урок
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: урок
Автор: Эльвира Закиулловна Валиева
Тема: обобщение знаний об имени прилагательном (4 класс)Тип урока: обобщения и систематизации знанийФорма: урок-путешествие по родному краю.Формы обучения: коллективная, индивидуальная, парная, групповая.Методы обучения: наглядный, практический.Оборудование: компьютер, проектор, презентация, словари Ожегова.Цель: помочь учащимся научиться собирать воедино уже имеющиеся по данной теме знания, обосновывать их и систематизировать поступающие данные.Задачи:Формировать универсальные учебные действия:- через организацию пространства поиска, диалога, творчества;- через обмен содержанием субъективного опыта между учениками;- через общение с учениками на принципах сотрудничества;- через включенность каждого ученика в работу класса.Универсальные учебные действия, формируемые у учащихся на уроке:-познавательные УУД (дети формулируют познавательные цели, анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям, проводят анализ информации, обобщают в виде правила);-личностные УУД (устанавливают значимость познавательной деятельности, оценивают усвоение содержания материала);-коммуникативные УУД (сотрудничают в поиске и сборе информации, учатся учитывать позицию собеседника);-регулятивные УУД (ставят учебные задачи, проводят контроль).Ход урокаI. Актуализация знаний.- Как хорошо, что мы все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и доброжелательны. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. Выдохните все обиды и огорчения.Пусть сегодня для нас всех,На урок придёт успех!Мы урок наш начинаем,Что учили, повторяем!»- Я думаю, что это занятие принесет нам всем радость общения друг с другом, принесет много нового и интересного. Нам понадобятся все ваши знания, полученные на уроках русского языка, выдержка, дисциплина, инициатива, активность, умение слушать своих товарищей.II. Постановка учебной задачи.Постановка темы и цели урока.- С каким настроением вы пришли сегодня на урок?(С веселым, радостным, хорошим, бодрым, замечательным)- Слова какой части речи вы употребили, когда отвечали на мой вопрос? (Имя прилагательное)- Почему оно так называется? (Это слово к чему-то прилагается, присоединяется).- Вы уже догадались, какая тема нашего урока? О чем будет разговор на уроке? (Тема нашего урока – имя прилагательное) (Слайд)- Давайте попробуем сформулировать цели нашего урока. (Слайд)Ознакомление с листом самооценки.Стихотворение З.Александровой «Родина» (Читает ученик)Если скажут слово «родина»,Сразу в памяти встаётСтарый дом, в саду смородина,Толстый тополь у ворот.У реки березка-скромницаИ ромашковый бугор…Родина бывает разная,Но у всех она одна!- А как называется страна, где мы живем? (Россия)- Родина. Как вы понимаете значение этого слова?(Работа по словарю Ожегова)lll. Первичное закреплениеСловарная работа.— Я предлагаю найти этимологию слова Родина. Этимология – это происхождение. Этимология слова Родина.Слово Родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из них – потомок какого – либо старинного древнего рода. А само слово род означает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени Россов назывался Родень (родня). Он был назван в честь бога Рода. (Слайд)2. Работа над словарным словом. (Дифференцированное задание)1 уровень: Запишите однокоренные слова к слову Родина (родной, родители, род, родичи, родственники), 1 балл.2 уровень: Запишите синонимы к слову Родина(Отечество, Отчизна, мать-земля, родной край, родная страна), 2 балла- Чтобы правильно выполнить задание, нужно вспомнить какие слова называются однокоренными?- Что такое синонимы?-Найдите среди этих слов имена прилагательные. Докажите.Проверка задания (Слайд)- Сегодня мы с вами, обобщая свои знания об имени прилагательном, закрепим умение правильно их писать и употреблять в своей речи, закрепим лексико – грамматические признаки прилагательных. Отправимся в удивительное путешествие по родному краю.- Итак, в путь!- Послушаем выступления Ваших одноклассников.«Версии возникновении села Карьево» (Приложение 1)(Выступления учащихся сопровождаются презентацией)- А теперь предлагаю Вам выполнить следующее задание:Задание: назовите словосочетания имя прилагательное + существительное, которые вы прочитали на увиденных слайдах (1 балл).- В далекое прошлое нам помогли заглянуть руководители сельского музея Кутдусова Нахия и школьного музея Габдушева Р.Д., встретились с Ибрагимовой Адиба апа и Ибрагимовой Хайрия апа, старожилами села, изучали книгу «Карья Старая» автором которой являлся Кутдусов Рафик Шайхеннурович – историк по профессии, ветеран педагогического труда, местный краевед, где, нашел информации о истории села Карьево.- Итак, мы отправляемся дальше.lV. Самостоятельная работа с самопроверкой.Задание №1 (Слайд)- Что или кто является главным элементом эмблемы села? (петух)- Подберите и запишите в тетради прилагательные к слову петух?Петух (какой?) золотой, драчливый, храбрый, домашний, пестрый, старый, большой, задорный, боевой, и т.д) работают индивидуально.Работа с листом самооценки. Какое умение оцениваем? (Слайд)Задание №2 (Слайд)Прочитать текст. Учащиеся читают текст.ПетухПетух - это важная и гордая птица. Его раскрас очень красив красный, зелёный, чёрный, синий и многие другие. Петух живёт в курятнике защищая своих курочек от обычного прохожего! Петух не очень умет летать, но он почти вольная птица! Петухи просыпаются рано и поют на рассвете и закате солнца. Отличаются петухи от куриц и внешним видом. Они крупные, у них большой хохолок на голове, на ногах у петуха есть «шпоры». Оперение у петуха существенно яркий. Особенно ярким у петуха бывает хвост, порой сияющий, как радуга.- Кто попробует прочитать текст выразительно и эмоционально?- Из текста «Петух» выписать словосочетания прилагательное + существительное, определить число, род, падеж имен прилагательных.Памятка «Как определить род, число, падеж имен прилагательных» (Слайд)Работа в группах. Правила работы в группах. Выбор консультантов. (Слайд)Проверка работы. Листы самооценки. Какое умение оцениваем? (Слайд)«Слово о родном языке»- Наша Родина – это Россия, страна в которой мы живем, учимся.Свою любовь к родине народ издавна выражает в стихах, песнях, а также пословицах и поговорках. Народ очень часто сравнивает родину с матерью.Родина как мать. Она может быть заботливой, ласковой, терпеливой. Она может быть требовательной, строгой, но справедливой.(Составить пословицы, которые разрезаны на части. Работа в группах. Выполнение задания - соединение рук.Человек без родины – соловей без песни.Нет в мире краше Родины нашей.Родная сторона – мать, чужая – мачеха.- Найдите прилагательные в пословицах.Физминутка.- Я буду называть слова, если вы услышите имена прилагательные женского рода – встают девочки, имена прилагательные мужского рода – мальчики.Весёлый, быстрая, овальный, маленький, интересная, лесные, красивая, заботливый, смелый, трудолюбивая, мальчик, застенчивая, внимательные.- А теперь я хочу проверить, как вы запомнили имена прилагательные, которые прозвучали. Назовите их.V. Включение в систему знаний и повторенияРабота в группах. Задание №3 (Слайд)- У вас на столах лежат листочки с текстом. Прочитайте текст. Докажите мне, что это текст. Наше село большое и каждый день растет, строятся новые дома. Все это создано благодаря наших трудолюбивых, сплоченных людей. В нашем селе есть памятные места: памятники участникам Гражданской и Отечественной войны, обелиск участникам Великой Отечественной войны, которые теперь предстоит охранять и беречь вам. Есть в селе средняя школа, детский сад, уютный дом культуры, магазины, крестьянско-фермерские хозяйства, музей, и почта, и библиотека и т.д. Славится наше село не только своими учреждениями, красивыми домами, но и своими трудолюбимыми жителями, которые вносят вклад в его развитие. Это и поэты и писатели, композиторы, талантливые учителя. - Озаглавьте данный текст.- Чему учит этот текст?- Какова основная мысль текста?Работа в группах. Задания для групп (Слайд)1группа - называет окончания имен прилагательных.2 группа – озвучивает род имен прилагательных.3 группа – озвучивает число имен прилагательных.4 группа – озвучивает падеж имен прилагательных.Проверка и оценивание : 0 ошибок - 5б, 1-2 ош.-4б., 3ош. -3б, (Слайд №35, 36) Более 4ош.- 0б.Работа с предложением. (Слайд) Карьёво — это самый старый населённый пункт в окрестностях нашего района.(Индивидуальная работа на карточках). Работа консультантов.1 группа – дает характеристику предложения.2 группа – называет части речи.3 группа – называет словосочетания из данного предложения.4 группа – представьте, что после слова района стоит запятая и вам нужно продолжить предложение.Проверка теста (Слайд)Задание 4. Тестирование (взаимопроверка, работа в парах)1.Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает...а) предметб) признакв) действие2.Найди строку, в которой даны только имена прилагательные.а) медленный, вареное, синий.б) верность, желтый, белый.в) медлительность, верный, белизна.3.Как изменяется имя прилагательное?а) по лицамб) по числамв) по падежам4.У прилагательного нет следующего признака...а) родаб) временив) числа5.В каком имени прилагательном нужно писать окончание –яя ?а) домашн... животноеб) домашняя работав) домашн... режимКритерии оценивания теста (Слайд )Листы самооценки. (Слайд)Vl. Итог урока.- Чем мы сегодня занимались на занятии?(Сегодня на занятии мы повторили почти все, что знаем об имени прилагательном, получили новые знания, развивали свою речь.)- Сейчас я предлагаю вам составить кластер: «Имя прилагательное» (Учащиеся работают в группах)Взаимопроверка между группами.VI. Рефлексия.Лист самооценки.- Какое главное для каждого из нас слово, очень часто звучало на уроке? (Родина, Карьево) (Слайд)- Я предлагаю вам творческое задание. Используя задание придумать и записать имена прилагательные, характеризующие нашего села.Творческий прием РКМК – прилагательные ед. ч., И.П., с.р.А – прилагательное мн. числаР – прилагательное с окончанием –оеЬ – Е – прилагательное ед.ч., И.п., с.р.В – прилагательное, характеризующее весну.О – прилагательное мн. числа, И.п., с.р.- Ребята, посчитайте свои баллы на своих листах самооценки. Оцените себя, как вы работали на уроке? Кто получил 14 - 12 баллов, ставьте себе на листах самооценки отметку 5. Кто получил 11 - 9 баллов, ставьте 4, а кто получил 8 - 6 баллов - 3, у кого меньше 6 баллов - ничего не ставит.(Слайд)- Ребята перед вами фотография нашей малой Родины - села Карьево, сделанная с высоты. Но она, какая грустная. Как вы думаете, чего на ней не хватает? (Солнышка)- Я предлагаю согреть наше село своими солнышками.- Мы заканчиваем наше занятие, и я прощу вас оценить свою работу на занятии. Если вы считаете, что вам на занятии было все понятно и занятие вам понравилось, оцените солнышком « Я справился!». Если на занятии было не все понятно – оцените солнышком «Есть сомнения». Если вам нужна помощь учителя по теме «Имя прилагательное» - оцените солнышком «Нужно подумать».(Дети выходят группами)- Родина – это и русская березка, и лес, и узкая тропинка, и крик кукушки. Это место, где ты родился и вырос. И для многих из вас вашей малой родиной является село Карьево, которое расположено в Пермском крае.Карьево - родное моё село. Что для меня и для каждого, живущего в нем, значат эти слова? Родная улица, родной дом, даже красивое дерево, мимо которого я хожу каждый день, дорого мне. Я люблю тебя моё родное село - ты частица моей души.- Ну, а сейчас для вас видеоролик о селе Карьево.(Слайд)Vll. Домашнее задание-написать мини-сочинение на тему: «Моя улица». Что вам в ней дорого, на что обращаете внимание каждый день.Опорные слова: улица, дом, родное село.(отметка 5)- сочинить четверостишие о селе Карьево (отметка 5)- записать 4 пословицы о Родине (отметка 4)- Я вас всех благодарю за урок. Молодцы, ребята! Мне тоже понравилось, как вы работали. Если каждый житель села Карьево с детских лет будет интересоваться и знать историю своего села, то он будет передавать эту информацию из поколения в поколение, что привьет интерес к истории своей малой Родины и любви к ней.- На этой нотке мы и заканчиваем наше необычное путешествие.Приложение 11 ученик: На одном из живописнейших берегов реки Ирень расположен самый старый населенный пункт нашего района — село Карьёво (Слайд 1).Мы называем своё село по-русски «Карьёво», а по-татарски «Искеавыл» («Старая деревня»). Само татарское название подтверждает, что село имеет многовековую историю и это вызывает огромный интерес.2 ученик: В настоящее время существует несколько версий возникновения села Карьёво. Одна из таких версий принадлежит Хусаину Ибрагимову, учителю по специальности (Слайд 2). По этой версии название села Карьёво образовано от татарского слова «кар ява» («идет снег, снегопад»). Оно означало, что это наиболее северное поселение по Ирени. где обосновались пришедшие со стороны северо-западной Башкирии татары-тептяри.3 ученик: В тот период наш край был покрыт дремучими лесами, и реки были полноводными. Переселенцы попали сюда именно водным путём по реке Ирень.Раньше именно в мечети велась метрическая книга. (Слайд 3). Ибрагимов Хусаин рассказывал, что в этих книгах Ибрагимом муллой было записано предание о возникновении села Карьёво. Началась Гражданская война и документы где-то затерялись.Ибрагим мулла, зная резко отрицательное отношение Советской власти к религии в 1913 году закопал вторые экземпляры этих книг в своём огороде около большого дерева — вяза, упаковав в чайный ящик (Слайд 4).В 1978 году школьники под руководством учителя попытались найти следы этого дерева, но безуспешно.4 ученик: В 2002 году в государственный архив Пермского края поступили метрические книги, заполненные Ибрагимом муллой. Оказалось, что 4 листа за 1916 год, записанные Ибрагимом муллой версии о происхождении села Карьёво, кем-то были вырваны. Этот факт позволял поверить в версию Хусаина Ибрагимова о возникновении села Карьёво. Другую версию возникновения села Карьёво выдвинул житель села Малый Ашап, автор книги «Страна Гайна» Амир Фатыхов. В своей книге он написал, что «на северной окраине бывшего Бирского уезда сделали выписку из найденной родословной и там есть имя Кара Яу (перевод — Чёрная рать). Отсюда возникает вопрос: этот Кара Яу и основатель села Карьёво может быть одно и то же лицо? Во главе этой родословной со стороны матери поэта Ризы Ишмората стоял Беркут би, а начало рода князя Беркута происходит с берегов Чёрного моря, с Крыма. Некоторые сведения по нашему селу давали старожилы близлежащих деревень. Например, бажуковский мулла Хасан Габдулхаков рассказывал, что первые переселенцы – старец Бажык из деревни Баташи и родоначальник села Карьёво – старец Карья – были родственниками. Может быть, ещё поэтому в документах всех жителей этого региона стали именовать карьёвскими татарами.