирать. Для этого поиграем с вами в игру «Если я на природе». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе кричим "нет"! Если я приду в лесокИ сорву ромашку? (нет)Если съем я пирожокИ выброшу бумажку? (нет)Если хлебушка кусокНа пеньке оставлю? (да)Если ветку подвяжу,Колышек подставлю? (да)Если разведу костер,А тушить не буду? (нет)Если сильно насорюИ убрать забуду. (нет)Если мусор уберу,Банку закопаю? (да)Я люблю свою природу,Я ей помогаю! (да)Шапокляк: Ребята, напомните мне, какие опасности нас ожидают в лесу, а поможет вам в этом Кубик Блума. Назови, как правильно нужно идти в походе? (Ответ: в походе нужно идти дружно за направляющим, не отставать и никуда не отвлекаться).Почему нельзя купаться в незнакомом месте? (Ответ: в реке могут быть коряги, стекло, метал, о которые можно сильно поранится. Купать можно только на специально оборудованных пляжах).Придумай, что надо делать, чтобы не заблудиться? (Ответ: не поддавайся панике. Не беги, куда глаза глядят. Остановись и внимательно прислушайся к звукам. Может быть, откуда-нибудь слышатся шум машин, поездов, лай собак и другие звуки, говорящие о близости людей. Постарайся понять, откуда идет звук, и иди в этом направлении. Если звук становится громче, значит, ты идешь правильно. Если тебе встретится река, иди по течению).Предложи правила, как правильно разжечь костёр? (Ответ: никогда не поджигай сухую траву и листья, не оставляй рядом с костром свою одежду, не стоит разводить костры очень большие и при сильном ветре, так как искры могут зажечь соседние деревья, уходя надо убедиться, что костер, потушен. Нельзя оставлять тлеющие угли - налетевший ветер может раздуть из них пламя, лучше всего залить костер водой или засыпать землей).Поделись своими знаниями о грибах, какие грибы можно собирать, а какие оставим и не возьмем с собой?Объясни, какую опасность представляют насекомые человеку в лесу? Как можно защититься от них? (клещ является разносчиком и инфекционной болезни, мухи разносят микробы, муравьи и мухи заползают в продукты. Пользоваться мазями, отпугивающими насекомых. Нужно вести себя спокойно, нельзя махать руками. обязательно после прогулки нужно осматривать тело, нет ли на нем клещей).(Дети отвечают на вопросы, какие опасности можно встретить в лесу). - Да, вижу вы все правила знаете, молодцы! И я теперь знаю, как нужно вести себя на природе. А наше путешествие подходит к концу.- Сегодня мы совершили много добрых дел для матушки – природы. И она отплатит нам тем же. Мы будем дышать чистым воздухом, собирать грибы и ягоды и слушать пение птиц…Надеваем рюкзаки и возвращаемся той же дорогой, чтобы не заблудиться.