Обучение детей дошкольного возраста связным высказываниям типа рассуждения
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Обучение детей дошкольного возраста связным высказываниям типа рассуждения
Автор: Лиховид Елена Николаевна
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениегорода ростова-на-дону «детский сад №33» Методическое пособие «Обучение детей дошкольного возраста связным высказываниям типа рассуждения» Воспитатель:Лиховид Е.Н.2024 годПояснительная запискаОдной из приоритетных целей образования в современных условиях становится формирование разумного, активного человека, способного размышлять, анализировать, принимать решения, человека, способного ориентироваться в новых и непростых условиях современной жизни.Анализ федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования показал, что содержание и формы учебной работы в системе дошкольного образования должны формировать у детей дошкольного возраста основы теоретического мышления. И что особенно важно, основная программа дошкольного образования должна обеспечить преемственность с примерными основными программами начального образования, чего не было ранее.Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи. По сравнению с диалогом, монолог представляет собой наиболее сложную форму речи и бывает следующих видов: описание, повествование и рассуждение.По своим смысловым и структурным особенностям, рассуждение - самое сложное синтаксическое построение по сравнению с описанием и повествованием (В.В. Виноградов, И.Р. Гальперин, Г.В. и др.).Базой для рассуждения являются накопленные знания, содержание, уровень которых влияет на глубину рассуждения, т.е. познавательная деятельность должна достичь определенного уровня.В современной науке рассуждение рассматривается как неотъемлемая сторона мыслительной деятельности человека, как необходимое условие осознанного усвоения знаний. Оно предполагает выделение существенных признаков предметов и явлений, понимание различного рода зависимостей (причинно-следственных, пространственно-временных, функциональных, целевых), поиск доказательств. Н.Д. Зарубина даёт следующее определение понятию «рассуждение»: «Рассуждение — это текст, включающий причинно-следственные конструкции, вопросы, авторскую оценку, модальные слова». Разные исследователи дают при определении понятия рассуждения разнородные признаки, включая в него доказательства из связанных общих и частных утверждений (О.Д. Митрофанова) или не разграничивая назначение этих способов изложения (М.П. Сенкевич), или считая доказательство формой, в которой выступает рассуждение (М.Н. Кожина). Некоторые авторы считают, что рассуждение является самостоятельным способом изложения, «посредством которого передается процесс получения нового знания и сообщается само это знание (как его результат) в форме логического вывода». Дискуссионными остаются вопросы обучения детей связным высказываниям типа рассуждений. Достаточно широко распространено мнение о недоступности их дошкольникам (Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и др.). В большинстве образовательных программ дошкольных учреждений не предусматривается формирование у детей умений рассуждать. Вместе с тем, интеллектуальное развитие детей немыслимо без речевого оформления суждений и умозаключений, которое выражается в доказательстве, в форме текста-рассуждения. Кроме того, и ряд исследований свидетельствует о возможности и целесообразности обучения старших дошкольников объяснительной и доказательной речи (Н.И. Кузина, Н.Н. Поддьяков, О.С. Ушакова, Л.Г. Шадрина, В.И. Яшина). Однако в практике дошкольного образования речевому оформлению рассуждений уделяется недостаточное внимание, и, по существу, отсутствует система обучения высказываниям такого типа. Учитывая структурную сложность рассуждений, а также возрастные особенности детей, возникает необходимость в правильном подборе методов и приемов обучения связным высказываниям типа рассуждений.Целевое назначение Для решения данного вопроса нами был разработан комплекс педагогических мероприятий по обучению старших дошкольников связным высказываниям типа рассуждений, дающий возможность педагогу вести не стихийную, а планомерную систематическую работу по данному вопросу. Цель: обучение детей связным высказываниям типа рассуждения.Задачи: 1. Обогащение представлений детей об окружающем мире, способствующих пополнению и разнообразию содержаний детских рассуждений. 2. Формирование и активизация в речи детей словарного запаса, соответствующего лексическому оформлению связных высказываний типа рассуждений: вводно-модальные слова (во-первых, во-вторых, значит), подчинительные союзы (потому что, так как). 3. Формирование навыков грамматически правильного оформления связных высказываний типа рассуждений, которое предполагает использование сложноподчиненных предложений.4. Обучение детей целостным рассуждениям, сохраняя структуру рассуждения: тезис, доказательство и вывод.5. Повышение речевой мотивации детей, способствующей развитию коммуникативных навыков использования объяснительной и доказательной речи детей в условиях общения со сверстником и взрослым в различных ситуациях. Чтобы педагогический процесс по обучению старших дошкольников связным высказываниям типа рассуждений был полным и четким, он осуществлялся в три этапа: - формирование основы для развития связных высказываний типа рассуждений, через создание проблемных ситуаций с опорой на наглядный материал;- формирование у детей представлений, знаний и умений составления связных высказываний типа рассуждений, знакомство старших дошкольников со структурой рассуждения: тезис - доказательство – вывод;- закрепление навыков составления связных высказываний типа рассуждений, через задания на вербальной основе.Последовательность: последовательная реализация каждого этапа. Формы обучения: фронтальные, групповые, индивидуальные.При реализации этапов использовались различные методы и приемы:- речевые дидактические игры и упражнения, - чтение художественной литературы с последующим ее обсуждением;- наблюдения; - моделирование структуры рассуждения; - беседы;- проблемно-речевые ситуации;- речевые логические задачи.Описание содержания работыПервый этап Цель: формирование основы для развития связных высказываний типа рассуждений, через создание проблемных ситуаций с опорой на наглядный материал.Задачи этого этапа: - развитие познавательных процессов, способствующих формированию умений устанавливать причинно-следственные, пространственно-временные, функциональные и целевые связи между объектами и явлениями окружающего мира, которые являются основой для подбора и логичного выстраивания аргументов в ходе рассуждения; - обогащение детского опыта представлениями о различных объектах и явлениях природного и социального мира, развитие кругозора, что способствовало обогащению содержания детских рассуждений; - обогащение словарного запаса детей; - ознакомление детей с лексикой, соответствующей рассуждению: вводно-модальными словами (во-первых, во-вторых, значит), подчинительными союзами (потому что, так как), и их активизация; - формирование умения составлять сложноподчиненные предложения, которые являются основной грамматической единицей текста рассуждения; - развитие мотивации к речевому общению. Средства реализации поставленных задач:1. Складывание детьми разрезных картинок и объяснение своих действий.Цель задания: развивать логическое мышление, закреплять умение составлять целое из частей; упражнять в объяснительной речи;2. Выстраивание серии сюжетных картинок в определенной последовательности в зависимости от развития сюжета, времени суток и др. Игра «Разложи и объясни».Цель задания: учить устанавливать логическую последовательность событий, пользоваться при доказательстве союзами так как, если – то, словами во-первых, во-вторых, заканчивать рассуждение выводом, начинающимся словами значит, поэтому. Детям предлагали внимательно рассмотреть картинки, расположить их в определенной последовательности и рассказать, что случилось и почему. Воспитатель может дать образец доказательства и показать способы связи смысловых частей рассуждения;3. Определение несоответствия явлений, изображенных на картинке, выделение нелогичных ситуаций (игра «Небылицы в картинках»).Цель задания: учить определять нарушения в логике событий, делать умозаключения, используя для выражения логических связей сложноподчиненные предложения, в процессе аргументирования использовать слова во-первых, во-вторых. Детям предлагают картинки с изображением несуществующих в природе животных, с нарушением закономерностей сезонных явлений в природе. Дети рассматривают картинки-небылицы и рассуждают, бывает так или не бывает, почему;4. Выявление причинно-следственных отношений между объектами, изображенными на картинке.Цель задания: учить устанавливать причинно-следственные отношения между объектами, выражать эти отношения соответствующими средствами связи (потому что, так как, если – то), для перечисления аргументов использовать слова во-первых, во-вторых. Детям предлагаются картинки, например, с изображением ребенка, скатывающегося с горки на проезжую часть дороги, подтаявшего снеговика в солнечную погоду; двух комнатных растений, стоящих на подоконнике, одно из которых цветущее, другое засохшее, и т. п. После рассматривания картинок дети рассказывают, что случилось и почему, можно так делать или нельзя и почему;5. Классификация картинок по родам и видам в играх типа «Убери лишнюю», «Четвертый лишний».Цель задания: продолжать учить доказательству и способам связей смысловых частей рассуждений;6. Отгадывание загадок с опорой на картинку в играх «Найди отгадку».Цель задания: выделять все признаки, указанные в загадке, объединять их в доказательстве, последовательно располагать аргументы, использовать необходимые средства внутри текстовой связи.7. Экспериментальная деятельность с элементами рассуждения, представлена в приложении Б.Цель заданий: учить устанавливать причинно-следственные отношения между объектами, выделять признаки, объединять их в доказательстве, последовательно располагать аргументы, использовать необходимые средства внутри текстовой связи.Второй этапЦель: формирование у детей представлений, знаний и умений составления связных высказываний типа рассуждений, знакомство старших дошкольников со структурой рассуждения: тезис - доказательство - вывод. Задачи второго этапа: - формирование у детей знаний о связных высказываниях типа рассуждений как виде текста, ознакомление со структурными особенностями, лексико-грамматическим оформлением; - развитие навыков планирования и оформления рассуждений; - углубление детских представлений об окружающем мире, способствующих насыщению информацией детских рассуждений и развитию речевой мотивации; - закрепление навыков установления различных видов связи между объектами и явлениями окружающего мира; - развитие речевой инициативы детей. Средства реализацииНа данном этапе проводилась основная работа по обучению старших дошкольников связным высказываниям типа рассуждений через игровые обучающие ситуации. Каталог игровых обучающих ситуаций представлен в приложении В. При формировании у детей представлений о структуре рассуждения нами был применен метод моделирования, так как анализ моделей и их создание самими детьми способствовали раскрытию взаимосвязей структурных частей, пополнению содержания высказывания, и являлось средством планирования всего связного высказывания типа рассуждения. Используемая модель представлена в приложении Г.Нами была разработана модель пирамидки, в которой четырехугольник основания символизировал тезис, серединная часть, состоящая из отдельных четырехугольников - доказательство, треугольник - вершина - вывод. Серединная часть, набирающаяся из отдельных четырехугольников, помогала детям понять, что в рассуждении главная роль отводится именно аргументации, то есть приведению большего количества доказательств. В результате использования моделирования было отмечено, что деятельность по созданию модели помогала детям осознать значимость каждой части рассуждения, усвоить, через выполнение практических действий, особенности каждого структурного элемента. Использование модели и собственно моделирования структуры текста рассуждения, как практической деятельности, позволяло, сформировать у детей более осознанные и прочные представления о структурном оформлении связных высказываний типа рассуждений. Это было обусловлено тем, что, опираясь на готовую модель, как наглядность, и действуя практически, составляя ее, ребенок усваивал и запоминал схему построения рассуждения на основе наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, которое доминирует в этот возрастной период. Углубление и автоматизация навыков составления рассуждений с использованием правильного лексико-грамматического оформления проводились в различных видах детской деятельности на третьем этапе.Третий этапЦель: закрепление навыков составления связных высказываний типа рассуждений, через задания на вербальной основе. Задачи этапа: закрепление и совершенствование умений составлять связные высказывания типа рассуждений с учетом их функциональности, структурного и лексико - грамматического оформления. Средства реализации поставленных задач:1. Беседы по содержанию произведений художественной литературы с обсуждением положительных и отрицательных поступков героев, их мотивов (Приложении Д).2. Речевые логические задачи (Приложение Е).Цель заданий: определять цель рассуждения, выделять его структурно-смысловые части; продолжать учить пользоваться способами связи смысловых частей рассуждения.3. Объяснение пословиц, загадывание и отгадывание загадок без опоры на наглядный материал. Цель заданий: закреплять умение строить целостное рассуждение, состоящее из тезиса, доказательств и выводов, использовать разные способы связи смысловых частей;4. Составление связных высказываний типа рассуждений на предложенную тему (Приложение Ж).5. Речевые дидактические игры и упражнения (Приложение Й).Цель заданий: Создание ситуаций, требующих разрешения определенных проблем, побуждающих детей пользоваться объяснительно-доказательной речью. В процессе обучения мы использовали образец построения рассуждения, план, отражающий его структуру, модель, подсказ способов связи фраз и смысловых частей.Анализ последующей диагностики (приложение А) показал, что дети старшего дошкольного возраста способны овладеть связными высказываниями типа рассуждений. Их формирование происходит во взаимосвязи с развитием логического мышления, обогащением содержания детской речи и овладением лексическими средствами и синтаксическими конструкциями, необходимыми для данного типа текста.Обучение детей способствовало развитию логики изложения, правильному структурному оформлению, избирательному отношению к использованию языковых средств. В рассуждениях детей увеличилось количество сложных предложений с придаточными причины, цели. Большинство детей пользовались для связи тезиса и доказательства словами «мне кажется, потому что…», «я думаю, если…, то…», «конечно за то, что…»; для доказательства и вывода – «потому что», «значит», «все», «следовательно, любой…»; вводно - модальными конструкциями «во - первых», «во - вторых», «в - третьих», «кроме того», «еще» и т. п. при названии аргументов в определенной последовательности.Таким образом, анализ проделанной работы показал, что системная работа по формированию связных высказываний типа рассуждений дала положительный результат и положительно влияла на умственное и речевое развитие детей.Используемая литература: 1. Бизикова, О.А. Развитие речи - рассуждения у детей дошкольного возраста: Учебное пособие. — Изд-во Нижневарт. гос. ун - та, 2013. — 55 с.2. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова. -М.: 2008. – 184 с.3. Шадрина, Л.Г., Семёнова, Н.В. Развитие речи-рассуждения у детей 5 - 7 лет: Методические рекомендации // Л.Г. Шадрина. -М.: ТЦ Сфера,2012. - 64с.4. Шаршунова И.И., Филиппова А.Р.Формирование навыка типа рассуждения у детей старшего дошкольного возраста методом сократовского диалога- Сургутский государственный педагогический университет -