Конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему: "Синичкин день"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему: "Синичкин день"
Автор: Виноградова Елена Михайловна
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миромв средней группе «Синичкин день».Цель - дать детям представление о русском народном празднике «Синичкин-день».Задачи:-Формировать у детей представление о жизни и особенностях строения и поведения птички синички (сильные лапки с острыми коготками, крепкий клюв, густое и пушистое оперение и т.д.)-Закреплять знания детей о зимующих птицах.-Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудные минуты.Образовательные области: познание (формирование целостной картины мира), коммуникация, социализация, чтение художественной литературы.Предварительная работа:-Чтение стихотворений про синичек.-Выставка кормушек для Синичек-невеличек (изготовление совместно с родителями)-Занятие «Зимующие птицы»Ход занятия:(Дети сидят полукругом на стульчиках).Звучит аудиозапись голоса синицы.Воспитатель:- Ребята кажется к нам кто-то прилетел. Вы слышите? Это чьё-то пение. Кто бы это мог быть? Чтобы нам узнать, кто же это прилетел нужно отгадать загадку:Спинкою зеленовата,Животиком желтовата,Чёрненькая шапочкаИ полоска шарфика.Шустро зёрнышки клюёт,Спать с утра нам не даёт,Голосистая певичка –Желтопузая … (синичка)Воспитатель достаёт синичку (игрушку).Воспитатель:- Ребята, сегодня мы собрались, чтобы отметить праздник «Синичкин день». Русский народ отмечает его 12 ноября. С этого дня птички -синички и все зимующие птицы начинают прилетать поближе к жилью человека.Воспитатель:- Ребята, а давайте мы с вами вспомним, каких зимующих птиц вы знаете. Синичка приготовила загадки, о своих друзьях. Мы с вами сможем их отгадать?Загадки: 1.Окраска сероватая, Повадка вороватая –Крикунья хрипловатая,Известная персона,Это -…(ворона)2. Я весь день ловлю жучков,Уплетаю червячков.В теплый край не улетаю,Здесь, под крышей, обитаю.Чик-чирик! Не робей!Я – бывалый …(воробей)3. Чернокрылый,КрасногрудыйИ зимой найдет приют:Не боится он простуды- С первым снегомТут как тут! (снегирь) 4.Белобокая красоткаБалаболит, как трещотка.Все блестяшки издалёкаТащит в гнёздышко…(сорока)Воспитатель:- Ребята, а как вы думаете, откуда прилетают к нам синички и другие зимующие птицы? Где они жили летом? (ответы детей)Воспитатель:- Летом они жили в лесах, парках, садах.Воспитатель:- Ребята, а почему же синички прилетают зимой к нам в город? (ответы детей)Воспитатель:- Своим появлением в городе они дают сигнал людям, что скоро зима не забудьте утеплить свои дома, чтобы мороз не проник в квартиры, и что пришла пора позаботиться человеку о птицах, подкормить их, ведь птицам стало голодно.Шустрые синичкиПтички-невелички,Прилетают в городаНа зиму где есть еда.Синички очень храбрые птички, они залетают на балконы, заглядывают в окна домов. Синицы самые полезные птицы, они истребляют вредных насекомых, которые портят деревья.На «Синичкин день» детишки выбегали на улицу и зазывали синичек в гости.Синичек вереницаЛетит сюда кормиться!Насыпим мы для птицыСемян, зерна, крупицы!Физминутка.Воспитатель:- Ребята, давайте заведём хороводную игру «Летели две птички». Дети встают парами идут по кругу и поют:Летели две птички ростом невелички.Как они летели, все люди глядели.Как они садились, все люди дивились.Как они вставали, крепко обнимались.Работа по картинкам.Воспитатель показывает картинки, где изображены синички. Воспитатель:- Синичек в народе прозвали акробатами, потому что они ловкие и могут забраться в любую щель. У них очень сильные лапки с острыми коготками, с помощью острых коготков синичка может передвигаться по веточкам деревьев даже вниз головой. Сильный и твёрдый клюв легко достаёт насекомых из трещин коры деревьев и раздалбливает крепкие семена и лесные орехи. Оперение у синичек густое и пушистое, холод им не страшен, а вот замерзнуть птички могут только от голода.- Синица, синицаЧто тебе снится?- Зёрнышки, мошкиДа хлебные крошки.Воспитатель:- За то, что синицы такие полезные, люди издавна заботятся о них, оберегают, делают им кормушки и специальные домики-синичники (показ иллюстрации).Воспитатель:- А, вот и наши ребята подготовились. Дома вместе с мамами и папами они сделали, соорудили кормушки для птиц. Чуть позже мы вместе с вами развесим на нашем участке замечательные кормушки и подкормим не только синичек, но и других зимующих птиц.Воспитатель:- Ребята, чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:1.Подкармливать птиц в одном и том же месте, в одно и то же время и птицы будут сами прилетать к этому времени;2.Кормить птиц нужно каждый день, нельзя подкармливать их время от времени, именно в морозы им нужна пища каждый день, чтобы выжить;3.Корма нужно класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.Воспитатель:- Если мы позаботимся о птицах зимой, летом они позаботятся о наших лесах, садах, парках. Подведение итогов занятия.Воспитатель:- Ребята, какой праздник мы сегодня с вами отмечали? Чем синички полезны людям? Какие зимующие птицы прилетают в города вместе с синичками? Как называются домики для синиц, которые для них делают люди? Как часто нужно подкармливать птиц зимой.На прогулке.1.Развешивание кормушек. Каждый ребенок старается насыпать немного корма. 2.Подвижная игра «Синички». По считалке выбирается водящий – кот. Эта птичка-невеличкаНазывается синичка!Раз-два-три-четыре-пять!Будет в гости прилетать.Пять-четыре-три-два-раз!А кормушка есть у вас?Остальные дети, синички, они сидят в углу(с одной стороны площадки), сложив «крылышки» и закрыв глаза, воспитатель говорит, а дети выполняют действия:Вот в гнезде проснулись птички —Разноцветные синички.Тянут крылышки, встают,Громко песенку поют.(«Синички» открывают глаза, встают, поднимают руки, пищат «цыф-цыф-цыф»).Птички, крылья расправляйте,Поскорее вылетайте,Корм ищите по полям,По садам и по лесам.(Дети машут «крыльями», «летают» по всей комнате).Вот нашли в кормушке крошки,Поклевали их немножко.Громко клювики стучат.-Вкусно!-птички говорят.(Присели на корточки, стучат пальцами по земле-«клюют»).Осторожнее, синички,Повнимательнее, птички!К вам крадется кот Матвей!Улетайте поскорей!(«Кот» крадется к детям. «Птички» летят в гнёзда (на лавочки). Кот их ловит).