Формирование у детей 3 - 4 лет элементарных математических представлений
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование у детей 3 - 4 лет элементарных математических представлений
Автор: Лиховид Елена Николаевна
Методическое пособие по формированию у детей 3 – 4 лет элементарных математических представлений.ПредисловиеДля умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит игра.Учиться, играя! Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых во время непосредственно образовательной деятельности, а также, в свободное время помогает детям усвоить программный материал. Целью методического пособия является: формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством дидактических игр.В пособии рассматриваются вопросы организации работы по развитию элементарных математических представлений у детей 3 - 4 лет с учётом развития их познавательной деятельности и возрастных особенностей, представлено примерное планирование работы по математике на учебный год. Предложенные занятия включают в себя комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно-практических методов и приёмов работы по формированию элементарных математических представлений. Игровое содержание занятий помогает воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Поддерживать активность и предупреждать утомление детей позволяет смена характера их деятельности: дети слушают педагога, следя за его действиями, сами совершают какие-либо действия, участвуют в общей игре. Предлагаемые конспекты основаны на близком для восприятия детей материале. В каждом конспекте определена цель занятия, указан перечень наглядных пособий, методика изучения нового и повторение пройденного материала. Программное содержаниеЦель: формирование у детей первых мыслительных операций: сравнение, обобщение, установление некоторых связей между предметами и понятиями. Задачи:1. Формировать элементарные понятия о множестве.2. Знакомить с величиной, формой предметов, их пространственными отношениями.3. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление.Содержание:Количество Дать понятие о том, что предметы могут быть разными по величине, форме, цвету, их может быть много и один, они могут по-разному располагаться в пространстве.Показать, как следует сравнивать две равные и неравные по количеству и величине группы предметов (в пределах трех), пользуясь приемами наложения предметов одной группы на другую и приложения предметов одной группы к другой, без счета и называния числа, устанавливать равенство и неравенство групп предметов.Развивать умение находить один и много одинаковых предметов в окружающей обстановке.Учить понимать вопросы «Сколько?», «Чего больше?», «Чего меньше?». Учить отвечать на них, пользуясь словами: «много» и «один», «больше» и «меньше», «столько», «сколько», «поровну».Учить располагать предметы в ряд по порядку в направлении слева направо правой рукой.ВеличинаУчить сравнивать два контрастных по величине предмета по размеру (большой – маленький), длине (длинный - короткий), высоте (высокий - низкий) , ширине (широкий - узкий) и два одинаковых по величине предметов, пользуясь приемами наложения и приложения.ФормаСовершенствовать умение узнавать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).Учить находить в окружающем мире предметы, соответствующие другим геометрическим фигурам, сопоставляя их с предметами окружающей жизни (кирпич - прямоугольник, огурец - овал, мяч – круг и т.д)Развивать умение обследовать предметы и формы осязательно-двигательным и зрительным способами.Ориентировка в пространствеРазвивать умение различать пространственные направления в непосредственной близости от себя (справа – слева, впереди – позади, вверху – внизу, далеко – близко, высоко – низко).Развивать умение различать, где правая и где левая рука.Ориентировка во времениФормировать умение определять контрастные части суток: утро - вечер, день - ночь.Учить различать части суток по изменению содержания деятельности детей и взрослых.Примерное распределение программного материала на годСписок используемой литературы1.Арапова-Пискарёва Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. 2-е изд. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.2.Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. и др. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. – М.: Просвещение, 1998.3.Столяр,А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. –М.: Просвещение, 20034. Корнеева Г.А. Роль предметных действий в формировании понятия числа у дошкольников // Вопр. психологии, 1998, № 2.5. Леушина А.М. Занятия по счету в детском саду. 2-е изд. М., 1995.6. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М., 2007.7.Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. – М.: Просвещение, 1985.8. Годинай Г.Н., Пилюгиной Э.Г. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2009.муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города ростова-на-дону «детский сад №33» Методическое пособие«По формированию у детей 3 – 4 лет элементарных математических представлений». Воспитатель: Лиховид Е.Н. 2024 год