Мастер-класс для педагогов в технике «Пластилинография» (жгутиковая пластилинография) Тема: «Веселый снеговик»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Мастер-класс для педагогов в технике «Пластилинография» (жгутиковая пластилинография) Тема: «Веселый снеговик»
Автор: Древина Светлана Петровна

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 345 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК» ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИМетодическая разработкамастер-класса для педагоговв технике «Пластилинография»(жгутиковая пластилинография)Тема: «Веселый снеговик»Автор: Древина Светлана ПетровнаДонецк 2024Актуальность Когда человек рождается, он начинает познавать мир, причём делает это самым эффективным и безотказным способом - всё нужно увидеть, услышать, пощупать руками и попробовать «на зуб». Ребёнок узнаёт мир с помощью действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Поэтому развитие кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Новизна: Пластилинография - это один из сравнительно недавнего появления нового жанра в изобразительной деятельности. Эта техника доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами. Практическая значимость: способствует развитию творческих способностей и психических процессов: вниманию, памяти, мышлению; способствует развитию пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей; планированию своей работы и умению доводить её до конца. Цель: амплификация (обогащение) индивидуального художественно-эстетического опыта педагогов, детей дошкольного возраста и родителей через внедрение технологии пластилинографии.Задачи приоритетной образовательной области: «Художественно-эстетическое развитие»:
  • развитие продуктивной деятельности;
  • осваивание способа создания знакомого образа посредством аппликации из «пластилиновых нитей» на горизонтальной плоскости;
  • закрепление навыков ощипывания, раскатывания, сплющивания;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости к событиям, происходящим в жизни в определенное время года;
  • удовлетворение потребности в самовыражении;
  • Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:«Социально-коммуникативное развитие»:
  • приобщение к общепринятым нормам и правилам;
  • способствовать развитию навыков доброжелательного отношения со сверстниками и взрослыми, умение выслушивать их;
  • способствовать повышению эмоционального настроения воспитанников;
  • «Познавательное развитие»:
  • развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию;
  • воспитывать познавательный интерес к работе с пластилином.
  • «Речевое развитие»:
  • активизировать словарь детей;
  • развивать связную речь, умение отвечать на вопросы.
  • «Физическое развитие»:
  • профилактика нарушений осанки, снятие мышечной усталости;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук при выполнении пальчиковой гимнастики и при работе с пластилином;
  • Планируемые результаты:
  • Интегративные качества: эмоционально-отзывчивый; любознательный, активный; соблюдающий элементарные общепринятые правила; имеющий первичные представления об окружающем мире; может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач; овладевший умениями и навыками, необходимыми для работы с пластилином в технике «пластилиновые нити».
  • Коммуникативные: умение слушать и отвечать на вопросы, обращаться за помощью, выражать благодарность; участвовать в совместной деятельности;
  • Познавательные: умение работать по заданному алгоритму; понимание пространственных отношений;
  • Регулятивные: умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу; умение слушать взрослого и выполнять его инструкции;
  • Личностные: умение оценивать собственную деятельность и свои возможности.
  • Ожидаемый результат: Реализация познавательной активности. Весь подобранный материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения. В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих. Знакомятся с художественными произведениями: стихами, потешками, пальчиковыми играми. У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине. Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. Происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина. У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка. Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях по пластилинографии происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве. Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения – у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.Выводы: системность и поэтапность деятельности с использованием нетрадиционной техники «Пластилинографии» способствуют формированию прочных изобразительных навыков и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста, что отслеживается по педагогической диагностике; У детей появляется повышенный интерес, творческая активность. Дети с желанием и интересом занимаются пластинографией. Дети свободно экспериментируют с художественными материалами и инструментами. У детей хорошо развиты сенсорные способности, композиционные навыки, координация рук, мелкая моторика. Дети самостоятельно выбирают тему, умеют планировать свою работу, выбирают выразительные средства изображения, доводят начатое дело до конца.Теоретические основы пластилинографии.Виды пластилинографии Пластилинография - это один из сравнительно недавнего появления нового жанра в изобразительной деятельности, объединяющий живопись и скульптуру (рисование и лепку). Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» - создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов.
  • Прямая пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности. В данной технике работы работают в основном все дети, начиная с раннего возраста. Для раннего возраста можно подготовить контурный рисунок более простой, без мелких деталей, а в старшем возрасте дети могут нанести самостоятельно более сложные композиции, с мелкими деталями.
  • Обратная пластилинография - изображение лепной картины с обратной стороны прозрачной поверхности или витражная. Данный вид пластилинографии используется на стекле, изображение получается с другой стороны, поэтому называется обратная пластилинография. Так как на стекле детям дошкольного возраста работать нельзя, можно использовать пластик или оргстекло.
  • Модульная пластилинография - изображение лепной картины с использованием различных элементов - валиков, шариков, дисков. Данная техника более сложная, так как необходимо владение всеми приемами лепки.
  • Мозаичная пластилинография - изображение лепной картины с помощью шариков из пластилина. Такая техника наиболее простая, так как элементы все одинаковые - пластилиновые шарики. Необходимо лишь красиво сочетать цвета и аккуратно заполнить пространство, не выходя за контур.
  • Контурная пластилинография - изображение предмета при помощи жгутиков. Данная техника больше походит для старшего возраста, так как требует усидчивости и кропотливой работы.
  • Многослойная пластилинография - объемное изображение лепной картины с последовательным нанесением нескольких слоев. Преимущества данной техники в том, что на плоскости можно выполнить очень красивый и яркий сюжет. Такая техника подходит для изображения неба, гор, лес и других пейзажных сюжетов, когда один слой сверху закрывается другим.
  • Фактурная пластилинография - изображение больших участков картины на горизонтальной поверхности с более выпуклым изображением (барельеф, горельеф, контррельеф).
  • Барельеф (низкий рельеф) Барельеф - распространённый вид украшения архитектурных сооружений, разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более чем на половину объёма. Если более - рельеф называется горельефом (высокий рельеф).
  • Материалы и оборудование для работы в технике пластилинографии, условия хранения работ Основной материал - пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Для работы потребуется деревянная или пластиковая подставка. На ней будет раскатываться пластилин и изготавливаться мелкие детали. На столе должен стоять стакан с водой. Он необходим для смачивания рук. Для работы нужен набор стеков - специальных ножичков для всевозможных манипуляций с материалом. Хорошо, если будут наборы из различных пластиковых зубчатых колесиков, многогранников, трубочек и колечек. Этими приспособлениями можно придать поверхности композиции определенную структуру. Можно принести в сад для пластилинографии пластиковые кондитерские шприцы со всевозможными насадками. Ими хорошо выдавливать пластилиновую массу. Сейчас в торговых сетях достаточно большой выбор пластилина. У разных производителей он может отличаться твердостью, эластичностью и гаммой цветов. Для пластилинографии цвета должны быть яркими, сочными и представлены достаточно широкой палитрой. Пластилин должен тонко выкатываться и не прилипать к рукам. Техника подразумевает всевозможные смешивания для получения множества необходимых оттенков в работе. Это чем-то похоже на смешивание масляной краски. Единственная разница - пластилин смешивается руками. Для смешивания пластилина следует учесть несколько моментов: чтобы оттенок не потерял яркость, в одном смешивании не следует использовать больше трех цветов; чтобы добиться насыщенности, в цвет можно добавить немного черного; чтобы получить нежные, пастельные тона, в цвет подмешивается белый. Для пластилинографии подбирается плотный картон (не глянцевый), к которому хорошо прилипает пластилин. Картон с нанесенным рисунком шаблоном желательно ламинировать или заклеить скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен; работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов. Также при создании пластилиновых картин необходимо иметь подручные материалы для придания объема и декоративности: колпачки фломастеров, трубочки, зубочистки, расчески, стеки. Как оформить и хранить пластилиновые картины? Плоские пластилиновые картины лучше всего поместить под стекло в рамку, паспарту или хранить под прозрачной пленкой. Пластилиновые картины не должны деформироваться, подвергаться попаданию прямого солнечного света и нагреванию. При обучении детей пластилинографии не следует ставить перед ними очень сложные задачи, чтобы не испугать и не отбить желание заниматься подобным творчеством. Поскольку работа с пластилином требует много времени, в середине занятия проводят физкультурную разминку. После того как дети овладеют основными приемами пластилинографии, можно переходить к более сложным и даже коллективным картинам. На каждом занятии перед ребенком ставится новая учебная задача, закрепление и усложнение которой, происходит на последующих занятиях.Мастер-класс для педагоговв технике «Пластилинография» (жгутиковая пластилинография) Тема: «Веселый снеговик»Назначение: предназначено для педагогов, может быть интересен родителям, педагогам дополнительного образования.Цель: формирование умения работать с пластилином в технике «жгутиковая пластилинография».Материалы и оборудование: набор пластилина, стека, доска для лепки, салфетка для рук, картон синего цвета формата А-4 с силуэтом снеговика с метлой, «жгутики» белого и коричневого цвета, шприцы для каждого педагога.Предварительная работа воспитателя: разработка и подготовка памяток – рекомендаций для каждого педагога. Организация пространства для проведения мастер – класса, презентация «Особенности техники «пластилинография». Подготовка образцов работ в технике.Предварительная совместная работа воспитателя с педагогами: заготовка жгутиков из пластилина по образцу: у шприца (на 10-15 мл) немного обрезать «носик», положить в него белый пластилин (желательно мягкий), закрыть. Тоже проделать для коричневого цвета, положить шприцы в горячую воду на несколько минут, достать из воды, обсушить полотенцем, выдавливать пластилин в виде жгутиков на доску для лепки. Предварительная работа с детьми: беседа о свойствах снега, лепка снеговика на улице, чтение стихотворений о зиме, снеговике; рассматривание сюжетных картинок на темы: «Зимние забавы», «Дети лепят снеговика», ООД с детьми в технике «пластилинография» на тему «Снеговик». Ход мастер-класса:Воспитатель: - «Добрый вечер, уважаемые педагоги! Сегодня я пригласила вас на мастер-класс. Мастер-класс – это «умею сама, научу вас». Я очень надеюсь, что все чему вы научитесь пригодиться вам в воспитании и развитии детей» Пожалуйста, ответьте мне на вопрос: - «Чем любят рисовать ваши дети? (Ответы воспитателей) Воспитатель: - «А ведь рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и в такой нетрадиционной художественной технике, как пластилинография (жгутики из пластилина из шприца) (Приложение 1). План-конспектВоспитатель: Уважаемые педагоги, скажите, пожалуйста, было ли вам интересно, и хотели бы вы применить полученные сегодня знания (Ответы педагогов). Спасибо за активное участие в мастер-классе, за чудесные картины. Позвольте вам вручить памятки с советами и рекомендациями по обучению детей пластилинографии. Список использованной литературы
  • Государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 326 от 17.07.2015 года.
  • Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность»/ Авт.-сост. Арутюнян Л.Н., Сипачева Е.В., Котова Л.Н., Макеенко Е.П., Котова Л.Н., Михайлюк С.И., Бридько Г.Ф., Губанова Н.В., Кобзарь О.В. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 208 с.
  • Выготский Л.С. воображение и творчество в детском возрасте/ Л.С.Выготский.- М., 2014-235с.
  • Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г.Г. Григорьева. - Москва 2016- 87с.
  • Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись: Конспекты занятий/Г.Н. Давыдова. — М.: Издательство «Скрипторий 2012», 2012- 305с.
  • Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду/ Г.Н. Давыдова - М.: Издательство Скрипторий 2011.- Ч.2.-153с.
  •  Доронова Т.Н. деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова. - 2-е издание.- Москва: Просвещение, 2с.- (Из детства - в отрочество)
  • Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошк. педагогика и психология», «Педагогика и методика дошк. образования» / Т.Г. Казакова. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011. 255 с.
  • Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду (Программа и методические рекомендации для занятия с детьми 2-7 лет)/ Т.С. Комарова. - Издательство Мозаика - Синтез Москва 2013- 93с.
  • Приложение 1