Игра — основной вид деятельности дошкольника.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Игра — основной вид деятельности дошкольника.
Автор: Артеменко Татьяна Викторовна

Методическая разработка: Игра — основной вид деятельности дошкольника.Подготовила воспитатель Артеменко Татьяна Викторовна МБДОУ детский сад №33«Умка» г. Ростов-на-ДонуЧасто от педагогов, дефектологов, логопедов, сотрудников образовательных учреждений можно услышать емкую фразу: «Игра — основной вид деятельность дошкольника». Затем, следует разъяснение: в игре интенсивно формируются высшие психические функции и особенности личности индивида. Игра — это не просто развлечение, а эффективное средство формирования коммуникативных, интеллектуальных, творческих и речевых способностей ребенка. Следом скрупулёзно расписываются возрастные этапы освоения игрового процесса. Наконец, описываются игры и их разнообразие. Итог — сплошные плюсы от основного вида деятельности ребенка дошкольного возраста. Подключаются мамы, которые читают умные книги и после рьяно охраняют дитятко от любой деятельности, кроме игровой. Все счастливы… «Но». Почему-то всегда попадается это «но», которое звучит отстраненно и неприятно, словно что-то инородное вклинилось в гармоничный процесс. В чем причина появления неугодного элемента? Откуда противоречие при всеобщем согласии?К противительному союзу вернемся позднее. Для начала узнаем, что такое игра? Почему она появилась? И третий вопрос. Когда и главное зачем игра стала основной деятельностью дошкольного ребенка? Итак, начнем с первого вопроса. Что такое игра?Игра — феномен человеческой культуры, суть которого до сих пор не раскрыта окончательно в виду его многозначности. Игра, деятельность, которая осуществляется по добровольно принятым правилам в условных ситуациях, задаваемых в символической форме в ограниченном времени и пространстве.Игра — деятельность, которая изображает отношение личности к окружающему миру. Предпосылки игровой деятельности создаются тогда, когда у человека возникает желание, которое невозможно реализовать сразу.Игра — вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта. Она появляется в детские годы и сопровождает человека на протяжении жизни.Игра — искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Сухомлинский говорил: «…духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества».У игр есть классификация. П.Ф. Лесгафт разделил детские игры на две группы: имитационные (подражательные) и подвижные (игры с правилами). Позже Н.К. Крупская назвала игры, разделенные по этому же принципу, немного по-другому: творческие (придуманные самими детьми) и игры с правилами.В последние годы проблема классификации детских игр вновь стала привлекать внимание ученых. C.JI. Новиковой была разработана и представлена в программе «Истоки» новая классификация детских игр, в основу которой положен принцип инициативы организатора (ребенка или взрослого).Выделяется три класса игр.Самостоятельные игры (игра-экспериментирование, сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные).Игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями (игры обучающие: дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные; досуговые игры: игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные).Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей: традиционные, или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).Еще одну классификацию играм дал О.С. Газман. Он выделяет подвижные, сюжетно-ролевые, компьютерные и дидактические игры, также игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы.Наиболее развернутой и подробной является классификация игр С.А. Шмакова, за основу которой он взял человеческую деятельность:Физические и психологические игры и тренинги:1двигательные (спортивные, подвижные, моторные)2экстатические3экспромтные игры и развлечения4лечебные игры (игротерапия)Интеллектуально-творческие игры:1логические2предметные забавы3сюжетно-интеллектуальные игры4дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные)5строительные66трудовые7технические8конструкторские9электронные10компьютерные11игры-автоматы12игровые методы обученияСоциальные игры:1творческие сюжетно-ролевые (подражательные, режиссерские, игры-драматизации, игры-грезы)2деловые игры (организационно-деятельностные, организационно-коммуникативные, организационно-мыслительные, ролевые, имитационные)Также описаны наиболее типичные детские игры Г. Крайгом.Сенсорные игры. Цель — приобретение сенсорного опыта. Дети рассматривают предметы, играют песком и лепят куличики, плещутся в воде. Благодаря этому дети узнают о свойствах вещей. Развиваются физические и сенсорные возможности ребенка.Моторные игры. Цель — осознание своего физического «Я», формирование культуры тела. Дети бегают, прыгают, подолгу могут повторять одни и те же действия. Моторные игры дают эмоциональный заряд, способствуют развитию моторных навыков.Игра-возня. Цель — физическое упражнение, разрядка напряжения, обучение управлению эмоциями и чувствами. Дети любят потасовки, драки понарошку, прекрасно понимая разницу между настоящей дракой и дракой понарошку.Языковые игры. Цель — структурирование своей жизни с помощью языка, экспериментирование и освоение ритмического строя мелодии языка. Игры со словами позволяют ребенку овладеть грамматикой, пользоваться правилами лингвистики, осваивать смысловые нюансы речи.Ролевые игры и имитации. Цель — знакомство с социальными отношениями, нормами и традициями, присущими культуре, в которой живет ребенок, и их освоение. Дети разыгрывают различные роли и ситуации: играют в дочки-матери, копируют родителей, изображают водителя. Они не только имитируют особенности чьего-то поведения, но и фантазируют, достраивают ситуацию в своем воображении.Перечисленными видами игр не исчерпывается весь спектр манипулятивных методик, однако, как правильно подчеркивается, на практике чаще всего используются именно эти игры, либо в чистом виде, либо в сочетании с другими видами деятельности.Есть у игр и функции. Д.Б. Эльконин выделил следующие:1средство развития мотивационно-потребительской сферы2средство познания3средство развития умственных действий4средство развития произвольного поведенияВыделяются и такие функции игры, как обучающая, развивающая, релаксационная, психологическая, воспитательная.Другие авторы считают, что игра выполняет следующие функции:-функции самореализации ребенка. Игра является для ребенка полем, в котором он может реализовать себя как личность. Здесь важен сам процесс, а не результат игры, так как именно он является пространством для самореализации ребенка. Игра позволяет познакомить детей с широким спектром различных областей человеческой практики и сформировать проект снятия конкретных жизненных затруднений. Она не только реализуется в рамках конкретной игровой площадки, но и включается в контекст опыта человечества, что позволяет детям познать и освоить культурную и социальную среды.-коммуникативная функция. Игра — коммуникативная деятельность, осуществляемая по правилам. Она вводит ребенка в человеческие отношения. В ней формируются отношения, складывающиеся между играющими. Опыт, который ребенок получает в игре, обобщается и затем реализуется в реальном взаимодействии.-диагностическая функция. Игра обладает предсказательностью, она более диагностична, чем любая другая деятельность, так как сама по себе есть поле детского самовыражения. Эта функция особенно важна, поскольку в работе с детьми трудноприменимы методы опроса, тесты. Более адекватным для них является создание игровых экспериментальных ситуаций. В игре ребенок выражается и выражает себя, поэтому, наблюдая за ней, можно увидеть характерные для него черты личности, особенности поведения.-терапевтическая функция. Игра выступает как средство аутопсихотерапии ребенка. В игре ребенок может вернуться к травмирующим переживаниям своей жизни или к обстоятельствам, в которых он не достиг успеха, и в безопасной для себя обстановке заново проиграть то, что причинило ему боль, расстроило или напугало.Дети сами используют игры как средство снятия страхов и эмоционального напряжения. Примером могут послужить различные считалки, дразнилки, страшилки, которые, с одной стороны, выступают носителями культурных традиций, с другой, являются мощным средством проявления эмоционального и физического напряжения.Оценивая терапевтическое значение игры, Д.Б. Эльконин писал: «Эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которую получает ребенок в ролевой игре… Отношения, в которые игра ставит ребенка как со взрослым, так и со сверстником, отношения свободы и сотрудничества вместо отношений принуждения и агрессии, приводят в конце концов к терапевтическому эффекту».Теперь перейдем ко второму вопросу. Почему появились игры?Когда в поисковике набираешь «история возникновения игры», то появляется интересное сочетание «игровая индустрия». В голову лезут странные и совсем не детские мысли о торгово-рыночных отношениях и выгодах для конкретного пласта населения.Появляются интересные утверждения. Одно гласит: основной причиной популярности игры стал ее развлекательный фактор. Она позволяет уйти от реальности и провести время в ином мире. Возможность погрузиться в другую реальность и стать героем собственной истории.К.Д. Ушинский отделял учение от игры и считал первое непременной обязанностью школьника. «Учение, основанное только на интересе, не дает окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как не все в учении интересно и придет многое, что надобно будет взять силой воли».Интересные мысли, о значении которых стоит задуматься.Но все-таки уйдем с головой в история.Истоки подвижных игр уходят корнями в глубокую древность. Главное — их воспитательное значение. Многие исследователи фольклора предполагают, что истоки подвижных игр заложены в первобытном строе. Сведений о развитии игр мало.Этнографы вообще не ставят перед собой задачу исследовать возникновение этого процесса. Лишь в ЗО-е годы XX столетия появились работы Маргарет Мид, посвященные детям племени Новой Гвинеи, в которых имеются материалы об образе жизни детей и их играх.Справедливо мнение Н. С. Воловик о том, что назначение древних игр — не развлекательное, а практическое. Действиями игры и словами песен люди обеспечивали себе успех в предстоящих работах. Древняя игра — магический ритуал, в котором желаемое изображается как действительное, а настоящее проецируется на будущее. Поскольку человек зависел от природы, и основным предметом изображения в играх был животный и растительный мир.Глубокий анализ педагогической и психологической литературы по вопросу исторического происхождения игры провел Д. Б. Эльконин, который отмечал, что «вопрос об историческом возникновении игры тесно связан с характером воспитания подрастающих поколений в обществах, стоящих на низших уровнях развития производства и культуры».В наиболее ранние исторические периоды жизни общества дети жили со взрослыми общей жизнью. Воспитательная функция тогда еще не выделялась как особая общественная функция, и все члены общества стремились сделать детей участниками общественно-производительного труда, передать им опыт, осущесвить постепенное включение детей в доступные им формы деятельности.Уже в наиболее ранних этнографических и географических описаниях русских путешественников имеются указания на приучение маленьких детей к выполнению трудовых обязанностей и включение их в производительный труд взрослых. Так, Г. Новицкий в описании остяцкого народа (относящемся к 1715 г.) писал, что во всех играх общим являлись ловля птиц, рыбы, охота на зверя. Дети, чтобы прокормиться, учились добывать себе пропитание.Занятость матерей и раннее включение детей в труд взрослых приводили к тому, что в первобытном обществе не существовало резкой грани между взрослыми и детьми, и дети рано становились самостоятельными.Это подчеркивают почти все исследователи. При усложнении средств и способов труда и при его перераспределении происходило естественное изменение участия детей в различных видах труда. Дети перестали принимать непосредственное участие в сложных и недоступных для них формах трудовой деятельности. За младшими детьми оставались только некоторые области хозяйственно-бытового труда и наиболее простые формы производственной деятельности.Жизнь шла размеренно, естественно и слажено. К моменту взросления, ребенок был полноценным членом общества и это не вызывало у него сопротивления. Подготовка к взрослой жизни проходила грамотно и не ставилась в аппозицию игре.И третий вопрос. Когда и главное зачем игра стала основной деятельностью дошкольного ребенка?Вот и пришло время выйти на сцену противительному союзу «но». Настал его час.Современные дети, которым с утра до вечера позволяют только играть, привыкают к «безделью». Они, в отличии от своих малолетних предков, не ассоциируют игру с подготовкой к взрослой жизни, которая позволила бы им безболезненно внедриться во взрослую жизнь. Любое отклонение от ведущей деятельности, они воспринимают в штыки, так как привыкли к праздности, тунеядству и дармоедству (заботливые родители и педагоги пекутся об их благостном прозябание).Пришло время вспомнить пословицы и поговорки, которые хранят мудрость веков. «Делу время, потехе час». «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». «Воля и труд дивные всходы дают». Примеров достаточно, чтобы сделать разумный вывод.Что же происходит с современными детьми? Почему они все чаще депрессивные, вялые и ленивые? Почему переход из детского сада в школу сопровождается истериками и отказом от занятий?Потому что кроме игры ребенок ничем не владеет. Дома игры, в саду игры, везде игры. Но неожиданно на горизонте возникает школа и пять уроков по сорок минут. Ничего себе «плавный» переход! Тут у кого угодно крышу снесет. Вот тебе и мигрень с депрессией. К концу первого класса из обычного ребенка «вылупляется» нервнотипичный, которому нужен психолог.В памяти всплывает словосочетание «игровая индустрия». Постепенно мысль формируется и преобразуется в ответ. Теперь совершенно ясно, кому и зачем нужны нескончаемые игры.Не игра — основной вид деятельность дошкольника, а труд. Это не значит, что детей нужно запрягать в тройки, а потом подхватывать и натягивать узду. Это значит, что в детях необходимо развивать любовь к труду посредством игры, а не восхвалять игру, как основной вид деятельности.Итак, игра — средство воспитания и обучения основным видам деятельности и ребенка, и взрослого. Игра — помощник в освоении жизни и окружающего пространства. В добрый путь!Муниципальное бюджетное образовательное учреждениегорода Ростова-на-Дону ”Детский сад №33”Авторская методическая разработкаВоспитателя МБДОУ №33 Артеменко Татьяны Викторовны«Игра — основной вид деятельности дошкольника.»гостов-на-Дону2024г