Использование методов и приемов ТРИЗ и РТВ в обучении детей 5-6 лет сочинению сказок.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование методов и приемов ТРИЗ и РТВ в обучении детей 5-6 лет сочинению сказок.
Автор: Евгения Николаевна Поляновская
Архангельская область г.Северодвинск МАДОУ ЦРР»Антошка» №88 Воспитатель: Поляновская Евгения Николаевна Методическая разработка Использование методов и приемов ТРИЗ и РТВ в обучении детей 5-6 лет сочинению сказок.В настоящее время в комплексных программах воспитания и обучения детей дошкольного возраста предусматривается работа с текстами сказочного содержания. В основном это анализ текстов сказок, его пересказ, и составление новых сказок на основе изменения известных. У детей старшего дошкольного возраста наблюдается огромный интерес к сочинению сказок. Для того, чтобы научить ребенка составлять сказку, учитывая его индивидуальные способности, можно использовать методы и приемы ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) и РТВ (развитие творческого воображения).Технология ТРИЗ, была создана Г. Альтшуллером еще в 1946 году (в дошкольное образование она пришла намного позже: 1984 год, стартовой площадкой был г. Норильск). Чем полезна эта методика? Любое умение решать задачи связано с умением освободиться от фрейм, стереотипов мышления, рамок, границ. Ведь как говорил А. Эйнштейн: «Вы не решите проблему, если будете решать ее таким же способом мышления, которым пришли к ней!». При решении изобретательских задач основное место занимает работа с противоречиями, поиском выхода из различных ситуаций, а продуктом этой деятельности является мыслительный процесс, в ходе которого дети учатся словами передавать все мыслительные операции, происходящие в процессе решения творческой задачи. Все это и стимулирует развитие речи – рассуждения и ее форм, т.е. решается основная задача развития речи старших дошкольников. Процесс поисковой, изобретательской деятельности представляет собой основное содержание обучения.В методических пособиях для воспитателей ДОУ часто звучит «развивайте у детей творческое воображение» и даётся множество подсказок и советов, как отучить детей мыслить творчески. А на занятиях с использованием методов и приемов ТРИЗ и РТВ дети придумывают свои сказки и не одну, а столько, сколько детей в группе и даже больше. Также познают и учатся сопоставлять физические и природные явления, но в такой игровой форме, когда они не замечают, что учатся, а делают ежеминутно для себя открытия. У тризовцев есть свой девиз – «Можно говорить всё» - и дети раскрепощаются и говорят, и придумывают, и изобретают. Сказка «Зимовье зверей» всем нам знакома с детства. Казалось бы, что новое в ней можно найти? Но в ТРИЗ и РТВ есть волшебное слово «ресурсы» - т.е. возможности. И сказка «Зимовье зверей» превращается в фантастическую сказку, да не одну, а много, и дети с удовольствием спасают зверей от лисы, волка и медведя, незаметно познавая диалектику. Для того чтобы дети имели возможность самостоятельно сочинять сказку, воспитателям необходимо научить их записывать схемами придуманный текст. Запись текста знакомых сказок лучше производить на полоске бумаги простым карандашом или ручкой слева направо. При такой записи схемы, изображенные ребенком, не должны иметь много деталей; действие к действию добавляется через стрелку. В методике ТРИЗ А.А. Грин выделяет следующие принципы: Принцип свободы выбора. В любом действии, обучающем или управляющем необходимо предоставлять ребенку право выбора.Принцип открытости. Необходимо предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (те задачи, которые не имеют единственного правильного решения).Принцип деятельности. Включение во все творческие задания практическую деятельность.Принцип обратной связи. Постоянный контроль процесса освоения детьми мыслительных операций, поскольку в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих. Принцип идеальности. Для всех творческих заданий не требуется специального оборудования, и они могут быть частью любого вида деятельности. Это дает возможность максимально использовать возможности, знания и интересы детей.Также в работе с детьми по обучению детей сочинению сказок на основе методов и приемов ТРИЗ и РТВ А.А. Грин рекомендует использовать такие виды деятельности как:Игровая деятельность, в ходе которой появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.Изобразительная деятельность, в ходе которой ребенок с помощью работы и фантазии вливается в мир взрослых, познает его и принимает в нем участие.Коммуникативная деятельность помогает объединять ребенка и взрослого, удовлетворяет разнообразные потребности детей в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке. Каждый из представленных видов деятельности вносит особый вклад в процесс развития творческого потенциала дошкольников, а именно в развитие словесного творчества и развитие речи в целом.Специалистами по ТРИЗ А.В. Зусман, Б.Л. Золотиным, проанализированы, согласно теории Ж. Пиаже, основные черты «тризовского мышления», которые формируются в ходе обучения приемами и методами ТРИЗ и РТВ:«Любовь» к противоречиям, поиск их в задаче, умение выявлять и формулировать противоречия.Системный подход, стремление выявить связи, даже между отдаленными, внешне не связанными объектами, процессами и явлениями.Организованное сочетание индукции, дедукции, трансдукции.Целенаправленный поиск и выработка закономерностей, вербализация.Замена по определенным правилам неразрешимой задачи другой, поддающейся решению и позволяющей получить нужный эффект. При овладении чертами «тризовского мышления» ребенку намного легче сочинить сказку. Поэтому в обучении детей сочинению сказок необходимо использовать методы и приемы ТРИЗ и РТВ в разных видах деятельности, обучать, нужно соблюдая предложенные тризовцами принципы.Именно использование методов и приемов ТРИЗ и РТВ помогают ребенку выстроить высказывание сказочного содержания, зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, а методы и приемы ТРИЗ и РТВ с использованием наглядного материала усваивается лучше вербального. Использование методов и приемов ТРИЗ и РТВ может быть применимо в работе над всеми видами связного монологического высказывания, в частности над сочинением сказок о животных. Данный вид высказывания предполагает умение ребенка создать особый замысел и развернуть его в полный рассказ с различными деталями и событиями. Ребенку предлагается модель рассказа, а он уже должен наделить элементы модели смысловыми качествами и составить по ним связное высказывание, где героями являются животные. Это умение противоположно навыку составления пересказов [18 , с. 64]. Для того чтобы дети научились сочинять сказки о животных, необходимо помочь им овладеть современной методологией творчества для дальнейшего использования её не только при сочинении сказок, но и в различных видах детской деятельности, используя методы и приемы ТРИЗХ и РТВ.При использовании методов и приемов ТРИЗ и РТВ, в обучении детей сочинению сказок, в методике, как описывалось выше, предлагается организовать работу по двум направлениям: Организация ИОС с применением методов и приемов ТРИЗ и РТВ: «Назови героя», «Действия героя», «Волшебник», «Где-то, кто-то…», «Парад волшебников времени», «Волшебники Уши, Нос, Руки и глаза». Они позволяют ребенку усвоить различные варианты действий и взаимодействий героев, увидеть множество возможностей создания образов и их характеристик, узнать, что сказка может быть развернута в любом месте и в любое время. Именно здесь дети познают выразительные средства сказочного текста. Они учатся делать фантастические преобразования реальных объектов с помощью типовых приемов фантазирования (ТПФ). Необходимо создать педагогические условия, при которых дети усвоили бы некоторые модели сочинения сказок: модель сочинения сказок при помощи метода "Каталога", модель сочинения сказок при помощи метода "Системного оператора", модель сочинения сказок при помощи ТПФ, Сочинение сказки при помощи метода "Каталога". Этот метод разработан Э. Кунце, профессором Берлинского университета в 1932 году. Его суть в применении к синтезу сказок: построение связного текста сказочного содержания осуществляется с помощью наугад выбранных носителей (героев, предметов, действий и т.д.). Метод создан для снятия психологической инерции и стереотипов в придумывании сказочных героев, их действий и описания места происходящего. Целью данного метода будет: научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный), имеющие свои цели; их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место. Существует базовый алгоритм построения работы:Небольшой группе детей предлагается сочинить сказку (историю) с помощью какой-либо книги. Ведущий задает вопрос детям, ответ на который ребенок "находит", указав слово на открытой странице выбранного текста. Ответы, "найденные" в книге, постепенно собираются в единую сюжетную линию. Когда сказка составлена, дети придумывают ей название и пересказывают. Воспитатель просит детей вспомнить, на какие вопросы они отвечали с помощью книги (выведение алгоритма вопросов). Продуктивная деятельность детей по придуманному сюжету: рисование, лепка, аппликация, конструирование или схематизация (запись действий сказки с помощью схем). Попросить детей вечером рассказать дома придуманную сказку. Сочинение сказки описательного типа, при помощи метода «Системного оператора». В сказках, созданных человечеством, можно выделить модель текстов, в которых есть достаточно подробное описание жизни героя, его изменение во времени. У героя должно быть детство, в котором закладываются основы дальнейшей жизни. А в зрелом возрасте героя описываются случаи его испытания на стойкость, выносливость. Из этого можно сделать выводы, что такие сказки показывают: никогда ничего не бывает просто так, все имеет достаточно четкую причинно-следственную связь. Модель сказки-описания наилучшим образом отрабатывается на "чудесном экране" (системном операторе): В этом методе так же есть своя цель: освоение детьми модели сказки описательного типа (герой должен чему- то научиться в детстве, в зрелом возрасте совершенствовать свое мастерство, противостоять при этом внешним обстоятельствам, мешающим его деятельности). Базовый алгоритм в таком методе будет таким:Выбор какого-либо героя в детском возрасте. Описание его увлечений, влияния ближайшего окружения, в результате чего у героя появляется интерес к какому-либо роду деятельности и желание этим заниматься. Описание становления взрослого человека, который хорошо делает свое дело. Порча кем-либо дела героя. Решение творческих задач героя. Продолжение главного дела. Вывод жизненного правила, связанного с целеустремленностью, настойчивостью, преодолением трудностей. Название сказки и воспроизведение шагов ее создания. При создании таких условий дети будут более логично и последовательно излагать свои мысли, более глубоко понимать значения слов, использовать в речи художественные достоинства родного языка, а под конец обучения проявлять желание самостоятельно создавать их. Использование данных приемов позволит поэтапно подвести ребенка к индивидуальному сочинению сказок. При обучении детей сочинению сказок на основе методов и приемов ТРИЗ и РТВ необходимо учитывать взаимосвязь фронтальных, подгрупповых и индивидуальных форм организации работы. Обучение детей использованию заместителей наиболее интенсивно используется в старшем дошкольном возрасте. При обучении сочинению сказок необходимо последовательное, поэтапное обучение детей использования методов и приемов. Сочинение сказки при помощи ТПФ. Цель типовых приемов фантазирования: научить детей делать фантастические преобразования объекта, по какому-либо признаку. Приемы: уменьшения – увеличения, дробления-слияния, наоборот, изменения во времени, оживление-окаменение, универсализация-специализация.Таким образом, на основе использования методов и приемов ТРИЗ и РТВ, дошкольники познают особенности сложения сказок и овладевают тонкостями создания новых сказочных конструкций. Но чтобы каждый ребёнок раскрылся и проявил себя в составлении сказок о животных, воспитатель должен помнить, что развитие монологической речи неотделимо от решения остальных задач речевого развития: обогащения и активизации словаря, формирования грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи. Вследствие этого следует грамотно выстраивать свою деятельность по обучению детей придумыванию сказочных историй.