Особенности взаимодействия дошкольного учреждения с семьей в современных условиях.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности взаимодействия дошкольного учреждения с семьей в современных условиях.
Автор: Артеменко Татьяна Викторовна

Методическая разработка : Особенности взаимодействия дошкольного учреждения с семьей в современных условиях.Подготовила воспитатель Артеменко Татьяна Викторовна МБДОУ детский сад №33«Умка» г. Ростов-на-ДонуДетство - незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добрыми волшебниками и веселыми гномами, теплыми лучами солнца любовью и заботой родителей. Именно в семье складываются первые представления ребенка об окружающем мире, добре и справедливости, ответственности и долге. Родительская любовь дает человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищенности. Но это не достаточно для всестороннего развития личности ребенка. Поэтому необходимо сотрудничество дошкольного учреждения и родителей.Эффективность воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении следует рассматривать в тесной взаимосвязи с семейным воспитанием. Знания особенностей и традиций семьи, стилей общения позволяет педагогам дифференцированно подходить к воспитанию ребенка в детском саду, обеспечивать преемственность в использовании воспитательных приемов.Воспитание детей в двух социальных системах - дошкольном образовательном учреждении и семье строится в настоящее время на принципах взаимодействия и взаимодополнения. Педагог, учитывая воспитательный потенциал и социальные установки семьи, сумеет эффективно содействовать реализации воспитательных возможностей родителей.В.А.Сухомлинским был выделен и обоснован принцип непрерывности и единства дошкольного образования и семейного воспитания, основанный на отношении доверия и сотрудничества между педагогами и родителями.Проблема взаимодействия дошкольного учреждения и семьи занимает значительное место в научных исследованиях Н.Ф. Виноградовой, Л.В. Загик, С.К. Кашевой, Т.А. Марковой, О.Н. Урбанской и др.Благодаря усилиям ученых и практиков были разработаны содержание, формы и методы работы детского сада с семьей, программы занятий в народных университетах педагогических знаний для родителей.Этапы и виды взаимодействия дошкольного образовательного учрежденияс семьейВ педагогической литературе по проблеме взаимодействия семейного и общественного воспитания выделяются три вида связей между семьей и детским садом, что способствует повышению эффективности воспитания детей.К первому виду относятся связи, которые направлены на то, чтобы оптимизировать влияние семьи на ребенка через повышение педагогической культуры родителей, оказание им помощи. Связи такого рода называются компенсаторными. На практике они реализуются в таких формах и методах совместной работы семьи и детского сада, как родительские собрания, консультации, лектории и т.д. Сущность связей этого вида можно выразить формулой: «Детский сад - семье».Связи второго вида характеризуют включение родителей в воспитательно - образовательном процессе детского сада. Они направлены на его совершенствование (формула взаимодействия: «Семья — детскому саду») итоже носят компенсаторный характер. Практическое появление таких связей выражается в оказании помощи детскому саду со стороны родителей алаживание работы кружков, коллективные мероприятия (экскурсии, походы и т.д.).Третий вид связей - неординационные. Они возникают тогда, когда родители и педагоги становятся партнерами и совместно реализуют свои специфические возможности в воспитании детей. Следует отметить, что именно партнерские взаимоотношения между родителями и детским садом в последнее десятилетие рассматриваются отечественными и зарубежными педагогами как наиболее способствующие возникновению положительных результатов в воспитании дошкольников, посещающих дошкольные учреждения. Примером может служить программа «Head Start» (опережающий старт), разработанная в США, которая рассматривает работу с родителями в дошкольном образовательном учреждении как многосторонний процесс предполагающий:непосредственное участие родителей в принятии решений при планировании программы и ее осуществлении;участие родителей в групповых и других мероприятиях, предусмотренных программой, в качестве добровольных помощников или оплачиваемых сотрудников (парапрофессионалов);организацию родителями деятельности в таких областях, как руководство детьми их развитие;работу родителей со своими собственными детьми в тесном сотрудничестве со специалистами.Опыт организации взаимодействия детского сада и семьи в воспитании дошкольников с точки зрения установления партнерских отношений предпринят в исследовании А.А. Петрикевич. Взаимодействие рассматривается исследователем как процесс, который имеет свою динамику, этапы развития, характерные только для него формы и методы совместной работы родителей и педагогов. Автор предлагает строить взаимодействие детского сада и семьи в три этапа. На первом (общеподготовительном) этапе работы с родителями устанавливаются компенсаторные связи («детский сад - семье», «семья етскому саду») с целью формирования общей готовности родителей к участию в совместной работе. На втором этапе, который уже имеет специальный характер, начинается работа по формированию у родителей готовности к личным партнерским связям с воспитателем. Здесь осуществляется работа в триаде «мать (отец) - ребенок - воспитатель». И на третьем этапе используются уже групповые формы работы с семьями. В подгруппы включаются родители с различными уровнями готовности к партнерству, что способствует формированию межродительских педагогических отношений.Таким образом, как показывает анализ современных исследований, установление партнерских отношений между детским садом и семьей, возможно при поэтапном построении взаимодействия и создании особой формы общения между родителями и воспитателями детского сада, которую В.А. Петраковский обозначил как «доверительный деловой контакт».Как же сегодня необходимо строить работу воспитателю с родителями?Первый этап работы с родителями - моделирование общения на предстоящую деятельность. Именно на этом этапе должно осуществлятся своеобразное моделирование процесса сотрудничества дошкольного учреждения и семьи. И подготовка воспитателей к деловому и личностному взаимодействию с родителями. Для этого в дошкольном учреждении целесообразно провести опрос воспитателей с целью изучения уровня их подготовленности к взаимодействию с родителями .Главная цель подготовки воспитателей к работе с родителями должна заключаться в совершенствовании социально - психологической культуры педагога - «дошкольника» и, в частности, развитие коммуникативных умений воспитателей, необходимых ему для педагогического общения как с родителями, так с детьми и коллегами. Социально - психологическая культура воспитателя предполагает наличие у него определенных педагогических взглядов и убеждений, установки на эмоционально - положительное отношении к ребенку, родителям, своим коллегам, независимо от их личностных качеств и целый комплекс коммуникативных навыков и умений, необходимых для педагогического общения.Готовясь к сотрудничеству с семьей необходимо четко продумывать формы и методы работы и обеспечивать их соответствие поставленным задачам, особенностям предполагаемых партнеров по взаимодействию и индивидуальности самих воспитателей, которые будут оказывать помощь в проведении работы с родителями. Поэтому на этом этапе продумываются содержание и формы работы с родителями в данном учреждении, проводится экспресс - опрос родителей с целью изучения их потребностей: родителей каждой возрастной группы предлагается ответить на вопросы: «Какие проблемы в воспитании вашего ребенка Вас волнует больше всего?», «В каких формах Вы предпочитаете эти проблемы обсуждать с воспитателем своей группы?» (перечисляются те формы работы, к которым воспитатель возрастной группы хорошо подготовлен) и третий вопрос - «Как часто Вы хотели бы встречаться с воспитателем и другими родителями для обсуждения проблем вашего ребенка?». Анализ результатов опроса является основанием для содержательного планирования работы с родителями.Второй этап - установление между воспитателем и родителями доброжелательных межличностных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. На этом этапе необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить. Достигается это, во-первых, тем, что вводятся личностные аспекты во взаимодействии с ними;во-вторых, основой этого сотрудничества является улучшение взаимодействий и между родителями и ребенком путем формирования у родителей положительного образа ребенка, который оказывает влияние на их педагогическую позицию.Оправданность второго этапа определяется тем, что часто в повседневном общении родители упускают из вида положительные черты личности ребенка,фиксируясь на негативных проявлениях в его поведении. Отсюда «хорошее поведение» ребенка воспринимаются родителями как само собой разумеющееся и не получают подкрепления, в то время как «плохое поведение» подвергается массированному отрицательному воздействию со стороны родителей, что негативно сказывается на развитии его личности и взаимоотношениях в системе «родитель - ребенок».Большинство родителей субъективно положительно оценивают ребенка, в то же время, объективно эти оценки имеют отрицательный характер. Отрицательная оценка родителей своего ребенка рассматривается им« как стимул его личностного роста. На самом же деле, следствием этого становится нарушении взаимоотношений между ребенком и «значимыми взрослыми», формирование у дошкольника неуверенности в свои силы и возможности, несамостоятельности. Обусловлено это тем, что ребенок дошкольного возраста ожидает от родителей высоких позитивных оценок своих умений и у него существуют потребность в самоуважении через поддерживание позитивного мнения о своей личности.Говоря родителям о положительном в их ребенке, воспитатели опосредованно убеждают их в том, что они точно также, как и родители, любят ребенка и заинтересованы в его хорошем воспитании, что вызывает у родителей ответное чувство симпатии, уважения и готовности к сотрудничеству.Третий этап - формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильное его восприятие посредством сообщения им знаний о ребенке, которые можно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это может быть такая информация о малыше как: особенности общения ребенка со сверстниками, достижения его в продуктивных видах деятельности, данные социометрических исследований группы (не только если его статус благоприятный). На данном этапе родители имеют возможность убедится в профессиональной компетенции воспитателя, работающего с их детьми. Начинают верить в его искреннее желание установить продуктивное сотрудничество. Осуществляется эта работа в индивидуальной форме во время утреннего приема и вечером, когда детей забирают домой.Второй и третий этапу условно считают пропедевтическими - этапами формирования у родителей готовности к деловому сотрудничеству.Четвертый этап - ознакомление воспитателей с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, в котором активная роль уже принадлежит родителям. Здесь необходимо пояснить, что данный этап является четвертым, а не первым (что казалось бы, на первый взгляд, логичнее не случайно). Только после первых трех этапов у родителей на основе достигнутой доверительности и доброжелательности в общении с воспитателем, возникает потребность поделиться о проявлениях индивидуальности ребенка дома. Причем, не только о положительном говорят родители с воспитателями, а стремятся рассказать о трудностях, тревогах, отрицательном в поведении близких взрослых и ребенка. Воспитатели должны поддерживать партнерские отношения с родителями, корректировать общение и устранять трудности, мешающее взаимопониманию, судейская позиция здесь неуместна. На этом этапе также можно, по приглашению родителей, посетить семьи и проводить опросы родителей с целью изучения отдельных проблем семейного воспитания.Муниципальное бюджетное образовательное учреждениегорода Ростова-на-Дону ”Детский сад №33”Авторская методическая разработкаВоспитателя МБДОУ №33 Артеменко Татьяны Викторовны« Особенности взаимодействия дошкольного учреждения с семьей в современных условияхгостов-на-Дону2024г