«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ»
Автор: Рыбалкина Ирина Александровна
Филиал МБОУ СОШ села Каменка в селе Криуша
Самойловского района Саратовской области
�ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ�
Из опыта работы учителя истории и обществознания
Рыбалкиной Ирины Александровны
учитель истории и
обществознания
Рыбалкина И.А.
2024 год
Человек, не интересующийся прошлым, обедняет своё настоящее
Д. С.� Лихачёв.
В последнее время снижается общий уровень культуры нашего общества. На первый план выходят меркантильные, материальные запросы человека, стремление жить в достатке, не задумываясь о том, какими средствами это благополучие достигнуто. К сожаленью, рвутся нити, связывающие разные поколения, теряются нравственные ценности, возникает дефицит духовности. И в это непростое время, время перемен, задача учителя истории сохранить в душах детей уважение к истории своей семьи, села, страны. Воспитывать патриотические чувства, гражданские качества личности.
Патриотическое воспитание на школьном материале истории - процесс воздействия на учащихся с целью осознанного восприятия исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качествах сынов Отечества, любви к Гербу, Флагу, Гимну страны, непримиримости к врагам России.
Что такое патриотизм? Патриотизм - преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу; любовь к Родине.
Чтобы ребенок вырос достойным сыном Отечества, мы должны научить его любить мать, отца, друзей, природу родного края, его прошлое и будущее, великие и малые свершения своего народа. Любить искренне, активно, преломляя свою любовь в поступок. Научим мы его так любить – значит, воспитаем гражданина, которому можно доверить страну.
В своей работе использую различные формы деятельности, направленные на воспитание патриотических чувств. Огромную роль в воспитании подрастающего поколения играет историческое краеведение. На уроках истории, на внеклассных занятиях как учитель истории уделяю большое внимание краеведческому материалу. Краеведение – �ведать о крае�, знание о малой родине, об истоках своего народа. Для историка важны любые документальные свидетельства, письменные источники, рассказывающие о разных событиях.
Край наш богат историческими событиями, в которых принимали участие наши земляки — ставропольские туркмены. И среди работ по родословию основное место занимает составление генеалогического древа туркменского народа. Итогом исследовательской работы по данной теме стало открытое мероприятие �Родословная туркмен Северного Кавказа�.
При изучении темы �Великая Отечественная война� учащимся даю индивидуальные задания по сбору и поиску материала о защитниках страны. Ребята собирают и оформляют материалы �Труженики тыла�. Изучение темы �Великая Отечественная война� заметно обостряет внимание учащихся к истории Российского государства, именам прославленных полководцев, руководителей борьбы за независимость Отчизны, воспитывает чувство гордости за прошлое Отечества. Большой популярностью пользуется у учащихся задание: взять� интервью� у� людей� пожилого� возраста� на� такие� темы,� как� �Репрессии� в� моей� жизни�,��Воспоминания� о �грозных� военных� годах.�,� �Об� особенностях� и� трудностях�� обучения� в� школе в� довоенные� и� военные� годы.��и�др.
В 5 классе мы начали работу по теме �Моя родословная�. Предварительно проведенные анкеты показали, что ребята плохо знают свои корни. Это наша беда. Ведь фамильная гордость, интерес к истокам собственной родословной – это ветви одного дерева. Нельзя жить, не зная родства, нельзя изучать историю Родины в отрыве от истории родного края, семьи. Как важна семейная память для воспитания детей, для воспитания чувства своего рода. В работе участвуют и дети, и родители. Каждый факт будущего сочинения обсуждается в семье. С большим желанием и интересом записываются воспоминания дедушек и бабушек. Слушая рассказы близких людей, дети становятся как бы соучастниками многих дел и свершений, сопереживают всем трудностям и радостям, выпавшим на долю родных. При описании дел и поступков родителей прослеживается преемственная связь поколений. В конце IV четверти состоится презентация работ учащихся.
В России с древнейших времён патриотизм являлся одним из главнейших приоритетов. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить русские былины, песни, сказания и т. д. Хорошим наглядным примером патриотизма является изучение на уроках истории в 6 классе фрагментов текста �Повести временных лет�. Например, на уроке я зачитываю описание того, как князь Святослав в трудную минуту обратился к воинам с такими словами: �Да не посрамим земли Русской, но ляжем костьми тут, мёртвые бо срама не имам�...
Патриотическое воспитание осуществляется на глубоком изучении нашего исторического прошлого, познании наших корней, осознании неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве.
Патриотическое воспитание осуществляется на примерах героической борьбы, подвигов, талантов россиян - прекрасных примерах для подражания.
Раскрывая подвиги героев, важно чтобы учащиеся подводились к осознанию, почему наши далёкие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества. Не хотели же умирать Сусанин и Багратион, Космодемьянская, сотни и тысячи тех, кто бросался грудью на штыки или амбразуры, таранил вражеские самолёты, не выдавал под страшными пытками военной и государственной тайны! Здесь уместно ученикам привести слова известного педагога В. А. Сухомлинского, который по этому поводу писал сыну: �Знай, что настоящего патриота нашей Родины можно убить, сжечь, закопать живым в землю, как делали это изверги фашисты, но покорить нельзя�.
Практически ни один урок истории не проходит без изучения достойных личностей. Особенно ярко представляются борцы, созидатели мужественные и благородные люди, радевшие за землю Русскую. На их примерах воспитываются идеалы служения Отечеству. Очень много внимания уделяется военной истории, изучению крупнейших сражений, в том числе судьбоносных для Отечества. Объектом неподдельного интереса для учащихся является знакомство с полководческим искусством А. Невского, Д. Донского, А. Суворова, М. Кутузова, Б. Хмельницкого, Ф. Ушакова, П. Нахимова. Ребята готовят презентации, сообщения об этих великих людях России, а затем делятся своими творческими успехами в этом направлении на уроках, посвященных русскому военному искусству. Также ребятам предлагаю составить историческую характеристику того или иного полководца, где учащимся необходимо найти положительные и отрицательные черты характера, высказать своё отношение к данной личности.
Патриотическое воспитание осуществляется на основе формирования нравственных качеств учащихся.
В учебниках истории обычно не просматривается нравственная сторона поступка, поведения, события, факта. И если учащиеся хорошо знали заслуги перед Отечеством Петра I, M. Сперанского, С. Витте, П. Столыпина, они далеко не всегда представляют нравственные устои и мотивы их деятельности. Раскрывая нравственные качества соотечественников, на уроке стремлюсь соотнести положительные из них с аналогичными качествами самих учащихся. У одного ученика отмечается огромная жизненная энергия, свойственная Петру I, Суворову, для другого характерны изобретательность Кулибина, научный поиск Королёва и т. д. У некоторых подростков положительный нравственный след в душе всё же остаётся: ещё бы - ведь у них подмечены качества, свойственные столь выдающимся личностям Отечества. А это, в свою очередь, может привести учащихся к потребности более глубоко изучить жизнь этих личностей. Высокая нравственность гражданина предполагает высокую отдачу в служении Отечеству, человеку, т. е. является одной из главных составляющих патриотизма. Большой дух, заряд патриотизма, чувство гордости несут обобщающие повторения, урок-игра, урок-викторина. Такие, как например: � За землю русскую� {6 класс �Борьба русского народа против иноземных захватчиков�), устный журнал в 7 классе �Письмо неизвестному солдату�, игра-викторина в 8 классе �К чести России�, урок – игра в 9 классе �Дорогами войны� и т. д.
В� условиях� сельской� школы,� ограниченной� в� возможностях� более� эффективного�� преподавания� истории,� чем� в� городской� школе, эти�� и� другие� формы работы развивают�� познавательную�� активность� учащихся,� формируют� уважение� к� истории� родного� края,�страны, способствуют� формированию� культурного� человека.�