Построение работы по развитию связной речи и развитию мелкой моторики рук в таблицах и схемах
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Построение работы по развитию связной речи и развитию мелкой моторики рук в таблицах и схемах
Автор: Лиховид Елена Николаевна
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениегорода ростова-на-дону «детский сад №33» Методическая разработка«Построение работы по развитию связной речи и развитию мелкой моторики рук в таблицах и схемах»Воспитатель: Лиховид Е.Н. 2024 годВведение Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка, формирование навыков речевого общения с окружающими.Развитие речи дошкольника – это целая наука, изучающая закономерности педагогической деятельности по формированию речи детей.Развитие связной речи детей – одна из главных задач детского сада и родителей. Формирование связной речи, изменение ее функций является следствием усложняющейся деятельности ребенка и зависит от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими. Функции речи складываются параллельно с развитием мышления, они неразрывно связаны с содержанием, которое ребенок открывает посредством языка.В двигательной области коры головного мозга проекция кисти руки огромна по отношению к проекции других частей тела, она занимает одну треть всей площади. К тому же она чрезвычайно близка к речевой моторной зоне (зоне Брока). Работами профессора М.М.Кольцовой доказано, что тренировка тонких, дифференцированных движений пальцев является и стимулом для развития речи ребенка, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом. Поэтому пальчиковые игры, занятия с пластилином, бумагой, крупой, природными материалами, нитками, конструирование очень важны для ребенка.В основе обучения лежит познавательный процесс. Известно, что вершиной познавательного процесса является мышление и речь. Речь – это форма мышления. Поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития ребенка. Ведь именно при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у ребенка развита речь до поступления в школу, тем быстрее и легче войдет он в учебный процесс. Связная речь – это единое смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание.Диалогическая Монологическая Основной задачей является: Научить детей свободно пользоваться родным языком. Правильно и понятно излагать свои мысли в устной форме. Формирование разговорной речи. Обучение рассказыванию. Диалогическая речь – это разговор одного или нескольких человек.Формы Беседа Дидактические Разговор игрыПриемы Объяснение Рассказ воспитателя Чтение Вопросы Показ художественного наглядного произведения Репродуктивные материала Поисковые Обобщающие Игровые приемы ТСООбучение рассказываниюЗадачи Пересказывать Составлять рассказы Виды По форме По содержанию Подробный пересказ Описательные: По восприятию сравнительный и объяснительные (по игрушке, по картине, о предмете) Инсценировка Сюжетные Из опыта (по памяти) По аналогии По воображению (творческие) Пересказ фрагментовПриемы обучения рассказыванию Основные Вспомогательные Образец План Оценка Коллективное составление рассказа Частичный Воспроизведение Составление образец плана рассказа по частям Дублер Разбор плана Подсказ вариантов образца развития сюжетов Разбор образца Указание рассказа Подсказ слова, фразы Вопросы Схемы, модели Исправление Обучение пересказуПересказ – это связное выразительное воспроизведение прослушанного художественное произведение. Последовательность ПриемыПервичное чтение (опускается, если произведение знакомо) Вопросы Образец чтения Упражнение Вторичное чтение Объяснение указания Показ наглядного материала Беседа Обращение к опыту детей Отраженный пересказ Чтение с установкой на запоминание и пересказ Подсказ слова, фразы Моделирование Пересказы детей Сопряженный пересказЛитература:Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2009. – 400 с.Ёлкина, Н.В. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста: Учебное пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2006. – 76 с. Короткова Э. П. Обучение рассказыванию в детском саду. – М., 1982.Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине (технология ТРИЗ) – М.,2009.Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учебное пособие для студентов учреждений высшего проф. образования / Н.А. Стародубова. - 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр. «Академия», 2012. - 256 с.