"Влияние трудовой деятельности на развитие творческих способностей детей с ОВЗ в условиях школы-интерната"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Влияние трудовой деятельности на развитие творческих способностей детей с ОВЗ в условиях школы-интерната"
Автор: Инкина Ольга Алексеевна
ГБОУ РМ «Краснослободская общеобразовательная школа-интернат»Доклад на педагогическом совете «Влияние трудовой деятельности на развитие творческих способностей детей с ОВЗ в условиях школы-интерната» Подготовила: воспитатель 8 группы Инкина О. А.2024-2025 учебный годСовременная образовательная политика России в сфере образования направлена на создание условий и развитие активной личности, осознающей глобальные проблемы человечества и готовой посильно участвовать в их решении. Важным средством подготовки подрастающего поколения к жизни и труду является трудовое воспитание – основное звено всей системы воспитания.Воспитать любовь к трудовой деятельности невозможно вне труда, причём коллективного, творческого, хорошо организованного.Все виды деятельности важны для развития и воспитания ребёнка. Человек формируется в деятельности, чем она разнообразнее, тем разнообразнее его личность.Трудовая деятельность имеет серьезное значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены.Воспитание в труде, как и весь воспитательный процесс в целом, проходит на протяжении достаточно длительного периода времени. А точнее – всей продолжительности обучения воспитанников в школе-интернате с 1 по 9 класс. Все усилия, вся работа воспитателей учреждений интернатного типа направлена на то, чтобы воспитанники с первых лет усвоили такую, казалось бы, простую истину: удовлетворённость всех свойственных человеку потребностей можно добиться только самостоятельными усилиями, собственным трудом.В условиях гуманистической образовательной тенденции творческое развитие личности рассматривается как важнейшая задача, где творчество – высшая форма активности и самостоятельной деятельности ребёнка. Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса развития творческих способностей детей с ОВЗ остановлюсь на таких понятиях как «творчество», «способности» и «творческие способности». Что такое творчество? Творчество не дар природы, а приобретенное через трудовую деятельность свойство и предполагает наличие у человека определенных способностей, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Творчество – самый мощный импульс в развитии ребёнка. Можно сказать, что творчество — это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся. Теоретические положения по проблеме развития творческих способностей выводили в своих трудах наши отечественные ученые: Б.М. Теплов, Р.С. Немов, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, В.А Щуркова и многие другие. Творческие способности – это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. Развитие творческих способностей воспитанников с ОВЗ осуществляется на принципах:1) принцип развития мотивации к творческой деятельности 2) принцип развития умений самообразования и самовоспитания;3) принцип приоритета творческой деятельности;4) принцип согласования педагогического процесса и индивидуальных особенностей учащихся;5) принцип выбора форм деятельности, обеспечивающих самостоятельность и творчество учащихся; Творческие способности не развиваются стихийно, а требуют специально организованного процесса обучения и воспитания, создания педагогических условий для самовыражения в творческой деятельности.Для развития творческих способностей воспитанников с ОВЗ также необходимо соблюсти ряд условий:Первое условие – материальная, ресурсная, психологическая готовность образовательных учреждений принять детей с ограниченными возможностями здоровья, готовность распознать и развивать творческую одарённость (или творческие способности) ребёнка. Второе условие – адекватная позиция родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, их вера в возможности и способности ребенка к преодолению своего недуга, раскрытию талантов и способностей и современные формы взаимодействия образовательного учреждения с семьями воспитанников и обучающихся.Третье условие развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья – адекватная особенностям и способностям детей с ограниченными возможностями здоровья система внеурочной деятельности, обеспечивающая включение ребенка в активную жизнь учреждения и социума. В основе взаимодействия с ребенком во внеурочной деятельности лежит принцип успешности каждого ученика, что требует особых педагогических средств и способов. В развитии творческих способностей детей с ОВЗ, используются различные методы и формы: беседы, практические занятия, игры, коллективные творческие дела, прогулки, различные воспитательные мероприятия с применением ИКТ, а также подготовка к общешкольным мероприятиям (Осенний бал, День Матери, Новый год и т.п.)Уделяем большое внимание развитию у воспитанников творческих способностей в разных видах деятельности. Ведь только гармонично развиваясь как личность, достигая поставленных целей, приобретая трудовые навыки, воспитанник сможет адаптироваться в современном мире. Чем больше ребёнок уделяет внимания творческой сфере и развивается в ней, не обязательно только лишь в одном направлении, тем активнее происходит его развитие в целом.Мероприятия, способствующие развитию творческих способностей:Часы творчества «Наши руки не для скуки»Открытое мероприятие «Хлеб – святыня русской земли»Конкурсы рисунков «Времена года» Практические занятия «Изготовление поделок из природного материала»Праздничные концертные программы Игра-соревнование «Великолепная семёрка»Познавательный час «Народные промыслы России»Занятия-практикумы «Мастерская Деда Мороза»Праздник «Вокруг ёлки хоровод»«День именинника»«Широкая Масленица»Беседа «Мой труд вливается в труд моей республики»Акция «Окна Победы»В процессе творческой деятельности у ребёнка с ограниченными возможностями здоровья усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для детей. Они испытывают затруднения в произвольной организации деятельности: они не умеют последовательно выполнять инструкции педагога, переключаться по его указанию с одного задания на другое. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленностью их нервной системы. Учащиеся быстро утомляются, работоспособность их падает, а иногда они просто перестают выполнять начатую деятельность.Значительным своеобразием отличается поведение этих детей. После поступления в школу они продолжают вести себя как дошкольники. Ведущей деятельностью продолжает являться игра. Все дети, независимо от возраста, любят играть. Игра побуждает детей к творчеству. Немаловажная роль отводится дидактическим играм – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями. Важное значение в организации внеурочного времени мы придаём игровым технологиям, т.к. игра – одна из главных форм работы с детьми с ОВЗ. Она пробуждает у воспитанников познавательный интерес, помогает решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, ребенок в процессе игры учится управлять собой, происходит коррекция эмоционально-волевой сферы. В любое проводимое мероприятие мы всегда стараемся включать элементы игры, будь то День именинника, КВН, Осенний бал, Масленица или открытое групповое мероприятие. В таких играх обязательно присутствуют элементы творчества: например, нарисовать овощи с закрытыми глазами, вырезать красивую снежинку, составить икебану из природного материала или оформить открытку для мамы и т. п.Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся. Познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по команде. Развиваем творческий потенциал детей во время прогулки. Прогулка является любимым режимным моментом воспитанников. В процессе прогулки способствуем организации детьми интересной и разнообразной деятельности (лепка снеговиков, рисование на асфальте, сбор природного материала для поделок на выставку и т.п.) После прогулки, можно закрепить впечатления от общения с природой в изобразительной деятельности. Подвести ребят к выводу, что любое время года прекрасно. Ребёнок формируется как личность, обретая ценные качества в процессе практической деятельности. Большую работу приходится проводить по охвату воспитанников формами дополнительного образования. Свою задачу, как педагога, вижу в том, чтобы всячески поддерживать стремление воспитанников при выборе рода деятельности, проявляя при этом живой интерес к творческим занятиям детей, оформляя по возможности интерьер комнат творениями умелых детских рук. Воспитанники групп всегда активно участвуют в изготовлении поделок из природного материала для выставки «Осенняя фантазия» и новогодних игрушек в «Мастерской Деда Мороза». Именно здесь в полной мере проявляется влияние трудовой деятельности на развитие творческих способностей детей с ОВЗ. Наблюдая за тем, с каким неподдельным интересом, увлечённостью, усердием воспитанники погружаются в мир творчества, прикладывают столько усилий, понимаешь, что дети с ограниченными возможностями здоровья, так же, как и их здоровые сверстники обладают талантом, способностями, одарённостью, которые просто необходимо развивать в процессе трудовой деятельности. Регулярно во внеурочное время в интернате воспитатели организуют творческие часы, при проведении которых используют визуальные виды творчества (рисование, лепка, аппликация). Каждого человека, а особенно - ребенка, и тем более ребёнка с ограниченными возможностями здоровья радует созидание. Сделать что-то своими руками! Красивое, нужное - как это прекрасно! Цель - не столько научить ребёнка рисовать или мастерить, сколько помочь средствами творчества справиться с проблемами, дать выход творческой энергии. И когда дети спрашивают, что мы будем делать сегодня, мы понимаем, что ребёнок ждёт творческого действия, чтобы вооружиться одним из доступных и приятных для него способов снятия эмоционального напряжения. При выполнении работ используем пластилин и природный материал, краски и гуашь, бумагу и картон, одноразовую посуду, ватные диски и ватные палочки. Работа в новой технике, тем более необычным способом вызывает у детей ещё больше положительных эмоций.Для развития творческих способностей используются нетрадиционные техники (пластилинография, рисование пальчиками, ладошками, изонить, оригами, коллаж с применением крупы, семян, пуговиц, скорлупы; папье-маше, комбинированная аппликация – применение ткани, кружева, тесьмы, пряжи и т.д.). Перечисленные техники привлекательны своеобразной художественной выразительностью, содержат элементы новизны, активизируют индивидуальные способности детей, дают неограниченные возможности для импровизации сочетания самых разных материалов. Их можно и нужно расширять и совершенствовать с учетом возраста и интересов учащихся, а также с учетом индивидуального подхода к развитию творческих способностей каждого ребенка. Многогранная деятельность детей на занятиях прикладного творчества создаёт положительные эмоции. Дети активно включаются в творчество, создают интересные индивидуальные и коллективные работы. Как показал опыт, использование нетрадиционной техники выводит ребенка за привычные рамки прикладного творчества, пробуждает в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает детям избавиться от комплекса «я не умею». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени их способностей. Мнение, что творческая деятельность доступна не всем, а только одарённым детям, теряет обоснованность. Для того чтобы обучить ребёнка тому или иному приёму работы, педагог должен обладать огромным терпением и действовать в соответствии с принципом «пошагового обучения», который включает в себя длительную отработку каждого мельчайшего компонента трудового процесса. Важно следить за тем, чтобы неудачи не отпугивали ребёнка, а его самостоятельная работа над заданием укрепляла уверенность в своих силах и способствовала развитию готовности заниматься этой деятельностью. На занятиях творческим трудом в занимательной форме используем доступные детям виды практической деятельности, во внеурочное время воспитываем и прививаем социально-бытовые знания, умения и навыки, необходимые для жизни. В ходе этой работы у детей формируются такие личностные качества как трудолюбие, ответственность, настойчивость, чувство взаимопомощи, желание преодолевать трудности. Наряду с этим нужно учить детей трудовым умениям и навыкам, прививая им культуру труда, умение планировать и учитывать работу, организовывать свой трудовой процесс, аккуратно и бережно относиться к рабочему месту, орудиям труда, материалу. Хочется отметить, что одним из средств развития творческой одаренности учащихся с ОВЗ являются творческие конкурсы, в которых наши воспитанники принимают активное участие.Работа по развитию творческих способностей детей включает в себя и общешкольные мероприятия как: подготовка к праздникам День учителя, Новый год, 23 февраля, 8 Марта, выставки творческих работ, участие в смотре художественной самодеятельности, предметных неделях. Большую роль в этом случае играют коллективные творческие дела, необходимые и для развития личности ребёнка, и для развития коллектива.Отдавая дань памяти и уважения погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г. воинам-защитникам отчизны, воспитанники группы ежегодно принимают участие в акции «Окна Победы», в цикле мероприятий «Мы – потомки победителей!» и оформили тематический стенд в группе «Живёт Победа в поколениях» Важную роль в решении задач творческого развития детей с ОВЗ играют наши социальные партнёры - учреждения культуры и спорта города и республики, с которыми мы тесно сотрудничаем. Они предлагают детям разнообразные занятия: рисование, лепка, выжигание, поделки из ткани, меха, природного материала, работу со сказкой, художественным словом, танцем, музыкой, катание на коньках, участие в городских спортивных и культурно - досуговых, художественно-эстетических, гражданско-патриотических и духовно-нравственных мероприятиях. Большое значение в развитии творческих способностей играют мастер-классы, которые мы посещаем на площадках учреждений культуры и благотворительных фондов. Нетрадиционные способы рисования или другого вида творчества на мастер-классах, например, смастерить открытки в технике скрапбукинг позволяют развивать коммуникативные навыки ребёнка, способность к сотрудничеству со сверстниками, адаптации детей с ограниченными возможностями в обществе обычных детей. Так, посещая мастер-классы преподавателей детской школы искусств (художественной) наши дети научились наносить рисунок на ткань путём штамповки, делать сувениры и игрушки из жгута, соломы, фетра, ткани, глины. При посещении Мордовского заповедника воспитанники школы приняли участие в мастер-классе по гончарному мастерству, у всех ребят была возможность сделать глиняные фигурки своими руками, а также на гончарном круге. Наши воспитанники посещают кинотеатр, Дворец культуры, цирк, краеведческий музей, Мордовский заповедник, Центр этнографической культуры в селе Старая Теризморга Старо-Шайговского района, выставки, участвуем в городских акциях. Предметные недели, экскурсионная работа, проведение праздничных мероприятий, участие в конкурсах - эти и другие формы внеурочной деятельности применяются в школе для повышения творческого потенциала детей с ОВЗ. Мы понимаем, что в свободное время наши воспитанники должны жить богатой интеллектуальной жизнью и, главное, чтобы эта жизнь позитивно отражалась на духовном развитии не только отдельных ребят, но и коллектива, тем самым обеспечивая умственный и духовный рост всех детей. Только тогда развиваются задатки и одарённость ребёнка, когда у него каждый день есть время для занятия своей любимой деятельностью. Для успешного развития творческих способностей, творческого потенциала детей с ограниченными возможностями необходимо создавать условия. Стараться сделать так, чтобы каждый день общения с воспитанниками группы был запоминающимся и результативным. Добиваться этого приходится за счёт создания необходимой рабочей и эмоциональной атмосферы и личным соучастием в каждом трудовом процессе. Очень важно при работе с детьми такой категории начинать разговор с похвалы; обращать внимание на ошибки только косвенным образом; не критиковать и не делать замечания, вспоминая об ошибках; предоставлять детям возможность сохранить престиж в глазах других; выражать одобрение по поводу каждой удачи; постоянно поощрять детей, делая любую ошибку легко исправимой; добиваться того, чтобы ребёнок был рад сделать то, что мы ему предлагаем. Мы заботимся, чтобы творческая деятельность давала воспитанникам возможность чувствовать себя уютно в коллективе и получать удовольствие от всего процесса организации внеурочного времени, так как понимаем, что особая ценность оптимально организованного для ребёнка досуга заключается в том, что он может помочь ребёнку реализовать то лучшее, что в нём есть, открыть в себе новые творческие способности, а любимые занятия в свободное время поддерживают эмоциональное здоровье, способствуют выходу из стрессов и мелких беспокойств. Хочется отметить, что мероприятия, направленные на формирование и развитие личности детей с ОВЗ, помогли не только сплотить детский коллектив группы, но и научили общению, дали возможность проявить свои творческие способности, что способствует жизненному самоутверждению воспитанников в социуме. Будем помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребёнка и плодородной почвой, и живительной влагой, и тёплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому ребёнку от рождения.