Роль детского сада в повышении педагогической культуры в семье


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Роль детского сада в повышении педагогической культуры в семье
Автор: Крайненко Виктория Александровна

Статья в сборнике электронного изданияРоль детского сада в повышении педагогической культуры в семьеАвтор: Крайненко Виктория АлександровнаОрганизация: МБДОУ № 33Населенный пункт: г. Ростов-на- ДонуЛюбая воспитательная работа невозможна без системы педагогического просвещения, повышения педагогической культуры родителей, которая является важной составной частью общей культуры. Педагогическая культура родителей это их достаточная подготовленность, развитие тех качеств личности, которые отражают степень их зрелости как воспитателей и проявляются в процессе семейного и общественного воспитания детей.В настоящее время уровень педагогической культуры основной массы родителей недостаточно высок, что отрицательно сказывается на результатах их воспитательной деятельности, проявляется в низком уровне воспитанности многих современных детей. Повышение уровня педагогической культуры родителей в первую очередь важно для самой семьи. Высокий уровень педагогической культуры позволит родителям успешно управлять процессом воспитания и обучения, а детям гармонично развиваться. Так же не менее важно это для детского сада, так как благодаря успешному процессу обучения ребенок пойдет в школу подготовленным. Ведь все начинается с семьи.Основные задачи работы детского сада с родителями.1.Единство требований к ребенку в процессе воспитания творческой личности;2.Педагогическое просвещение родителей (через наглядные и словесные формы работы);3.Изучение лучшего опыта семейного воспитания;4.Ознакомление родителей с жизнью дошкольного учреждения.При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями в рамках ФГОС ДО необходимо соблюдать основные принципы:
  • открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
  • сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
  • создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
  • диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.
  • Таким образом, можно сделать вывод, что в основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество. Инициатором установления сотрудничества должны быть педагоги, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а стало быть, понимают, что ее успешность зависит от согласованности преемственности в воспитании детей. Работникам дошкольного учреждения принадлежит ведущая роль в организации содержательного общения с родителями и другими членами семьи. Но эта роль успешно осуществляется лишь при хорошем знании особенностей современной семьи и педагогических условий воспитания в ней детей.Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия являются доверительные отношения между воспитателями, социальными педагогами и родителями, контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.Вторая, и не менее важная задача - вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, в их усвоении непосредственно в теоретической и практической, определенным образом организованной деятельности.Повышение уровня педагогической культуры родителей в первую очередь важно для самой семьи. Высокий уровень педагогической культуры позволит родителям успешно управлять процессом воспитания и обучения, а детям гармонично развиваться. Так же не менее важно это для детского сада, так как благодаря успешному процессу обучения ребенок пойдет в школу подготовленным.Существует три формы работы с родителями:- Наглядные;- Словесные;- Смешанные.Словесные методы и формы - беседа, консультации, родительские собрания, индивидуальные беседы с родителями.Наглядные методы - оформление стендов, рамок-передвижек, день открытых дверей; оформление выставок детских работ, рекомендации для родителей и т.д.Смешанные формы (комбинированные) - посещение семьи ребенка, день открытых дверей, родительские собрания, конференции.Также используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей:- устные журналы,- круглые столы,- организация клубов,- организация деловых игр.Работа с родителями в детском саду выстраивается на таких принципах как: системность, сотрудничество, постоянство, от простого к сложному.Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые.Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей преподносится для родителей таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.Консультации. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или подгруппы родителей.Формы проведений консультаций различны:- квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением;- обсуждение статьи, заранее прочитанной всем приглашенным на консультацию;- практическое занятие.Семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их:- как читать книгу,- рассматривать иллюстрации,- беседовать о прочитанном,- как готовить руку ребенка к письму,- как упражнять артикуляционный аппарат и д.р.Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения).Все формы работы с родителями, используемые в детском саду, создают атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребенка. Чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый опыт обучения будет успешным.Список методической литературы.
  • Арнаутова Е.П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей / Е.П.Арнаутова Дошкольное воспитание, 2004.
  • Григорьева Н. Как мы работаем с родителями / Н.Григорьева, Л.Козлова // Дошкольное воспитание, 2006.
  • Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника / Е.С.Евдокимова.