Привитие навыков осознанного и выразительного чтения в школе с детьми ОВЗ
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Привитие навыков осознанного и выразительного чтения в школе с детьми ОВЗ
Автор: Каширина Валентина Викторовна
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ «ЧЕБОКСАРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ C ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ № 1»МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ДОКЛАД Привитие навыков осознанного и выразительного чтения в школе с детьми ОВЗ Подготовила:учитель русского языка и чтенияВладимирова А. В.Руководитель ШМО:Пушкина М.А. Чебоксары 2018Привитие навыков осознанного и выразительного чтения в школе VIII вида Правильное чтение – это чтение без искажения звукового состава слов с соблюдением правильного ударения в словах. Для формирования навыка правильного чтения у детей данной категории используются специальные упражнения, цель которых установление связи между зрительными и речедвигательными образцами слогов и слов, дифференциация сходных единиц чтения, запоминание читаемых слогов и слов, единство процессов восприятия и осмысления слов:1. дифференциация сходных слогов и слов (ла-ра, ма-мя);2. чтение слогов и слов по подобию (Маша, Даша, Паша);3. чтение слогов и слов с подготовкой (ра-гра-грач);4. чтение слов, отличающихся 1-2 буквами (кто-кот);5. чтение слов, имеющих одинаковую приставку, но разные корни (прошел-просмотрел);Тренировка в чтении должна занимать большую часть урока. Для этого указанные упражнения используются на этапе речевой зарядки, с этой же целью используются чтение «по цепочке», чтение по абзацам, по эстафете, выборочное чтение.Формированию правильного чтения может способствовать наблюдение учащихся за чтением: медленное чтение текста учителем – учащиеся следят указкой по книге, комбинированное чтение (часть текста читается вместе с детьми хором), сопряженное чтение (вместе – учитель и учащиеся) и т. д.Беглое чтение – это чтение в таком темпе, который характерен для разговорной речи и при котором понимание читаемого материала опережает его произнесение (средний темп – 100-180 слов в минуту). Основой для развития данного качества является достаточный запас представлений об окружающем мире.Основными приемами работы являются следующие:1. многократное чтение текста разными способами;2. речевая зарядка (в начале урока учащиеся читают текст на карточках «про себя», вслух, отвечают на вопросы по прочитанному);3. чтение в тексте отрывков синтетически (целыми словами) и аналитически (по слогам, с разбором трудных слов и предложений);4. смысловая догадка (умение прогнозировать отдельные слова, словосочетания, дальнейшее развитие сюжета – по заголовку определить, о чем идет речь в тексте; какой рассказ можно составить по иллюстрации; придумать окончание рассказа по его первой части; вставить пропущенные слова в предложение);5. зрительные диктанты (речевой материал прочитывается, анализируется, запоминается, далее текст или предложения закрываются, дети воспроизводят его в устной или письменной форме, а затем сравнивают с образцом).Выразительное чтение – это такое чтение, при котором с помощью различных средств интонации наиболее полно передается эмоциональное и смысловое содержание произведения.Интонация – это совокупность средств организации звучащей речи, отражающих ее смысловую и эмоционально-волевую стороны и проявляющихся в последовательных изменениях высоты тона, ритма, темпа речи, силы звучания, тембра голоса.Приемы выработки навыка выразительного чтения:1. отчетливое произнесение звуков, слогов, слов, скороговорок для выработки четкой артикуляции звуков речи, хорошей дикции и правильного дыхания;2. хоровое чтение – для отработки умений регулировать силу голоса, воспроизводить мелодику и темп речи учителя;3. подражание образцу выразительного чтения;4. чтение по ролям, драматизация текста;5. специальные упражнения по формированию умений сознательно пользоваться некоторыми видами интонационных средств (выделение голосом названного слова, произнесение фраз с разной интонацией);6. разметка текста и последующее прочтение с ее учетом.Сознательное чтение – это такое чтение, при овладении которым достигается наиболее полное понимание информационной, смысловой и идейной сторон текста. Основными видами работы для формирования данного качества являются: подготовка учащихся к восприятию текста, словарная работа, первоначальное выразительное чтение текста педагогом, повторное чтение текста учащимися, анализ прочитанного текста, составление плана, пересказ, работа над выразительными средствами художественного произведения, характеристика литературных героев.1. подготовка учащихся к восприятию текста может включать экскурсии в природу, на производство, демонстрацию предметов, картин, беседу, просмотр видео- диа- фильмов;2. словарная работа предусматривает анализ слов, несущих большую смысловую нагрузку в тексте: совершенно незнакомые слова детям педагог объясняет на этапе подготовительной работы, другие слова разбираются после прочтения текста в ходе его анализа, особое внимание уделяется работе над образной лексикой;3. анализ текста проводится по вопросам учителя, направленным на выделение основных смысловых единиц текста, действующих лиц, их поступков и мотивов, определение последовательности событий и их причинно-следственной обусловленности;4. закрепление содержания прочитанного текста происходит в ходе работы с иллюстрациями к тексту «словесного рисования», составления характеристики литературного героя;5. различные виды пересказов (краткий, полный, выборочный, сжатый, с изменением лица рассказчика), планы (картинный, словесный, простой, сложный, цитатный).Методика работы над сказкой в школе VIII вида.Примерный план работы над сказкой:1) Подготовительная работа – беседа или наглядно-практическая деятельность с целью актуализации тех образов, о которых говорится в сказке (картинки, игрушки животных, вспомнить их повадки, голос).2) Чтение сказки учителем - эффективное сочетание рассказывания сказки с демонстрацией диафильма, иллюстраций, кукольного спектакля, использование грамзаписи.3) Ориентировочная беседа – что понравилось (не понравилось) в сказке, кто герои сказки.4) Повторное чтение текста учащимися.5) Анализ текста сказки – первоначально разбирается сказочный смысл, поступки героев, «сказочная лексика» («дворцы белокаменные», «клич бросили», «камни самоцветные»).6) Работа над текстом - подготовка и чтение по ролям, пересказ, сказка рассказывается подробно, близко к тексту, с использованием всех слов и выражений, свойственных ей. Эффективно организовать рассказ сказки с опорой на картинный план или кадры диафильма. Методика работы над стихотворением школе VIII вида.В литературоведении к художественным особенностям стихотворных произведений относят темпо-ритмическую организацию стиха, особый тип построения художественного образа, повышенную эмоциональность и концентрированность изобразительно-выразительных средств языка. Своеобразие стихотворных произведений обусловлено также делением лирики на виды: по жанрам (ода, эпиграмма, романс и т.д.), по тематике (пейзажная, историческая, патриотическая, любовная и т.д.), на основе лирического образа (собственно лирическая, эпическая, драматическая).Понимание стихотворных произведений определяется осознанием содержания стихотворения, умениями правильно оценивать эмоциональный настрой произведения, определять свое отношение к предложенному произведению и выделять изобразительно-выразительные средства стихотворного текста.Изучение стихотворных произведений в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида включает следующие этапы:Подготовительная работа. Подготовка к чтению стихотворения обеспечивает необходимый настрой учащихся на активное восприятие художественного произведения, устранение возможных препятствий к адекватному пониманию текста. В зависимости от специфики стихотворного произведения, его тематики и подготовки учащихся виды подготовительной работы могут быть различными: вступительная беседа, историко-бытовая справка, лингвистический комментарий, устное рисование.Беседа – наиболее распространенный и продуктивный метод обучения, позволяющий сообщить учащимся определенную информацию, необходимую для правильного понимания читаемого, актуализировать знания учеников о фактах, изученных ранее и связанных с материалом стихотворения, уточнить их эмоциональный опыт, адекватно понять характер произведения.С целью создания основы для восприятия стихотворного произведения и усиления его эмоционального воздействия на этапе подготовительной работы может быть использована историко-бытовая справка. Как правило, она содержит конкретные факты из биографии поэта, определившие создание произведения, точные даты, сведения о каких-либо исторических событиях, описанных в произведении или косвенно повлиявших на его создание.Во вводной части урока необходимо объяснить некоторые незнакомые слова, которые затрудняют понимание стиха, с этой целью предлагается лингвистический комментарий.Первоначальное восприятие стихотворения. На этом этапе происходит знакомство школьников с содержанием стихотворного текста, способами его воплощения, эмоциональным характером стихотворения. Также, чтение стихотворения учителем является для учащихся образцом выразительного чтения, от чего зависит в большей степени первоначальное эмоциональное впечатление, понимание содержания произведения школьниками, качество их самостоятельного чтения. В ходе ориентировочной беседы необходимо выяснить первоначальные впечатления, полученные от произведения. Для этого предлагаются такие вопросы (независимо от тематики стихотворения):- Понравилось вам стихотворение?- Что вам больше всего понравилось (не понравилось) в стихотворении?- Что вам запомнилось из текста стихотворения?Анализ стихотворного текста. Данный этап работы направлен на то, чтобы помочь учащимся глубже понять своеобразие отражения действительности в лирическом стихотворении, повысить уровень их художественного восприятия, способствовать развитию эмоций, обеспечить понимание образных средств языка. В процессе работы могут быть использованы деление стихотворения на части и анализ каждой из них, выборочное чтение, обобщающие вопросы, использование наглядных средств, например, различных иллюстраций, фотографий, картин и др.Деление текста на части (относительно законченные по смыслу отрывки, в которых представлены отдельные художественные образы), как правило, сочетается с выборочным чтением. Первоначально с помощью вопросов выясняется, насколько полно и правильно дети поняли смысл произведения. Далее на основе выборочного чтения выделяются основные смысловые отрывки текста. Эффективно сочетать выборочное чтение и с другими видами работы, например, с работой над иллюстрацией.Обобщающие вопросы предназначены для подведения учащихся к целостному пониманию художественного образа стихотворного произведения. Как правило, они направлены не на воспроизведение конкретного содержания стиха, а на размышления учащихся, на привлечение их собственных представлений и знаний, на формирование умений делать вывод, формулировать свое впечатление о прочитанном стихотворении.Работа над поэтической лексикой. Работа над выразительными средствами языка представляет собой не что иное, как воспитание внимательного отношения к художественному слову, наблюдение его в тексте и восприятие в более полном и широком объеме. А это ведет к правильному и глубокому воссозданию образа и к пониманию идейно-образного содержания произведения. Этот этап продуктивнее всего построить на использовании разнообразных лексико-стилистических упражнений и ведения “поэтического словаря”.Эффективным приемом работы над стихотворным произведением, основанным на анализе поэтической лексики, является выделение “смысловых ориентировок“ - слов и выражений, несущих основную смысловую, эмоциональную и языковую нагрузку. Определяя их с помощью учителя, а затем самостоятельно, учащимся достаточно легко усвоить смысл произведения, уловить интонации автора, эмоциональный настрой стиха и передать все это при самостоятельном чтении. Нахождение в поэтическом тексте “смысловых ориентировок” предполагает:1) выделение основных смысловых единиц стихотворного текста (факты, явления, события, предметы, о которых идет речь в стихотворении); 2) определение и осознание изобразительно-выразительных средств, используемых для создания различных образов в стихотворении; 3) объединение усвоенных образов в целую картину посредством обобщающей беседы или творческих заданий (создание рисунков к произведению, устное рисование) и создание целостного впечатления от прочитанного лирического стихотворения.Выразительное чтение стихотворения учащимися осуществляется после подробного анализа содержания стихотворения и работы над образными словами и выражениями стихотворного текста. Определение “смысловых ориентировок” позволяет более осознанно проводить работу над логическим ударением и логическими паузами, выделением голосом и интонацией основных смысловых центров (слов, несущих основную содержательную, эмоциональную и языковую нагрузку), а осознание значения эмоционально-оценочной лексики стихотворения способствует передаче эмоций и чувств как автора произведения, так и собственных впечатлений школьников в процессе самостоятельного чтения произведения. С целью подготовки к выразительному чтению и совершенствованию этого навыка могут быть использованы следующие приемы: определение и выделение слов, которые несут смысловое ударение, выделение знаков препинания в тексте и их соблюдение при чтении, определение эмоционального тона стихотворения и передача его при чтении. Методика работы над басней в школе VIII вида.Басня – это короткий аллегорический рассказ с нравоучением. Иносказание составляет специфику басни. Через образы и поступки животных отражаются недостатки людей. Воспитательная ценность и яркий образный язык определяют важность изучения таких произведений в специальной школе.Примерный план работы над басней:1) Подготовительная работа – беседа, работа с иллюстрациями для актуализации тех образов животных, о которых пойдет речь в сказке, лингвистический комментарий.2) Чтение басни – учитель читает выразительно полностью (А. К. Аксенова предлагает читать по частям с одновременным разбором).3) Ориентировочная беседа – понравилась (не понравилась) басня, кто главные действующие лица.4) Повторное чтение текста учащимися.5) Анализ текста басни – обобщающие вопросы, выборочное чтение с целью анализа поступков персонажей и понимания морали басни, выяснение контекста (действия животных выражают действия людей).6) Работа над текстом - чтение басни по ролям, заучивание наизусть, драматизация, изготовление рисунков. Методика работы над рассказом в школе VIII вида.а) Рассказ – это повествование, изображающее эпизоды, события из жизни героев. Рассказы различаются по тематике (о природе, войне, родине и т. д.), по жанрам (юмористический, сатирический, драматический), по композиции (повествовательный, описательный, с пропущенным звеном, со скрытым смыслом).Наиболее доступными для умственно отсталых детей являются описательные и повествовательные рассказы, которые не содержат сложные смысловые связи.Примерный план работы над рассказом:1) Подготовительная работа: это могут быть вводная беседа, краткий рассказ учителя, историко-бытовая справка, лингвистический комментарий. Цель – актуализировать те знания, которые необходимы для более полного и правильного восприятия текста произведения. На этом этапе можно предложить различные иллюстрации сюжета произведения, предметов и явлений, о которых идет речь в произведении.2) Чтение рассказа учителем – это, прежде всего, образец чтения и условие обеспечения правильного восприятия рассказа.3) Ориентировочная беседа – несколько вопросов общего плана: Что вы узнали из рассказа? Что вам понравилось? Кто главный герой рассказа?Такие вопросы помогают оформить впечатление учащихся о рассказе и выявить степень осознания содержания текста школьниками.4) Повторное чтение рассказа учащимися – это возможность поупражняться учащимся в чтении, условие лучшего понимания содержания текста, и подготовки к последующему разбору и анализу текста.5) Анализ прочитанного рассказа – направлен на уяснение смысла прочитанного, определение эмоционального характера произведения и его воспитательной ценности. Основными видами работы на данном этапе являются: обобщающие вопросы, выборочное чтение, «словесное рисование», работа над характеристикой литературного героя.6) Словарная работа – анализ слов и словосочетаний из текста художественного произведения. Учитель предварительно выделяет слова и выражения, которые могут представить трудности для школьников. Приемы объяснения слов: толкование (эшелон – транспорт, поезд специального назначения для массовой перевозки людей, грузов), подбор синонимов (зной - жара), подбор однокоренных слов (промерзнуть – замерзнуть, мерзнуть).7) Работа над пересказом – первоначально составляется план рассказа (коллективно, вместе с учителем), он может быть также предложен в учебнике, тогда учащиеся подбирают отрывки к каждому пункту плана. План может быть словесный (каждый пункт – отдельное слово, фраза, цитата из произведения), картинный (готовые сюжетные иллюстрации к произведению, или подготовленные учащимися). Текст пересказывается согласно составленному плану – сначала отдельные ученики рассказывают по частям, затем сильный ученик пересказывает полностью все произведение.б) Занимательность сюжета, последовательность его развития, четкость и определенность персонажей облегчают понимание содержания сказки умственно отсталыми учащимися. На материале сказок у детей возможно сформировать элементарные представления о нравственности – о добре и зле, уме и глупости, хитрости и прямодушии, мудрости и жадности.Методика работы над произведением больших форм в старших классах школы VIII вида.. С 7 класса начинается литературное чтение. Школьники знакомятся с художественными произведениями и биографиями авторов. Расположение материала в хронологической последовательности дает возможность учителю к концу школьного обучения систематизировать знания учащихся в области русской классической и современной литературы. На уроках в данный период учащиеся не читают полностью произведение на уроке, они знакомятся с отрывками из художественных произведений больших форм: повесть, роман, поэма, баллада. Большую часть произведения, изучаемого на уроке, дети читают самостоятельно.Система работы по изучению художественных произведений больших форм предполагает:1. проведение уроков изучения биографии поэтов и писателей;2. изучение одного художественного произведения на нескольких уроках (в зависимости от объема произведения);3. проведение повторительно-обобщающего урока;4. выполнение письменных работ: сочинение или изложение.Этапы работы над художественным произведением на уроках чтении в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида:1) Подготовка учащихся к чтению – необходимо вызвать интерес к теме литературного произведения и обеспечить наиболее полное и правильное восприятие его содержания. Формой подготовительных занятий может быть собеседование, построенное на высказываниях учащихся. Основой для собеседования могут быть рассматривание картин, уже имеющиеся представления у школьников, дополнительная информация, которую сообщил учитель. Если изучается отрывок из повести, то необходимо кратко рассказать о предшествующих событиях. В ходе подготовительной работы также сообщаются биографические сведения об авторах.2) Чтение литературного произведения – чтение организуется по-разному, в зависимости от объема и характера произведения. Небольшие рассказы, стихи читают целиком, произведения больших форм по частям, чередуя классное и внеклассное чтение.3) Анализ содержания произведения – обобщающая беседа в сочетании с выборочным чтением. Работа над планом ведется в двух направлениях: расчленение текста на части в соответствии с планом, данным учащимся в готовом виде, и составление самими учащимся плана прочитанного произведения. План обычно составляется простой в виде заголовков. Затем организуется пересказ. В старших классах используются практически все виды пересказов, предусмотренные для умственно отсталых школьников, но наиболее часто используемые – выборочный, сжатый.4) Работа над образом главного героя произведения: 1) выделение главных и второстепенных героев, 2) характеристика внешности, характера, поступков героев, 3) сопоставление литературных героев, 4) установление взаимосвязи между особенностями характера и поступками героев.5) Работа над языком произведения – для выяснения значения незнакомых слов и уточнения уже известных используются те же приемы, что и в младших классах, добавляются лексико-стилистические упражнения.б) Произведения больших форм изучаются на ряде уроков: первый урок – урок изучения биографии поэта (писателя), второй урок – знакомство с произведением и изучение первой его части (изучаемое произведение уже может быть предложено по частям, если нет – учитель, в зависимости от возможностей школьников, предварительно делит сам произведение на смысловые законченные отрывки). Количество уроков зависит от количества частей текста, в заключении проводится повторительно - обобщающий урок. Методика работы над каждой частью художественного произведения аналогична методике работы над рассказом в младших классах. Текст не всегда читается полностью, учитель может прочитать отрывок, или начало, а сильный ученик его продолжить. Обязательно на каждом уроке повторяются все действующие лица произведения, уточняются сюжетные линии и с помощью различных приемов закрепляется содержание произведения: выборочное чтение, чтение по ролям, различные виды пересказов, составление устной характеристики литературного героя. В ходе повторительно-обобщающего урока актуализируется и систематизируется материал и по биографии и по творчеству поэта (писателя). После такого урока можно выполнить письменную творческую работу (сочинение, сочинение, с элементами изложения). Повторительно-обобщающий урок можно провести в виде сравнительного урока по творчеству нескольких авторов (А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев и А. А. Фет).Организация и содержание внеклассного чтения в школе VIII вида.Внеклассное чтение занимает определенное место в системе учебно-воспитательной работы с умственно отсталыми учащимися, начиная с младших классов. В учебной программе по русскому языку для специальных (коррекционных) школ в рамках внеклассного чтения предполагается самостоятельное чтение школьниками книг, газет, журналов, обсуждение прочитанного, составление отзыва о прочитанной книге, статье, введение дневника или стенда внеклассного чтения.Главная задача подготовки учащихся к внеклассному чтению – пробудить и поддержать интерес и желание обращаться к книге, ввести детей в доступный круг чтения, сформировать организационные навыки работы с книгой. Подготовительную работу нужно начинать с 1-2 классов, для этого учитель выделяет 10-15 минут от урока, чтобы прочитать книги, интересные и доступные для детей данного возраста. Также эффективно использовать прием чтение-рассматривание, когда учитель читает книгу, а дети рассматривают иллюстрации к ней. В первом классе можно предложить работу по оформлению книжки-малышки (рисунки первоклассников объединяются в книжку, подписи делает или педагог или старшеклассники). На подготовительном этапе учитель, как правило, сам отбирает материал для чтения, готовит детей к восприятию книги, читает ее, дает рекомендации к деятельности с книгой во внеурочное время. Ученики на этом этапе учатся слушать произведение, делиться впечатлениями по поводу прочитанного, запоминать нужные действия при рассматривании книги.В рамках подготовки к внеклассному чтению организуется знакомство с библиотекой – ее местонахождением, ее работниками, правилами пользования библиотекой.Когда у учащихся уже сформированы навыки самостоятельного чтения, можно проводить различные конкурсы, викторины, праздники, литературные вечера с привлечением родителей и старшеклассников.2. Уроки внеклассного чтения являются заключительным этапом контроля над самостоятельным чтением книг умственно отсталыми школьниками. В соответствии с программными требованиями уроки проводятся с 5 класса один раз в месяц. Методическими требованиями к таким урокам являются: подготовленность учащихся к урокам, предельная самостоятельность школьников на уроке, нетрадиционные формы работы на уроке (викторины, выступления школьников, творческие задания).В методике преподавания русского языка в начальной школе указывается, что тип урока внеклассного чтения зависит от цели и учебных задач, от характера деятельности учителя и учеников, от учебного материала. Структура может быть следующей:1. Составление из самостоятельно прочитанных дома книг выставки по теме урока, коллективное их рассматривание, выделение книг, вызвавших наибольший интерес (3-5 минут).2. Всестороннее обсуждение выделенных книг, совместные переживания по поводу прочитанного, оценка своей читательской самостоятельности (обобщающие беседы, пересказы, выборочное чтение).3. Расширение читательского кругозора учащихся, сообщение дополнительной информации об авторах прочитанных книг или новых книгах (рассказ, чтение отрывков из новых книг учителем или учениками).4. Сообщение темы следующего урока, разъяснение цели чтения, ориентировка учащихся в новом списке для чтения.Некоторые отличия имеет урок внеклассного чтения, на котором дети знакомятся с периодической печатью. Прежде всего, на уроке необходимо провести словарную работу, объяснить детям такие термины, как периодическая печать, журналист, редактор, тираж, номер, экземпляр. Обязательно проводится работа по знакомству и изучению содержания постоянных рубрик газеты или журнала, обращается внимание на особенности издания, периодичность. Затем детям можно предложить новый номер журнала или газеты и прочитать статью на выбор или по заданию учителя, методика работы над статьей аналогичная методике работы над научно – популярной статьей.М. Ф. Гнездилов указывает, что организационные формы самостоятельного чтения и подготовка школьников к урокам чтения может быть различной: 1) все учащиеся читают одну и ту же книгу и готовятся к коллективному ее обсуждению (необходимо иметь несколько книг для чтения); 2) чтение отдельными группами учащихся различных книжек на одну и ту же тему; 3) индивидуальное чтение учащимися книг по выбору.Ученики, также, к уроку могут делать выписки из текста, записывать свои впечатления о прочитанном, записывать ответы на вопросы, заранее полученные от учителя.