Дидактическая игра как средство подготовки детей дошкольного возраста к школе
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дидактическая игра как средство подготовки детей дошкольного возраста к школе
Автор: Лиховид Елена Николаевна
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениегорода ростова-на-дону «детский сад №33» Методическое пособие «Дидактическая игра как средство подготовки детей дошкольного возраста к школе» Воспитатель:Лиховид Е.Н.2024 годПояснительная запискаПроблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе отнюдь не нова, она всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов с тех пор, как появились общественные учебные заведения. Однако ее решение неизменно меняется в зависимости от новых тенденций в самой системе образования, которые в свою очередь отражают изменения, происходящие в общественном сознании.Необходимым условием эффективности формирования личности ребенка является непрерывность, последовательность воспитательно-образовательного процесса. Механизмом обеспечения такой непрерывности является организация преемственности между всеми звеньями образования, в частности, между дошкольным учреждением и начальной школой. В ФГОС в главе «Общие положения» указывает на необходимость обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования).Одним из аспектов проблемы преемственности между детским садом и начальной школой является поиск оптимальных средств, форм и методов подготовки детей к школе. От того, как будет подготовлен ребенок к обучению в школе, во многом зависит его дальнейшее взросление и формирование. Многочисленные исследования показали, что игра является эффективным средством умственного развития ребенка, влияет на формирование речи ребенка, воображения, суждений умозаключений.А.П. Усова отмечает возможности дидактической игры в общей подготовке ребенка к школе, полагая: во – первых, что игра – одна из сфер воспитания детей до школы, предлагает рассматривать ее как форму воспитания, как средство для решения определенных воспитательных задач; во – вторых, игра, разрешая по преимуществу образовательные задачи, является в то же время то содержанием, то формой, то методом образовательной работы с маленькими детьми; в – третьих, обучение в форме дидактических игр основано на одной из закономерностей игровой деятельности ребенка – на его стремлении входить в воображаемую ситуацию, действовать по мотивам, диктуемым игровой ситуацией; в - четвертых, лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, то есть так, что сама игра направляет ребенка на овладение знаниями и умениями. Целевое назначение Цель: подготовка детей к обучению в школе посредством дидактических игр.Задачи: - развитие речи детей старшего дошкольного возраста;- развитие логического мышления дошкольников посредством математического материала;- углубление представлений детей об окружающем мире;- учить устанавливать причинно - следственные связи в явлениях природы.Комплекс дидактических игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе состоит из 3-х блоков.Комплекс дидактических игр как средства подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе: блок первый «Говоруша»Задачи блока:- Овладение речью, как средством общения;- Обогащение активного словаря;- Развитие звуковой культуры речи;- Развитие связной речи;- Развитие речевого творчества;- Формирование звуковой аналитико – синтетической активности.Содержание блока:Игры на развитие связной речи«Как ты узнал?»Цель: учить подбирать доказательства при составлении рассказов, выбирая существенные признаки.Ход игры. Перед детьми находятся предметы или картинки, которые им предстоит описывать. Ребёнок выбирает любой предмет и называет его. Ведущий спрашивает: «Как ты узнал, что это телевизор?» Играющий должен описать предмет, выбирая только существенные признаки, отличающие этот предмет от остальных. За каждый правильно названный признак получает фишку. Выиграет тот, кто наберёт больше всего фишек.«Какая картинка не нужна?» Цель: научить находить лишние для данного рассказа детали. Ход игры. Перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем составить рассказ.«Исправь ошибку»Цель: научить устанавливать правильную последовательность действия. Ход игры. Перед ребёнком раскладывают серию картинок, но одна картинка лежит не на своем месте. Ребёнок находит ошибку, кладёт картинку на нужное место, а затем составляет рассказ по всей серии картинок.Комплекс дидактических игр как средства подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе: блок второй «Занимательная математика»Задачи блока: - Формирование представлений о числе и количестве;- Развитие представлений о величине;- Развитие представлений о форме;- Развитие пространственной ориентировки;- Развитие ориентировки во времени.Содержание блока:Ориентировка во времени«Назови сутки»Цель: Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь)Материалы: карточки, с изображением частей суток.Ход: Воспитатель вместе с детьми выясняет, из скольких частей состоят сутки, предлагает назвать их, показать соответствующие картинки и выложить их в правильной последовательности (Утро, день, вечер, ночь).Взрослый предлагает составить сутки и называет одну из частей суток. Дети перечисляют остальные части суток и показывают соответствующие картинки. Игра повторяется 2-3 раза.«Живая неделя»Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.Материалы: карточки с цифрами от 1 до 7, музыка.Ход: У детей карточки с кругами (от 1 до 7). По заданию ведущего дети под музыку выполняют различные движения. По ее окончании выстраиваются в ряд в соответствии с количеством кругов на карточке, обозначающих дни недели. Проверка осуществляется перекличкой. Игра повторяется 2-3 раза со сменой карточек.Комплекс дидактических игр как средства подготовки детей дошкольного возраста к школе: блок третий «Почемучки»Задачи блока: - Развивать у детей способность к анализу, синтезу;- Формировать навыки самоконтроля и самооценки своего поведения в природе;- Расширить знания и представления о свойствах материалов;- Углублять представления детей об окружающем мире. Продолжать учить устанавливать причинно - следственные связи в явлениях природы.Содержание блока:«Найди растение» Дидактическая задача: умение находить растение по карточке-определителю (на карточках схематично изображены основные признаки растения); уметь найти его в уголке природы и определить название.Игровое действие. Поиск предмета по описанию.Правило. Показывать узнанное растение можно только по сигналу воспитателя, выслушав его описание.«Найди, что опишу», «Отгадай, что за растение»Дидактическая задача: Формировать умение находить растение по перечисленным признакам.Игровое действие. Поиск предмета по загадке-описанию.Правило. Показывать растение можно только рассказа воспитателя по его просьбе.«Загадай, мы отгадаем»Дидактическая задача: Развивать умение описывать растение и находить его по описанию.Игровое действие. Загадывание и отгадывание загадок о растениях.Правило. Описывать растение, нужно не называя его.«К названному растению беги»Дидактическая задача: Учить быстро, находить названное растение.Игровое действие. Соревнование кто быстрее найдет растение.Правило. Бежать можно только после сигнала воспитателя.«Собери цветок»Дидактическая задача: Развивать логическое мышление; закреплять знание комнатных цветов.Игровое действие. Соревнование кто быстрее соберет картинку-пазл комнатного растения.Правило. Собирать можно только после сигнала воспитателя. «Где спрятался зайчонок?»Дидактическая задача: Найти предмет по перечисленным признакам.Игровое действие Поиск спрятанной игрушки.Правило. Смотреть, куда воспитатель прячет игрушку, нельзя.«Чего не стало?»Дидактическая задача: Назвать растение по памяти (без зрительного контроля).Игровое действие. Отгадать, какого растения не стало.Правило. Смотреть, куда убирают растение, нельзя.«Опишите, я отгадаю» Дидактическая задача: Найти растение по описанию взрослого или ребенка.Игровое действие Угадывание растений по загадке-описанию.Правило. Описывать растение, нужно не называя его.Список используемой литературы1. Волошкина, М.И. Дидактическая игра в подготовке ребенка к обучению в школе. Учеб. для студентов пед. вузов / М.И. Волошкина. – М.: Начальная школа, 2002. – 160 с.2. Жукова, О. Игры и упражнения для подготовки ребенка к школе. Практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов / О. Жукова. - М.: ООО Издательство «АСТРЕЛЬ», 2008. – 208 с.3. Минкевич, Л.В. Математика в детском саду. Старшая группа / Л.В. Минкевич: - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 96 с.4. Михайлова, Л.С. Как подготовить ребенка к школе. Пособие для родителей и воспитателей детских садов. Упражнения, задачи, игры, тесты / Л.С. Михайлова, часть 1. — Волгоград: Учитель, 2003. – 166 с.5. Михайлова, Л.С. Как подготовить ребенка к школе. Пособие для родителей и воспитателей детских садов. Упражнения, задачи, игры, тесты / Л.С. Михайлова, часть 2. — Волгоград: Учитель, 2003. – 177 с.6. Подготовка детей к школе: учебно- методическое пособие / Павлова Л.А. [и др.]. - М: «Про-пресс», 2002. – 188 с.7. Соколова, Ю.А. Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка пяти-шести лет / Ю.А. Соколова. - М.: Эксмо, 2007. – 64 с.