Развивающие игры для младших школьников с ТНР
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развивающие игры для младших школьников с ТНР
Автор: Миронкина Яна Максимовна
Картотека развивающих игр для младших школьников
Разработала учитель начальных классов – Миронкина Яна Максимовна,
МАОУ СОШ № 10
Загадки-шутки
1. В каком слове 40 гласных? (Сорока.)
2. Чем кончается лето и начинается осень? (Буквой о.)
3. Что в человеке есть одно,
А у вороны — двое,
В лисе не встретится оно,
А в огороде — трое. (Буква о.)
4. Что мы слышим в начале урока? (Звук [у].)
5. Что находится в начале книги? (Буква к.)
6. Что стоит посередине Волги? (Буква л.)
7. Ум наоборот. (My.)
8. Какое слово состоит из половины буквы? (Полк, поле.)
9. Какое слово имеет семь штук я? (Семья.)
10. Какое слово имеет пять о? (Опять.)
11. Что стоит посередине Земли? (Буква м.)
12. Как написать мышеловка пятью буквами? (Кошка.)
13. Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, так как страусы не умеют говорить.)
Развивающие игры
Игра Свет, зажгись!
Цель: формирование навыков мышления, развитие памяти на события
Атрибуты: настольная лампа или торшер
Ход игры:
Скажите: Свет, зажгись! – и в этот момент включите лампу. При зажженной лампе расскажите ребенку его любимый стишок или спойте песенку. Затем скажите: Свет, погасни! – и выключите лампу.
Приложите пальцы ко рту и скажите еле слышно: Пришло время помолчать. Затем снова скажите своим обычным голосом: Свет, зажгись! – и начинайте игру сначала. Вскоре ребенок сам будет произносить нужные слова.
Игра Веселый счет
Цель: разогревающее упражнение. Можно использовать для развития мышления и внимания у школьников
Атрибуты: Для проведения этого упражнения заранее заготавливается комплект карточек с цифрами от 0 до 9 на каждую команду. Группа делится на 2 команды. Команды выстраиваются в шеренгу напротив ведущего, перед которым стоят по два стула.
Каждый игрок получает карточку с одной из цифр. После того, как ведущий для команд зачитает пример, игроки с цифрами, составляющими результат выбегают к ведущему и садятся на стулья так, чтобы можно было прочитать ответ. Допустим, это был пример: 16+5. На стулья рядом с ведущим должны сесть участники, у которых в руках карточки с цифрами 2 и 1, так как сумма 16 и 5 равна 21. Команда, у которой получилось сделать это быстро и правильно, зарабатывает очко. Счет идет до пяти очков.
Игра Говори наоборот
Цель: развитие мышления, воображения.
Большой – маленький, толстый – тонкий, черный – белый, горячий – холодный, пустой – полный, легкий – тяжелый, чистый – грязный, больной – здоровый, ребенок – взрослый, огонь – вода, сильный – слабый, веселый – грустный, красивый – безобразный, трус – храбрец.
Игра План местности
Цель: Развитие навыков совместной деятельности.
Атрибуты: картонное игровое поле набор карточек с нарисованным планом местности игрушечные домики, деревья, мосты, река, озеро.
Ход игры: Дети разбиваются на команды и выбирают любую карточку с планом и располагают игрушки в соответствии с этим планом.
Игра Сокращение рассказа
Цель: развитие организованности и повышение четкости, умения отвлекаться от мелочей.
Ход игры: Предъявляется отпечатанным или зачитывается короткий рассказ. Его содержание надо передать максимально сжато, используя лишь одно-два-три предложения, и так, чтобы в них не было ни одного лишнего слова. При этом основное содержание рассказа, конечно же, должно сохраниться, второстепенные же моменты и детали следует отбросить. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом сохранено основное содержание. Возможна совместная доработка и шлифовка наиболее удачных ответов.
Игра Древо мудрости
Ведущий. Сначала быстро, но внимательно прочитаем текст. Теперь каждый пишет записку, в которой задается трудный вопрос по тексту. После этого заверните записку, прикрепите ее скрепкой к дереву. (Роль дерева может выполнять ведущий.)
После этого участники по очереди подходят к дереву, срывают записку и как можно более полно отвечают на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ.
Игра Назови предметы
Ученики по очереди называют все предметы, которые окружают их в классе, школе. Затем по заданию педагога называют слова на темы: ''Овощи'', ''Мебель'', ''Одежда'', ''Растения'', ''Посуда''. Предварительно побеседовать с детьми о том, что все слова можно разделить на группы, каждая группа имеет название, спросить детей почему, по их мнению, слова относятся к разным группам. В процессе ответов детей, помогать им правильно формулировать свои мысли.
Игра Закончи слово
Педагог произносит 1-ый слог слова, а дети должны закончить его. По очереди каждому ребёнку педагог кидает мяч, говорит 1-ый слог, ребёнок ловит мяч и договаривает слово. Затем должен кинуть мяч обратно. Слоги: ра, го, по, зем, до, ла, ка и т.д.
Игра Закончи предложение
Эта игра проводится аналогично игре ''Закончи слово'', только теперь детям нужно, поймав мяч, закончить предложение: летом тепло, а зимой …; птицы летают, а змеи; осенью листья жёлтые, а летом …; сахар сладкий, а лимон …; днём светло, а ночью; ворона каркает, а воробей …; шофёр водит машину, а летчик … Второй вариант игры состоит в том, что дети должны закончить начало фразы словами ''из-за того что'', ''потому что'': сегодня я замёрз, потому что…; у мамы хорошее настроение, потому что…; мальчик обиделся на друга, из-за того что… Если дети допускают ошибки, необходимо разобрать предложение и выяснить, почему подобранное слово или конец фразы, подобранные учеником не подходят. Также необходимо помочь закончить правильно предложение.
Игра Отгадай и назови
Необходимо назвать слово по его значению.
Надпись на письме, посылке, телеграмме, которая указывает, куда и кому посылают письмо и т.д. (Адрес)
Место, где приготовляют лекарства и продают их. (Аптека)
Помещение для стоянки и ремонта автомобилей. (Гараж)
Фрукты и ягоды, сваренные в сахарном сиропе. (Варенье)
Тот, кто сражается с врагом. (Воин, боец)
Детёныш овцы. (Ягнёнок)
Лиственное дерево с белой корой. (Берёза)
Ломтик хлеба с маслом, сыром, колбасой. (Бутерброд)
Игра Установление отношений
На доске слева дано соотношение двух понятий. Из ряда слов справа выбрать одно так, чтобы оно образовало аналогичное соотношение с верхним словом.
школа больница
обучение, доктор, ученик, лечение, больной
нога рука
сапог, кулак, перчатки, палец, браслет
пальто ботинок
пуговица, магазин, нога, шнурок, шляпа
птица человек
гнездо, город, рабочий, вагон, дом
рыба муха
сеть, комар, комната, жужжать, паутина.
Игра Придумай сам
В этой игре дети учатся выполнять действия по аналогии и выделять существенные признаки. Для игры понадобится подборка неоконченных утверждений, например: карандаш – грифель, шариковая ручка - …(стержень);
дом – кирпич, стакан -…(стекло);
коньки – лёд, лыжи -…(снег);
орёл – птица, щука -…(рыба);
шофёр – машина, лётчик -…(самолёт);
ночь – луна, день -…(солнце) и т.д.
Игра Зашифрованное слово
Педагог произносит по слогам слова. Из каждого слова необходимо отделить первые слоги и из них составить новое слово, например:
колос – рота, ваза (корова),
машина –малина (мама),
кора – лото, боксёр (колобок).
Из двух последних слогов составить слово:
Змея – рама (яма),
Зима – яма (мама) и т.д.
Игра Определения
Педагог показывает одну карточку, на которой нарисован предмет, а затем вторую. Задача игры состоит в том, чтобы ребёнок смог придумать слово, находящееся между этими словами и служило бы как бы ''переходным мостиком'' между ними. Каждый ребёнок отвечает по очереди. Если дети не могут понять задания, нужно привести примеры. Например, для слов ''гусь'' и ''дерево'' (картинки с изображениями показываются) переходными мостиками могут быть следующие слова: ''летать'' (гусь взлетел на дерево), ''вырезать'' (из дерева вырезали гуся), ''спрятаться'' (гусь спрятался за дерево). Если ребёнок после приведённых примеров затрудняется ответить, ему обязательно нужно помочь, подвести к правильному ответу.
Игра Продолжи ряд цифр
Задаётся ряд с определённой последовательностью цифр. Дети должны понять закономерность построения ряда и продолжить его.
Например, 1, 3, 5, 7… 1, 4, 7… 1, 5, 9… .
Игра Добавлялки
Дети слушают стихи-загадки и подбирают подходящее слово.
В реке большая драка: поссорились два…(рака).
- Где обедал воробей? – В зоопарке у…(зверей).
Ра-ра-ра – начинается…(игра). Ир-ир-ир – мой папа…(командир).
Ры-ры-ры – у мальчиков…(шары). Арь-арь-арь – на стене висит…(фонарь).
Ро-ро-ро – у Раи новое …(ведро). Ло-ло-ло – на улице…(тепло).
Ру-ру-ру – продолжаем мы …(игру). Лу-лу-лу – стол стоит в …(углу).
Ре-ре-ре – стоит домик на…(горе). Ша-ша-ша – мама моет…(малыша).
Ри-ри-ри – на ветках…(снегири). Шу-шу-шу – другу я письмо…(пишу).
Ар-ар-ар – кипит наш…(самовар). Жа-жа-жа – есть иголки у…(ежа).
Игра Очень-очень вкусный пирог
Детям читают стихотворение, не договаривая слова в строчках, они должны подобрать подходящее по смыслу слово.
Я хотел устроить бал, Но что-то гости … Когда же гости подошли,
И гостей к себе … Я ждал, пока хватало сил, То даже крошек… .
Купил муку, купил творог, Потом кусочек…
Испёк рассыпчатый… Потом подвинул стул и сел,
Пирог, ножи и вилки тут, И пирог в минуту…
Игра Слова с заданной буквой
Детям даётся задание придумать слова с заданной буквой:
а) начинающиеся на букву ''п'';
б) оканчивающиеся на букву ''а'';
в) вторая от начала слова буква ''е''. Варианты могут быть разные.
Что это такое?
Детям предлагается объяснить, что означает то или иное слово. Например, ''письмо – это бумага, на которой можно написать о себе и отправить в конверте по почте''. Добиваться, чтобы дети давали точное определение, в котором содержится указание и отдельные видовые признаки. Наборы слов могут быть самые различные: лодка, журнал, платок, лодырь, пароход; самолёт, молоток, книга, друг, ботинки и т.д.