"Глиняные горшки и кувшины. Этюды при контрастном освещении"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Глиняные горшки и кувшины. Этюды при контрастном освещении"
Автор: Ионкин Алексей Сергеевич
Ионкин Алексей Сергеевич.Педагог дополнительного образования высшей категории.МБУДО Вяземская детская художественная школа им. А.Г. Сергеева.Смоленская область, город Вязьма.Конспект занятия«Глиняные горшки и кувшины. Этюды при контрастном освещении»3 академических часа.Тип занятия: занятие комплексного использования знаний.Целевые ориентации:Предметные:- закрепление ранее полученных знаний об изображении шара в живописи;- применение ЗУН в практической деятельности;- развитие навыков в передаче объёма посредством тональной моделировки формы;- развитие навыков в формировании единого колористического решения этюда;- развитие навыков и умений в работе с красками.Метапредметные:- учиться планировать свою практическую деятельность (последовательность, время, результаты);- развивать навыки самостоятельного труда;- учиться правильно, оценивать и анализировать результат собственной творческой деятельности.Ход занятияМетодическая последовательность изображения глиняного горшка строится на основе светотеневой моделировки шара. Процесс светотеневой моделировки шара формирует алгоритм действий для работы с более сложной формой.В начале занятия обучающиеся выполняют изображение шара на основе заданной педагогом последовательности действий. Изображая шар, учащимся необходимо выделить основные тональные отношения, передав тем самым его объём на плоскости листа. Так же в процессе работы педагог указывает на сочетания теплых и холодных оттенков, отвечающие за живописное наполнение этюда.Этюд с изображением шара может быть выполнен как на основе натурной модели, так и на основе последовательности слайдов, раскрывающих наполнение данного этапа. На первом этапе (Рисунок 1) обучающиеся намечают общие очертания шара на плоскости листа и определяют цвет его освещённой части. Оттенок подбирается на основе охры через добавление к ней красно-коричневого, бурого и зелёного.Рисунок 1На втором этапе (Рисунок 2) обучающиеся прописывают полутень. В работе используется следующий набор цветовых смесей: бурый + зелёный, красно-коричневый + зелёный, красно коричневый + фиолетовый/синий. Таким образом, необходимо не только подобрать более тёмный относительно освещённой части тон, но и сформировать дополнительные оттенки к основному (предметному) цвету.Рисунок 2На третьем этапе (Рисунок 3) обучающиеся прописывают собственную тень и рефлекс, завершая, тем самым, формирование основного объёма шара. Помимо этого в работе возрастает число дополнительных оттенков, отвечающих за её живописное наполнение. Наиболее тёмный тон падающей тени формируется через смесь бурого и синего, более светлая часть падающей тени формируется из смеси бурого и зелёного. Рефлекс принимает в себя все ранее используемые оттенки с незначительным осветлением их белилами в сравнении с тенью. Рисунок 3На завершающем этапе (Рисунок 4) обучающиеся прописывают падающую тень с плавной тональной растяжкой, используя ранее созданную палитру.Рисунок 4Далее педагог демонстрирует обучающимся связь формы шара и глиняного горшка в ходе выполнения конструктивного рисунка, в котором изображение шара достраивается до более сложной формы.Рисунок 5Линейно-конструктивное изображение глиняного горшка дополняется светотеневой моделировкой формы в виде схемы, разграничивающей её основные зоны.Рисунок 6На основе представленного изображения учащиеся под руководством педагога выполняют этюд с изображением глиняного горшка. Процесс работы строится на основе алгоритма, сформированного на первом этапе занятия.Рисунок 7В случае, если обучающиеся не испытывают проблем с выполнением задания, педагог предлагает группе закрепить полученные знания, выполнив этюд с глиняным горшком с натуры или по фото-референсу.Рисунок 8В дополнение к самостоятельному заданию обучающимся предлагается представить алгоритм работы с помощью поэтапной фото-фиксации.Занятие завершается анализом получившихся работ с выявлением и устранением допущенных ошибок.Дополнительным заданием для обучающихся может стать этюд с глиняным кувшином, который может быть выполнен, как домашняя работа.Рисунок 9Рисунок 10