"Связь времён-связь поколений"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Связь времён-связь поколений"
Автор: Киселёва Татьяна Николаевна
Библиотекарь Киселёва Т.Н.
Усть - Тандовка – год возникновения-1847
Род населённого пункта - деревня
Преобладающая национальность - русские
Местоположение- озеро Чаны
Основное население - крестьяне, переселенцы из Могилёвской губернии, а так же с Украины, Белоруссии, Польши
Население-934 жителя
Число хозяев – 190
( Из Бюллетеня Список населённых мест Сибирского края по Барабинскому округу по переписи 1926 года)
1926г - в деревне Сельсовет, школа первой ступени, маслозавод, лавка общества потребителей
Тандово - танг – тын – тихо- тихое озеро. Расположено это озеро в 26 км от деревни. Название говорит о том, что в прежние времена протекала здесь речка Тандовка, в её устье и стояла деревня, но теперь реки нет, она пересохла, исчезла. Напоминает о ней только название, да старое, пересохшее русло.
История запомнила первого жителя в наших краях - Привалов Иосиф Трифонович построил 2 дома на берегу озера Стародеревенское, наверное, отсюда и пошло название самого озера - старая деревня. Через год, вместе с сыновьями, перевезли срубы на яр в устье реки Тандовки. И потянулись переселенцы. Один приедет, оглядится, если понравилось,- зовёт родню.
А как здесь не понравится забитому нуждой крестьянину средней полосы России. Край вольный! Землицы – матушки вдоволь, в озёрах птицы, рыбы - хоть руками лови! Лесу на строительство - сколь душе угодно, грибов, ягод полно. На болотах и клюква, и брусника – лопатой греби. Богатый, вольный край – Сибирь!
Первые упоминания о Тандове ещё в истории завоевания Сибири Ермаком. Историк И П Фальк, путешествующий по Сибири, утверждал, что Каинский форпост переведён на реку Омь с Тандова озера. ..Видимо там (на озере) русские поселения обосновались ещё раньше. Скорее всего, это был летний острожек, откуда казаки производили бережение улусов барабинских татар.
В 1756 году форпосты за ненадобностью были ликвидированы. Служивые люди, т.е. казаки, обосновались на местах своими поселениями, а некоторые смешались с крестьянами.
Деревня Усть – Тандовка была богатая:7 ветряных мельниц (в народе говорят, что 17) в разных местах по месту жительства хозяев: Романова Ивана, Курочкина, Козакова, Киреченова Захара, Кичигина Ивана, Дементьева Паромона, братьев Фёдоровых Ивана и Лариона и одна водяная, общественная, на берегу Домашнего озера.
Бедноты не было, все жили справными хозяйствами. Работал маслозавод, активно участвовали в экспорте масла все крестьяне.
Кириченов Захар имел кузнецу, пимокатню, овчинную по выделки шкур и пошиву тулупов и полушубков. У него было 4 сына и все жили отдельными крепкими хозяйствами. Постоянно держал 2 пришлых работника и 1 работницу. Остальных, как и другие, нанимал по найму на сезонные работы: весенний сев, сенокос, уборка зерновых.
Орудия труда: конные плуга, бороны, косы ; позже конные косилки, жнейки, грабли, молотилки. Пахали, сеяли, копна возили на конях и быках. Жали серпами женщины пшеницу и вязали снопы, сваживали в амбары и цепами молотили зерно. Позже – конными молотилками. Труд весь ручной и очень тяжёлый.
Много держали скота: коров, овец, свиней, различной птицы. Например, у братьев Фёдоровых только дойных коров было 50 голов. Пастбища вокруг деревни обширное, место хватало всем. Птица всё лето кормилась на Домашнем озере. Большим подспорьем бала охота, рыбалка.
Курочкин, помимо прочего, держал 2 потребительских лавки. Продавал населению товары первой необходимости: свечи, керосин, мыло, сахар, различную мануфактуру, сладости.
Конскую упряжь, сельхозинвентарь и другие крупные покупки покупали на Ирбитской ярмарке Томска, в Каинске (ныне г.Куйбышев).
Туда же зимой возили мороженую рыбу, копчёную дичь и другие излишки продовольствия. Добирались на конях. Собирались сразу несколько повод и отправлялись в дорогу обозом. А позже, по железнодорожной ветке, которая была построена для перевозки грузов мимо деревни. До сих пор сохранились следы от этой дороге.
Большие площади засевали семенами льна. Обрабатывали и ткали льняные холсты. Отбеливали холстину, шили одежду. Позже научились красить холсты.
Можно сказать, что почти в промышленном масштабе в то время, было налажено изготовление валенок и выделка овчин, шкур пушного зверя, из которых шили короткие полушубки, женские дошки и длинные тулупы для дальних поездок. Излишки таких изделий так же продавали на ярмарках. У некоторых старожилов до сих пор сохранились полушубки и тулупы
Устраивали деревенские посиделки по очереди зимой в каждом доме. А летом – у амбаров. Под гармонь, балалайку, пели частушки, плясали, водили хороводы. Танцевали кадриль, польку - бабочку, под испань. Играли в разнообразные игры, суть которых сводилась в выборе пары. Вот одна из них.
Игра – танец Разлучка :
Напротив друг друга выстраивались парни и девки (девушки). Под музыку, девушка подходит к парням и выбирает себе суженного, а другая, так же в танце, может забрать его себе.
В 1897 году в деревне открыли школу церковной грамоты при Кожевниковской Каменно - Однопрестольной церкви во имя Преподобного Нила Столбенског Чудотворца.
Священник – Иоанн Иоаннович Рождественский 28 лет, окончил курс Томской духовной семинарии. Рукоположен, в сан священника,- 4 сентября1908 года. На настоящем месте с 29 августа 1911года. Награждён набедренником в 1913году.
Псаломщик – Павел Константинович Иванов, 28 лет. Обучался в Сектенском одноклассном училище. Определён псаломщиком 1 ноября 1909 года. На настоящем месте с 1 сентября 1913 года.
С момента возникновения и до 1915 года школа делилась на отделения : первое, второе, третье. Неуспевающих учеников оставляли на второй год. Учащиеся третьего отделения сдавали экзамены Волостной комиссии, в состав которой входили церковные служители.
Занятия начинались с первого урока Закона Божьего, потом урок Азбуки, арифметики. На уроках пения разучивали молитвы и псалмы. За непослушание учеников наказывали: ставили на колени в угол, особо провинившихся, - на горох, били розгами, указкой, линейкой.
С 1897 года и по 1902 год сельским учителем в Усть - Тандовке работал Соколов (ИО не сохранилось)он же являлся попечителем.
После него, до 1911 года учительствовала – Анисья Давыдовна Дегтярева.
За работу школы отвечал попечитель, который снимал дома у богатых сельчан за определённую плату. Получалось, что каждую зиму занятия проходили в разных домах. Книг не хватало. Один Букварь на троих учеников. Писали на грифельных досках. Учащихся насчитывалось не более 30 человек. Все 3 отделения занимались в одной комнате. Так было до 1929 года. После революции 1917 года школе присвоили статус Начальной. Отменили уроки Закона Божьего.
В период коллективизации многие, почти все, крепкие хозяева были раскулачены и высланы из деревни. Дом Новосёлова Якова Д. отдали под школу. Позже к старому зданию было пристроено 4 комнаты. В1955году школа была преобразована в семилетнюю.
Первым директором семилетки был назначен Сухов П.С. Учительский состав тех лет: Токарева Е.В, Вахневич Ю.П, Белова А.С, Ощепкова Т.П, Полякова Т.Я, Политова Р.Д, Стецов А.А.
10 января 1968 года состоялось открытие новой восьмилетней школы , директором которой стал Никифоров Николай Григорьевич. – фронтовик.
Вести, об отречении царя Николая, о февральской и октябрьской революциях, приходили в деревню с большим запозданием.
Никто всерьёз эти новости не воспринимал. Жили спокойно, занимаясь привычными, будничными делами, пока не стали возвращаться домой фронтовики с первой Мировой войны.
Они рассказывали сельчанам о революционных переменах в Москве, Питере, по всей России до Урала. Малоимущие крестьяне стали собираться вместе, обсуждая переустройство крестьянской жизни.
Надо сказать, что в то время деревня поделилась на зажиточных и бедняков. Многие семьи лишились кормильцев ещё с начала Первой Мировой войны. В некоторые дворы не вернулся ни один мужчина. Война косила мужиков целыми семьями,- отец, сыновья, братья. Все тяготы крестьянского труда ложились на плечи вдов и сирот. Общество, конечно , помогало, но этого было недостаточно.
В 1918 году в деревне Усть – Тандовка организована первая в районе коммуна Борец, имеющая 36 членов и 65 десятин посевной земли.
Первые коммунарки– активистки Гребенщикова Александра Сергеевна и Белова Степанида Ивановна. Вот какое имущество имела коммуна: Живой инвентарь: 13 рабочих лошадей,5 голов мелкого скота , 240 штук различной птицы.
Мёртвый инвентарь: 1 конная косилка, 1 конные грабли, 4 плуга,8 борон,5 кос – литовок,43 серпа. ( По данным сельскохозяйственной переписи 1917 года)
Коммуна существовала не более года. После сбора урожая и долгих споров Борец распался. Вновь зажили устьтандовцы единоличными хозяйствами. Продолжился раскол между зажиточными и обедневшими хозяевами.
Гражданская война коснулась и нашей деревни. При отступлении Колчаковской армии, в деревни останавливались отдельные части. Молодые мужики и парни прятались в лесах, болотах, чтобы уберечься от мобилизации. Солдаты грабили крестьян, уводили скот, выгребали хлеб, другие припасы. Коней забирали в обоз.
Из воспоминаний Косиненко Тихона Васильевича:
В деревне остановился белогвардейский обоз. В телегах награбленное добро и оружие. Братья Пупенковы угнали ночью телегу с оружием. Доехали до Рахвалова озера и кони дальше не пошли. На рассвете их поймали и привезли в деревню. После скорого суда братьев расстреляли на глазах у всей деревни. После этого многие мужики и парни ушли в партизанский отряд. В лесах и болотах под д. Сизёво был последний бой, где погибло большинство партизан. Нашёлся среди местных жителей предатель, который провёл тайными тропами Колчаковской карательный отряд. На этом месте до сих пор стоит памятный обелиск, с красной звездой, напоминая потомкам о тех событиях.
Но минула и эта страшная пора - наступила мирная жизнь.
С 1928 года по призыву Коммунистической партии и правительства в селах и деревнях всей страны начинается коллективизация.
Сия чаша не минула и Усть- Тандовку. Деревня была поделена на два колхоза: На страже и Промысловая
звезда. Первым председателем колхоза На страже стал Гобис Александр Людвигович, потомок польских переселенцев, участник первой Мировой войны, Георгиевский кавалер. Он проработал на этом посту до 1939 года.
Председателем Промысловой звезды - Кожевников Андрей Матвеевич, сам из бедняков, активист.
Но не все крестьяне приняли перемены на селе. Не рвались вступать в колхоз, помня неудачный опыт с коммуной. Проводили агитацию среди населения, уполномоченные из района и местные активисты. Одни из самых активных, бывшие коммунарки Гребенщикова Александра Сергеевна, Балова Степанида Ивановна.
Со слов местных жителей, старожилов - Кондаковой Марии Алексеевны, Гребенщиковой Марии Алексеевны: На кого не действовали уговоры, их гнали гоном в колхоз, забирая все имущество и скотину. Непокорных выселяли из деревни.
В конце 1928 года всех зажиточных, крепких мужиков, вместе с семьями, собрали на окраине села, кто, в чем был. Погрузили на сани и увезли на Васюганские болота, не жалея ни старых, ни малых. Рёв стоял страшный. Голосили, и кто оставался, и кто уезжал. Ведь многие были связаны родственными, семейными узами, дружбою, - кто сват, кто брат, кто кум, кто крёстный детям. Выгружали среди голых болот, в тайге. Многие умерли от голода и холода. Питались и корой и мхом. Вместо обуви обматывали ноги тёплой травой, мхом. Всё их имущество забрали в колхозы. Деревенские мужики втайне от властей умудрялись отвозить выселенцам зерно, топоры, пилы, - нужный инвентарь и продовольствие, рискуя повторить их участь.
В доме Новосёлова Я.Д. открыли сразу школу в 1929 году. Дом Курочкина отдали под контору. В доме Кириченова – клуб, который в основном выполнял функцию избы- читальни. Там же учили грамоте всех желающих вечерами после работы. Ссылка крестьян продолжалась вплоть до 1938 года.
Из воспоминаний местных жителей Сибирцевых Анатолия и Валентины Ильиничны, Кондаковой М.А., Гребенщиковой М.А.:
В колхозах жили очень бедно. Рассчитывали колхозников по количеству рабочих дней-трудодней. На один трудодень давали по 100-200 гамм хлеба. Семьи большие. В каждой семье самое малое 4-5 ребятишек. Например, у Плотниковых Филиппа Алексеевича и Прасковьи Александровны было 18 детей, но выжили только 11.
В колхоз ребятишки шли работать очень рано с 7-10 лет. Возили копна, сеяли хлеб, работали на ферме наравне со взрослыми.
В колхозе Промысловая звезда- 4 рыболовецких бригады. В каждой бригаде 12 рыбаков и один бригадир. Рыбачили на озёрах Чаны, Тандово, Рахвалово, Стародеревенское, Сарыбалык. В бригаду стремились, так как получали дополнительно паёк рыбы.
В колхозе На страже было две рыболовецких бригады. А также организовали КТФ – конно-товарная ферма. Содержали кобыл-маток и племенной жеребец.
МТФ – молочно-товарная ферма - собранные коровы и телята.
Помещения для фермы – плетёные из ивняка и мазанные, покрыты глиной, соломой.
В конце 1930 годов колхозы получили первые трактора, с железными колёсами три штуки. Молотили хлеб на молотилках – кустарках. Приводили механизм в движение – конями. За ударную работу колхозников премировали отрезами материалов, шерстью, овцами и т.д.
Праздники отмечали всем колхозом. Особенно Октябрьские
( годовщина Октябрьской революции 7 ноября). В конторе накрывали полные столы: стряпня, рыба, мясо- всё вволю. Гуляли вместе с детьми целый день.
Косиненко З.Н. вспоминает: - Мы маленькие старались по три, четыре раза сесть за стол, чтобы побольше поесть. Никто нас не гнал, наоборот подкладывали лучшие куски. Весело было, пели, плясали. Родители нарядные, довольные.
Жизнь стала налаживаться, увеличился паёк на трудодень, улучшалась колхозная жизнь. В клубе демонстрировали кинофильмы, которые 2 раза в месяц привозила кинопередвижка. Включали переносной двигатель (дизель) и смотрели кино. В клуб приходил и стар и мал. Когда не хватало мест, несли свои лавки. Обязательно перед демонстрацией организовывали либо собрание, либо вели пропаганду колхозной жизни. Но молодёжь продолжала проводить свои вечерки по старинке. В клуб шли комсомольцы, коммунисты, активисты, учителя. Проводили коллективные читки интересных, газет книг, развивали художественную самодеятельность, тем самым вовлекая в свой круг деревенскую молодёжь.
Но тут новая беда - война 1941 г с Германией. Грянула всеобщая мобилизация. Забирали молодых, здоровых парней и мужиков. Ушло из Усть-Тандовки на фронт более 100 человек, оставив дома жён, ребятишек, да стариков. В поле, на ферме заменили мужчин женщины и дети. Даже на трактора сели женщины. Козицкая Сара Ивановна и Шевелёва Пелагея – первые трактористки в Усть-Тандовке. Труд колхозников стал ещё тяжелее, так как на фронт забирали всю пригодную технику и коней. Пашни распахивали на быках и коровах, на старых конях. Труд вновь стал весь ручной. Жали хлеб серпами, руками вязали снопы.
На ферме у каждой доярке по 12-15 коров, доили вручную три раза в день.
Хлеб молотили сложной машиной: от работы трактора приходил в движение механизм. На два колхоза пригоняли из Новоярковской МТС комбайн Коммунар с прицепом Хегор для молотьбы снопов. В октябре 1941 года в деревне появились первые вынужденные переселенцы - немцы, эстонцы, а также эвакуированные ленинградцы. Размещали эвакуированных в домах колхозников. Бывало, что в одном доме жили по две, три семьи, доходило до 17 человек. Относились местные к переселенцам по-разному: кто-то с недоверием, а кто-то с откровенной враждой.
Вспоминает Буш Андрей Карлович: Когда я из Саратовской области сюда приехал с родителями, мне было 12 лет. В школу меня не взяли. Когда я туда пришел, управляющий всех ребят пропустил, а мне сказал – Этот здоровый, пусть работать идёт. Я и пошёл, высокий был не по годам. Сразу в полеводческую бригаду. Потом выучился на кузнеца. Старались сначала нас, немцев, ставить на самую тяжёлую работу. Отцов забрали в трудовую армию. Бывало, что и открыто нас называли фашистами. Помню, как обида кипела. Один раз сильно подрался с конюхом, потом уже не стали так называть.
Бооп Ирма Яковлевна: - Переселили нас с Саратовской области с одними чемоданами, ничего больше не дали взять. Отца сразу забрали в трудовую армию, где он и был по 1949 год. А мы одни с мамой. Ходила в школу до 4 класса. В 5 класс надо было учиться в д. Кожевниково, но училась до заморозков – не в чем было ходить. Пошла на ферму, помогать матери. Все хорошие вещи, что привезли с собой, поменяли на продукты. Трудно было. По квартирам, ничего своего, кругом чужие. Потом как-то привыкли. С 15 лет я уже самостоятельно за телятами ходила. А в 16 лет уже группу коров приняла.
С начала войны началась частая смена председателей колхоза. Одних мужиков забирали на фронт, другие возвращались по ранению и сразу их назначали председателями. Вернее бывших фронтовиков, выбирали на общем собрании. Так за короткое время на этой должности успели поработать: колхоз На Страже Ильин Михаил Леонтьевич, Гребенщиков Михаил Кондратьевич, Кожевников Николай Леонтьевич, Кожевников Леонид Иванович. Колхоз Промысловая звезда Кожевников Вениамин Матвеевич, Косиненко Евграф Васильевич.
В 1941 году, из числа переселенцев, молодёжь отправляли на военные заводы в Новониколаевск (Новосибирск). Из нашей деревни уехали три девушки: Буш Мария Андреевна, Гросс Мария Петровна, Буш Анна Карловна (все переселенцы). Вернулись они только после войны.
Осенью 1941 года, в ноябре, пришла в деревню первая похоронка – Шевелёвой Марии Семёновне на мужа Ивана, который был призван 24.06.1941г. В похоронке было указанно, что Шевелёв Иван Сергеевич 1906 года рождения умер от ран 18.10.1941г, в Лен. госпитале № 442. Похоронен рядовой Шевелёв Иван в деревне Раховичи Вологодской области. На эту страшную весть откликнулось все село. Собрались у дома неутешной вдовы. Первое горе встречали вместе. Потом посыпались похоронки, не обходя ни одну семью: у кого брат, у кого отец, у кого сын, а у кого и все разом. У Берёзкиной погибли на фронте все, кого любила, – муж и пятеро сыновей. Всю жизнь до глубокой старости 92г, она прожила одна.
В деревню Усть – Тандовка не вернулись с фронта 70 молодых мужиков и парней.
Вспоминает Сибирцева Валентина Ильинична:
Я девчонкой совсем была, а уже в бригаде рыбаков работала в колхозе На страже. Нас там таких 12 человек, да бригадир.
Летом на баркас, по 6 человек на каждом борту. Всё вручную. А зимой на конях ездили и в Банниково, в Кармаклу и к Чёрному колку. Везде рыбачили. Одежонка худая, пока едешь – замерзнешь, а начнёшь майны (прорубь) долбить, до платья разденешься. Лёд на Чанах доходил до роста человека. Помню, меня на вожжах в майну спускали. На каждого приходилась по две проруби. Тяжело было. Вот оттуда теперь и все болячки. Если буря была, на рыбалку не ехали, то тогда тоже без дела не сидели: гоняли за дровами, сеном, силос долбить. На трудодень совсем ничего не получали, но жили дружно. И горе и радость всё вместе. И оплакивали погибших вместе, и праздники отмечали вместе.
За работу в тылу Валентина Ивановна награждена медалью 50 лет Победы Великой Отечественной войны, а за семерых детей две медали Материнства первой и второй степени.
Сибирцев Анатолий Иннокентьевич
Родился и всю жизнь не выезжал из родной деревни. С 11 лет в колхозе На Страже, в полеводческой бригаде. Выполняли все сезонные работы, от вспашки до уборки. Трудились мы, подростки, стараясь не отстать от взрослых, а уж к колхозной работе приучены были с малых лет. Стыдно было тогда в стороне отсиживаться, когда кругом такое горе. За Победу есть медаль
Радченко Пелагея Васильевна :
Родилась и провела всю свою жизнь здесь, в Усть – Тандовке. С 12лет пошла, работать на пашню, в бригаду Плотникова Филиппа Алексеевича, которого все до сих пор вспоминают добрым словом. Жалел ребятишек, справедливый был. В бригаде, как и другие ребята, выполняла всю колхозную тяжёлую работу. Зимой на заимке скотничала (ухаживала за телятами на откорм) Сено возили на коровах. В город зимой рыбу на быках, да коровах. Промерзали насквозь. Одежонка худая, ещё постоянно голодные. Полегче в рыболоведческой бригаде было. Хоть и тяжёлый труд, зато рыбу на паёк давали. Сами ели, ещё и домой уносили, там тоже голодно было.
Рыгалова Наталья Алексеевна:
Родилась и выросла в Усть – Тандовке.
С ранних лет, пошла работать в колхоз. На стоянке, в поле ходила за скотом вместе с другими девочками. Два парня ещё с нами работали – Толя Кондаков и Паша Квашнин. Потом и их забрали на фронт.
И остались мы в бригаде одни девчонки. И молотили, и скирдовали. На конях и быках возили сено. С весны и до холодов жили в избушке, на стане. Домой редко отпускали, когда в баню помыться. Две весны рыбачила.
Одну весну в Кармакле, другую в Банниково. Весть о Победе встретили, работая в поле. Не верили такой радости. Пешком пошли в деревню, на собрание. Стоял такой рёв, все плакали, радуясь Победе, а кто оплакивая своих.
Фёдорова Евдокия Илларионовна (дочь когда-то крепкого хозяина Фёдорова Иллариона, вовремя вступившего в колхоз)
Отец мой с братом Иваном до колхоза жили одним хозяйством. Мама моя – Плотникова Мария Михайловна нанялась к ним в работницы. Они дойных только коров держали 50 голов. Поэтому без работников не справлялись. Потом вышла замуж за отца, уж после революции. Когда в колхозы сгоняли, тятя (отец) с дядей Ваней держались до последнего. Хотели и их ссылать. Мама уговорила их в колхоз вступить. Дядю Ивана выбрали председателем Сельсовета в деревне. Работать я начала ещё в 1939 году. Возила навоз на поля, выращивала свеклу в колхозном огороде. На сенокосе помогала по мере сил. Старалась поспеть за старшими. К труду привычны были с детства. Работала и свинаркой, и на птичнике. Яйца сдавали строго. Брали на выращивание цыплят, потом сдавали в колхоз. Успела везде поработать,- учётчиком, кладовщиком. Все 4 военных зим ходила в неводу в рыболоведческой бригаде колхоза Пром. звезда вместе с подругами – Гребенщиковой Марией Алексеевной и Мощенко Пелагеей Ильиничной. В 1946 году получила медаль
За доблестный труд в годы войны. С 1963 года работала продавцом магазина Сельпо до пенсии
Щербакова Мария Ильинична :
Родом я с Самарской области, деревня Асборовка. Проучилась 3 класса, потом бросила, война. Пошла работать в колхоз вместе с мамой. Весной на прицепе, трактор- плуг. Зимой на ферме за скотом ходила - телята, свиньи. Трудно было, да не жаловались. Тогда всем так было. 9 мая в поле верховой прискакал. Кричал - Победа! Радость была большая
Лялина Клавдия Михайловна
Родилась и выросла я в деревне Долгоозёрке Здвинского района.
Сейчас уже её давно нет. Когда укрупняли колхозы, разогнали всю деревню. А жалко, на хорошем месте была, кругом лес, озёра. А главное, церковь у нас была. С малых лет приучены были к вере. С 7 лет я с мамой в колхозе. Пололи посевы хлеба. В уборку мама вязала снопы, а я подскребала за ней колоски. Постарше уж копна возила на быках, зимой сено. Летом пасла с подружками овец. Известие о Победе узнала на пастбище. Верховой скакал и кричал - Победа!
Гребенщикова Мария Петровна
Как и все мои годки, рано пошла в колхоз. Особенно тяжело было в войну. Сами голодали, а обозы с хлебом отправляли в Барабинск. Да и не только хлеб, молоко, мясо, рыбу, яйца. Тогда же каждый двор обкладывали натуральным налогом. Шкуры , щетину, шерсть помимо продуктов, есть ли, нет, а сдай. Понимали, что надо.
Работали от зари, до темна. А сами босые, одежонка плохенькая. Помню весной уже1945года приехал к нам на пашню полномочный из района, а у нас у всех ребятишек ноги в кровь стернёй исколоты. Как он ругал бригадира! Приказал сшить всем тапочки . Нам всем через день выдали тапочки из бычьей шкуры. Помню их до сих пор, долго носились
Гребенщикова Мария Алексеевна
Я – местная, здесь родилась, здесь и помру. Что вспоминать те годы? Их трудно забыть, не дай Бог никому пережить, что нам, да родителям нашим выпало. С малых лет, пошла, трудиться в колхоз Пром. звезда. Не было скидки на возраст. И в поле, и на ферме, и на рыбалке, - всюду поспевали ребятишки, стараясь помочь матерям в колхозе, отцам на фронте. Правда, кто работал, тем выделяли хлебные и рыбные пайки. Так и выживали. Не думайте, что мы только слёзы лили. Мы и веселиться умели. Отпустят из бригады домой, в бане помыться, так вечером к амбарам, на вечёрку. Сами поём, сами пляшем под балалайку. А когда и под
тырна – тырна. На фронт посылали посылки: вязанные из шерсти носки и варежки. О Победе узнали в поле. Скакал на коне вестовой и кричал во всё горло – Победа!. Тут и слёзы и радость не расскажешь
Возвращались в родную деревню фронтовики с 1941 по 1957 год.
В 1960 году организовали прямо в деревне курсы трактористов. Обучать всех желающих, а это в основном были молодые ребята, стал Бопп Карл Петрович. В группу набирал по 8-10 человек. За год ребята изучали механическую часть и управление трактора. В совхоз как раз поступили гусеничные трактора ДТ- 54, колёсные Беларусь МТЗ-3, МТЗ -5
В 1954 году началась компания по освоению целинных земель. В Усть – Тандовку с разных концов страны съехались молодые трактористы – целинники, все комсомольцы. Среди них был Щербаков Владимир Петрович из Воронежской области.
Комсомольская путёвка
Ольховский райком комсомола Воронежской области вручает настоящую комсомольскую путёвку товарищу Щербакову ВП, изъявившему желание добровольно поехать на освоение целинных земель
2 августа 1955года.
Секретарь райкома комсомола Р. Шурова
Родом Владимир Петрович из г. Павловска Воронежской области. Закончил на Родине школу механизации, год отработал. По комсомольской путёвке поехал в Сибирь на освоение целинных земель. Из воспоминаний ВП: На перроне оркестр играл весёлую музыку. Нас целый поезд,- одни комсомольцы, молоденькие все. Мама мне сетку с яблоками в руки суёт, а тут уже митинг. Нас выстроили. На трибуне секретарь Горкома речь говорит, кругом шум, кто плачет, кто смеётся. Потом под музыку загрузились в вагоны и поехали. В Барабинске снова на перроне митинг. Нас распределили по машинам, так я попал в Усть – Тандовку. Ещё со мной 3 парнишки были, да только они долго не задержались, а я всю жизнь здесь и прожил и не жалею
Супруга- Мария Ильинична из д. Отборовка Чкаловской области вспоминает:
Закончила 3 класса и в колхоз, помогать маме. Родня вся в Сибири. С 13 лет приехала в гости, да так тут и осталась. Тётка воспитывала. Устроилась в колхоз уже в Усть-Тандовке. Очень тяжело приходилось в те годы, да и голодно было. Из – за этого пошла в рыболоведческую бригаду в д. Квашнино. Потом на рыбозавод там же. Через 3 года вернулась. Набрала группу телят, потом дояркой, поваром в бригаде, потом в детском саду. Всю жизнь работали
В 1960году начато строительство крупных объектов: жилых 2х-квартирных домов, магазина, который сдали в 1961 году. В одном здании размещались 2 магазина – продуктовые и промышленные товары.
В 1961 году был заложен фундамент под здание клуба.
Здание кирпичное, покрыто шифером, на 200 посадочных мест; большое фойе, библиотека, комната для кружков. Строили комсомольцы в свободное от работы время. Кирпич брали свой, разбирали старую силосную башню. Остальными материалами помогал директор совхоза Васильев Гаврила Дмитриевич и рабочком. 9 мая 1964 года на территории клуба был построен из кирпича обелиск памяти погибшим односельчанам в Великой Отечественной войне, за которым ухаживали пионеры школы, а теперь культработники.
В 1966 году завершено строительство бани и гаража. С 1970 года начато строительство жилых двухквартирных домов из кирпича. На месте старых домиков появилась целая улица красивых, просторных домов. Квартиры выделяли по решению рабочего комитета и по заявлениям нуждающихся. В первую очередь получали квартиры специалисты, учителя, многодетные семьи.
В 1968-1970г.г. построено блочное помещение для дойного гурта; поставлена Буровая; деревня оснащена водопроводной водой, через 100 метров установлены колонки. В 1972 году сдано кирпичное зернохранилище, железный склад с механической мельницей для дробления зерна, которая работает по сегодняшний день. В этом же году запущен ЗАВ, а сушилку своими силами в 1992 году собрали механизаторы: Кирин ВА, Сталимбовский АП, Гаценбиллер РИ.
С 1975г. по 1978г. идет строительство новых помещений для скота. Между двумя базами расположили отделение маслозавода. Всю полученную молочную продукцию отправляли в Кожевниковский маслозавод. Принимали молоко и у населения. В эти годы ферму оснащают молокопроводом, автопоилками.
В 1980 году сдано под ключ новое здание детского сада, рассчитанное на две группы детей, уже благоустроенное. Принимала сад заведующая Сталимбовская Галина Васильевна. Детей разделили на 2 группы: ясельная и старшая. Количество детей в те годы доходило до 60, даже не хватало мест.
В 1997 г. из-за финансовых трудностей и малого количества детей детский сад закрыли. Сейчас в этом здании размещён фельдшерско-акушерский пункт, заведующей которого с 1985 года Плут Нелли Валентиновна. С 2003 года при школе открыта детская подготовительная группа (4-7 лет). Последний кирпичный дом был построен в 1998 году. На многие годы в деревне заглохло строительство. Но в 2006 году заложили фундамент под новую школу. Строительство шло ударными темпами и уже 15 ноября 2007 года в деревне состоялось открытие одноэтажного здания – Усть-Тандовская основная общеобразовательная школа. Все жители села собрались у здания школы в этот знаменательный день в ожидании губернатора Новосибирской области Виктора Александровича Толоконского.
В нашей деревни люди работящие, хозяйственные и эти замечательные крестьянские качества смогли привить своим детям, а потом и внукам. На том стоит деревня и по сей день.
Пройдет еще немного времени и многие события из жизни нашей деревни будут безвозвратно потеряны, поскольку не останется людей, которые смогут рассказать нам о прошлом. Мы не хотим, чтобы наша деревня исчезла.
Таким образом, я узнала, что деревня Усть –Тандовка старинная деревня. Много бед и невзгод видела она и её люди. Все выстоял наш народ. Надеюсь, и в будущем моя деревня будет жить. Но деревня жива, пока живы мы. Пока есть, кому помнить и знать историю.
HYPER13PAGE HYPER15
1
Структурное подразделение МБУ ЦБС Барабинского района
Усть-Тандовская сельская библиотека